• Преподавателю
  • Другое
  • Сценарий агитбригады «Кинезиологические упражнения – эффективный способ оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности обучающихся с нарушением интеллекта»

Сценарий агитбригады «Кинезиологические упражнения – эффективный способ оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности обучающихся с нарушением интеллекта»

"Описание материала: Данный материал может быть интересен и полезен руководителям школьных методических объединений в качестве своеобразного интерактивного пособия для представления возможностей применения кинезиологических упражнений на уроках с обучающимися коррекционных классов. Он был представлен на заседании методического объединения и педсовета, где получил высокую оценку слушателей, т. к. зримо представил в интерактивной форме конкретные упражнения с описанием и ожидаемыми результатами. ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Хакасия

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

«Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»

Черных Ольга Алексеевна, учитель русского языка

Татарова Нина Владимировна, учитель русского языка


Сценарий выступления агитбригады педагогов естественнонаучного цикла на педсовете

«Стимулирование познавательной деятельности как средство коррекции и социализации обучающихся и воспитанников». 17.12.12.

ТЕМА: «Кинезиологические упражнения - эффективный способ оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности обучающихся с нарушением интеллекта».

Вед. Раз-два!

Все: Три-четыре! Нет работы лучше в мире!

Вед. Мы сегодня вам расскажем

Все: И практически покажем,

Вед. Как повысить мотивацию

Все: И ослабить деградацию.

Вед. Раз-два!

Все: Три-четыре! Нет работы лучше в мире! СЛАЙД №1

1 пед.: Кинезиология - вам не биология,

2 пед.: И не география,

3 пед: И не СБО.

4 пед.: Слово интересное,

5 пед.: И не всем известное…

Все: И сегодня предстоит вам узнать его. СЛАЙД №2

Руководитель ШМО - сообщение ПРЕЗЕНТАЦИЯ, СЛАЙДЫ № 2-3-4-5-6

2 пед.: Игры детям нравятся,

И в них они пытаются

Полезное с приятным

Вполне объединить.

3 пед.: Дёргают за ушки,

Головками кивают,

При этом получают

Энергии заряд.

Демонстрация кинезиологических упражнений (дублируется слайдами презентации)


3 пед.: «Колено-локоть» СЛАЙД № 7

2 пед.: «Кулак-ребро-ладонь» СЛАЙД № 8

1 пед.: «Лезгинка» СЛАЙД № 9

4 пед.: «Слон» СЛАЙД № 10

5 пед.: «Пила» СЛАЙД № 11

6 пед.: «Паровозик» СЛАЙД № 12

Все: «Ухо-нос-хлопок» СЛАЙД № 13

Руководитель ШМО - сообщение СЛАЙДЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ № 14-15-16

Заключительная часть: поочерёдный выход педагогов с табличками, на которых написаны положительные результаты использования кинезиологических упражнений.

ВСЕ: Такие упражнения

Приводят мозг в движение.

В работу их внедряйте,

Все сферы развивайте! СЛАЙД№ 17

СЛАЙД № 18.

Вед.: Раз-два!

Все: Три-четыре! Нет работы лучше в мире! СЛАЙД № 19.

Сообщение руководителя ШМО:

Современные кинезиологи рассматривают причину нарушения функций обучения в неспособности левого и правого полушария к интеграции. Трудности с обучением возникают в связи с незрелостью этих функций, негармоничном созревании головного мозга и нарушении межполушарных взаимодействий.

Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое - гуманитарное, образное, левое - математическое, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно полагать, что нарушение межполушарной передачи информации искажает познавательную деятельность детей. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Учёными доказано положительное влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи, памяти, внимания. Развивающая работа направлена от движения к мышлению, а не наоборот. Занятия гармонизируют работу головного мозга, позволяют выявить скрытые способности ребёнка и расширяют границы его возможностей. Чем интенсивнее кинезиологическая тренировка, тем значительнее положительные изменения.

Кинезиология - наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Кинезиология - это методика сохранения здоровья путём воздействия на мышцы тела, т. е. путём физической активности. Кинезиологические упражнения - комплекс движений, позволяющий активизировать межполушарное взаимодействие, развивать комиссуры (нервные волокна, осуществляющие взаимодействие между полушариями) как межполушарные интеграторы, через которые полушария обмениваются информацией, происходит синхронизация работы полушарий.

Возможности кинезиологии:

- ритмирование работы полушарий головного мозга;

- влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи, памяти, внимания.

- В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания.

- В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а также управлению своими эмоциями.

- Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности.

Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю.

Известно, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И. П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при различных повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу, отбиванию ритма хлопками и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно-развивающие и формирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок не обучается!

«Движение может заменить лекарство - но ни одно лекарство не заменит движения». Ж. Тассо.

Грамотно организованные движения пробуждают и активизируют умственные способности, улучшают контроль и регуляцию деятельности, стимулируют развитие познавательных функций, решают проблемы эмоционального плана. Сравнительная диагностика до и после выполнения комплекса подтверждает улучшение памяти, внимания, речи, пространственных представлений, мелкой и крупной моторики, повышение работоспособности ребенка и снижение утомляемости.

Занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект, поэтому основными требованиями к выполнению комплекса является точность выполнения движений и систематичность занятий.

Организуя образовательный процесс, всегда следует помнить, что одновременная работа двух полушарий эффективна в любой области деятельности, и в творчестве в том числе. Творчество не является функцией только правого полушария. Этот процесс требует от левого полушария техники и деталей, а от правого - образов, непрерывности, инсайта, эмоций и чувств.

Кинезиологические упражнения полезны и детям с правополушарным, и с левополушарным, и с равнополушарным типом. Благодаря двигательным упражнениям происходит компенсация левого полушария и активизация межполушарного взаимодействия, что способствует детской стрессоустойчивости при обучении в школе. Мозговая гимнастика эффективна и доступна для всех. Она улучшает способность к обучению и качество исполнения любой деятельности и на любом уровне, во всем, что касается действий, включающих сознание. Благодаря тому, что эти упражнения снижают стресс, улучшается общее состояние здоровья. Двигательная реакция служит внутренним стимулом, подкрепляющим полученный навык и побуждающим к дальнейшим занятиям.

Упражнения развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизи­руют работу полушарий, улучшают мыслитель­ную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. Упражнения необходимо проводить ежедневно в течение шести-восьми недель по 15-20 минут в день. Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:

  • ускорение темпа выполнения;

  • выполнение с легко прикушенным языком и закрытыми глазами (исключение речевого и зрительного контроля);

  • подключение движений глаз и языка к движениям рук;

  • подключение дыхательных упражнений и метода визуализации.

Образовательная кинезиология - система повышения возможностей детей, независимо от возраста, путём вытягивания потенций, заключённых в теле. Слово «образование» происходит от латинского «educre», означающего «вытягивать». Это наука о движении человеческого тела.

Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие движений и упражнений, которые используются в отношении детей, чтобы повысить навык целостного развития мозга. Эти упражнения облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения и письма.

Под влиянием кинезиологических тренировок, в организме происходят положительные структурные изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Гимнастика мозга позволяет выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга. Особенно актуально применение кинезиологических упражнений у детей с проблемами в развитии.

Образовательная кинезиология рекомендуется для каждого, кто желает улучшить качество и содержание своей жизни и получить удовольствие от движений.

Использованные источники

  1. Деннисон Г. , Деннисон И. «Гимнастика мозга».
    2. Сиротюк А. Л. «Кинезиологические упражнения» М., 2003.
    3. Сиротюк А. Л. Коррекция и развитие интеллекта у дошкольников. М., 2005.
    4. Сиротюк А. Л. Изучение детей с учётом психофизиологии. М., 2000.
    5. Столяренко Л. Д. «Гимнастика для гармонизации деятельности полушарий мозга»
    6. festival.1september.ru/articles/312042/ 7.defectus.ru/publ/kabinet_logopeda/metodicheskaja_kopilka/korrekcija_problem_obuchenija_metodami_kineziologii_v_doshkolnom_i_mladshem_shkolnom_vozraste/12-1-0-38
    8. pedlib.ru/Books/3/0318/index.shtml
    9. edu.tatar.ru/n_chelny/page92684.htm/page812920.htm

© 2010-2022