Программа Социально-бытовая ориентировка 5 класс

Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования по социально-бытовой ориентировке,  программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида (Гуманитарный издательский центр. Москва. «Владос» 2012 г.) и требований к уровню подготовки обучающихся в 5 классе с учетом регионального компонента и особенностей школы. Региональный компонент изложен в содержании текстов, практических работ.     ЦЕЛЬ:  Совершенствовать у детей с ограниченными во...
Раздел Другое
Класс 5 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.



Рабочая программа составлена на основе обязательного минимума содержания образования по социально-бытовой ориентировке, программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях VIII вида (Гуманитарный издательский центр. Москва. «Владос» 2012 г.) и требований к уровню подготовки обучающихся в 5 классе с учетом регионального компонента и особенностей школы. Региональный компонент изложен в содержании текстов, практических работ.

ЦЕЛЬ: Совершенствовать у детей с ограниченными возможностями социально-бытовые навыки способствующие их

социальной адаптации.

ЗАДАЧИ: 1. Расширение кругозора и подготовка к самостоятельной жизни и труду.

2. Формирование знаний и умений способствующих социальной адаптации детей с ограниченными возможностями.

3. Совершенствовать навыки контроля и самоконтроля. Воспитывать трудолюбие, самостоятельность.

Данная программа содержит материалы помогающие достичь того уровня знаний по СБО необходимый учащимся для адаптации. Особое внимание обращено на коррекцию высших психических функций в процессе овладения учебным предметом.

Программа определяет оптимальный объем знаний, умений, навыков по СБО. При подборе материала использовался разно уровневый подход к учебным возможностям учащихся, мотивация учения данного предмета. Учтены реалии сегодняшнего дня, прослеживаются межпредметные связи.

Базисный учебный план по программе составляет: 1 часа в неделю, 34 часа в год.








НОРМАТИВНО - ПРАВОВАЯ БАЗА:


1. Закон РФ об образовании.

2. Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии.

3. Региональный учебный план по Ростовской области.

4. Учебный план по ГКОУ РО школы - интернат №11 г. Гуково.

5. Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 кл. сборник №1 Москва («Владос») 2012 г.

КОМПЛЕКТ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:





1. В.В.Гладкая. Социально-бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений

VIII вида. «Издательство НЦ ЭНАС» 2003г.

2. Т.А.Девяткова. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждений

VIIIвида . Москва 2003 г.

3. А.Р. Маллер. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. Москва 2001 год.

ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ:





Тесты, карточки, таблицы, наглядные образцы к разделам СБО

К рабочей программе приложены двухуровневые тесты.



УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ:

- правила закаливания организма;

- о вреде наркотиков и токсических веществ;

- способы выполнения несложного ремонта одежды;

- правила стирки вещей из х/б ткани;

- приготовление каши, заварка чая, варка яиц;

- свои права и обязанности в семье;

- способы ведения разговора со старшими;

- правила проведения уборки квартиры;

- виды междугороднего транспорта, стоимость проезда на городском транспорте

  • виды промышленных магазинов, правила покупки товара;

- основные средства связи и виды почтовых отправлений;

- способы вызова врача на дом;

- функции основных врачей специалистов;

- виды детских учреждений и их назначение.

















УЧАЩИЕСЯ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:




- закаливать свой организм;

- отказаться от соблазна попробовать наркотики;

- ремонтировать свою одежду;

- стирать изделия из цветных тканей;

- пользоваться плитой, готовить несложные блюда;

- выполнять определенные обязанности в семье;

- культурно вести себя в общественном месте;

- производить уборку квартиры, пользоваться пылесосом;

- выбирать наиболее рациональные маршруты передвижения по городу;

- совершать покупки в промтоварном магазине, вернуть товар, не отвечающий желанию;

- составлять текст телеграммы, заполнять бланк, подсчитывать стоимость;

- вызвать врача на дом;

- приобрести лекарство в аптеке;

- правильно вести себя на занятиях кружка.












ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНЫХ ТЕМ ПО СТЕРЖНЕВЫМ ЛИНИЯМ ПО СБО 5 КЛАСС


№ п/ппппп

п/п

Содержательные линии

Кол-во часов

Коррекционно - развивающие задачи

Педсредства, педтехнологии

Проблемы возникающие при изучении темы

Педагогический мониторинг

1.


Одежда и обувь





2

Коррекция и развитие слухового внимания, коррекция мелкой моторики рук

Предметно-ориентированные технологии.


Устные опросы, практические задания

2.


Семья




1

Коррекция и развитие представлений (работа с наглядными пособиями, образцами), коррекция моторики рук, вкусовых и слуховых восприятии

Технологии личностно-ориентированного образования; Диалоговые технологии.


Устные опросы, тесты, практические задания

3.


Культура поведения




3

Коррекция и развитие мышления, умения классифицировать, коррекция практического мышления

Предметно-ориентированные технологии; Компьютерные технологии.


с/р игры, практические задания, тесты

4.


Жилище

6

Коррекция и развитие умения концентрировать внимание, развитие долговременной памяти

Предметно-ориентированные технологии.


с/р игры, тесты, экскурсии

5.

Транспорт

4

Коррекция и развитие представлений (работа с наглядными пособиями, образцами), коррекция моторики рук, вкусовых и слуховых восприятий.

Коррекция и развитие умения концентрировать внимание, развитие долговременной памяти

Предметно-ориентированные технологии; Компьютерные технологии.


Устные опросы, тесты, практические задания

Устные опросы, тесты, практические задания





КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО СБО 5 класс

п/п

Стержневые линии.

Тема урока.

Кол-во час

Дата

Обязательный минимум

Терминология

Коррекционная работа

Педаго-гичес-кий

монито-ринг

Знать

Уметь

коррекция и

развитие…

план

факт

III-четверть


Одежда и обувь.

16

2

16

16


1.

Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья. Их виды и назначение.

1

19.01

виды одежды, обуви, головных уборов и их назначение

различать одежду в зависимости от их назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная; подбирать одежду, головной убор по сезону

виды одежды: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная; сезонная

логического мышления, путем анализа, сравнения, классификации (различать и выбирать одежду и головной убор)

2.

Правила и приемы повседневного ухода за одеждой и обувью: предупреждение загрязнения, сушка, чистка, подготовка ее к хранению.

1

26.01

правила ухода за одеждой и обувью из различных материалов (кожи, резины, текстиля)

сушить и чистить одежду; подбирать крем и чистить кожаную обувь; подготавливать одежду и обувь к хранению;

кожа, резина, текстиль.

логического мышления, путем установления причинно-следственных связей

Диагно-стичес-кий контроль


Семья

1



3.

Семья, родственные отношения в семье.

Состав семьи учащегося. Взаимоотноше-ния в семье.

1

02.02

родственные отношения в семье;

состав семьи, имена, отчества, фамилии и возраст их

записать имя, отчество, фамилию членов семьи; выполнять правила поведения в семье

семья;

члены семьи; родственные отношения

Памяти, путем составления «древа семьи»

Культура поведения. 3.



4.

Поведение в музее, библиотеке.

Ролевая игра - «Запишите меня в библиотеку»

1

09.02

правила поведения в зрелищных и культурно-просветительных учреждениях;

культурно вести себя в театре, кинотеатре, клубе, залах музея, читальном зале;

антракт, экскурсовод, экспонат

диалогической речи (отвечать на вопросы и задавать вопросы)

5.

Поведение в театре, кино. Речевая игра «Здравствуй театр!»

1

16.02

Правила поведения в театре и кино

культурно вести себя в театре, кинотеатре, клубе, залах музея, читальном зале;

фильм

пьеса

диалогической речи (отвечать на вопросы и задавать вопросы)

6.

Правила поведения за столом. Упражнения по этикету.

1

02.03

правила поведения за столом

правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами, салфеткой; красиво и аккуратно принимать пищу


сервировка, столовые приборы, салфетка

логического мышления, путем анализа текста; практических навыков.

Прове-рочная работа

7.


Жилище

Виды жилых помещений в городе и селе.

Виды жилья.

6

1

09.03

виды жилья;

различать виды жилья в городе и селе;

дом, квартира, комната;

жилье собственное, государственное, общее;

логического мышления, путем сравнения по ряду признаков.

Тест

8.

Варианты квартир и подсобных помещений: жилье по конструкции - комнаты отдельные, смежные; по назначению: спальня, гостиная, детская (организация рабочего

места школьни-ка) и др.

Варианты отопления в городе и селе.

1

16.03

виды помещений в жилых домах и их различия;

варианты квартир

варианты квартир и подсобных помещений по конструкции (изолированные, смежные) и по назначению; использовать помещение по назначению

квартира (жилые, подсобные помещения); смежные и отдельные

(изолированные) комнаты;

гостиная, кухня, спальня, детская, сан.узел

Развитие и коррекция речи путем беседы

9.

Почтовый адрес дома, школы-интерната. Экскурсия: чтение названий улиц, номеров домов.

почтовый адрес своего дома и школы-интерната






писать адрес на почтовой открытке



IV-четверть

индекс

внимания - работа по образцу (подписать открытку)

Проверочная

работа;

Пр-9

пл-8

ф-8ч

1.

Гигиенические требования к жилому помещению. Инвентарь и приспособления для уборки.

1

06.04

Методы и средства уборки помещений.



Проводить гинеральную и влажную уборку жилого помещения.



Гигиена жилье

Памяти, с помощью современных моющих средств.

2.

Правила вытирания пыли, подметания пола.

Последовате-льность уборки детской комнаты.

1

13.04

Убрать комнату

Правила вытирания пыли, подметания пола

пыль

уборка

Памяти, с помощью современных моющих средств.

Прове-рочная работа

3.

Контрольно - обобщающее повторение по теме.

1

20.04

Дать ответы на поставленные вопросы

Гигиенические требования к жилому помещению.

Понятия по теме

логического мышления, путем сравнения по ряду признаков.

Конт-рольная работа

Транспорт.

4.


4.

Виды городского транспорта. Оплата проезда в автобусе.

1

27.04

основные виды городского транспорта

различать транспортные средства

транспорт автомобильный, гужевой

логического мышления, путем нахождения общего и различий (городской транспорт, сельский)

5.

Правила поведение в транспорте и на улице. Правила дорожного движения

1

04.05

правила поведения пешехода и пассажира; основные правила и знаки дорожного движения

соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила покупки билета, посадки в транспорт, поведения в

проездной билет,

штраф, контролер,

логического мышления, путем анализа и синтеза (поведение в транспорте и на остановке)

Тест

6.

Проезд из дома в школу-интернат (маршрут, виды транспорта).

1

11.05

наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната; варианты проезда до школы рациональными видами транспорта; количество времени маршрута, правили передвижения на велосипеде.

салоне и при выходе на улицу); соблюдать правила дорожного движения; различать знаки дорожного движения, встречающиеся по пути из дома до школы - интерната и обратно

рациональный маршрут, рациональный вид транспорта

устной связной речи, путем составления рассказа по теме

7.

Контрольно-обобщающий урок за полугодие.

1

18.05

Дать ответы на поставленные вопросы

Виды транспорта его роль в жизни людей.

Понятия по теме

Развитие и коррекция логического мышления путем сравнения по ряду признаков.

Итого-вая

Прове-рочная работа

8.

Практическое занятие - поездка в городском транспорте.

1

12.01.15г

25.05 15.

Приобрести билет

Правила для пассажиров

транспорт

пассажир

водитель

билет

Развитие и коррекция речи путем беседы.

Прак-тичес-кая работа


Пр-8ч пл-8ч ф-8ч


© 2010-2022