• Преподавателю
  • Другое
  • Образовательная общеразвивающая программа Витраж (художественная роспись стекла)

Образовательная общеразвивающая программа Витраж (художественная роспись стекла)

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Стекло сегодня - неотъемлемая часть жизни современного человека.

Оно повсюду: в кафе, на улицах, в офисах и квартирах… Что только не

делают из стекла! Однако, только двадцатый век принес стеклу такую

популярность; хотя известен этот интереснейший по своим свойствам и

удивительный материал еще со времен до Новой Эры. Уже более 5,5 тысячи

лет люди знают и используют стекло. Естественным образом произведённое

стекло, в особенности вулканическое стекло (обсидиан) использовалось ещё

в каменном веке для обработки режущих инструментов. Археологические

источники свидетельствуют, что искусственное стекло впервые было

произведено на сирийском побережье, в Месопотамии или в древнем Египте.

История изготовления, обработка стекла, его декорирование и использования в жизни человека необычайно интересна.

Даже сейчас все стеклянные предметы изготавливаются способами,

придуманными человечеством на протяжении веков: выдуванием, литьем и

прессованием. Ремесло стеклоделов сегодня очень востребовано в дизайне,

различных его видах, классических и новых (промышленном,

архитектурном, эко - и футуродизайне, артдизайне), ведь возможности

стекла (пластические, технологические, фактурные, цветовые) почти

безграничны, что способствует реализации самых разнообразных авторских

идей.

В настоящее время появилось много новых художественных

материалов, используемых для росписи и обработки стекла, имитирующих

такие техники работы со стеклом, как «витраж», «Тиффани», «фьюзинг»,

«мозаика» и многие другие. Это дает возможность использовать техники

росписи и декорирования стекла в работе с детьми. Занятия художественной

обработкой и декорированием стекла позволяют не только познакомить

учащихся с историей обработки этого необыкновенного материала, но и

почувствовать его красоту, погрузиться в атмосферу творчества, что

содействует формированию активной творческой личности, интегрированной

в современное общество и нацеленной на совершенствование этого

общества.

Ручная роспись по стеклу витражными красками традиционно

наносится на самые разнообразные стеклянные изделия: сувенирные

фигурки, подсвечники, все виды посуды - вазы, тарелки, чашки и бокалы.

Использование этого приема придает любому изделию неповторимый облик

и индивидуальность.

Изделия с ручной росписью способны стать великолепным подарком и украшением любого интерьера.

Образовательная программа имеет художественную- эстетическую направленность и реализуется в детском объединении «Витраж».

Актуальность создания программы обусловлена отсутствием типовых

программ по данной области декоративно-прикладного искусства, а также

востребованностью и доступностью этого направления творческой

деятельности со стороны социума.

Педагогическая целесообразность программы состоит с том, что она

содействует развитию воображения и фантазии, пространственного

мышления, колористического восприятия и тем самым способствует

развитию творческого потенциала ребенка, его эмоциональной отзывчивости

на окружающий мир, содействует формированию художественно-

эстетического вкуса.

Цель программы - развитие творческого потенциала обучающихся путём

освоения приёмов и техник художественной росписи стекла.

Задачи:

обучающие:

формирование и развитие общетрудовых и специальных умений и

навыков путем обучения технологическим приемам работы с

художественными материалами;

ознакомление с особенностями и возможностями художественных

материалов, используемых для художественной росписи стекла;

формирование и развитие имеющихся умений и навыков работы с

различными инструментами с соблюдением правил техники

безопасности;

ознакомление с историей витража и развития художественных

техник обработки стекла, видами и приемами художественной

росписи стекла;

обучение различным техникам художественной обработки стекла;

развивающие:

развитие личностного потенциала ребенка;

развитие творческого воображения, наблюдательности, зрительной

памяти;

развитие образного мышления, способности создания и реализации

образа;

воспитательные:

воспитание культуры общения;

воспитание культуры труда;

воспитание уважительных отношений между членами коллектива

посредством совместной творческой деятельности;

формирование отношений сотворчества между членами коллектива

в ходе выполнения коллективных работ;

воспитание аккуратности, усидчивости, самостоятельности, умения

организовать свое рабочее место.

В программе предлагается изучить наиболее эффектные техники витражного рисования, что и определяет её отличительную особенность.

Детское объединение создается на добровольной основе.

Возраст детей, участвующих в реализации программы - 10 - 16лет.

Обучение проводится в группе, сформированной по принципу

разновозрастного коллектива. На занятиях дети младшего возраста всегда

могут рассчитывать на помощь старших, поэтому рекомендуемый возраст

детей к моменту начала обучения составляет 10 лет. С согласия педагога

к обучению допускаются дети более младшего возраста при наличии

соответствующих навыков.

Срок реализации программы - 1 год.

Период обучения составляет 1 год.

Формы и режим занятий.

Основной формой занятий являются групповые занятия.

Занятия проходят 3 раза в неделю по 1 часу (40 минут). Наполняемость группы до 15 человек.

Количество детей в группе зависит от норм техники безопасности,

необходимости достаточного количества рабочего места (одного рабочего

стола на каждого ребенка), необходимости индивидуального показа во время

практической работы, для учета возрастных особенностей детей.

Содержательная часть программы в процессе своей реализации

распределяется по следующим видам занятий:

Учебные:

- теоретические занятия;

- практические занятия ;

Контрольно- диагностические:

- диагностика или тестирование ЗУН;

- подготовка и проведение выставки.

Ожидаемые результаты.

Результаты освоения ребенком программы .

1. Основные теоретические обобщенные представления:

- технология подготовки стекла к различным видам росписи;

- правила техники безопасности при работе с используемыми

инструментами;

- правила и законы композиции применительно к конкретному направлению

декоративно - прикладного искусства;

- общие представления об истории художественной обработки стекла и

создания витражей;

- сочетание цветов;

- общая последовательность выполнения работ в технике холодной росписи.

Методы диагностики: наблюдение, тестирование, контрольный опрос,

собеседование.

2. Обобщенная характеристика умений:

- умение подготавливать стекло к художественной росписи;

- знание художественных материалов, используемых для холодной росписи

стекла, умение ими пользоваться;

- умение пользоваться инструментами с соблюдением правил техники

безопасности;

- умение выполнять холодную роспись по темам программы;

- умение оформлять выполненную работу.

Методы диагностики: наблюдение, контрольное задание.

Кроме перечисленных умений и представлений, к концу

обучения у ребенка должны быть развиты:

- имеющиеся общетрудовые умения и навыки;

- наблюдательность, зрительная память;

- творческое воображение.

У ребенка должны быть воспитаны:

- аккуратность;

- ответственность за выполняемую работу;

- умение организовать свое рабочее место.

Форма контроля и подведение итогов реализации программы.

Уровни результативности усвоения программы определяются по 10-

ти бальной шкале.

1) Высокий уровень (8-10 баллов).

Теоретическая подготовка:

Освоение практически всего объема знаний, предусмотренных

программой за конкретный период.

Практическая подготовка:

1. Выполнение учащимися индивидуальных работ по следующим

темам программы:

Роспись плоской поверхности (роспись витражной пленки,

орнамент, роспись зеркала, стекла);

Роспись объемной поверхности (роспись витражными красками с

использованием загустителей, имитация витражных техники (фьюзинга и

мраморирования) роспись и декорирование елочных игрушек, предметов быта);

2. Участие в конкурсах и выставка разного уровня.

3. Самостоятельность в подборе цветовой гаммы, выполнении технологических приемов.

4. Творческие навыки (проявление творчества в деятельности:

поиск и реализация учащимися личных авторских идей по

обработке и сочетанию художественных материалов,

усовершенствованию технологии выполнения работ, интересные

композиционные и цветовые решения).

Общие учебные умения и навыки:

Самостоятельная работа с источниками информации.

Максимальный уровень адекватности восприятия информации,

получаемой от педагога.

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к

деятельности и убирать его за собой.

Освоение практически всего объема навыков соблюдения правил

безопасности, предусмотренных программой за конкретный период.

Максимальный уровень аккуратности и ответственности в работе.

2) Достаточный уровень (4-7 баллов).

Теоретическая подготовка:

Освоение более половины всего объема знаний, предусмотренных

программой за конкретный период.

Практическая подготовка:

1. Выполнение учащимися индивидуальных работ по следующим

темам программы:

Роспись плоской поверхности (роспись витражной пленки, роспись

зеркала, стекла;

Роспись объемной поверхности (роспись витражными красками с

использованием загустителей, имитация витражных техник ( фьюзинга и

марморирования,) роспись и декорирование елочных украшений и предметов быта;

2. Владение специальными технологическими приемами по декорированию стекла.

Общие учебные умения и навыки:

Работа с источниками информации при помощи педагога или

родителей.

Средний уровень адекватности восприятия информации,

получаемой от педагога.

Подготовка своего рабочего места к деятельности и уборка его под

контролем педагога.

Освоение более половины всего объема навыков соблюдения

правил безопасности, предусмотренных программой за конкретный

период.

Средний уровень аккуратности и ответственности в работе.

3) Низкий уровень (1-3 балла).

Теоретическая подготовка:

Освоение менее половины всего объема знаний, предусмотренных

программой за конкретный период.

Практическая подготовка:

1. Выполнение учащимися индивидуальных работ по следующим

темам программы:

Роспись плоской поверхности (роспись витражной пленки, роспись

зеркала, выполнение новогодних игрушек, стилизованный пейзаж и

натюрморт);

Роспись объемной поверхности (роспись витражными красками);

2. Владение специальным технологическими приемами по декорированию стекла(с помощью педагога или других учащихся).

Общие учебные умения и навыки:

Работа с источниками информации при постоянной помощи и

контроле педагога или родителей.

Низкий уровень адекватности восприятия информации,

получаемой от педагога.

Подготовка своего рабочего места к деятельности и уборка его под

контролем и при помощи педагога или других обучающихся.

Освоение менее половины всего объема навыков соблюдения

правил безопасности, предусмотренных программой за конкретный период.

Низкий уровень аккуратности и ответственности в работе.

Успешность освоения программы представляется в виде диаграммы

по окончании учебного года.

Успешность оценивается по следующим критериям:

Овладение необходимыми умениями и навыками.

Устойчивый интерес к предлагаемому виду деятельности.

Развитие личностных качеств (способность к самоорганизации,

наблюдательность, аккуратность, умение работать в коллективе, проявление

творчества в деятельности).

Участие детей в выставках и конкурсах разного уровня.

Формы подведения итогов реализации программы:

Итоговая выставка (в которую входят следующие разделы):

-индивидуальная выставка (обучающийся предоставляет 8 и более выставочных работ);

-серии работ обучающихся (от3 до 7 работ);

-коллективный работы.

Режим выставок:

- 1 итоговая выставка.



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН.

№п\п

Тема

Теор. часы

Практ.часы

Всего

Раздел 1. «Вводное занятие»- 3 часа

1

Вводное занятие. Знакомство с историей изготовление витража и витражной техники. Инструменты и материалы. Просмотр презентации. Техника безопасности при работе с материалами и инструментами.

1

-

1

2

Вводное тестирование ЗУН. Графические средства и их применение в витражном искусстве. Рецепты изготовления витражных красок.

1

1

2

Раздел 2. «Материаловедение»- 6 часов

3

Способы наложения красок: выписывание кистью, с использованием губки, раскрашивание пальцами.

1

2

3

4

Основные правила смешивание цветов витражных красок. Высветление краски. Разбавление краски. Правила сушки изделий.

1

2

3

Раздел 3. «Контурный витраж»- 4 часа

5

Контурный витраж. Виды контура. Правила нанесения контура. Изготовление контурного витража по выбору.

1

3

4

Раздел 4 . «Роспись и декорирование плоских поверхностей»- 33 часа

6

Правила изготовления съемного и несъемного витража. Трафарет. Нанесение контура. Заливка цветом. Декорирование рам. Изготовление несъемного витража «Улитка»(или иного по выбору)

3

8

11

7

Съемный витраж. Пластиковые трафареты и гладкие поверхности. Правила нанесения контура. Заливка цветом. Способы снятия с основы. Способы крепления на различные основы. Изготовление съемных витражей «Котенок», «Рыбка», «Львенок», «Китенок» и др.

2

10

12

8

Способы декорирования зеркал и зеркальных поверхностей. Декорирование изделий по выбору

2

8

10

Раздел 5 . «Роспись и декорирование объемных поверхностей»- 31час

9

Основные правила декорирования стеклянных неплоских поверхностей. Способ крепления трафарета на стаканах и вазах. Правила нанесения контура и заливки цветом. Изготовление изделий по выбору: стаканы, вазы и др.

2

10

12

10

Основные правила декорирования керамики.

2

6

8

11

Основные правила декорирования стеклянных бутылок: частичный декор, смешанный декор, плотная роспись. Способы нанесения ровных линий на бутылках. Декорирование изделий по выбору.

2

8

10

12

Промежуточное тестирование ЗУН

0.5

0.5

1

Раздел 6 . «Точечная роспись и марморирование,

имитация витража»- 16 часов

13

Точечный витраж. Основа. Способы нанесения. Декорирование изделий по выбору.

1

5

6

14

Марморирование (эбру). Практические упражнения.

1

1

2

15

Имитация витражной техники фьюзинг.

0.5

0.5

1

16

Декорирование бросовых материалов: компьютерные диски, пластиковые коробочки и т.д.

1

6

7

Раздел 7 . «Объемный витраж»- 12 часов

17

Объемный витраж. Основа для контура. Способы крепления контурных нитей. Способы снятия деталей. Сборка и декорирование изделий. Изготовление цветка Сакуры.

2

10

12

Раздел 8 . «Итоговое занятие»- 3 часа

18

Организация итоговой выставки обучающихся «Мир наших увлечений».

-

1

1

19

Тестирование ЗУН.

0.5

0.5

1

20

Заключительное занятие. Игра «Крестики-нолики».

1

-

1







Итого:

25.5

82.5

108


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1.

Вводное занятие

Теория:

История витража. Виды витражей. Исторические периоды создания

витражей. Материалы и инструменты. Техники создания витражей. Холодная роспись стекла. Примеры

работ. Инструктаж по технике безопасности. Графические средства в витражном рисовании. Способы изготовления витражных красок.

Практика:

Вводное тестирование ЗНУ обучающихся.

Раздел 2.

Материаловедение

Теория:

Подготовка стекла к началу росписи. Резервные пасты (контуры). Витражные краски на водной основе и на основе смолы. Способы наложения, смешивания, высветление, разбавления красок. Правила сушки витражных красок.

Практика:

Подготовка стекла к началу росписи. Упражнения в смешивании красок. Элементы выписывания кистью, губкой, пальцами.

Раздел 3.

Контурный витраж.

Теоретия:

Понятие контура. Виды контура. Основные правила работы с контуром. 3-Д контуры. Способы нанесения контуров.

Практика:

Выполнение упражнений по созданию композиций различными видами контуров по выбору обучающихся.

Раздел 4.

Роспись и декорирование плоских поверхностей.

Теория:

Съемный и несъемный витраж. Виды пленок для съемного витража. Трафареты и их виды (для изготовления витража). Приемы работы с трафаретами. Повторение изученных способов нанесения контура. Правила заливки цветом. Использование вспомогательных материалов для декорирования рам к изделиям. Способы снятия и крепления съемного витража. Способы декорирования зеркальных поверхностей. Способы устранения недочетов при изготовлении творческих работ.

Практика:

Выполнение упражнений по смешиванию цветов. Работа с разными

видами красок. Выполнение отдельных элементов съемного и несъемного витража. Изготовление несъемного витража, съемного и декорирование или роспись зеркальной поверхности по выбору обучающихся.

Раздел 5.

Роспись и декорирование объемных поверхностей.

Теория:

Технология работы с красками и загустителями. Основные правила декорирования объемных поверхностей: особенности трафарета для росписи объемных изделий, способы и правила крепления трафарета и нанесения витражного контура. Правила заливки изделия цветом. Частичный декор, смешанный декор. Плотная роспись. «Доработка» изделия и устранение недочетов в работе.

Практика:

Изготовление изделий по выбору: стакан, подсвечник, ваза и др. из стекла и керамики.

Проводится промежуточный контроль ЗУН обучающихся.

Раздел 6.

Точечная роспись и марморирование, имитация витража.

Теория:

Точка. Способы нанесения точечного витража. Правила подготовки основы для точечного витража. Краски для эбру. Способы марморирования изделий (плоских и объемных). Понятие имитации. Фьюзин витраж. Имитация фьюзинг витража. Имитация эбру или марморирования.

Практика:

Подготовка поверхностей изделия. Упражнения в нанесении точечного витража, имитации эбру, имитации фьюзинг витража. Изготовление изделий в данных техниках. Декорирование бросовых материалов: компьютерных дисков, коробочек и др.

Раздел 7.

Объемный витраж.

Теория:

Контурная нить или проволочная основа. Способы крепления нитей. Способы снятия контурных нитей с плоской поверхности. Способы устранения дефектов с части изделия. Правила сборки изделий для объемных витражных работ.

Практика:

Упражнения в изготовлении и креплении контурных нитей. Упражнения в отработки навыка заливки контурных нитей цветом. Тренировочные упражнения в сборке деталей объемного витража. Изготовление объемной витражной композиции «Цветок сакуры», «Букет» или иной по выбору обучающихся.

Раздел 8.

Итоговое занятие.

Теория:

Разработка идеи оформления выставочного пространства. Подбор

необходимых материалов и инструментов для оформления выставки, отбор

выставочных работ.

Практика:

Оформление выставочного пространства. Компоновка работ. Развеска. Итоговое тестирование ЗУН обучающихся. Проведение игрового занятия «Крестики- нолики». Награждение лучших обучающихся детского объединения.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Для индивидуальной или коллективной работы на занятиях

используется компьютер. В качестве иллюстративного материала на

некоторых занятиях используется фото и текстовая информация, хранящаяся

на компакт-дисках, по следующим темам:

История витражного искусства,

Современные техники художественной росписи стекла,

Мастер-классы с поэтапным иллюстрированным описанием

технологического процесса по темам программы.

Структура занятий.

Развитие творческого потенциала - это длительный процесс, который

направлен на развитие личности ребенка в целом, поэтому творческие

задания включают в себя всю систему познавательных действий: восприятие,

мышление, воображение, память. Исходя из этого, основным видом занятий

являются практические занятия, включающие следующие компоненты

(этапы):

1. Начало занятия (сообщение темы),

2. Сообщение познавательных сведений, постановка задач и

обдумывание плана действий по их решению,

3. Практическая работа (выполнение творческих заданий),

4. Заключительная часть (подведение итогов).

Время на занятии распределяется примерно следующим образом:

1. Вводный инструктаж - 10 % времени занятия.

2. Сообщение познавательных сведений - 25 % времени занятия.

3. Практическая работа и текущий инструктаж - 50% времени занятия.

4. Заключительная часть: подведение итогов, уборка рабочего места -

15 % времени занятия.

Необходимым видом практических занятий, используемым для

обучения детей, являются домашние задания.

Контрольными видами занятий являются диагностика ЗУН и занятия по

подготовке и проведению выставок.

В ходе работы с детьми используется методика уровневого

дифференцированного обучения: теоретический материал излагается

одинаково, в форме, доступной для детей 10 так и 16 лет.

Для практической работы предлагаются задания по выбору разных уровней

сложности, соответствующих разным возрастным группам. При выполнении

практических заданий, связанных с использованием колющих, режущих

инструментов проводится ТБ. Практически все дети осваивают базовый

уровень знаний, в связи с этим повышается познавательный интерес

учащихся, уверенность в своих силах, а самооценка детей становится более

реальная.

В процессе самостоятельной учебно-творческой работы ребенок

выполняет тренировочные упражнения, далее работает над

созданием законченной композиции.

Для развития творческих способностей используется метод

творческого задания по разработке композиции на заданную тему,

определению и разработке выставочной темы и реализации ее в процессе

работы над композицией, оформлению готовых работ и тематических

выставок.

Общие требования к проведению практических занятий:

1. Соблюдение норм техники безопасности.

2. Использование иллюстративного материала и наглядных пособий.

3. Использование дидактического принципа «от простого к сложному».

4. Создание эмоционально-благоприятной обстановки для ребенка на

занятиях.

При реализации программы используются:

1. Мастер-классы по темам программы: с элементами витражной росписи, декору зеркала и другие.

2. дидактические материалы:

-Инструкционные карты.

- Аналоговый материал (образцы выполняемых работ, тематические

подборки литературы, тематические подборки фотоматериалов,

демонстрационный материал (плакаты, наглядные пособия,

иллюстрации)).

- Различный раздаточный материал (шаблоны, образцы рисунков

разных уровней сложности, трафареты, карточки с заданиями,

тесты).

3. Наглядные пособия:

- «Работа с витражными красками»;

4. Презентации

- «Техника безопасности при работе с колющими и режущими

инструментами»;

- «Цветовой круг»;

- «История витража»;

- «Виды витражей».

Формы

организации и

проведения

занятий

Методы и приемы организации учебно - воспитательного процесса

Дидактический материал, техническое оснащение занятий

Вид и форма контроля, форма предъявления результата

Форма организации детей на занятии:

  • Фронтальная

  • Групповая

  • индивидуальная

Формы проведения занятий:

  • Практическое занятие по отработке умений и навыков

  • Творческая работа

  • Викторина

  • Занятие-игра

  • Экскурсия

  • Посещение выставок и концертов

  • Мастер-класс

  • Комбинированные занятия

Словесные:

  • Объяснение

  • Рассказ

  • Беседа

  • Работа с книгой

  • Инструктаж

Наглядные:

  • Демонстрация (иллюстраций, видеоматериалов, слайдов, фотоматериала)

  • Показ педагогом

  • образца выполнения задания

  • Работа по инструкционным картам и раздаточному материалу

Практические:

  • Наблюдение

  • Практическое задание

  • Самостоятельная работа

  • Упражнение

  • Моделирование

Методические пособия для педагога:

  • Методическая литература по программе

  • Справочные материалы

  • Тематические подборки изделий

  • Конспекты занятий

Методические подборки для учащихся:

  • Задания репродуктивного и творческого характера

  • Тематические подборки (дизайн, витражная роспись, сувениры)

Входной

контроль

(выявление первоначальных представлений):

  • Тестирование

  • Пробное выполнение элементарных упражнений

Текущий

контроль:

  • (по итогам каждого занятия, или по итогам прохождения темы):

  • Наблюдение

  • Самостоятельная работа

  • Выполнение работ по образцам

Промежуточный контроль:

(тестирование по итогам прохождения нескольких тем, по итогам полугодия):

  • Самостоятельная работа

Методы проблемного обучения:

Самостоятельная разработка идеи, изделия

Средства

обучения:

  • Образцы готовых изделий

  • Картины

  • Плакаты

  • Иллюстрации

  • Фотографии

  • Раздаточный материал

  • Дидактический материал

  • DVD и CD-диски с презентациями, мастер-классами, интересными идеями и т.д.)

  • мультимедиа-аппаратура, DVD и CD-проигрыватели, компьютер с доступом в Интернет

  • Выполнение работы по собственным эскизам

  • Выставка внутри объединения

Итоговый

контроль

  • Итоговое тестирование

  • Участие в выставках, конкурсах и конференциях

Условия реализации программы.

1. Требования к учебному кабинету

Площадь учебного кабинета должна быть не менее 50 кв. м. Кабинет

должен хорошо освещаться и проветриваться, необходимо также

дополнительное освещение каждого рабочего места. В кабинете, кроме

рабочих столов и стульев, должны находиться шкафы для хранения

используемых постоянно инструментов и расходных материалов, учебной литературы и иллюстративных материалов. Желательно, чтобы шкафы имели открытые или застекленные отделения для оформления постоянно действующей выставки, составленной из небольших готовых образцов изделий.

В кабинете должны быть шкафы для сушки витражных изделий с

большим количеством полок и вентиляционными отверстиями.

2. Оборудование:

- настольные электролампы - 4 - 5 шт.;

- компьютер и МФУ (сканер, принтер, копир);

3. Материалы и инструменты

Инструменты для обработки различных материалов:

- ножницы,

- линейки металлические,

- ножи канцелярские,

- кисти,

Расходные материалы:

- калька, картон,

- стекло, стеклянная посуда, пластиковые заготовки, СД-диски,

- аксессуары (стразы, глиттер, фольга, ленты, проволока декоративная,

свинцовая лента),

- краски (акриловые, гуашь, воднодисперсионные, акварель,

витражные),

- витражные контуры,

- структурные и моделирующие пасты, лаки,

-клей ПВА,

- декупажные карты и салфетки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература для педагогов:

1. Амонашвили Ш.А. Основы гуманной педагогики. - М.: Амрита, 2012.

2. Калинкин, С. М. Личностно-ориентированные технологии обучения:

[Электронный ресурс] / С. М. Калинкин. - Режим доступа:

nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/lichnostnoorientirovannye-

tehnologii-obucheniya. - 29.11.2013.

3. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного

образования// Библиотека журнала «Воспитание школьников» - Изд.

доп. Вып. 77. - М.: Школьная Пресса, 2008.

4. Буйлова Л.Н. Учебное занятие в учреждении дополнительного

образования детей». - М.: ЦДЮТ «Бибирево», 2001.

5. Воробьева Н. Точечная роспись. - М.: Аст-Пресс, 2013.

6. Гир А., Фристоун Б. Роспись по стеклу. - М.: Арт-Родник, 2004.

7. Дзакария Д. Декорируем стеклом. - М.: Ниола - Пресс, 2007.

8. Зацепина М.Б. Формирование основ культуры ребенка средствами

культурно-досуговой деятельности. - М.: МГОПУ им. М. А.

Шолохова, 2005.

9. Иттен И. Искусство цвета. - М.: Издатель Д. Аронов, 2004.

10. Новосёлова Н.Б. Учебное занятие в учреждении дополнительного

образования детей. // Методист. - 2007. № 8 - С. 28 - 32.

11. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. / Под ред.

С.А. Смирнова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Литература, рекомендованная учащимся для чтения:

1. Декоративные панно. - М.: Арт-Родник, 2007.

2. Ди Спирито М. Витражное искусство и техника росписи по стеклу. -

М.: Альбом, 2006.

3. Сокольникова Н.М. Основы композиции. - М.: Титул, 1999.

4. Сокольникова Н.М. Основы живописи. - М.: Титул, 1999.

5. Скиннер К. Декоративные поверхности. - М.: Арт-родник, 2007.

6. Стармер А. Цвет. Энциклопедия. - М.: Арт-родник, 2007.

7. Лопес М. Декоративно-малярные техники. - М.: Аст-пресс, 2007.

8. Люцкевич Д. Роспись по стеклу. - М.: Эксмо, 2004.__

© 2010-2022