Рабочая программа по дисциплине Основы агрономии (Мастер с/х производства)

Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области

«ОКТЯБРЬСКИЙ АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»





РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ

ПРОГРАММА

по дисциплине: «ОСНОВЫ АГРОНОМИИ»

I курс, группы № М-1-15, М-2-15, М-3-15.

для профессии 35.01.11 Мастер сельскохозяйственного

производства





Октябрьский район, п. Качкан

2015-2016 уч.год



Рассмотрена и рекомендована Утверждено

к практическому применению зам. директора по УР

МК профессии технического профиля ______________________

протокол №___ «____»____________2015г.

от «____»_____________2015.

председатель МК___________


Рабочая программа учебной дисциплины «Основы агрономии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее - ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее - СПО) 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства»

Организация разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Октябрьский аграрно-технологический техникум».



Разработчик:

Евтушенко Елена Александровна - преподаватель спецдисциплин ГБПОУ РО «ОАТТ».





СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. условия реализации учебной дисциплины

14

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

18











1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы агрономии

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО 35.01.11 «Мастер сельскохозяйственного производства».

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительной профессиональной подготовке по профессии рабочего:

35.01.13 Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл. Изучение учебной дисциплины «Основы агрономии» направлено на начало освоения обучающимися общих и профессиональных компетенций по профессии мастер сельскохозяйственного производства:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.2. Выполнять работы по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур в растениеводстве.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- определять виды и сорта сельскохозяйственных культур;

- определять чистоту, всхожесть, класс и посевную годность семян;

- рассчитывать нормы высева семян;

- применять различные способы воспроизводства плодородия почвы;

- соблюдать технологию обработки почвы под озимые и яровые культуры;

- проводить агротехнические приемы защиты почв от эрозии.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- производственно-хозяйственные характеристики основных сельскохозяйственных культур;

- технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур;

- происхождение, состав и основные свойства почвы, приемы и способы ее обработки;

- пути и средства повышения плодородия почв;

- основные виды сорняков, вредителей и болезней сельскохозяйственных культур, меры борьбы с ними;

- классификацию и принцип построения севооборотов;

- основные виды удобрений и способы их применения;

- основные виды сорняков, вредителей и болезней сельскохозяйственных культур, методы защиты от них.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;

самостоятельной работы обучающегося 30 часов.



Учебная дисциплина «Основы агрономии» изучается в первом учебном семестре первого курса. Данная дисциплина предшествует освоению профессиональных модулей:

ПМ.01 Выполнение механизированных работ в растениеводстве.

Промежуточная аттестация при освоении программы учебной дисциплины предусмотрена в виде дифференцированного зачёта.











2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество

часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

90

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

60

в том числе:


лабораторные работы

30

практические занятия

-

контрольные работы

4

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

30

в том числе:


внеаудиторная самостоятельная работа

30

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта.

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы агрономии»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Культурные растения.


2


Тема 1.1. Происхождение и одомашнивание культурных растений.

Агрономия как важнейший раздел биологии. Классификация культурных растений. Приемы и методы растениеводства. Центры происхождения по Н.И.Вавилову. Хозяйственное использование культурных растений.

Современное растениеводство в различных странах на планете.

2

1

Самостоятельная работа: выполнения домашних заданий по разделу «Культурные растения».

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы: Доклад на тему: «Развитие сельского хозяйства в современной России».

2


Раздел 2. Почва, ее обработка.


22


Тема 2.1. Почва, ее состав и свойства.

Понятие о почве и ее плодородии. Виды плодородия почв. Образование почв. Факторы почвообразования.

Состав почвы. Классификация почв по механическому составу. Строение пахотного слоя.

4


2


Основные физические свойства почвы. Водные, тепловые и воздушные свойства почвы. Питательный режим почвы.

Лабораторные работы.

2


1. Определение механического состава почвы лабораторными методами.


Тема 2.2. Обработка почвы.

Научные основы обработки почвы, цели и задачи. Виды обработки почвы. Вспашка как основной прием обработки почвы. Приемы поверхностной обработки почвы. Сберегающее земледелие. Минимальная и нулевая обработка почвы.

4

2

Основные и важнейшие элементы минерального питания растений. Основные виды удобрений и способы их применения. Сроки и способы внесения удобрений.

Лабораторные работы.

8

2. Изучение технологии обработки почвы под озимые и яровые культуры.


3.Изучение агротехнических приемов защиты почв от эрозии.


4. Определение основных видов удобрений по образцам.


Контрольная работа №1 по теме: «Почва, ее обработка».

2

3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Доклад на тему: «Способы улучшения плодородия почвы».

Реферат или презентация на тему: «Удобрения».

6


Раздел 3. Сорные растения. Вредители и болезни сельскохозяйственных культур.

14


Тема 3.1. Сорные растения.

Понятие о сорных растениях. Вред, причиняемый сельскому хозяйству сорными растениями. Адаптивные свойства сорняков. Отличие сорных растений от полевых культур.

4






2


Агробиологические группы сорных растений. Паразитные, полупаразитные и непаразитные сорняки. Малолетние и многолетние сорные растения. Способ учета сорных растений и пороги их вредоносности. Засоренность полей.

Лабораторные работы.

6


5. Распределение сорных растений по классификации.


6.Оценка засоренности полей.


7. Изучение мер борьбы с сорными растениями.


Тема 3.2. Вредители и болезни сельскохозяйственных культур.

Общие сведения о вредителях сельскохозяйственных культур. Основные группы вредителей сельскохозяйственных культур. Специализированные вредители. Меры борьбы.

Инфекционные и неинфекционные болезни сельскохозяйственных культур. Грибы. Вирусы. Бактерии. Меры борьбы.

2

2


Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Презентация или наглядный материал по темам: «Сорные растения», «Вредители сельскохозяйственных культур Ростовской области».

Реферат или презентация на тему: «Болезни сельскохозяйственных культур».

9



Раздел 4. Сельскохозяйственные культуры.

22

Тема 4.1. Виды и сорта сельскохозяйственных культур.

Основные виды сельскохозяйственных культур, их представители. Производственные и хозяйственные характеристики сельскохозяйственных культур. Понятие сорта. Значение сортовых семян. Элитные семена, их характеристика. Понятие сортообновления и сортосмены.

2

2



Лабораторные работы.

4


8. Виды и сорта сельскохозяйственных культур.


9.Определение мягкой и твердой пшеницы по колосу и зерну


Тема 4.2. Посев и посадка сельскохозяйственных культур.

Приемы подготовки семян к посеву. Сроки посева, глубина посева семян. Контроль качества посевных работ. Уход за посевами.

6

2

Понятие о севообороте и его элементах. Научные основы чередования культур. Повторные и бессменные культуры. Предшественники и их агротехническая оценка. Принципы построения севооборотов. Роль различных культур в повышении плодородия почвы. Классификация севооборотов. Примерные схемы полевых и специальных севооборотов.

Технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур.

Лабораторные работы.

10

10.Определение чистоты, всхожести, класса и посевной годности семян. Расчет нормы высева семян.

11.Технология возделывания зерновых культур.


12. Технология возделывания зернобобовых культур.


13. Технология возделывания технических культур.


14. Технология возделывания корнеплодов.


15. Технология возделывания клубнеплодов.


Контрольная работа №2 по темам: «Сорные растения, вредители и болезни. Сельскохозяйственные культуры».

Дифференцированный

2


Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

Доклад на тему: «Сорта сельскохозяйственных культур Ростовской области». Составление севооборота сельскохозяйственных культур.

Реферат на тему: «Хозяйственное значение технических культур».

Доклады на темы: «Технология возделывания прядильных культур», «Сенокосы и пастбища».

13


3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Для реализации учебной дисциплины имеется учебный кабинет агрономии.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя - стол, стул, доска, экран;

- посадочные места по количеству обучающихся -

13 столов на два посадочных места каждый и 26 стульев;

- комплект учебно-наглядных пособий «растительные сообщества»- 1 шт;

- гербарий основных групп растений - 1 комплект;

- гербарий дикорастущих растений - 1 комплект;

- гербарий культурных растений - 1 комплект;

- гербарий лекарственных растений - 1 комплект;

- гербарий «Растительные сообщества» - 1 комплект;

- гербарий «Сельскохозяйственные растения России» - 1 комплект;

- коллекция «Семена и плоды (с раздаточным материалом)» - 15 штук;

- коллекция семян сельскохозяйственных растений - 1 комплект;

- динамические пособия: модель-аппликация «Строение цветка» -

1комплект;

- модели цветков различных видов растений - 3 модели;

- набор плодов сельскохозяйственных растений - 1 комплект;

- коллекция «Минеральные удобрения» - 1 комплект;

- макеты почвенных срезов - 2 макета;

- коллекция почв - 5 комплектов;

- снопы сельскохозяйственных культур региона - 9 штук;

- комплект плакатов по предмету в количестве 15 штук;

- микроскопы «Микромед С-11» - 3 штуки;

- весы учебные ВСМ-100 с разновесами - 4 штуки;

- лупы - 9 штук;

- прибор для демонстрации водных свойств почвы- 1 штука;

- прибор для демонстрации поглощения воды корнями - 1 штука;

- прибор для обнаружения дыхательного газообмена у растений

и животных - 1 штука;

Для проведения уроков с применением технических средств обучения используется междисциплинарный кабинет, укомплектованный следующим оборудованием:

- рабочее место преподавателя - стол, стул, ПК в сборе, документ-камера;

- посадочные места для обучающихся - 12 столов двухместных, 10

компьютерных столов и 24 стула;

- компьютеры с лицензионным программным обеспечением в количестве

10 штук;

- мультимедийный комплекс с интерактивной доской.

































3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов,

дополнительной литературы.

Основные источники:

1. Третьяков Н.Н. Основы агрономии. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2014.

Дополнительные источники:

1. Верещагин Н.И. и др. Организация и технология механизированных работ в растениеводстве: Учеб. пособие для нач. проф. образования. - М.:ИРПО; Изд. центр «Академия», 2004.- 414с.

2. Гриценко В.В. Вредители и болезни сельскохозяйственных культур: учеб. пособие для нач. проф. образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 224с.

3. Защита растений / В.В.Гриценко и др.; под ред. Попова С.Я. - М. : Мир, 2005. - 488с.

4. Кондрашкина М.И. Лабораторно-практические занятия по растениеводству.- М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2006.-36с.

5. Котт С.А. Сорные растения и борьба с ними. - М.: «Колос», 1999. - 200с.

6. Овчинников Н.Н., Шиханова Н.М. Секреты зерновых. - 2-е изд., перераб. -М.: «Просвещение», 1984.- 112 с., ил.

7. Орлова Л.В. Научно-практическое руководство по освоению и применению сберегающего земледелия. - НФРСЗ (При участии AMAZONE), изд. 3-е, доп. и перераб., 2006.

8. Прянишников Д.Н. Популярная агрохимия. - М.: «Наука», 1985. - 400с.

9. Степанов В.Н. и др. Основы агрономии. Изд. 4-е, перераб. и доп.- М.: «Колос», 1977.

10. Третьяков Н.Н. Основы агрономии. - М.: ИРПО; Изд. центр «Академия», 2003. - 360с.



Интернет-ресурсы по агрономии:

megabook.ru/apps.asp?page=applications

agronomy.ru/

agrofak.com/

agrolib.ru/

fitonsemena.ru/page/page95.html

agrofuture.ru/sitemap

agroserver.ru/top/











  1. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины



Контроль и оценка результатов освоения дисциплины «Основы агрономии» осуществляется преподавателем в процессе проведения и защиты лабораторных работ, выполнения обучающимися контрольных работ, внеаудиторной самостоятельной работы, индивидуальных заданий, а также во время дифзачета.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

- определять виды и сорта сельскохозяйственных культур;

Выполнение и защита лабораторных работ № 9,10, контрольная работа №2, внеаудиторная самостоятельная работа.

- определять чистоту, всхожесть, класс и посевную годность семян;

- - рассчитывать нормы высева семян;

Выполнение и защита лабораторной работы №10, дифзачет..

- применять различные способы воспроизводства плодородия почвы;

Выполнение и защита лабораторных работ №1, 3, контрольная работа.№1, внеаудиторная самостоятельная работа, дифзачет.

- проводить агротехнические приемы защиты почв от эрозии.

Выполнение и защита лабораторных работ №3, контрольная работа.№1, внеаудиторная самостоятельная работа, дифзачет.

- соблюдать технологию обработки почвы под озимые и яровые культуры;

Выполнение и защита лабораторной работы № 2, контрольная работа №1.

Знания:

- производственно-хозяйственные характеристики и технологии возделывания основных сельскохозяйственных культур;

Выполнение и защита лабораторной работы №13, 14, 15, контрольная работа №2, внеаудиторная самостоятельная работа.

- происхождение, состав и основные свойства почвы, приемы и способы ее обработки;

Выполнение и защита лабораторной работы №1, 2, контрольная работа №1, внеаудиторная самостоятельная работа, дифзачет.

- пути и средства повышения плодородия почв;

Выполнение и защита лабораторной работы №3, контрольная работа №1, внеаудиторная самостоятельная работа, дифзачет.

- основные виды сорняков, вредителей и болезней сельскохозяйственных

культур, меры борьбы с ними; методы защиты от них;

Выполнение и защита лабораторных работ №5-7, контрольная работа №2, внеаудиторная самостоятельная работа, дифзачет.

- классификацию и принцип построения севооборотов;

Контрольная работа №2, внеаудиторная самостоятельная работа, дифзачет.

- основные виды удобрений и способы их применения;

Выполнение и защита лабораторной работы №4, контрольная работа №1, внеаудиторная самостоятельная работа, дифзачет.




© 2010-2022