• Преподавателю
  • Другое
  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 00 (ОПД. 04) ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПРОФЕССИИ 150709. 02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП. 00 (ОПД. 04) ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПРОФЕССИИ 150709. 02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)

Данную разработку может использовать в своей работе каждый преподаватель специальных дисциплин, так как она отвечает современным требованиям, предъявляемым к структуре рабочей программы и соответствует всем требованиям ФГОС третьего поколения. Титульный лист содержит все необходимые реквизиты и согласования данного документа. На третьей странице указано содержание программы. Паспорт рабочей программы учебной дисциплины сопровождается кратким обоснованием документа, отражает цели и задачи препода...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ЛИЦЕЙ №13

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ






утверждаю

директор гБоу нпо пл №13 МО

___________ калачанова н.б.

«_____» ______________ 20____г.









рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.00

(ОПД.04)

"ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ"

ДЛЯ ПРОФЕССИИ 150709.02 Сварщик

(электросварочные и газосварочные работы)



















г. Раменское

2011 г.

  • Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) по профессиям начального профессионального образования (далее НПО) 150709.02 сварщик (электрогазосварочные и газосварочные работы)

Организация-разработчик: ГБОУ НПО ПЛ №13 « Государственное бюджетное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональный лицей №13 Московской области »

Разработчики: Житкова А.А. преподаватель спецдисциплин ГБОУ НПО «Профессиональный лицей №13» Московской области

Рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).

Заключение Экспертного совета №____________ от «____»__________200__ г.

номер

©

©

©

©

©


СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации примерной программы учебной дисциплины

9

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

10


1. паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ " ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ "

1.1. Область применения программы

Примерная программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессиям НПО, входящим в состав укрупненной группы профессий 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка, по направлению подготовки 150203Сварочное производство:

150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы);

150709.03 Сварщик на лазерных установках;

150709.04 Сварщик на электронно-лучевых установках.

Примерная программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 18329 Сварщик арматурных сеток и каркасов, 18333 Сварщик изделий из тугоплавких металлов, 18350 Сварщик термитной сварки и др.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • выполнять механические испытания образцов материалов;

  • использовать физико-химические методы исследования металлов;

  • пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов;

  • выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности;

  • наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала;

  • правила применения охлаждающих и смазывающих материалов;

  • основные сведения о металлах и сплавах;

  • основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию.

4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 76 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 57 часов;

самостоятельной работы обучающегося 19 часа.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

76

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

57

в том числе:


лекции

50

лабораторные занятия

7

практические занятия

не предусмотрено

контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

19

в том числе:


индивидуальное проектное задание

10

тематика внеаудиторной самостоятельной работы

9

Итоговая аттестация в форме

деференцированныйзачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Материаловедение


50


Введение

Роль материалов в современной технике

2

1

Тема 1.1. Металловедение

Технологические характеристики применяемых металлов и сплавов: прочность, упругость, ковкость, пластичность, электропроводность, теплопроводность, вязкость, порог хладноломкости и др.

Связь между структурой и свойствами металлов и сплавов.

22

2

Технологии производства металлов и сплавов. Производство чугуна и стали. Прокат. Углеродистые и легированные стали. Производство сплавов цветных металлов: алюминия, меди, магния, никеля, титана, цинка, свинца, олова и др. Припои. Твердые сплавы. Маркировка сплавов.

1

Методы получения и обработки изделий из металлов и сплавов: литье, обработка давлением и резанием, термообработка, термомеханическая и химико-термическая обработка, сварка, пайка и др. Отжиг. Нормализация. Закалка стали. Гальванические, диффузионные и распылительные процессы нанесения металлических защитных и защитно-декоративных покрытий. Свойства покрытий. Области применения.

1

Основные типы деформаций. Пластическая деформация. Изменение структуры и свойств металла при пластическом деформировании. Влияние нагрева на структуру и свойства деформированного металла. Много- и малоцикловая, термическая и коррозионная усталость. Окисление. Коррозия. Виды износа. Способы предохранения.

2

Аллотропические превращения железа. Простые структуры железоуглеродистых сплавов: аустенит, феррит, цементит. Диаграмма состояния железо - углерод (процесс первичной кристаллизации). Линии превращения, точки диаграммы.

2

Диаграмма состояния железо - углерод (процесс вторичной кристаллизации), сложные структуры железо - углеродистых сплавов: перлит, ледебурит. Доэвтектоидные, эвтектоидные, заэвтектоидные стали. Доэвтектические, эвтектические, заэвтектические чугуны. Превращения, происходящие при нагревании и охлаждении в сталях и чугунах.

2

Диаграмма состояния сплавов, компоненты которых образуют механическую смесь. Диаграмма состояния сплавов, компоненты которых образуют твердый раствор. Правило отрезков. Связь между свойствами сплавов и типом диаграмм.

2

Состав углеродистых сталей. Постоянные примеси в стали. Влияние углерода и постоянных примесей на свойства стали. Углеродистые конструкционные стали обыкновенного качества. Их маркировка по ГОСТ, свойства и применение. Углеродистые конструкционные стали качественные. Марки. Применение. Углеродистые инструментальные стали. Режущие свойства. Применение. Автоматные стали. Их маркировка по ГОСТ, свойства и применение.

2

Производство чугунов. Классификация чугунов. Химический состав чугунов. Серый чугун по ГОСТ. Графит. Форма и размеры его включений. Влияние примесей на свойства чугунов. Механические свойства серого чугуна. Марки серых чугунов и применение. Модификация чугунов. Ковкий чугун. Получение ковкого чугуна. Его свойства. Высокопрочный чугун. Свойства высокопрочных чугунов. Маркировка ковких и высокопрочных чугунов. Применение.

2

Конструкционные легированные стали. Свойства и применение. Конструкционные легированные стали цементируемые и улучшаемые. Марки

2

Руды титана. Обогащение титановых руд. Восстановительная плавка. Получение тетрахлорида титана. Восстановление тетрахлорида титана магнием. Переплавка титановой губки

2

Лабораторная работа

6


Определение прочности и пластичности металлов. Определение твердости металлов по Бринеллю и Роквеллу. Испытание на ударную вязкость

Изучение под микроскопом (с зарисовкой) микроструктур железоуглеродистых сплавов

Проведение закалки и отпуска углеродистой стали с определением твердости до закалки, после закалки и после отпуска

Тема 1.2. Неметаллические материалы

Строение и назначение резины, пластических масс и полимерных материалов. Особенности их структуры и технологических свойств.

10

1

Строение и назначение стекла и керамических материалов. Технологические характеристики изделий из них. Электроизоляционные свойства.

1

Строение и назначение композиционных материалов. Понятие и назначение композиционных материалов, особенности и сферы их практического применения. Типы композиционных материалов: с металлической и неметаллической матрицей. Классификация: волокнистые, дисперсно-упрочненные, стекло - и карбоволокниты.

1

Смазочные и антикоррозионные материалы. Специальные жидкости. Их назначение. Особенности применения.

2

Абразивные материалы. Общие сведения. Абразивный инструмент.

2

Лабораторная работа

1


Влияние различных условий на свойства смазочных материалов.

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы? Расшифровка маркировки сталей по назначению, химическому составу и качеству.

Изменения свойств металлов и сплавов при термической обработке.

Сущность обработки металлов давлением; преимущества и недостатки метода по сравнению с другими способами получения заготовок и изделий.

9

Раздел 2. Слесарное дело

26

Тема 2.1. Организация слесарных работ

Правила техники безопасности при слесарных работах. Особую опасность во время работы представляют вращающиеся части станков и машин: валы, шкивы, передачи, муфты и т. д.

6

3

Организация рабочего места слесаря: устройство и назначение слесарного верстака, параллельных тисков, рабочего, измерительного и разметочного инструмента, защитного экрана. Правила освещения рабочего места.

3

Правила выбора и применения инструментов для различных видов слесарных работ. Заточка инструмента.

3

Тема 2.2. Общеслесарные работы

Виды слесарных работ: плоскостная разметка, правка и гибка металла, резание металла, опиливание металла, шабрение, сверление, зенкование, зенкерование и развертывание отверстий, обработка резьбовых поверхностей, выполнение неразъемных соединений, в т.ч. клепка, пайка и лужение, склеивание.

10

3

Последовательность слесарных операций в соответствии с характеристиками применяемых материалов и требуемой формой изделия.

3

Приемы выполнения общеслесарных работ (по видам). Разметка плоскостей, рубка и гибка металла, припиловка деталей и подготовка простых деталей при ремонте приспособлений.

3

Требования к качеству обработки деталей. Прочность (статическая, циклическая, сопротивление усталости); долговечность (ресурс); технологичность; взаимозаменяемость; износостойкость рабочих поверхностей; коррозионная и кавитационная стойкость; специальные свойства (отражательная способность, жаростойкость, электропроводность и др.); эстетичность; экологическая чистота; прочность неподвижных соединений; герметичность соединений.

3

Разметка плоских поверхностей. Рубка металла. Правка металла. Гибка металла. Резка металла. Опиливание металла


Самостоятельная работа выполнение индивидуального проектного задания по теме «Изготовление изделий из металла». Получение готового изделия любой сложности (ворота, урны, заборы, оградки и т.д.)

10

Всего:

76


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. - ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. - репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. - продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Основы материаловедения» и слесарной мастерской.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

- объемные модели металлической кристаллической решетки;

- образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);

- образцы неметаллических материалов.

Технические средства обучения:

- компьютер с лицензионным программным обеспечением и мультимедиапроектор.

Оборудование мастерской:

по количеству обучающихся:

- верстак слесарный с индивидуальным освещением и защитными экранами;

- параллельные поворотные тиски;

- комплект рабочих инструментов;

- измерительный и разметочный инструмент;

на мастерскую:

- сверлильные станки;

- стационарные роликовые гибочные станки;

- заточные станки;

- электроточила;

- рычажные и стуловые ножницы;

- вытяжная и приточная вентиляция.

3.2.Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Рекомендуемые образовательные технологии:

- устное изложение учебного материала на лекциях, сопровождаемое
показом и демонстраций макетов, плакатов, применением раздаточного материала;

- проведение лабораторных занятий;

- самостоятельное изучение обучающимися учебного материала по
рекомендованной литературе согласно программе;

- выполнение индивидуальных контрольных работ обучающимися.

Выбор методов проведения занятий обусловлен учебными целями, содержанием учебного материала, временем, отводимым на занятия.

На занятиях в тесном сочетании применяется несколько методов, один из которых выступает ведущим. Он определяет построение и вид занятий.

На лекциях излагаются лишь основные, имеющие принципиальное значение и наиболее трудные для понимания и усвоения теоретические и практические вопросы.

Теоретические знания, полученные обучающимися на лекциях и при самостоятельном изучении курса по литературным источникам, закрепляются при выполнении лабораторных и контрольных работ.

При выполнении контрольных работ обращается особое внимание на выработку у обучающихся умения пользоваться нормативной и справочной литературой, грамотно выполнять и оформлять инженерные расчеты и умения отрабатывать отчетные документы в срок и с высоким качеством.

3.3. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка): Учеб. пособие. - М: ОИЦ «Академия», 2008. - 288 с. - Серия: Начальное профессиональное образование.

  2. Макиенко Н.И. Практические работы по слесарному делу: Учеб. пособие для проф. техн. училищ. - М.: 1982. - 208 с.

  3. Покровский Б.С. Общий курс слесарного дела: Учеб. пособие. - М.: ОИЦ «Академия», 2007 - 80 с.

  4. Покровский Б.С. Основы слесарного дела. Рабочая тетрадь. - М.: ОИЦ «Академия», 2008.

  5. Покровский Б.С. Основы слесарного дела: Учебник для нач. проф. образования. - М.: ОИЦ «Академия», 2007. - 272 с.

  6. Рогов В.А., Позняк Г.Г. Современные машиностроительные материалы и заготовки: Учеб. пособие. - ОИЦ «Академия», 2008. - 336 с.

Дополнительные источники:

  1. Покровский Б.С., Скакун В.А. Слесарное дело: Альбом плакатов. - М.: ОИЦ «Академия», 2005 г.

  2. Электронные ресурс «Слесарные работы». Форма доступа: metalhandling.ru

  3. Интернет - ресурсы «Материаловедение». Форма доступа:

ru. Wikipedia.org.

4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

определять материалы и их свойства

- применение знаний в новых ситуациях, сообразительность.

выбирать режимы обработки с учетом характеристик металлов и сплавов

- способность применения знаний при решении конкретных задач.

последовательность при выполнении

- оформление понятийных словарей.

проводить методы испытания

- анализ предложенных понятий по изучаемой теме.

проводить закалку и отпуск углеродистой стали

- составить структурную схему порядка проведения углеродисто-структурной экспертизы.

подбирать режимы и материалы для смазки деталей и узлов

- пройти тестирование.

Знания:

основные виды металлических и неметаллических материалов

- решить ситуационные задачи.

основные сведения о назначении и свойствах металлов и их сплавов

- диагностические задания: опросы, практические работы, тестирование.

о технологической и производственной культуре при выполнении общеслесарных работ

- составить алгоритм деятельности специалиста по производственной культуре мастера общеслесарных работ.

особенности применения общеслесарных работ в различных отраслях производства и в быту

- подготовка беседы по формированию различных отраслей производства и быту.

особенности строения металлов и сплавов, технологию их производства

- подготовка доклада и реферата.

виды обработки металлов и сплавов

- проанализировать основные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность различных структур по внедрению новых задач на производстве обработки металлов.

виды износа деталей и узлов

- подготовится к семинару.

свойства смазочных материалов

- тестирование, беседа, анкетирование, наблюдение.

основные виды слесарных работ

- повторные тесты, индивидуальные консультации.

правила техники безопасности при слесарных работах

- выполнение индивидуальных проектных заданий.

правила выбора и применения инструментов

проанализировать результаты своей практической работы по изучаемой теме (осуществить рефлексию своей деятельности).

последовательность слесарных операций

- проанализировать результаты своей практической работы по изучаемой теме (осуществить рефлексию своей деятельности).

приемы выполнения общеслесарных работ

- подготовка к итоговому зачетному занятию.

требования к качеству обработки деталей

- представление продукта на разных уровнях.

Разработчики:

ГБОУ НПО ПЛ №13 Преподаватель спецдисциплин Житкова А.А.

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

Эксперты:

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

____________________ ___________________ _________________________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)


© 2010-2022