Проблемы реформирования школы: с чего начать?

Статья по вопросам педагогики. Учитель в реформируемой школе. В привычной, традиционной системе подготовки, педагог выступал транслятором культуры и образования. Случилось так, что в традиционной системе комфортно я себя никогда не чувствовала. Наблюдая за коллегами приходило убеждение, что педагог должен быть другим, не таким каким учили в институте. Какие же требования к современному учителю? В эссе представлено личное представление об образе педагога. Основной вопрос- как сделать интере...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Проблемы реформирования школы: с чего начать?

Реформирование системы образования, проявляемое особенно остро в условиях рыночных отношений, изменения в содержании образования требуют поиска новых подходов к организации учебного процесса. В связи с чем возникает несколько проблем: проблема первая - философская.

В привычной, традиционной системе подготовки, педагог выступал транслятором культуры и образования. Опыт работы, наблюдения за коллегами привели к убеждению, что педагог это действительно особая профессия, не похожая на ту которой учили в институте. В голову приходили слова: «Опыт показал мне, что учителя обладают меньшей свободой ума, чем любой иной известный мне класс людей … если уж он понял что-то,… он ложится на это всем своим весом, как корова на крыльцо, так, что уже ни войти, ни выйти… он унесет это с собой в могилу, как шрам» (Уильям Джеймс). Действительно, хорошее, доброе, нужное, умное животное корова, но не сдвинуть, не обойти… Выход нашелся не сразу, в чем-то помогла стажировка в США, но в основном ученики.

Теория говорит нам, что современные условия, поставившие во главу угла гуманистическую психологию и, порожденная этой психологией педагогика, признают единственно эффективным способом образовательного взаимодействия такой, при котором все его участники, могут вести себя естественно, принимать других людей и рассчитывать на принятие, стремиться к взаимопониманию и согласовывать свои позиции посредством диалога. Единственно эффективным методом управления обучением здесь признаются «фасилитация» (от англ. «facilitate» - облегчать, содействовать, способствовать) - стимуляция и освобождение одновременно. Педагог - фасилитатор открыт, естественен, относится к ученикам с принятием и доверием, пытается взглянуть на мир глазами ученика, и старается не составлять ни о ком окончательного мнения. Он руководствуется как основной ценностью интересами личности и не ставит себе жесткие конкретные цели - например, непременно выполнить заранее разработанный и составленный план урока. Такой стиль деятельности, естественно, предъявляет высокие требования к педагогу, его личностным качествам и образованию: исследования в разных странах показали, что фасилитаторов среди учителей не более десяти процентов от общего числа.

Что же представляет из себя педагог-фасилитатор в современной школе? Может ли он там быть, если подготовка выпускника требует строго следования определенным требованиям ГОС?

По моему глубокому убеждению, не только может, но и должен быть такой педагог в школе. Увлечь ребенка на уроке, поразить его впечатление, сразить личностью учителя - задача первой встречи, первого урока. Понимание, проникновение в предмет придет позже, сначала необходимо «зацепить» ученика. Каким образом это сделать? Нет общих, приемлемых для всех рекомендаций, каждый из работающих педагогов даст свой рецепт о первой встрече учителя и ученика. Но два следующих правила обязательно подойдут для всех «Я могу работать с каждым, кто становиться для меня кем-то, но я не могу работать с безразличным мне каждым» (Фридрих Перлс), «Учатся у тех, кого любят» (И.В.Гёте).

Из личного опыта работы могу сказать, что интереснее всего изучать историю - изучая личности. Для ученика открывается так много нового и история это уже не только даты, это бурная событиями жизнь братьев Орловых, трагедия Натальи Борисовны Шереметевой, хитрость Кутузова, проникшего в султанский гарем… и горящие глаза учеников, а затем вопросы: «А правда..?», «А когда…?», «А кто…?»…. Мои ученики называют такие отступления от плана урока, «сказками» и знают, что после сложной темы, наполненной датами, следствиями, выводами, будет «сказка», для каждого класса своя: взрослым - взрослая, младшим - загадочная. Даже после звонка: «Ну, доскажите…»… и я понимаю, что у меня самые лучшие дети, что мне везет.

Но, вернёмся к теории. Условия нашего образовательного пространства требуют формирования развитой личности, не задавленной педагогическим авторитетом, выпускника владеющего определенным рядом компетенций. Поэтому в учебные планы и программы всё чаще проникают такие понятия как проектная и исследовательская деятельность. Роль педагога в организации данной деятельности огромна и одновременно очень проста: страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею. Отлично знать свою науку - это еще половина дела, а, пожалуй, и меньше. Нужно еще уметь вести питомцев к самостоятельному открытию научных истин, что нелегко. Когда идет речь о том, что педагог должен знать и уметь столь многое, можно еще представить все это в принципе достижимо в процессе долгого обучения и тренировки, но как научиться идти впереди и вести за собой? Основной парадокс профессии педагога состоит в том, что к нему предъявляют такие требования, которым может удовлетворить только святой. К представителю массовой профессии предъявляются все добродетели сразу. К сожалению, в мире нет школ, которые готовят педагога не как предметника, а организатора образовательной среды. Похоже, что воспитание себя как педагога - фасилитатора каждый будет решать самостоятельно, это ещё долго будет оставаться жгучей проблемой педагогики.

И вот здесь, пожалуй, уместно вернуться к эмоциям: заинтересовала, зажгла, кинула идею и не договорила. Почему? Ответ найдут сами, с моей помощью, но сами. Как? Организаций исследовательской работы.

Исследовательская деятельность в учебном заведении может носить различные формы: ученическая лаборатория, конференции, составление обучающих программ элективных курсов для младших школьников, выполнение исследовательских проектов. Для успешной проектно-исследовательской деятельности необходимо соблюдать принцип единства учебной и научной работы в рамках образовательных программ. Этот принцип определяет необходимость включения системы познавательных задач и исследовательских заданий во все изучаемые предметы. Что предполагает системный и непрерывный характер научно-исследовательской работы учащихся в течение всего периода обучения. Показатель творческой самостоятельности - проявление способности ставить перед собой цели, находить способы и средства для их достижения путем самообразования, самовоспитания и самоактуализации. Начинать можно с любого уровня подготовки, определяя посильные задачи для каждого возраста. Предлагаю названия исследовательских проектов «Первый дом на моей улице» (4 класс), «Сравнительная характеристика структуры ордена иезуитов и РСХА» (7 класс), «Церковная политика Николая II» (9 класс) «Как это было: Харьковская битва» (11 класс). Не заметно возникло общество (кружок? спец.курс?) где собирались единомышленники, обсуждались актуальные проблемы, изучались умные слова, появились первые победы городского уровня, межрегионального, международного.

Ну вот, пожалуй, и все. Осталось ответить на вопрос названия статьи: с чего начать? с себя!


© 2010-2022