Стопа - фундамент здоровья

Показателем здоровья, имеющим тесную связь с физическим развитием ре­бёнка, является состояние его стопы. Чтобы ребёнок мог ходить, бегать, прыгать без ограничений, его ноги должны быть здоровы.Причины плоскостопияПо литературным данным, плоскостопие—часто встречаю­щаяся деформация нижних ко­нечностей детей.При плоскостопии стопа сопри­касается с полом (землёй) почти всеми своими точками и след лишён внутренней выемки.Плоскостопие рассматрива­ется как нарушение функций стопы, которое внешне про­...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Показателем здоровья, имеющим тесную связь с физическим развитием ребёнка, является состояние его стопы. Чтобы ребёнок мог ходить, бегать, прыгать без ограничений, его ноги должны быть здоровы.

Причины плоскостопия

По литературным данным, плоскостопие-часто встречающаяся деформация нижних конечностей детей.

При плоскостопии стопа соприкасается с полом (землёй) почти всеми своими точками и след лишён внутренней выемки.

Плоскостопие рассматривается как нарушение функций стопы, которое внешне проявляется в опущении сводов стопы, что вызвано ослаблением мышц и растяжением связок стопы (М.Р. Сапмн, Г.Л. Билич, 1989).

Различают врождённое и приобретённое плоскостопие.

Врождённое плоскостопие наблюдается редко, приобретённое-очень часто. Из-за плоскостопия резко понижается опорная функция ног, изменяется положение таза, нарушается правильное положение позвоночника (может возникнуть его искривление), затрудняется движение (ходьба, бег). Всё это отрицательно влияет на общее физическое развитие ребёнка или взрослого и снижает их работоспособность.

Какие же факторы, в том числе связанные с условиями пребывания ребёнка в ДОУ, влияют на свод стопы?

Их делят на две группы: внутренние, определяемые физиологическими закономерностями роста и развития детского организма (сила мышц и эластичность связок, минеральная плотность костной ткани и др.), перенесёнными заболеваниями (рахит), физическим развитием (избыток массы тела) и состоянием здоровья (частые простуды, хронические болезни) и внешние (нерациональная обувь, недостаточная двигательная активность, длительные статистические нагрузки в положении сидя, исключающие локальные физические нагрузки на стопы).

У детей младшего дошкольного возраста низкий свод стопы (70-80% плоских стоп) не является патологическим изменением, а лишь представляет определённую стадию развития скелета.

Плоскостопие может развиваться ещё в грудном возрасте в результате того, что детей слишком рано начинают ставить на ноги или учить ходить. Недостаточное развитие мышцы испытывают большую статистическую нагрузку, а это приводит к деформации опорно-двигательного аппарата.

Плоскостопие чаще встречается среди ослабленных детей с пониженным физическим развитием и слабым мышечно - связочным аппаратом.

Этот дефект опорно - двигательного аппарата находится в прямой зависимости от массы тела. Предельная нагрузка на стопы человека равна его двойному весу: например, при массе ребёнка 10 кг его стопы выдерживают нагрузку до 20 кг. Следовательно, чем больше масса и, соответственно, нагрузка на стопы, тем более выражено продольное плоскостопие.

Причины плоскостопия разнообразны, но, если исключить влияние генетических факторов, а также некоторых перенесённых заболеваний (рахит, полиомиелит). По мнению специалистов, наиболее часто оно возникает вследствие неправильного подбора обуви (в которой пальцы сжаты, а пятка не полностью опирается на каблук; с тесным верхом, неэластичной, плоской или мягкой подошвой, наподобие тапочек и валенок; с каблуком выше 3,5 см).

Что надо знать, если у вашего ребёнка обнаружилось плоскостопие?

Следует обязательно проконсультироваться с врачом- ортопедом детской поликлиники.

Плоскостопие-это дефект строения стопы, который встречается у детей чаще, чем любой другой дефект.

При плоскостопии свод стопы недостаточно прочен и не образует правильного изгиба. В результате, когда ребёнок стоит, вся поверхность стопы прилегает к полу.

Врачи выделяют период от рождения до 4 лет, когда у всех детей отмечается «физиологическое плоскостопие», которое к 5 годам должно пройти. Если вашему ребёнку 5,5 лет, а стопа все ещё плоская, можно говорить об истинном плоскостопии.

Причиной плоскостопия обычно является слабость мышц и связок стопы, избыточная масса тела, перенесённый ранее рахит, иногда наследственная предрасположенность или неправильное развитие некоторых плюсневых костей.

Ношение неподходящей обуви (излишне узкой или свободной, без жесткого фиксированного задника; без эластичной подошвы, без каблука или с каблуком, превышающим 1 см) не может вызывать плоскостопие у детей с нормальным сводом стопы. Но если у ребёнка есть хотя бы незначительное уплощение свода стопы, то такая обувь сделает плоскостопие более выраженным.

Для профилактики и коррекции плоскостопия существуют специальные несложные упражнения. Их вам предложит воспитатель, инструктор по ФК. Следует помнить, что выполнение корригирующих упражнений вместе с ребёнком поддержит его интерес к лечению и даст больший эффект.

Родителям и педагогам на заметку

Факторов, влияющих на состояние опорно-двигательного аппарата у дошкольников, весьма много. Поэтому для профилактики и коррекции имеющихся нарушений следует использовать целый комплекс средств: занятия физической культурой с элементами ЛФК, плавание в бассейне, упражнения на тренажерах, коррекционную гимнастику, физкультурные минутки и динамические паузы между занятиями, подвижные игры и т.д. однако ведущая роль в решении проблем физического развития ребёнка, посещающего ДОУ, отводится семье.

Упражнения, рекомендуемые детям с плоскостопием

1.Ходьба летом босиком по песку, камешкам, траве; дома босиком по шершавой поверхности, например по ворсистому или массажному коврику; топтание в тазике, наполненном раскрывшимися еловыми шишками-мощный фактор предупреждения плоскостопия.

2.Собирание пальцами босых ног с пола или ковра небольших предметов и шариков. Можно устроить семейные соревнования: кто больше перенесёт пальцами ног элементов ЛЕГО на свой коврик или кто больше соберёт шариков в миску и т.д.

3.Из положения сидя на полу (на стуле) придвигать пальцами ног под пятки разложенное полотенце (салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз ( например книга).

4.Хождение на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.

5.Хождение по гимнастической палке, лежащей на полу, боком приставным шагом.

6.Хождение на внешней стороне стопы.

7.«Мельница». Сидя на коврике (ноги вытянуты вперёд), ребёнок производит круговые движения ступнями в разных направлениях.

8.«Художник». Рисование карандашом зажатым пальцами левой (правой) ноги, на листе бумаги, который придерживается другой ногой.

9.«Утюжки». Сидя на полу, потирать стопой правой ноги стопу левой ноги и наоборот. Производить скользящие движения стопами по голеням, затем- круговые движения.

10.Попеременное катание ногами деревянных или резиновых шипованных мячей (валиков) в течение трёх мину.



© 2010-2022