Конспект занятия по вокалу: Вокальное слово и дикция

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «ЕРМАК» ЗЕРНОГРАДСКОГО РАЙОНА














Конспект занятия по вокалу




ТЕМА:

«Вокальное слово и дикция»
















ПЕДАГОГ ДО:

БУЛОЧКИНА И.В.















2013 - 2014 УЧ.ГОД

Цель: Развитие артикуляционного аппарата вокалиста по средствам отработки правильного произношения слова во время исполнения музыкального произведения.
Задачи:
Образовательные:
Обучение правильному певческому дыханию, пропеванию слов на зевке, пропеванию согласных.
Развивающие:
Развить дикционные способности и навыки.
Развить образное мышление средствами музыкальной выразительности. Развить культуру и манеру сценического вокального исполнения: творческое самовыражение, вокальную индивидуальность, мышечный аппарат и мелкую дикционную моторику, умение донести слово до слушателя.
Воспитательные:
Способствовать формированию культуры пения у воспитанников, как эстетическую потребность, как часть их общей художественной, а шире - духовной культуры.
Способствовать формированию интереса к сольному пению, концертным выступлениям, творческого самовыражения при воплощении в песне волнующих его чувств и мыслей. Оборудование и материалы: фортепиано; зеркало, микрофон, ноутбук.





Ход занятия:

Педагог: Добрый день, я рада видеть тебя на своем занятии!

Краткая беседа с обучающейся, об эмоциональном состоянии, внутренних ощущениях. Создание атмосферы радости и уверенности в своих силах посредством дружеской улыбки, педагога, ободряющей голосовой интонацией.
Хорошо сказанное слово - уже пение,
а, хорошо спетая фраза уже речь.
На протяжении всего учебного года мы учимся петь, работаем над своим голосом.
Воспитанница: Чистота интонации, правильное певческое дыхание, звукообразование, дикция.
Педагог: Верно. Это все является очень важным при пении, а без чего смысл и содержание музыкального произведения мы не сможем донести до зрителей?
Воспитанница: Без дикции и слов.
Педагог: Совершенно верно. Тема нашего занятия: «Вокальное слово и дикция». Сегодня на занятии мы поработаем над дикцией, над формированием певческого звука. Пение - единственный вид музыкально-исполнительского искусства, где музыкальное исполнение органически сочетается с необходимостью выразительного донесения речевого текста. Ясность и чёткость произношения слов и даже отдельных слогов в большей мере зависит от подвижности артикуляционного аппарата певца.
Попробуй без участия языка сказать: «Добыл бобыль бобы» Видишь, что получилось? Ничего не понятно.
А теперь попробуй сказать то же самое без участия губ.

Опять ничего не понятно. Значит, какой можно сделать вывод? В формировании звука должны быть задействованы все органы речевого аппарата, он весь должен активно работать. Работа органов артикуляционного аппарата направленная на создание звуков речи (гласных и согласных) называется артикуляцией. В потоке речи гласные и согласные несут неодинаковую функцию. Голос, его эмоциональная окраска, сила и насыщенность звучания идет, прежде всего, через гласные звуки. Дикционная четкость, разборчивость речи связана с четким произношением согласных. Дикция - это четкое, ясное, разборчивое произношение слов текста. Педагог обращает внимание ученика на плакат:

«Таблица деления согласных».
Таблица деления согласных.
Глухие
Звонкие
К, П, С, Т, Ф, Х, Ч ,Ц, Ч, Ш,Щ - безголосые - образуются без участия голосовых складок от колебания выдыхаемого воздуха, состоят из одних шумов.
Б, В, Г, Д ,Ж, З, Л, М, Н, Р - голосовые - образуются из ротовых шумов и голоса. Явно выражен основной тон.
В Ж З Л М Н Р - обладают звонкостью, протяжностью.
Л М Н Р - сонорные, звучат вокально, голос преобладает над шумом.
Б Г Д - звонкие взрывные.

С Ф Х К П Т Ц Ч Ш Щ -произносить с большей интенсивностью, энергично.
-глухие согласные произносятся на шёпоте, голосовая щель раскрыта в хрящевой части.
-могут провоцировать на форсированное звукоизвлечение.


Педагог обращается к воспитаннице: Ты знаешь, что певец перед началом пения музыкальных произведений должен подготовить свой музыкальный инструмент, а точнее сказать - настроить его. Что же для этого нужно?
Проговаривать скороговорки для того, чтобы настроить свой голос, для более чёткого произношения слов, делать упражнения на развитие певческого дыхания и распеваться.
Скажи, пожалуйста, а для чего нужно распеваться на каждом занятии? А может это совсем не обязательно?
Воспитанница: Распеваться на каждом занятии обязательно, так как голосовые связки крепнут, растут. Голос как любой музыкальный инструмент требует правильной настройки.
Педагог: Совершенно верно. Скороговорки раскрепощают речевой аппарат, а вокальные упражнения развивают голосовой аппарат.
Педагог: Мы переходим к практической части нашего занятия.
Учебно-тренировочные упражнения на развитие речевого аппарата. А теперь, я предлагаю вспомнить скороговорки, которые мы разучили на предыдущих занятиях.

Воспитанница:

Ехал Грека через реку,
Видит Грека в реке рак
Сунул руку Грека в реку
Рак за руку Грека цап.

Педагог:

Кукушка кукушонку
Купила капюшон
Как в капюшоне
Он смешон.
После пения закрытым ртом поем на слоги «зо зи зо». Всего 5-6 упражнений.
Певческий вдох следует брать достаточно активно, но бесшумно, глубоко, одновременно через нос с ощущением легкого полузевка. Петь на одном дыхании, плавно, мягко, протяжно переходить от одной ноты к другой.
Каждое следующее проведение мелодии проходит при повышении её на полтона. Это закономерно для всех распевок без исключения.
Работа над дикцией и артикуляцией при разучивании вокального произведения.

Педагог: На прошлом занятии мы начали разучивать песню «Россияночка» сл. и муз. Ж. Колмагоровой

Домашнее задание было выучить слова песни наизусть.
Педагог: Понравилась тебе песня? О чем она?
Воспитанница: Да! Очень красивая песня, о России!

После такой работы по небольшим частям над звуковедением, над дыханием, нужно поработать над произведением как над единым целым.

Педагог: Подведём итоги нашего занятия. Сегодня мы уделили много внимания развитию речевого и голосового аппарата, работали над согласными буквами в скороговорках и распевах, работали над дыханием, над звуковеденим в целом. Познакомились с новыми понятиями. А чтобы наш труд не прошел даром, дома перед зеркалом выразительно проговаривай стихотворный текст песни, что поможет тебе при пении добиваться выразительного звукообразования. Это будет твоим домашним заданием. Спасибо! До свидания. До новой встречи.

© 2010-2022