• Преподавателю
  • Другое
  • Подготовка выпускника к будущей профессиональной деятельности как условие его конкурентоспособности

Подготовка выпускника к будущей профессиональной деятельности как условие его конкурентоспособности

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УДК378.1

ПОДГОТОВКА ВЫПУСКНИКА К БУДУЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК УСЛОВИЕ ЕГО КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ

© 2015

Л. В. Дубровина, преподаватель кафедры конструирования и технологии швейных изделий «Институт пищевых технологий и дизайна» - филиал ГБОУ ВО НГИЭУ (Россия)

Г.А. Тихомиров, профессор, заведующий кафедрой конструирования и технологии швейных изделий. «Институт пищевых технологий и дизайна» - филиал ГБОУ ВО НГИЭУ (Россия)

Аннотация: В современных условиях все более актуальными становятся проблемы трудоустройства выпускника вузов и наиболее полной реализации их профессионального и личностного потенциала. Успешному решению проблем трудоустройства выпускников очного отделения способствуют деловые связи с социальными партнерами, проведения производственных практик.

Ключевые слова: кадровое обеспечение, качественный специалист, компетенции, компетентностный подход, конкурентоспособность, работодатели, социальные партнеры, трудоустройство, ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт).

Prepare graduates for their future professional activity as a condition of its competitiveness

© 2015

GA Tikhomirov, candidate of military sciences, Head of Department KTSHI.

LV Dubrovin, lecturer of the Department of designing and technology of garments

"Institute of Food Technology and Design" - a branch of GBOU IN NGIEU (Russia)

Abstract: In modern conditions becoming increasingly important problem of employment of college graduates and the fullest realization of their professional and personal potential. The successful solution of the problems of employment of graduates of full-time promote business ties with the social partners, of industrial practices.

Keywords: staffing, quality specialist competence, competence approach, competitiveness, employers, social partners, employment, GEF (federal state educational standard).

Актуальность темы исследования определяется необходимостью теоретического и практического осмысления новых подходов к профессиональной подготовке специалистов среднего специального образования, анализу их жизненных планов, организации процесса трудоустройства в условиях модернизационных преобразований в России, а также изменений, происходящих в мире, которые носят глобальный характер.

Современных этап цивилизационного развития, переход к постиндустриальному, информационному обществу требует от системы высшего профессионального образования, как социокультурного института, обновления содержания его функций, приведения образовательных программ в соответствие с потребностями современного уровня производства и общества.

Экономические явления, происходящие в государстве и социуме, предъявляют повышенные требования к мобильности и адаптивности поведения человека, его личной ответственности за профессиональную карьеру, что делает весьма актуальными проблемы профессиональной ориентации. Разработка проблемы выбора профессии и профессионального становления личности имеет важное теоретическое и методологическое значение для решения задач общественной практики [1, с. 72-74].

В условиях рыночных отношений происходят качественные изменения в сфере труда, возникает множество новых профессий. Мир профессий приобретает чрезвычайную изменчивость и динамичность. Каждому специалисту необходимо не только совершенствоваться в профессии, но и быть готовым к изменению профессиональной деятельности. Современный человек должен проявлять экономическую активность, ему необходимо успешно самореализоваться в трудовой деятельности.

Сегодня предложение рабочей силы значительно превышает спрос, поэтому современному выпускнику недостаточно быть просто профессионалом в избранной сфере деятельности. Ему надо уметь не только презентовать себя на рынке труда, но и в любой период времени и в любой ситуации решать поставленные задачи [2, с.122-125].

Важнейшим условием повышения качества подготовки специалистов в современном вузе является мотивация участников образовательного процесса, прежде всего студентов на трудоустройство по профессии, поскольку только она обеспечивает стабильный приток абитуриентов, их успешное обучение и выпуск в качестве молодого конкурентоспособного специалиста.

На рынке труда предъявляются все более жесткие требования к молодым специалистам, соответствию их квалификационных характеристик специфике конкретного производства. В новых условиях функционирования и развития экономики система образования вынуждена пересматривать сложившиеся за прошлые десятилетия представления о том, что такое качественный специалист, каким должен быть процесс его подготовки, отвечает ли он новым требованиям производства. Задачей профессионального образования становится не только развитие личности, формирование знаний, умений и навыков, но и развитие способности адаптироваться к изменениям техники, технологии, организации труда [3, с.168]. Потребность в подготовке специалистов нового времени является предметом внимания даже правительственных органов как на муниципальном, так и на государственном уровнях.

Многие учебные заведения накопили определенный опыт работы в подготовке квалифицированных специалистов. Передача такого опыта является целью данной публикации.

В настоящее время рынок труда Нижегородской области испытывает острую потребность в специалистах высшего и среднего профессионального образования в индустрии моды и красоты, особенно в швейной отрасли. Кадровое обеспечение является стратегической задачей, как учебного заведения, так и предприятий легкой промышленности и предпринимателей малого бизнеса в сфере услуг. Это в полной мере относится к нашему институту, и к будущим работодателям, социальным партнерам.

Каждый руководитель решает проблему кадрового обеспечения предприятия самостоятельно, обращаясь в центр занятости и в учебные заведения (по профилю). В настоящее время факультет технологии и дизайна НГИЭИ - единственное учебное заведение, которое готовит кадры среднего и высшего профессионального образования для швейных предприятий региона. Кроме традиционной подготовки технологов, конструкторов, дизайнеров со средним профессиональным образованием по запросам предприятий-работодателей была открыта подготовка бакалавров по направлению 43.03.01 «Сервис», профилей «Сервис в индустрии моды и красоты» и «Художественные технологии в сервисе», а также 29.03.01 «Технология изделий легкой промышленности». На этих направлениях продолжают обучение выпускники СПО. Такие специалисты особенно нужны для предприятий малого бизнеса. На этих предприятиях складывается новая система требований к специалисту: им нужны универсальные работники, которые не просто могли бы выполнять работу узкой специализации, а могли бы сочетать в своей работе деятельность 2-3 специалистов, например, руководителя малого предприятия - менеджера, дизайнера-модельера-конструктора, модельера-конструктора-технолога и др. Появилась потребность в специалистах, способных быстро реагировать на изменение требований потребителей, умеющих быстро принимать решения и мыслить масштабно [4, c. 164].

В образовательном стандарте определены область и объекты профессиональной деятельности выпускников, а также сказано, что конкретные виды профессиональной деятельности определяются вузом. Однако какой специалист нужен, на какую должность все-таки определяют работодатели [5, с. 59].

Компетентностный подход, диктуемый Федеральными государственными образовательными стандартами третьего поколения, ориентирует в большей степени на результаты подготовки выпускников в соответствии с запросами рынка в лице работодателей. Под результатом понимается набор компетенций выпускника, т.е. его способностей применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности. Значит, модель выпускника должна разрабатываться с учетом возникающей потребности работодателей. ФГОС ВПО рассматривает предприятия-работодателей, как активных участников разработки модели современного выпускника, а значит и содержание образования должно корректироваться ежегодно с учетом вводимых изменений и предложений [6 c. 35].

В связи с этим основной акцент делается на качество образования - характеристику, определяемую совокупностью свойств, способствующих удовлетворению образовательных потребностей человека в соответствии с интересами общества, предприятий и государства.

Перед современным образованием стоит ряд задач, одна из которых - формирование ключевых компетенций, определяющих современное содержание образования. Под ключевыми компетенциями здесь понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся. Такой подход требует от преподавателя четкого понимания того, какие универсальные (ключевые) и специальные (квалификационные) качества личности необходимы выпускнику профессиональной школы в его дальнейшей деятельности [7, с. 54].

В настоящее время новые требования к профессиональному образованию вступают в противоречие с традиционными системами обучения. Сущность современного образовательного процесса заключается в обновлении содержания обучения, создании образовательной среды, способствующей развитию у обучающихся творческого и критического мышления, опыта учебно-исследовательской деятельности, формировании умений самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке информации [3, с. 167]. В связи с этим необходима модернизация традиционного обучения и осуществление инновационного подхода к обучению [9, с. 16]. Но главное - обеспечить подготовку специалистов к конкретной работе. Работодатели хотят получить специалиста, который уже способен применить свои знания на практике, т.е. нужен не теоретик, а практико-ориентированный специалист [5, с. 60].

Учебное заведение заинтересовано в трудоустройстве выпускника. А как заинтересовать в этом руководителей предприятий?

Следует особо отметить основные преимущества стандартов нового поколения для работодателей в двух направлениях:

- возможность влиять на содержание и характер профессионального образования;

- возможность контролировать результат образовательной деятельности.

Работодатель, заинтересованный в получении компетентного специалиста, становится центральным звеном в процессе формирования и обеспечения условий реализации требований, предъявляемых к образовательным результатам и критериям их оценки. В связи с этим ежегодно для оценки качества выпускников среднего профессионального образования факультет приглашает ведущих специалистов предприятий в качестве председателей ГАК: Банаеву Г.Н. - начальника отдела маркетинга НШЗАО «Весна», Баранову Т.И. - директора ООО «Модный стиль», Решетникову Л.Н. - главного художника НШОАО «Маяк», Поспелову Л.Н. - главного конструктора НШОАО «Маяк», Никитину Т.И - начальника экспериментального цеха ООО «Модный стиль». Во время защиты дипломных проектов работодатели имеют возможность отобрать лучших выпускников и пригласить их на работу.

Кроме того, в процессе обучения для диагностирования освоенных профессиональных компетенций по видам профессиональной деятельности привлекаются работодатели с предприятий различных форм собственности, где непосредственно проходят производственную практику обучающиеся. На текущий момент таких предприятий, с которыми факультет имеет договорные отношения, более сорока, из них большинство - предприятия малого бизнеса. Факультет активно работает над тем, чтобы расширить круг социальных партнеров из предпринимателей малого бизнеса в сфере услуг.

Основной проблемой трудоустройства молодого специалиста является не поиск работы вообще, а поиск работы по специальности [2, с. 125]. Сложность устроиться на работу по специальности объясняется тем, что большинство профессий подразумевают наличие практического опыта, нежели теоретических знаний. Поэтому во время практики руководителем от учебного заведения ставятся серьезные задачи целенаправленного прохождения практики, так как это первый этап на пути к трудоустройству и адаптации к взрослой жизни.

Факультет осуществляет особенно тесное сотрудничество с ЗАО «Шарм», ООО «ГРАНД-МАСТЕР», ООО «Модный стиль» на котором студенты регулярно проходят производственную и преддипломную практики.

Многие студенты по результатам практического обучения были приняты на работу. Например, Маркеловой В. во время производственной практики была разработана промышленная коллекция «Город дорог», которая впоследствии стала победителем Всероссийского конкурса «Волжская палитра». Ныне Маркелова В. после профессиональной проверки в качестве портного, а затем закройщика экспериментального цеха НШОАО «Маяк» работает в должности художника-конструктора на данном предприятии. Такие примеры не единичны.

Хочется отметить ЗАО «Дзержинская швейная фабрика «Русь», где были трудоустроены прошедшие производственную практику студенты: Балинова А. - в должности модельера-конструктора, Шерстнев Д. - в должности дизайнера-художника.

Одной из эффективных форм социального сотрудничества с предприятиями, факультет технологии и дизайна видит в разработке курсовых и дипломных проектов по целевым заказам работодателей, что будет способствовать решению «узких» мест производства. У факультета есть опыт такого сотрудничества с такими предприятиями, как: ООО «Чкаловская строчевышивальная фабрика», ООО «Городецкая Золотная вышивка». Хотелось бы расширить подобную деятельность. Поэтому, обращаемся ко всем предприятиям легкой промышленности и предприятиям сферы услуг прислать свои предложения по тематике дипломных проектов и внедрению их в производство, которые бы позволили решить конкретные производственные задачи.

Для обеспечения соответствия профессиональной подготовки запросам рынка труда факультету видится особая роль работодателей в привлечении их к консультированию и руководству дипломными проектами (работами).

Трудоустройство - это серьезная проблема для молодых специалистов. Несмотря на то, что существует множество возможностей для получения работы, некоторые молодые люди оказываются не готовыми к этому: их не устраивает низкая заработная плата, плохие условия труда [3,с.167].

В течение трех лет на факультете работает «Центр по содействию в трудоустройстве», который сотрудничает с городским центром занятости. На основе запросов информации о спросе и предложении на рынке труда, о потенциальных работодателях и имеющихся у них вакансиях, а также о требованиях работодателей к соискателям данной вакансии, выпускникам нашего учебного заведения по Интернету выдается и ежемесячно обновляется данная информация на стенде факультета.

Центр содействует установлению и развитию партнёрских отношений факультета с предприятиями и организациями в сфере трудоустройства выпускников, в оказании помощи в поиске работы по полученной специальности и расширению обратных связей в системе управления качеством подготовки специалистов. Хотелось бы, чтобы руководители предприятий и руководители управления персоналом более тесно сотрудничали с факультетом в предоставлении новых открытых вакансий для выпускников факультета, работали с нами по всем вопросам и по трудоустройству.

Факультет технологии и дизайна использует аналитические материалы городского центра занятости для прогнозирования потребности в специалистах отрасли, получает данные о востребованности той или иной специальности. Не случайно в последние 5 лет контрольные цифры приема утверждаются в Министерстве образования Нижегородской области только по согласованию с предприятиями - работодателями, центром занятости населения. В этом году Министерство образования Нижегородской области приглашало через учебные заведения всех работодателей, которые заинтересованы в подготовке кадров в том или ином учебном заведении.

Факультет регулярно проводит встречи с работодателями, которые презентуют свои предприятия перед выпускниками и приглашают студентов на свободные вакансии. Кроме того мы выезжаем на «Ярмарки вакансий учебных и рабочих мест», организатором которых является городской центр занятости.

Результаты всех проводимых мероприятий на факультете дают свои результаты. Так в 2014 г. трудоустроились по специальности 40% от общего количества выпускников, а 52 % были направлены на следующую ступень обучения , 5% -служат в ВС РФ.


Рисунок 1 - Диаграмма трудоустройства выпускников в 2014 г.

Главная гарантия трудоустройства - это качество подготовки и правильное планирование своей деятельности. Важно научить студентов учиться, т.е. научить умениям приобретать знания. На рынке труда востребованы не сами знания, а способность специалиста применять их на практике, выполнять определенные профессиональные функции. Достичь этого не просто.

Список литературы

1. Манякова Е. В. Основные направления профориентационной работы в вузе // Проблемы профориентационной деятельности и самоопределения учащихся в условиях региона: опыт, проблемы, перспективы : материалы региональной очно-заочной научно-практической конференции (22-23 ноября 2012 г., г. Тобольск) / под общ.ред. Г. А. Ярковой, Л. П. Шебановой. - Тобольск: ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2012. - 156 с. - С. 72-74.

2. Халитов Д. С. Проблемы профориентационной деятельности в современных социально-экономических условиях // Проблемы профориентационной деятельности и самоопределения учащихся в условиях региона: опыт, проблемы, перспективы : материалы региональной очно-заочной научно-практической конференции (22-23 ноября 2012 г., г. Тобольск) / под общ. ред. Г. А. Ярковой, Л. П. Шебановой. - Тобольск : ТГСПА им. Д. И. Менделеева, 2012. - 156 с. - С.122-125.

3. Кудрявцева А. Г. Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V международная научной конференции. Уфа: Лето, 2014. - С. 167-173.

4. Базавова Т. В. Мониторинг качества профессионального образования в техникуме на основе компетентностного подхода. - М., 2007. - 244 с.

5. Тихомиров Г. А. Проблемы и возможности подготовки бакалавров по стандартам третьего поколения. Работа над ошибками: материалы региональной научно-практической конференции. - Нижний Новгород: ИПТД - филиал ГБОУ ВПО НГИЭИ, 2014. - С. 59-61

6. Зимняя И. А. Ключевые компетенции - новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня, № 3, 2003.- С. 34-42

7. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика, № 10, 2003.- С. 54

8. Реализация практико-ориентированного обучения [Электронный ресурс]. mstuca.ru/.../sci.../Практко_ориентОбраз.doc (дата обращения 03.04.2014)

9. Тихомиров Г. А. Интенсификация средств обеспечения дистанционного обучения // Высшее образование сегодня, № 5, 2014. - С. 16-18

Prepare graduates for their future professional activity as a condition of its competitiveness

© 2015

GA Tikhomirov, candidate of military sciences, Head of Department KTSHI.

LV Dubrovin, lecturer of the Department of designing and technology of garments

"Institute of Food Technology and Design" - a branch of GBOU IN NGIEU (Russia)

Abstract: In modern conditions becoming increasingly important problem of employment of college graduates and the fullest realization of their professional and personal potential. The successful solution of the problems of employment of graduates of full-time promote business ties with the social partners, of industrial practices.

Keywords: staffing, quality specialist competence, competence approach, competitiveness, employers, social partners, employment, GEF (federal state educational standard).

References

1. Manyakova E. Main directions of career guidance in high school // Problems of career guidance activities and self-determination of pupils in the conditions of the region: experience, problems and prospects: materials of the regional part-time scientific and practical conference (November 22-23, 2012, Mr. . Tobolsk) / under obsch.red. GA Yarkovoy, LP Shebanova. - Tobolsk: TGSPA them. Mendeleev, 2012. - 156 p. - S. 72-74.

2. Halitov DS Problems of career-oriented activities in the contemporary socio-economic conditions // Problems of career guidance activities and self-determination of pupils in the conditions of the region: experience, problems and prospects: materials of the regional part-time scientific and practical conference (November 22-23, 2012 ., Tobolsk) / under total. Ed. GA Yarkovoy, LP Shebanova. - Tobolsk: TGSPA them. Mendeleev, 2012. - 156 p. - S.122-125.

3. Kudryavtseva AG Actual problems of modern pedagogy: Materials V international scientific conference. Ufa: Summer, 2014. - S. 167-173.

4. Bazavova T. Monitoring the quality of vocational education at the college on the basis of competence approach. - M., 2007.¬ - 244.

5. Tikhomirov GA Challenges and opportunities of bachelor's third-generation standards. Work on the bugs: Materials of regional scientific-practical conference. - Nizhny Novgorod: IPTD - branch NGIEI Medical University, 2014. - P. 59-61

6. Winter IA Key competences - the result of a new paradigm of education // Higher education today, № 3, 2003.- pp 34-42

7. VA Bolotov, VV Serikov Competence model: from the idea to the educational program // Pedagogy, № 10, 2003.- 54 pp

8. Implementation of practice-based learning [electronic resource]. mstuca.ru/.../sci.../Практко_ориентОбраз.doc (date of treatment 03/04/2014)

9. Tikhomirov GA Intensification means of providing distance education // Higher education today, № 5, 2014. - P. 16-18



© 2010-2022