• Преподавателю
  • Другое
  • Исследовательская работа на тему Декоративно-прикладное искусство Кавказских народов региона

Исследовательская работа на тему Декоративно-прикладное искусство Кавказских народов региона

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа 39

С углубленным изучением краеведения

города Тюмени








Школьная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»


Тема:

«Декоративно-прикладное искусство Кавказских народов региона»






Выполнили:

Хачатрян Артур,

ученик 6а класса

Руководитель:

Швецова Анна

Васильевна







Тюмень 2011

Содержание

Введение…..…………………………………………………………….......3

Теоретическое ядро

Гл.1 Виды декоративно-прикладного искусства народов Кавказа…...…6

1.1. Ковроткачество ………………………………………………..………6

1.2. Художественная обработка металлов………………………..…...….6

1.3. Рельефная чеканка……………………………………….….……..…..8

1.4. Ювелирные украшения………………………………………...…….10

1.5. Гончарное производство……………………………………....……..10

1.6. Народная вышивка Кавказа………………………………………….11

1.7. Бронзовое литье....................................................................................11

Заключение……………………………………………………….……….14

Список используемой литературы………………………………..……...15

Приложения:

Приложение 1.Ковроткачество…………………………………………..17

Приложение 2. Художественная обработка металлов………….………18

Приложение 3. Рельефная чеканка ……………………………..……….19

Приложение 4. Ювелирные украшения ………………………..……….20

Приложение 5. Гончарное производство ……………………………….21

Приложение 6. Народная вышивка Кавказа ……………………………22

Приложение 7. Бронзовое литье…………………………………………23






Введение


Актуальность темы исследовательской работы

В наше время важно возрождение традиций, сохранившихся в памяти людей, в описаниях современников, в произведениях искусства. Из всех видов искусства наибольшей ценностью в этом смысле обладает декоративно-прикладное искусство, имеющее древние корни и выражающее этническое своеобразие, мировосприятие, дух того или иного народа.

Для того чтобы выйти из культурного и художественного кризиса, в котором находится сознание современного человека, необходимо вернуться к истокам искусства, в данном случае - к одному из древнейших его видов - декоративно-прикладному, а именно к возрождении его традиций и их разумном развитии в современных условиях.

Необходимо отметить, что, несмотря на всю сложность и неоднозначность ситуации, современное общество испытывает большой интерес к культурному наследию. Сегодня формируются новые грани и границы национального мышления, переосмысливаются духовные ценности прошлого. Нам представляется, что самым важным шагом на пути разрешения сложившихся проблем является возрождение утерянных пластов национальной культуры, изучение духовного наследия всех народов и народностей. Обращаясь к вопросам возрождения национальной культуры, необходимо помнить, что любая национальная культура имеет народные корни. И если в обществе происходят социальные изменения, приводящие к нарушению стабильности, то и естественной защитой от них является реакция самосохранения, заключающаяся в возврате к стабильному прошлому, к изначальному состоянию. Такой механизм возвращения к образцам прошлого опыта существовал всегда, в любом обществе. Но чаще всего оказывалось, что имеющихся традиций недостаточно для функционирования общественной системы, поэтому возникала необходимость создания новых культурных ценностей, внедрения их в повседневную жизнь, а затем и превращения в культурные традиции.

Реализация этих принципов, на наш взгляд, и есть то, что принято называть возрождением национальной культуры.

У разных народов на протяжении веков формируются разные виды декоративно-прикладного искусства. В этом смысле очень уникально ДПИ народов Кавказа. Нам захотелось побольше узнать о нем и рассказать ребятам.

Выбранная тема мне показалась интересной, потому как, обращаясь к вопросам возрождения национальной культуры, необходимо помнить, что любая национальная культура имеет народные корни, а декоративно-прикладное искусство - обязательный спутник не только народов Кавказа, но и всего человечества, это самое доступное произведение искусства, которое подвластно трудолюбивому мастеру. В процессе изучения данной темы мне будет познавательно.

Сегодня мы переживаем достаточно сложный период истории народов Кавказа. Этот регион, небольшой по территории, является полиэтничным, богатым своеобычными культурами, разными языками, несовпадающими укладами жизни. Напряженность социально-политической обстановки в этом регионе актуализирует задачу исследования всех проявлений культуры, стабилизирующих жизнь в регионе.

Из всех феноменов культуры, раскрывающих ее духовное пространство, наиболее показательным является искусство. Поэтому анализ видов, жанров, направлений, стилей и даже отдельных произведений искусства становится инструментом в исследовании культурно-национального своеобразия того или иного народа. Из всех видов искусств наименее изученным остается декоративно-прикладное, а между тем, именно оно является тем «ключом», который может приоткрыть дверь в тайну культурной самобытности народов Кавказа.

У каждой культуры существует определенная система ценностей, обеспечивающая единство и целостность общества. Эта система, безусловно, имеет некое основополагающее качество, и это качество - духовность. Именно она делает человеческое общество человеческим. Однако это ценностное качество на современном этапе развития общества имеет все меньшую ценность. Для общества приоритет осмысления духовных ценностей носит стратегический характер. Исходя из этих позиций, особое значение придается проблеме духовности, а также необходимости рассмотрения творчества и все его аспектов, прежде всего, как выражение духовности.

Декоративно-прикладное искусство всегда оставалось в числе малоизученных, хотя и становилось предметом внимания зарубежных и отечественных исследователей.
Декоративно-прикладное искусство Кавказского региона до сих пор фактически не затронуто вниманием исследователей. Но надо отметить, что в отечественной этнологии некоторые его аспекты все-таки нашли свое отражение. Так, наиболее ранние сведения о народном жилище, одежде, характере оружия, о культовых постройках Кавказа можно обнаружить в трудах ученых и путешественников XVTI-XVIII века: Я.Стрейса, П.С. Палласа и Гюльденштеда. Большую ценность представляют их рисунки, воссоздающие внешний облик горцев Кавказа, их одежду, вооружение.



Тема:

«Декоративно-прикладное искусство Кавказских народов региона».

Цель:

Знакомство, исследование, изучение декоративно-прикладного искусства Кавказского народа.

Задачи:

Создать презентацию Декоративно-прикладного искусства народов Кавказа.

Объект исследования:

Декоративно-прикладное искусство.

Предмет:

Традиционные виды декоративно-прикладного искусства народов Кавказа.







Гл.1. Виды декоративно-прикладного искусства народов Кавказа. Основными видами декоративно-прикладного искусства являются: ковроткачество, художественная обработка металлов, рельефная чеканка, ювелирные украшения, гончарное производство, национальная вышивка, бронзовое литье.

1.1. Ковроткачество

На Кавказе издавна процветало ковроделие. Ковры изготавливались для домашнего обихода, служили предметом торговли, ими выплачивали дань. Ковры, по словам Лукач Д.М., могли быть единственным украшением интерьера, иногда заменяя собой мебель.[1] В большие мешки мафраши3 укладывалась постель; хурджуны1 использовали для перевозки продуктов и утвари; завесы зили2 закрывали ниши; паласы застилали земляные полы.

Особую известность в ковроделии Азербайджана получили ворсовые ковры из Казаха, Ширвана, Кубы, Баку, Карабаха. Ковер ширван обладает изысканной цветовой гаммой, заполнен сложным узором, включающим условные, сильно геометризированные изображения птиц и животных (Прил. 1). Молитвенный коврик гянджа-казах украшали растительным орнаментом в характерных оливково-зеленых тонах.

По данным Шимунек Е.Н. на Кавказе в XIX веке ковроткачество достигло выского уровня. Большое распространение здесь получили безворсовые ковры карпеты.[4] Геометризованный орнамент карпет включает мотивы растительного характера, изображения животных, птиц, а также многочисленную символические узоры: кресты, свастики, лабиринты, солярные знаки.

До сих пор такие ковры можно увидеть в музеях или на специализированных выстовках.

1Хурджун - переметная сума - два мешка в одну связь для перекидки через плечо или через седло;

2Зили-вид ковра;

3Мафраш - своего рода сундук, в который кавказские народы, при переезде из одного места в другое складывают постельные принадлежности.

1.2. Художественная обработка металлов

Другой традиционный вид декоративно-прикладного искусства - это художественная обработка металла. Как пишет Рославцева Л.И., при создании изделий из металла мастера использовали сочетание разнообразных техник - ковки, чеканки, гравировки, штампа, черни, инкрустации, золочения.[2] Форма и декор металлической посуды определялся национальной традицией .

Грузинские и армянские мастера могли позволить себе использовать серебро для изготовления разнообразной утвари. Особенно привлекают внимание грузинские серебряные кувшины каркара с витой изогнутой горловиной, при разливании вина издающей звуки, напоминающие воркование голубей. Как воспоминание об античном культе Диониса, в декоративном оформлении винных сосудов часто возникают изображения фавнов1. На черпаке для вина азарпеши мастер прочеканил фигурку сатира, держащего кубок и посох, в окружении кистей винограда. На другом металлическом сосуде - фляге для вина с одной стороны изображен танцующий фавн. Крышка фляги выполнена в виде совиной головы.

Ремесленники Дагестана более других кавказских народов преуспели в мастерстве художественной обработки металла: изготовлении оружия, ювелирных украшений, домашней утвари (Прил. 2). В селении Амузги, как пишет Соколов М.Н., преимущественно изготавливали клинки кинжалов и шашек, на огнестрельном оружии специализировались в селе Харбук. Самыми же знаменитыми были мастера из селения Кубачи.[3]

Еще арабские путешественники IX-X вв. описывали мастрество кубачинских ремесленников. В те времена, читаем мы в книге Соколова М.Н. «Искусствознание //Культурология», что это место носило персидское название «Зирихгеран», что означает «кольчугоделатели», а по-тюркски - кубачи. В средневековье это был центр богатой исламской художественной культуры.[3]

Автор отмечает высокое качество изготавливавшихся кубачинцами стремян, кольчуг, шлемов, кинжалов, шашек, сабель, посуды, женских украшений. Почти все жители Дагестана владели различными техниками обработки металла. Сохранившиеся памятники оружейной культуры датированы второй половиной XVIII-XX вв. И связано это не только с историческими коллизиями, но и с естественными процессами. Оружие использовалось по назначению, передавалось от отца к сыну и последующим поколениям. Оно изнашивалось, старое переделывалось в новое.

Но главное, что сохранилось на века - это секреты ремесла, которые берегли как святыню и передавали из поколения в поколение. Сложным временем для кубачинского искусства стал советский период, когда были нарушены принципиальные особенности традиционного изготовления предметов из металла. Почти удалась попытка нарушить установленный издревле порядок разделения труда: каждая семья виртуозно владела какой-либо техникой обработки металла, изготавливаемый предмет как по конвейеру переходил из рук в руки, постепенно приобретая законченный вид.

Однако и по сей день сохранилась традиция украшения изделий знаменитым кубачинским орнаментом, имеющим строгие канонические правила построения. Художественно трактованные арабские буквы в сочетании с растительным орнаментом придают высокохудожественное звучание предмету.

Искусная декорировка изделий кубачинских мастеров узнаваема и подтверждает непревзойденное владение практически всеми ювелирными техниками художественной обработки металла. Это золотая, серебряная и медная насечка по стали, вороненому железу, слоновой кости, а также литье, штамповка, ковка, зернь, гравировка, позолота. В XIX в. мастера овладели техникой эмали и филиграни. Глубокая гравировка с чернью по серебру и чеканкой под зернь применяется до сих пор только кубачинцами и нигде в мире не встречается. Утратившее свою практическую значимость дагестанское холодное оружие сделалось теперь неотъемлемой составляющей музейных собраний и частных коллекций настоящих ценителей прекрасного. Коллекции кубачинского оружия, ювелирные изделия и посуду можно увидеть в Лувре, Музее Виктории и Альберта, Эрмитаже и других сокровищницах мира.

Около 10 лет в Дагестане существует предприятие ООО «Атис и К°», объединившее под своим началом наиболее талантливых мастеров села Кубачи, выходцев из потомственных родов. И вновь, как в старину, зазвучали имена и фамилии оружейников и ювелиров. Эксклюзивные изделия рода Тикаевых, Курбана Алмасова, Курбана Чушова, Шапи Куртаева, семьи Даудовых являются украшением любой коллекции.

Восприимчивость и интерес к художественной культуре и искусству других народов традиционно обогащали кубачинское ремесло. А соблюдение канонов и высокохудожественное исполнение делают современные изделия настоящими произведениями прикладного искусства. Изысканные по форме столовые приборы, посуда, богато украшенное холодное оружие, ювелирные изделия, созданные мастерами предприятия «Атис и К°», по праву занимают достойное место на российских и зарубежных оружейных и ювелирных выставках.

1Фавн-мифическое существо, получеловек-полуживотное

1.3. Рельефная чеканка

Чеканка - это не только плоскорельефные узоры на ювелирных изделиях или предметах быта. Техническую разновидность чеканки - дифовку - использовали с давних времен для выколачивания щитов, шлемов, рыцарских лат. Позже этот способ стали применять при создании огромных монументальных скульптур.

Пользовались успехом изысканные но форме сосуды для воды, курительные приборы, умывальные чаши, блюда для фруктов.

Художественная обработка металла, в том числе и чеканка, характерна для многих народов. Чеканки по серебру отличались виртуозностью исполнения, пышностью узора, богатством фантазии и в то же время спокойствием и соразмерностью композиционных элементов.

Кавказским чеканкам, как утверждает Рославцева Л.И., ведущим свое начало от древнейшего искусства Сванетии и Хевсуретии, насчитывается более трех с половиной тысяч лет.[2]

Искусство грузинской чеканки прошло через многие столетия, сохранив лучшие традиции древних мастеров. В XVIII-XIX вв. в Грузии в богатых домах были популярны серебряные сосуды для вина, на поверхности которых изображались сцены охоты (Прил. 3). Традиционными сюжетами также были лань в когтях разъяренного барса, битва гуся с коршуном, зайцы, преследуемые собакой. Нередко воспроизводились народные празднества и свадьбы.

К древним временам восходит искусство художественной чеканки Армении. Раскопки близ столицы Армении - Еревана позволили обнаружить изделия, украшенные чеканкой, относящиеся к VII-VI вв. до

н. э. Это щиты, ножны, колчаны, шлемы, кухонная утварь.

От более поздних времен сохранилась уникальная работа неизвестного армянского мастера - серебряный чеканный переплет древней рукописи, датированный 1249 г.

Среди изделий из серебра, созданных армянскими мастерами, выделяется чаша для причастия (1737 г.), украшенная рельефной чеканкой.

Богатейшими художественными традициями известно искусство народов Дагестана. Начиная с XII в. медночеканным производством славились аулы Кубачи, Кумух и несколько позднее - Гоцатль. Традиционными изделиями горцев были всевозможные кувшины для воды, кухонная посуда, декоративные настенные блюда и подносы из красной меди, ювелирные изделия.

Весьма своеобразны кубачинские котлы и кувшины с растительными и геометрическими орнаментами. Предание гласит, что первым мастером в ауле Гоцатль был Ахкубек. Известно имя другого старинного мастера - Муса.

Техника чеканки, дополненная гравировкой, получила широкое распространение в изготовлении медной утвари азербайджанского селения Лагич. Медная посуда ценилась очень высоко и зачастую составляла единственное богатство семьи, ведь мусульмане в быту не пользовались посудой из драгоценных металлов. Кувшины для воды, чаши, подносы, шлемовидные крышки на чаши с пловом, украшались орнаментальными фризами с растительными узорами, изображениями животных и человеческих фигур. В орнамент искусно вплетались арабские надписи.

Из глубины веков пришла и форма литого бронзового светильника чирах. Непременное украшение светильника - скульптурное изображение птицы, символа неба, солнца и света. Такие бронзовые светильники встречались как в Азербайджане, так и в Дагестане.

Дагестанская медно-чеканная утварь отличалась архаичностью формы и лаконичностью декора.

Оружие для горца испокон веков было предметом особой гордости. Ножны, рукояти кинжалов и шашек, стволы пистолетов украшались тонким гравированным орнаментом, золотой насечкой, чернью и золочением. Особенно высоко ценилась кубачинская работа. Дагестанские мастера из горного селения Кубачи специализировались на художественном оформлении оружия. Сюда поставлялись готовые клинки, одевавшиеся златокузнецами в серебряное обрамление. Каждый рисунок имел свое название. Излюбленными мотивами были тута - ветвь и мархарай - заросль.

1.4. Ювелирные украшения

Ювелирные украшения составляли неотъемлемую часть традиционного костюма всех народов Кавказа. Украшения выполняли важную символическую роль - служили оберегами, знаками принадлежности к определенной этнической и социльно-возрастной группам. Диадемы на головные уборы, налобные, височные подвески и серьги, пряжки для поясов и персти выполнялись в традиционных ювелирных техниках. В репертуар традиционных орнаментальных мотивов входили разнообразные символы плодородия: изображения птиц, граната, миндаля, рогов, ромбов.

Большим разнообразием отличаются дагестанские серебряные украшения. Кубачинские перстни и браслеты обильно инкрустированы бирюзой, сердоликом, жемчугом. Аварские височные и налобные украшения с множеством цепочек и подвесок предназначались для женских головных уборов.

Важнейшим элементом костюма жителя Кавказа были пояса, собранные из литых или штампованных сегментов, с красивыми пряжками, украшенными рельефными узорами с чернью и позолотой.

1.5. Гончарное производство

В разделе Армении представлены глиняные солонки агаманы в форме женской фигуры. Подобные сосуды известны с глубокой древности, возможно, они символизировали богиню плодородия.

Среди изделий дагестанских гончаров особый интерес вызывает керамика лезгинского селения Кала, разрушенного в период татаро-монгольского завоевания. Подглазурная роспись кувшина и блюда из селения Кала образует своеобразный узор в виде извивающейся змеи. Также в экспозиции можно увидеть знаменитую керамику испик, изготовление которой прекратилось к началу ХХ в. Центр производства кермики этой группы до сих пор не известен. Первоначально предполагалось, что эти странные блюда, чаши и кувшины, покрытые переливающимися потеками глазури, производились в селение Испик. Хотя эти сведения не подтвердились, за керамикой этого стиля закрепилось ошибочное название.

Ее отличительной чертой является рельефный рисунок по борту с изображением геометрических и растительных мотивов, животных и птиц. Подобные блюда имели сакральное значение и использовались в ритуалах, призванных уберечь человека от сглаза (Прил. 5).

Деревянная утварь также широко использовалась в быту кавказских народов. Мерки для зерна и муки, прялки, и посохи, солонки и черпаки украшалась резьбой с архаичными узорами. В Дагестане большая роль отводилась поставцу для ложек учалтон, который можно увидеть в экспозиции. Учалтон считался главным оберегом семейного благополучия.

1.6. Национая вышивка

Искусство вышивки на Кавказе получило развитие в разных формах народного творчества (Прил. 6). В музеях располагается небольшая коллекция дагестанских вышивок XVIII - XIX вв., известных по названию села Кайтаг, где они были найдены. Небольшие по размеру вышитые покрывала имели ритуальное значение - участвовали в поминальных обрядах, а также использовались как обереги «от злого глаза», ими накрывали люльку с младенцем. Передавались эти вышивки только по мужской линии. Вышитые некрученым шелком узоры обозначали древние забытые символы, иногда повторяли рисунки дорогих турецких тканей.
Еще одним заметным явлением в искусстве вышивки были азербайджанские «посольские скатерти», которые якобы дарилась иноземным гостям в особо торжественных случаях. Издали подобные скатерти напоминают мозаичные панно с центрической композицией. Шитье цветными шелками дополняется аппликацией из разноцветных кусочков сукна. Создавали эти вышивки только мужчины.

Мастерство вышивальщиц находило применение в традиционном костюме разных народов Кавказа. Вышитый растительный узор украшает парадный женский полукафтан архалыг, представленный в азербайджанской разделе. Золотые и серебряные нити придают костюму красочность и нарядность.

Золотошвейный узор обрамляет края армянского праздничного платья. Обязательная деталь одежды армянки из Ахалциха - бархатный передник. Его нижние углы расшиты золотыми нитями узором бутта. Передник завязывался пришитым к нему тонким тканым шелковым пояском, на котором вытканы разного рода благожелательные надписи.

В Грузии существовал хевсурский костюм, где вышивка выполняет роль оберега и украшения. Ей присущи глубокие, насыщенные цвета сдержанной гаммы: черный, темно-синий, бордовый, зеленый.

Европейское влияние заметно в растительном орнаменте женского городского костюма центральной Грузии. Шитье выполнено по дорогим фабричным тканям - шелку и бархату шелковыми и золотыми нитями.

1.7. Бронзовое литье

Особенность истории металлургии некоторых закавказских народов заключается в строгом, последовательном чередовании основных эпох и этапов ее развития (использование самородной меди, бронзовое литье, кованое железо и др.), что не всегда можно обнаружить в истории других народов. Исследователи объясняют эту самобытность металлургии отсутствием такого фактора, как влияние завоевателей или пришлых народов. Такая особенность ярко выявлена у древних племен на территории теперешней Грузии.

Племена древней Грузии познали литье еще в эпоху ранней бронзы. Исследователями установлено, что здесь первоначально бронза не использовалась для получения фасонных отливок. Первые бронзовые отливки были заготовками простейшей формы, из которых при помощи ковки или других способов обработки изготовляли нужное изделие. Лишь постепенно такие грубые отливки стали заменяться фасонными литыми изделиями. Как и у других народов, первым материалом литейных форм в древней Грузии был камень.

Особенно высокого развития, по мнению Лукач Д.М., достигло литейное ремесло на территории древней Грузии в период средней: бронзы. [1] Хотя по-прежнему основными литыми изделиями оставались топоры и разного вида оружие, но наряду с ними изготовляется большое количество разнообразных украшений.

Хорошо зарекомендовавшая себя ранее каменная литейная форма для отливок простой конфигурации остается основной и в этот период, но мастера Грузии умело используют большие ее возможности. Разнообразные варианты изготовления каменных форм относятся ко II тысячелетию до н.э. Применяются формы не только с горизонтальным, но и с вертикальным разъемами, что требовало уже тщательной и точной подгонки. Выбор положения формы при заливке, а также рациональное устройство литниковой системы (верхний подвод в массивную часть формы через увеличенный литник) - свидетельство высокой техники литья. Об этом также говорят отливки в сложных формах, полученных по выплавляемым моделям, и применение глиняных стержней в каменных формах.

В период поздней бронзы (конец II тысячелетия-первые века I тысячелетия до н. э.) в Грузии происходит дальнейший подъем металлургии и литейного дела. Появляются различные сплавы, совершенствуются литейные формы: даже в каменных формах устраиваются газоотводные каналы, выпора п т. п. Получает дальнейшее развитие литье по восковым моделям. Ф. Н, Товадзе установил оригинальную технологию литья рукоятки меча с применением восковой модели.

Интересно и художественное литье первых веков I тысячелетия до н. э. Оно свидетельствует о высоком уровне литья по восковым моделям и самобытности грузинского художественного литья. Литой барс из Самтавро произведение мастеров-умельцев древней Грузии, не уступающее подобным произведениям в других частях света того времени.

В развитии литейных ремесел древних племен Закавказья и Скифии значительную роль сыграла урартская техника литья, особенно техника художественного литья (Прил. 7). Многие племена Армянского нагорья, теснимые завоевателями (главным образом Ассирией), стойко оборонялись, объединяясь в племенные союзы. И хотя походы Ассирии в этот район с XI в. до н. э. прекратились, но консолидация сил племен продолжается и в XI-Х вв. до н. э. Она привела к образованию государства Урарту.

Раскопки на территории Закавказья и на Ближнем Востоке свидетельствуют о высокоразвитой материальной культуре государства Урарту. В этот период наблюдался особенно большой расцвет художественного бронзового литья.

Очевидно, достаточное количество меди позволяло не только изготовлять орудия труда и оружие из бронзы, но использовать ее и для других целей. Появляются великолепные художественные изделия: фигурная мебель, художественное оружие, всевозможные статуэтки. Урартские отливки, представляющие собой сложные и высокохудожественные изделия, изготовлялись, как правило, по восковым моделям.










Заключение

Декоративно-прикладное искусство народов Кавказа воспроизводит этнические характеристики своего народа, играет заметную роль в сохранении и воспроизводстве культурной организации жизни кавказских народов, поскольку в произведениях ДПИ выражаются представления об устройстве мира. Традиционные виды ДПИ Кавказа являлись и являются экономическим подспорьем для той или иной общины, важным источником ее жизнеобеспечения.

Произведения ДПИ и возрождение традиционных его видов являются «связующим мостом» в местах «прорыва» культурного развития (преемственности) в условиях миграции народов Кавказа.

Результаты этой исследовательской работы позволяют расширить представления о традиционных видах искусства народов Кавказа. Они могут быть использованы для дальнейшей разработки тем, ориентированных на философское и научное понимание декоративно-прикладного искусства.

Полученные результаты можно использовать в преподавании общих и специальных курсов по культурологи, философии искусства, искусствознания, истории декоративно-прикладного искусства, истории народных промыслов Кавказа.

Таблица 1.

Сводная таблица данных по ДПИ народов Кавказа

Народы

Кавказа

Ковротка-чество

Худ. Обо-ка металлов

Рельефная

чеканка

Ювелирн.

Укр-ния

Гонч-ое. произв

Нар. Выш

Бронз. литье

Грузия





+

+


+



+


+

Армения




+


+


+


+


+


+

Азербайджан


+



+


+




+

Дагестан




+


+


+


+


+


Вывод: исходя из информации представленной в этой работе и из таблицы сводных данных, можно заключить, что декоративно-прикладное искусство Кавказских народов является очень своеобразным, ярким и выражающим этническую сторону этих народов. В произведениях декоративно-прикладного искусства присутствуют работы всех национальностей Кавказа, но большая часть из них принадлежит народу Армении.

Список используемых источников

1. Лукач Д.М. «Своеобразие эстетического» , Т.4. М., 1987. С.127-128.

2. Рославцева Л.И. "Декоративно-прикладное искусство народов Кавказа XVIII-XIX вв.", М., 2009. С.72.

3. Соколов М.Н. «Искусствознание //Культурология» , XX век. Словарь. СПб., 1997. С. 163

4. Шимунек Е.Н. «Эстетика и всеобщая теория искусств», М., 1980. С.219.









Приложения











Приложение 1

Ковроткачество

Исследовательская работа на тему Декоративно-прикладное искусство Кавказских народов региона

Ковер с изображением павлина.
Азейбарджан 1925 г.
Шерсть, ворсовое ткачество.

Лукач Д.М.



















Приложение 2

Художественная обработка металлов

Исследовательская работа на тему Декоративно-прикладное искусство Кавказских народов региона

Пример художественной обработки металла дагестанских мастеров

Рославцева Л.И.











Приложение 3

Рельефная чеканка

Исследовательская работа на тему Декоративно-прикладное искусство Кавказских народов региона

Грузинский сосуд для вина с узорами

Соколов М.Н.






Приложение 4


Ювелирные украшения


Исследовательская работа на тему Декоративно-прикладное искусство Кавказских народов региона


Нагрудное армянское украшение XIX в.

Рославцева Л.И.


















Приложение 5


Гончарное производство


Исследовательская работа на тему Декоративно-прикладное искусство Кавказских народов региона



Блюдо
Дагестан сер. XIX в.
Керамика, роспись, глазурь.

Шемунек Е.Н.
























Приложение 6


Народная вышивка Кавказа


Исследовательская работа на тему Декоративно-прикладное искусство Кавказских народов региона


Вышивка
Дагестан, с. Кайтаг, XIX в.

Шемунек Е.Н.



















Приложение 7


Бронзовое литье



Исследовательская работа на тему Декоративно-прикладное искусство Кавказских народов региона


Литой лев Урарту

Армения

Соколов М.Н.




© 2010-2022