• Преподавателю
  • Другое
  • Отчет C слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)

Отчет C слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Абашев Андрей Рифкатович Портфолио учителя Отчет С

Группа № 3 Уровень 1

Филиал ЦПМ г. Петропавловск 12.11.2015


Отчет С

Рефлективный отчет о необходимых преобразованиях в школе на основе данных исследования ее стартовых возможностей и рекомендаций ОЭСР

Данные исследования стартовых возможностей моей школы и изучение рекомендаций ОЭСР, по многим позициям совпадают, а в частности, в том, что учителя моей школы нуждаются в разнообразном арсенале стратегий обучения, в предоставлении им возможностей для комбинирования различных педагогических подходов. Учителя должны иметь достаточно глубокие знания о том, как происходит обучение, об уровне мотивации отдельных учащихся, о переживаемых ими эмоциях и об их жизни за пределами школы; уметь сотрудничать не только с коллегами по преподаваемому ими предмету, но и по другим учебным предметам; совершенствовать свои потенциальные профессиональные способности к сотрудничеству с коллегами и участию в разработке, управлении и планировании учебной среды; непрерывно рефлексировать в ходе своей практики в целях развития у учащихся навыков 21 века, предполагающих не просто обладание знаниями, а умение эти знания применить на практике, умение найти свое место в жизни и приносить пользу обществу и государству, и повышения качества знаний.

Таким образом, моя миссия: внести релевантные изменения в планирование школы, создать команду единомышленников по внедрению новых подходов в образовании и создать сетевое сообщество учителей.

Для выполнения своей миссии и содействию коллегам в более основательном развитии их практики преподавания и обучения мне необходимо отобрать соответствующий инструмент. В качестве результативных подходов и методов я буду использовать изученные на курсах подходы: коучинг, Lesson Study, менторинг, исследование в действии.

Направления для осуществления конкретных изменений в моей школе были определены в результате анализа школьной документации, бесед и анкетирования администрации, учителей, учеников и родителей. Обработка полученных результатов обозначила ключевые проблемы: несправедливое оценивание учащихся на уроках, низкий уровень работы с одаренными и талантливыми детьми, низкий уровень качества знаний.

На первом этапе, с моей точки зрения необходимо пересмотреть структуру урока, стратегии, формы, методы, приемы и основной акцент сделать на внедрении критериального оценивания, которое будет содействовать решению проблем в совокупности.

Для выстраивания стратегии моих действий, чтобы они были максимально результативными, для моей школы, я провел анкетирование, в котором приняли участие 22 учителя. Результаты представлены на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Результаты в начале исследования

Данные диаграммы показывают, что хотя большинство педагогов в школе знакомы с новыми подходами в образовании и осознают необходимость преобразований, но на практике систематично не внедряют.

Безусловно, решение обозначенных проблем «под силу» только педагогу, имеющему достаточный уровень профессионального развития. Для профессионального развития педагогов в школе необходима организация непрерывного обучения учителей через коучинг, менторинг, Lesson Study, сетевое сообщество.

В нашей школе есть педагоги, на которых можно опереться. Я, как лидер должен объединить педагогов прошедших курса повышения квалификации по уровневым программам, вовлеченных педагогов, администрацию и представителей родительской общественности в одну команду, имеющую общую цель.

В профессиональной беседе с администрацией и коллегами при обсуждении темы они согласились с моими выводами по внедрению критериального оценивания.

Работа с учителями должна быть организована таким образом, что команда сможет решать возникающие на практике проблемы посредством сетевого взаимодействия, обмениваться своими наработками, результатами исследований с коллегами, будет с ними обсуждать, анализировать происходящее в различных школах, рефлексировать для создания результативной среды обучения учеников и принятия совместных решений. На современном этапе преобразований в школе, на уроке педагогам необходимо начать изменения с создания для учащихся коллаборативной среды, благодаря которой они станут активными участниками образовательного процесса, будут работать с информацией, самостоятельно выбирать стратегии, методы для выполнения заланий, планирования, составления алгортмов, оценке.

Для того, чтобы начать работу по внесению преобразований в школе я разработал план, который очень легко вписался в план школы. Ключевая тема исследования: «Критериальное оценивание элемент повышения уровня мотивации к учению», вытекает из проведенной оценке стартовых возможностей школы, анкетирования учащихся и родителей.

Мною были определены приоритеты для развития школы следующие:

- Создание результативной образовательной среды на уроке.

-Повышение учебной мотивации и навыков самостоятельной деятельности школьников.

- Внедрение критериального оценивания.

- Повышение профессионального уровня учителей

- Создание сетевого сообщества

В соответствии с поставленной целью определены следующие результаты работы:

- учителя школы имеют разнообразный арсенал стратегий обучения и возможность для комбинирования новых подходов («обучение тому, как учиться», «диалоговое обучение»);

- учителя имеют обстоятельные знания о том, как происходит обучение, об уровне мотивации отдельных учащихся;

- учителя умеют сотрудничать не только с коллегами по преподаваемому ими предмету, но и по другим учебным предметам, в рамках сетевого сообщества;

- все учащиеся на уроках имеют возможность трудиться в меру своих интеллектуальных и творческих способностей, являясь активным участником учебного процесса.

- 60% учащихся имеют высокий уровень мотивации и за счет внедрения критериального оценивания на уроках, не высказывают недовольство по системе оценивания.

- родители участвуют в процессе внесения изменений.

Выбраны критерии оценки:

- Результативность коучингов, менторингов, сетевого сообщества и других мероприятий (видео, фотоматериалы, отчеты, протоколы встреч, рефлексия, обратная связь, анкетирование). предполагает, что все педагоги школы будут информированы о новых подходах в преподавании и обучении, иметь видение о проектировании урока с внедрением новых подходов.

- Результативность Lesson Study (видео, фотоматериалы, отчеты, разработки уроков, рефлексия, обратная связь, анкетирование, повышение качества знаний). Данный критерий предполагает, что педагогами в рамках Lesson Study отработаны выбранные составляющие урока, новые стратегии, формы, методы, приемы.

- Развитие сетевого взаимодействия. Сотрудничество и партнерство в социуме (совместно выработанный план работы, протоколы родительских собраний, заседаний родительского комитета, фото- и видеоматериалы совместных мероприятий, анкеты, отзывы, ящик доверия)

Я планирую организовать свою деятельность по внедрению преобразований в рамках разработанного плана в указанные сроки.

В целях реализации плана мне необходима была информация об уровне развития профессиональной компетентности учителей, о мотивах учащихся в деятельности, характеристика и социометрия класса, в котором будут проводиться уроки исследования по внедрению новых подходов.

Уровень профессиональной компетентности учителей определялся в соответствии с основными составляющими к компетенциям педагогических работников системы общего среднего образования: психолого-педагогическая компетентность, управленческая компетентность в ходе урока, компетентность отношений, компетентность в использовании информационно-коммуникационных технологий, компетентность оценивания и анализа учебного процесса. Уровни: высокий, выше среднего, средний и низкий. Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности (по Л.В. Байбородой) показала, что в 9 классе присутствуют: личностный мотив- 2 чел (28,6 %), коллективный, личностный-4 чел (57,2%), личностно-престижный -1 чел (14,2%). По результатам социометрии: "Звезды" - 0, "Предпочитаемые" - 4 (57,2%), "Пренебрегаемые" - 3 (42,6%), "Изгои" - 0. В результате исследования было выявлено, что в 9 классе нет ярко выраженных лидеров, как впрочем, и изгоев.

Для того, чтобы расположить педагогов школы к сотрудничеству, создать коллаборативную среду с самого начала, я проведу круглый стол «Основные идеи Программы. Моя миссия в школе». Педагогический коллектив будет информирован о моей миссии в школе и основных идеях программы. В ходе презентации новых подходов в образовании я расскажу суть необходимых школе преобразований. Обсуждение вопросов «Круглого стола» позволит организовать обмен мнениями по использованию разнообразного арсенала стратегий обучения и возможностям для сочетания различных педагогических подходов. В ходе обсуждения будут определены основные этапы урока, с внедрением новых подходов. Необходимо сделать акцент на формулировке цели урока, разработке критериев успеха, планировании результатов, выборе стратегий на каждом этапе урока и разработке критериев для оценивания достижений учащихся.

Беседы с родителями и учащимися выявили, что они показывают недовольство системой оценивания на уроке, что в школе отсутствует четкая система оценивания, которая была бы понятной для родителей и учащихся. Учителя школы в большинстве случаев не могут обосновать оценку и показать над, чем необходимо каждому ребенку работать по определенной теме, ориентируются на среднего ученика, не учитывают возможности каждого. Поэтому школе необходима система критериального оценивания достижений планируемых результатов. Необходимо чтобы оценивание давало представление об усвоении конкретных элементов знаний, умений, навыков по отдельным разделам, что позволит определить для каждого ученика индивидуальную траекторию обучения.

Первая тема запланированного коучинга «Оценивание в учебном процессе» выбрана не случайно, она вытекает из определения основных потребностей в совершенствовании практики преподавания и обучения. Эта тема очень актуальна, так как умение учителей использовать различные виды оценивания может способствовать повышению мотивации в обучении и повышению качества знаний на уроке и решению проблем с родителями в вопросах оценивания учащихся.

На курсах я познакомился с ещё одним видом планирования - среднесрочное планирование. Оно позволяет проследить интеграцию семи модулей на уроке, грамотно спланировать использование инновационных стратегий на каждом этапе, прописать планируемые результаты.

Среднесрочное планирование составлено на четыре урока одной темы. Я планирую провести данные уроки, как уроки - исследования, с приглашением коллег и родителей, для того, чтобы они могли высказать свое мнение по - поводу внесенных изменений, учителя прошедшие уровневые курсы смогут дать советы в целях совершенствования урока.

В целях оказания помощи своим коллегам, сопровождения, обмена опытом и решения проблем планирую использование ещё одного инструмента - менторинга. Процесс менторства - это длительный процесс установления доверительных отношений между ментором и подопечным, который направлен на решение возникающих у менти проблем в работе, достижению динамики в совершенствовании знаний, мышления, практических действий по внедрению новшеств, что поможет существенному продвижению и профессиональному становлению личности подопечного.

Чтобы осуществить менторинг, организовать обменяться опытом и мнениями я планирую провести уроки для вовлеченных учителей и помочь им спланировать и провести свои уроки с внедрением новых подходов.

Реализацию подхода Lesson Study планируется начать со знакомства с основными ступенями Lesson Study. Ожидаемые результаты данного коучинга: создание группы учителей исследователей, определит класс, выявит проблему исследования, разработает план урока, определит учащихся для наблюдения и отработает инструментарий для наблюдения за учениками и уроком.

В процессе проведения Lesson study учителя тщательно исследуют, как учащиеся обучаются, думают и меняют свое поведение в результате урока. Практика Lesson study помогает лучше понять учителям как их обучающиеся обучаются и думают и как процесс обучения влияет на мышление обучающегося [3].

Lesson study планируется использовать в целях совершенствования методики преподавания и повышения уровня знаний учащихся, для разработки концептуальных педагогических подходов, таких как оценивание для обучения.

Исследование урока имеет ряд преимуществ: целевая направленность, способ профессионального развития, взаимодействие с коллегами, возможность изменения школьной системы, анализ и рефлексия собственной практики.

Сетевое сообщество «Исследователь», создано в нашей школе в рамках взаимодействия существующих методических объединений, в которое вовлечено 80% учителей.

В рамках сетевого сообщества планируется обучение педагогов посредством совместного исследования практики и использования стратегий, для этого необходимо обсудить и продумать способы и формы представления им возможностей для обобщения, апробирования, анализа и применения практических методов работы внутри сетевого сообщества, также продумать регламент, возможности и ресурсы для вовлечения педагогов в совместное обучение (Первый (продвинутый) уровень, стр.153). После организации работы сетевого сообщества в школе планирую включиться в работу районного сообщества, обсудить возможные варианты участия и проведения совместных мероприятий по продвижению изменений, обмену опытом и совместному решению возникающих проблем.

Если мы сможем организовать эту работу в своей школе, то сможем установить связь между школами в сети Интернет. Необходимо помнить о том, что сетевые сообщества позволяют учителям позиционировать себя в качестве лидера.

Мой план хорошо вписывается в план школы, так как он соответствует потребностям школы и работает на повышение результативности преподавания и обучения.

Процесс внесения преобразований - это длительный процесс, поэтому разработанный план положит начало систематическим, кропотливым процессам совершенствования профессионального мастерства педагогов, практики преподавания и обучения направленной на достижение главной цели стоящей перед каждой школой - это повышение качества образования.

Обучение на курсах по программе первого уровня внесли кардинальные изменения в моё понимание системы работы и как лидера школы, и как учителя предметника. Я много нового узнал о приемах организации групповой работы, способах принятия решений педагогами, родителями и учащимися. Соответственно по - новому хочется проектировать урок, проводить родительские собрания, работать с учителями (коучинг, менторинг). Данные формы работы намного продуктивнее, так как заставляют педагогов мыслить, рефлексировать свою деятельность, грамотно выстраивать свое саморазвитие и совершенствовать урок на достижение цели. Я по-другому взглянул на организацию сетевого взаимодействия и возможность вовлечения родителей.

Я надеюсь, что смогу, стать лидером в данном направлении и продолжу начатую работу после окончания курсов. Все запланированные мною мероприятия реально провести в запланированные сроки.

Использованная литература

  1. Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. 2015.

  2. Задания для выполнения в период практики в школе. 1 уровень. 2015.

  3. «Lesson study» как способ совершенствования практики обучения. Методическое пособие. - Астана: НАО имени И. Алтынсарина, 2015. - 78 с.







Приложение к отчету С.

План работы учителя-лидера


Наименование мероприятия

Дата проведения

примечание

Первая неделя

1

Беседа с администрацией

14.09.15

2

Составление анкет о проблемах преподавания (триангуляция)

15.09.15

3

Проведение анкетирования

16.09.15

Определение стартовых позиций школы и перспектив развития

4

Круглый стол «Основные идеи Программы. Моя миссия в школе»

17.09.15

«магические квадраты»

5

Реализация ССП

18.09.15

урок первый

6

Заключение договоров

19.09.15

(право съемки, использование фотоматериалов)

7

Доработка отчета В.

19.09 - 20.09.15

Вторая неделя

1

Поиск и привлечение единомышленников

21.09.15

(сертифицированных педагогов 1-3 уровней)

2

Документальное оформление плана практики

22.09.15

3

Изучение плана развития школы

23.09.15

4

Формулирование предполагаемой темы исследования на период практики

23.09.15

5

Посещение уроков

24.09.15

сертифицированных педагогов

6

Отправка отчета В

25.09.15

(Ермоленко Олег - координатор)

7

Изучение литературы по теме исследования

26.09.15

8

Написание отчета С

26.09-27.09.15

Третья неделя

1

Анкетирование

28.09.15

Определение уровня умений, навыков, опыта использования ИКТ

2

Внесение изменений в план развития школы

29.09.15

Сформированная группа инициативных педагогов

3

Коучинг по теме «Оценивание в учебном процессе»

30.09.15

4

Установление отношений «Ментор - менти»

01.10.15

Выбор 1, 2 подопечных для обучения

5

Оповещение о проведении консультаций

02.10.15

(таксономия Блума, 7модулей и т.д.)

6

Посещение уроков у менти

03.10.15

Методическая поддержка

7

Написание вводной части отчета «Д»

04.10.15

Четвертая неделя

1

Обсуждение и внесение изменений в план развития школы

05.10.15

2

Коучинг по теме ««Lesson study» как способ совершенствования практики обучения»

06.10.15

По исследуемой теме

3

Посещение уроков менти, Подготовка к проведению Lesson Study

07.10.15

4

Проведение Lesson Study

08.10.15

5

Консультации

09.10.15

6

Сдача отчета Д

10.10.15

(Ермоленко Олег - координатор)

7

Написание вводной части отчета Е

10.10-11.10.15

Пятая неделя

1

Сбор данных проведенного Lesson Study

12.10.15

(интервью, фото, видеоматериалы)

2

Получение обратной связи Lesson Study

13.10.15

Другими учителями

3

Консультации

14.10.15

По проведению Lesson Stady

Б

Круглый стол

15.09.15

Тема «Сетевое сообщество»

5

Контрольный сбор данных, обсуждение

16.09.15

По выбранному направлению

6

Изучение литературы

17.09.15

По выбранной теме

7

Разработка детального плана создания активного и устойчивого функционирующего профессионального сообщества для обеспечения устойчивого развития преобразований в школе

17-18.09.15

Шестая неделя

1

Наблюдение за проведением коучинг сессий и проведение мониторинга для отчета F

19.10.15

2

Итоговое обсуждение полученных данных с администрацией школы

20.09.15

3

Формирование отчета F

21.10.15

4

Осуществление процесса менторинга с подопечными

22.10.15

5

Обсуждение процесса преобразований с педагогическим коллективом

23.10.15



10


© 2010-2022