• Преподавателю
  • Другое
  • ДИСЦИПЛИНА «БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЕ» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И НАБОР ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

ДИСЦИПЛИНА «БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЕ» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И НАБОР ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

В учебном пособии приведен комплект технологических карт для составления бизнес плана предприятия. Учебное пособие предназначено для студентов, изучающих учебные дисциплины «Маркетинг», «Бизнес планирование», «Менеджмент», «экономика организации». Пособие может быть использовано для студентов очной и заочной формы обучения.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Содержание

Введение 2

Учебное пособие структурировано в виде восьми технологических карт и дополнительных указаний для формирования бизнес плана 3

Работая над учебным пособием, автор стремился расширить традиционные рамки подачи материала и ориентировать его для студентов экономических специальностей 3

Хочется надеяться, что предложенный материал учебного пособия Вы сможете применить в будущей профессиональной деятельности. 3

Классификация и особенности различных типов бизнес - проектов. 4

Практические рекомендации разработчикам бизнес плана: 7

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС ПЛАНА 11

Технологическая карта №1 12

«Формирование целей и задач организуемого бизнеса» 12

13

Технологическая карта №2 14

«Описание организуемого бизнеса» 14

15

Технологическая карта №3 16

«Описание товарного знака, упаковки и маркировки» 16

17

Технологическая карта №4 18

«Оценка конкурентоспособности» 18

Технологическая карта №5 20

«Формирование ценообразования» 20

Технологическая карта №6 22

«Оценка рисков проекта» 22

Технологическая карта №7 25

Технологическая карта №8 26

«Разработка комплекса маркетинговых коммуникаций» 26

Подготовка устной презентации проекта 30

Введение

В условиях рыночных отношений сохраняется актуальность планирования деятельности предприятия. Вообще, планомерное развитие экономики понижается как развитие, соответствующее задачам, поставленным органом управления. И в этом смысле планирование является важнейшей функцией управления, а планомерность присуща экономике вообще, вне зависимости от способа производства, общественно-экономической системы.

Планирование - закономерный результат поиска человеческим обществом наиболее рациональных и эффективных инструментов и способов своего исторического развития и выживания.

Планирование производственной и коммерческой деятельности необходимо для всех организационно-правовых форм предприятий. Деятельность предприятия без плана есть реакция на совершающиеся события, деятельность на основе плана - реакция на предвиденные и запланированные явления. «Собственник предприятия, который неудачно планирует, планирует неудачу».

Наиболее совершенной формой планирования в условиях рынка является бизнес-планирование.

Бизнес-план - это целевой программный документ, представляющий собой систему расчетов, технико-экономических обоснований, совокупность экономических показателей, описание мер и действий, посвященных реализации основной цели предпринимательской деятельности - получения максимальной прибыли от нее.

Таким образом, бизнес-план представляет собой модель деятельности предприятия, которая использует все элементы традиционного планирования применительно к категориям рыночной экономики - бизнесу, конкурентной борьбе, деятельности маркетинговых служб, коммерческому риску, стратегии безубыточности и необходимого уровня рентабельности.

Грамотно разработанный бизнес-план, позволяет эффективно развивать предпринимательскую деятельность, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы; используется для повышения эффективности управления предприятием и прогнозирования деятельности.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. В нашей стране необходимость составления бизнес-планов осознана на государственном уровне, и в настоящее время он все чаще становится продуктом внутренней управленческой деятельности, который необходим для решения многих вопросов функционирования предприятия, как правило, не связанных с привлечением внешних инвестиций.

Бизнес-план - это постоянно действующий документ, в который вносятся изменения и дополнения, связанные с переменами во внутренней и внешней средах предприятия.

Основной целью учебного пособия является:

- способствовать формированию у студентов нового экономического мышления;

- раскрыть практику бизнес-планирования во всех ее проявлениях,

- рассмотреть, как умение определять цели, стратегию деятельности организации (предприятия), разрабатывать план действий на перспективу, определять сумму инвестиций для достижения поставленных целей позволяют создать свой первый бизнес проект

Материал пособия предназначен для студентов как дневного так и заочного отделения для самостоятельного формирования бизнес плана

Учебное пособие структурировано в виде восьми технологических карт и дополнительных указаний для формирования бизнес плана

Работая над учебным пособием, автор стремился расширить традиционные рамки подачи материала и ориентировать его для студентов экономических специальностей

Хочется надеяться, что предложенный материал учебного пособия Вы сможете применить в будущей профессиональной деятельности.

Классификация и особенности различных типов бизнес - проектов.

Бизнес - проекты классифицируются по следующим основаниям:

  • тип проекта - по основным сферам деятельности, в которых существует проект. Например - технический, организационный, экономически, социальный, смешанный.

  • класс проекта - по составу, структуре проекта и его предметной области. Например - монопроект (отдельный проект различного типа, вида и масштаба), мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления), мегапроект (целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно - и мультипроектов).

  • масштаб проекта - по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир. Например - мелкие, средние, крупные, очень крупные проекты. Такое разделение проектов очень условное. Масштабы проектов можно рассматривать в более конкретной форме - межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия.

  • длительность проекта - по продолжительности периода осуществления проекта. Например - краткосрочные (до 3 лет), среднесрочные (от 3 до 5 лет), долгосрочные (свыше 5 лет).

  • сложность проекта - например, по степени финансовой, технической или другой сложности (простые, сложные, очень сложные).

  • вид проекта - по характеру предметной области проекта. Например - инновационный, организационный, научно-исследовательский, учебно-образовательный, смешанный.

Преобладающее большинство бизнес - проектов носит инвестиционный (затратный) характер. Величина инвестиций, необходимых для осуществления бизнес-проекта, зависит от всех перечисленных оснований их классификации (прежде всего, от масштаба, длительности и сложности проекта).

К инвестиционным проектам обычно относят проекты, в которых основной задачей является вложение средств в различные виды бизнеса с целью получения прибыли.

Бизнес-планы разрабатываются для инновационных, организационных, экономических, социальных проектов, имеющих свои особенности, как по типам проектов, так и по их видам.

Инновационные проекты исследования и развития - разработка нового продукта, исследования в области менеджмента и маркетинга, разработка нового проекта программного обеспечения. Характеризуются следующими особенностями:

  • главная цель проекта четко определена, но отдельные цели должны уточняться по мере достижения частных результатов;

  • планирование расходов на проект часто зависит от выделенных ассигнований и меньше - от действительного прогресса проекта;

  • основание ограничения связаны с лимитированной возможностью использования мощностей (оборудования и специалистов).

В свою очередь, в составе инновационных бизнес-проектов можно выделить:

Организационные проекты - реформирование предприятия, реализация концепции новой системы управления, создание новой организации или проведение международного форума. Они характеризуются следующим:

  • цели проекта заранее определены, однако результаты проекта количественно и качественно труднее определить, чем в первых двух случаях, так как они связаны, как правило, с организационным улучшением системы;

  • срок и продолжительность проекта задаются предварительно;

  • ресурсы предоставляются по мере возможности;

расходы на проект фиксируются и подвергаются контролю на экономичность, но требуют корректировок по мере прогресса проекта.

Экономические проекты - приватизация предприятий, создание аудиторской системы, введение новой системы налогов. Они обладают своими особенностями:

  • главные цели предварительно намечаются, но требуют корректировки по мере прогресса проекта;

  • то же самое относится к срокам проекта;

  • ресурсы для проекта предоставляются по мере необходимости в рамках возможного;

  • расходы определяются предварительно, контролируются на экономичность и уточняются по мере прогресса проекта.

Это означает, что экономические результаты должны быть достигнуты в фиксированные сроки при установленных расходах, а ресурсы предоставляются по потребности.

Социальные проекты - реформирование системы социального обеспечения, здравоохранения, социальная защита необеспеченных слоев населения, преодоление последствий природных и социальных потрясений. Социальные проекты обладают наибольшей неопределенностью.

Социальные проекты имеют свою специфику:

  • сроки и продолжительность проекта зависят от вероятностных факторов или только намечаются и впоследствии подлежат уточнению;

  • расходы на проект, как правило, зависят от бюджетных ассигнований;

  • ресурсы выделяются по мере потребности в рамках возможного.



Практические рекомендации разработчикам бизнес плана:

Простота и открытость подачи информации

  • Данные о разработках представляйте в максимально доступном и понятном виде.

  • Ясно изложите сведения об основных принципах, на которых основана Ваша разработка. Дайте сведения о проблемах, мешающих Вам продвинуться далее в желаемом направлении, что поможет лучше оценить потенциал развития Вашей технологии и стратегию ее дальнейшего совершенствования.

  • Для успеха Вашей заявки важно, чтобы меры по защите (в случае, если технология еще не защищена патентами), с одной стороны, и ее открытость и доступность, с другой стороны, были бы правильно сбалансированы. Попытка трансферта технологии, не обладающей достаточной доступностью, обречена на провал.

Полнота и конкретность

  • Название должно быть кратким и обязательно отражающим сущность проекта.

  • Избегайте общих фраз, будьте как можно более конкретными.

  • Фраза "рынок не ограничен" свидетельствует об отсутствии у заявителя представления о реалиях рынка, а утверждение о непревзойденности технических характеристик без их сравнения с мировым уровнем - по меньшей мере, о лукавстве.

  • Приводите данные сравнения с аналогичными мировыми и российскими образцами в одинаковых единицах, при указании стоимости пользуйтесь долларами США. Помните, аналоги, давно существующие на рынке, уже устарели, если Вы их выбрали для сравнения, дайте поправку на усилия конкурентов.

  • Докажите, что преимущества Вашего проекта состоят не в использовании более дешевого сырья и рабочей силы, а в технических и технологических достоинствах долговременного порядка.

  • Укажите недостатки разработки и пути их преодоления, чтобы можно было представить авторов и владельцев разработки в наиболее солидном и достойном виде с точки зрения потенциального партнера, и он мог бы принять решение на реалистической основе. Кроме того, недостатки являются обычно продолжением достоинств. Их знание позволяет лучше осуществить системное планирование использования Вашей разработки.

  • Никогда не обходите и не убирайте из текста "трудные" для Вас вопросы предлагаемых форм - отвечайте как на духу, в противном случае эксперты увидят Вашу уловку.

  • БП должен быть компактным, но снабженным достаточным документальным материалом, подтверждающим Ваши утверждения - выносите его в приложения с указанием соответствующего номера раздела основного текста, а в основном тексте отметьте, что документ приведен в приложении. Образно говоря, БП должен быть увлекательным путеводителям по приложениям.

Типичные ошибки в бизнес - планировании

Анализ недостатков при осуществлении бизнес-проектов позволяет выявить типичные ошибки и наглядно продемонстрировать пользу профессионального менеджмента.

Предложим некоторые типичные ситуации:

  • Недостаточный анализ существующего состояния и обоснования требований к проекту не позволяют вскрыть все проблемы, четко определить потребности в изменении состояния системы и подготовить необходимую информацию для принятия решения.


  • Нечетко определены цели проекта. Очень быстро можно назвать цели, но редко они бывают обоснованно определены и документированы. Нужно проверить:

На каких данных базируется определение цели? Какую пользу принесет достижение цели? Какие сроки и затраты следует задать?

Цели должны иметь четкое содержание и смысл, результаты должны быть измеримы, и заданные параметры должны быть выполнимы.


  • Вместо объективного поиска предпочтение отдается излюбленному варианту.

Для каждой цели существует, как правило, множество альтернативных решений по ее достижению но, как правило, выбирают только одну альтернативу.

Поэтому важно выяснить:

Возможны ли другие альтернативные решения? По каким критериям производится оценка и выбор альтернатив? Как определяется и оцениваются риски альтернатив? Целеноправленно отобранные и полнодокументированные альтернативы позволяют найти рациональное, а, возможно, и лучшее решение и обеспечивают экономичный образ действия.


  • Ответственность в проекте распределена не достаточно четко и согласованно.

Нужно четко определить:

Какие квалифицированные специалисты подчиняются руководителям проекта и каким образом?

Кто дает частные задания с частичным результатами и кто передает их на дальнейшее исполнение?

Кто решает вопрос затрат, сроков и расходов? Кто и в какой форме отчитывается перед руководством?

Возникающие на этой основе документы для принятия решения должны содержать альтернативные решения с представлением неизбежных изменений цели. Ответственные лица должны принимать решения и действовать, чтобы предотвратить дальнейший «ущерб».

Недооценивать риск и смириться с судьбой. Каждый проект содержит риск в отношении результатов, сроков, расходов и др.

Поэтому важно ответить на вопросы:

Как выявляется, определяется и оценивается риск? Что можно сделать для его уменьшения?


  • Каким бы новым и неповторимым не был каждый проект, его выполнение очень зависит от профессиональных знаний и анализа осуществленных старых проектов.

Не должно быть сомнений и ответов на вопросы:

Имеет ли смысл анализировать старые проекты? Можно ли научиться «быть менеджером»?

Становятся ли руководители проекта ответственными за проект на всю жизнь?

Рабочие данные плана (затраты сроки, расходы и др.) для новых проектов могут быть получены только путем анализа завершенных проектов.


ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАЗРАБОТКИ БИЗНЕС ПЛАНА


Несмотря на довольно значительные внешние отличия различных вариантов бизнес планов встречающихся в литературе, состав и содержимое их основных разделов практически всегда остается неизменным. Любая структура может быть изменена в зависимости от конкретных целей, задач и объектов бизнеса. Представим примерную схему разработки бизнес плана.


  1. Сбор и анализ информации о продукте, работе или услуге.

  1. Сбор и анализ информации о рынке сбыта.

  1. Анализ состояния конкуренции на рынке сбыта

  1. Анализ состояния и возможностей предприятия и перспективности отрасли.

  1. Определение потребности и путей обеспечения площадями, оборудованием, и другими ресурсами.

  1. Разработка организационной структуры, определение потребности и путей обеспечения кадрами.

  1. Разработка товарной и ценовой политики.

  1. Разработка стратегии маркетинга, сбытовой и коммуникативной политики.

  1. Определение затрат, анализ и планирование основных показателей.

  1. Формирование готового бизнес плана, составление краткого содержание проекта.

  1. Составление резюме проекта

  1. Оформление титульного листа, оформление раздаточного материала и схемы представления проекта


Технологическая карта №1

«Формирование целей и задач организуемого бизнеса»


  1. Укажите, каким образом возникла идея создания вашего бизнеса?

  2. Почему вы считаете, что можете добиться успеха?

  3. Проведите детальную сегментацию предполагаемого сегмента потребителей вашей продукции, работы или услуги. Опишите выбранный сегмент. При необходимости проведите дополнительное маркетинговое исследование и дайте анализ рынка сбыта.

  4. Попробуйте изложить основные цели и задачи деятельности создаваемой компании. Необходимо четко определить круг задач в отношении рынков, категорий клиентов, которые вас интересуют. Цели можно рассматривать как желаемые состояния, которые вы хотели бы достигнуть.

Цель - лежит в основе планирования


Задачи - вытекают из процесса планирования


Иерархия целей

Подцели, показатели

Завоевание рынка

Доля рынка, оборот, роль и значимость товара, охват новых рынков.

Социальные цели

Удовлетворенность работой, уровень дохода и социальной защиты, развитие личности

Престиж и позиция на рынке

Независимость, имидж, отношение к политическому климату, общественное признание

  1. Подготовьте и проведите маркетинговое исследование. Одной из целей исследования - будет выявление (предварительное) потребности в выбранном товаре, работе или услуге в планируемом сегменте, установление предварительной оценки отношения предполагаемых потребителей к вашему товару, работе или услуге.

  2. Сгруппируйте данные исследования и дайте им оценку. В случае выявления отсутствия потребности в выбранном товаре, работе или услуге в планируемом сегменте, установления отрицательной оценки отношения предполагаемых потребителей к вашему товару, работе или услуге внесите корректировку в сегмент, вид товара, работы или услуги и повторно проведите маркетинговое исследование.


ДИСЦИПЛИНА «БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЕ» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И НАБОР ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Технологическая карта №2

«Описание организуемого бизнеса»


Данная часть разработки бизнес плана должна показать реальность начинаемого вами дела не с финансовой точки зрения, а с точки зрения: наличия четких представлений о кадрах, управлении создаваемого предприятия.

Удачное расположение предприятия - так же один из важнейших факторов успеха проекта.


  1. Дайте характеристику предлагаемой продукции, работы или услуге.

Излагайте свои мысли конкретно и не используйте без необходимости специальную терминологию. Люди, знакомящиеся с вашим бизнесом, должны получить четкое представление о товаре, работе или предлагаемой услуге. Вам нужно не только перечислить виды продукции и дать им характеристики, но так же указать возможности их использования не очевидные для потребителя.

  1. Опишите жизненный цикл Вашего товара, работы или услуги.

  2. Опишите и представьте в табличной форме список необходимых сотрудников и определите их функции.

  3. Изобразите организационную структуру предприятия. Объясните, почему для Вас привлекательна именно такая структура?

  4. Составьте требования для каждой вакантной должности и примерные должностные инструкции.

  5. Определите местонахождение вашего предприятия и объясните, почему именно здесь. Приведите план помещения, в котором собираетесь располагаться. Какие еще предприятия будут располагаться поблизости?

  6. Опишите положительное и отрицательное влияние факторов макросреды (социального, культурного, экономического, политико-правового, научно-технического, демографического, природного….)








Схема факторов воздействующих на предприятие


ДИСЦИПЛИНА «БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЕ» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И НАБОР ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Технологическая карта №3

«Описание товарного знака, упаковки и маркировки»

  1. Определите название компании. Название должно отражать отличительные особенности вашего бизнеса: кто вы, чем занимаетесь, как вы это делаете, какие материалы используете и т.д. При выборе названия компании необходимо, прежде всего, руководствоваться принципом коммерческой целесообразности.

  2. Представьте подробное обоснование выбора названия компании.

  3. Разработайте структуру торговой марки. Разработайте фирменную эмблему и марочное название (логотип).

  4. Подробно опишите, какую и почему планируете использовать упаковку товара.

ДИСЦИПЛИНА «БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЕ» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И НАБОР ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ

Технологическая карта №4

«Оценка конкурентоспособности»


  1. Чем ваша продукция, работа или услуга будет отличаться от аналогичных на рынке (если таковая имеется)? Результат получите, проведя маркетинговое исследование, и оформите его результаты в табличном виде.

  2. Проведите расширенное исследование конкурентов. Результат представьте в табличной форме с указанием положительных и отрицательных сторон.

Анализ конкурентов позволит решить следующие задачи:

  • Определить слабые стороны конкурентов и выяснить, как они будут реагировать на вашу деятельность.

  • Определить, чем должна отличаться ваша продукция от аналогов на рынке.

  • Определить возможные действия конкурентов, с вашим выходом на рынок.

Чтобы оценить конкурентов, следует ответить, прежде всего, на такие вопросы:

- Кто является крупнейшим производителем аналогичных това­ров?

- Как обстоят их дела с доходами, с внедрением новых моделей, с техническим сервисом (если речь идет о машинах и оборудова­нии)?

- Много ли внимания и средств они уделяют рекламе своих из­делий?

- Что представляет собой продукция конкурентов (основные ха­рактеристики, уровень качества, дизайн, мнение покупателей)?

- Каков уровень цен на продукцию конкурентов? Какова (хотя бы в общих чертах) их политика цен?

Отвечая на эти вопросы, необходимо всеми силами удерживаться от наиболее распространенной ошибки при составлении бизнес-пла­на - лакировки действительности.

Казалось бы, ну какой смысл хва­лить продукцию Ваших конкурентов в собственном бизнес-плане? Не лучше ли о чем-то умолчать или сказать как бы мельком, акцен­тируя внимание на реальных или мнимых слабостях конкурентов?

Если Вы хотите утвердиться в этой отрасли надолго, то дороже всего для Вас должна быть собственная ре­путация. Анализируя продукцию своих конкурентов, старайтесь учесть все факторы, влияющие на спрос покупателей, - не концентрируйте внимание только на наиболее бросающихся в глаза параметрах - цене и основных качественных характеристиках.

Постарайтесь понять, что на самом деле важно для Ваших будущих клиентов и как Вы сможете удов­летворить их потребности с выгодой для своего дела

Ну, а если Вы не видите в рядах конкурен­тов никакой "щелочки", через которую можно было бы "просо­читься" на рынок, целесообразнее поискать другое поле приложения своей энергии - современный бизнес тре­бует отваги, но не авантюризма.


Технологическая карта №5

«Формирование ценообразования»


  1. Выделите основные задачи ценообразования на вашем предприятии.

  2. Кроме долгосрочных целей, предприятие ставит и краткосрочные цели, опишите их.

Обычно выделяют три основные долгосрочные цели ценовой политики:

Обеспечение сбыта (выживаемость) - главная цель предприятий, осуществляющих свою деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке представлено много производителей аналогичного товара. Возможно использования цен проникновения (заниженных цен).

Максимизация прибыли - предприятие стремиться максимизировать текущую прибыль. Предприятие производит оценку спроса и выбирает такую цену, которая обеспечит максимальное возмещение затрат.

Удержание рынка - предполагает сохранение предприятием существующего положения на рынке, что требует различных мер для предотвращения спада сбыта и обострения конкурентной борьбы.

  1. Проведите сравнение своей продукции с продукцией конкурентов

Хуже

-3-2-1

То же самое

0

Лучше

0+1+2+3

Дизайн

Упаковка

Презентация/внешний вид

Цвет / вкус

Запах / осязательные ощущения

Имидж

Условия оплаты

Прочие характеристики

Итого:


Чтоб подвести базу под цену своей продукции по отношению к цене, установленной конкурентами, нужно ввести градацию каждого фактора в пределах от -3 до +3

  1. Выберите метод установления цен

Первый метод - ЗАТРАТНЫЙ, учитывает всего два фактора: уровень себестоимости и желаемую долю прибыли. Метод прост, не требует сложных и дорогих исследований, но применять его можно только тогда когда на рынке нет конкурентов, и вы не опасаетесь их появления. В противном случае вас легко вытеснят с рынка низкими ценами, а вы не сможете этого сделать - высока себестоимость.

Второй метод - «ГЛУПОЕ СЛЕДОВАНИЕ ЗА КОНКУРЕНТОМ». Определяем, кто на рынке лидер по объему продаж и с хорошей репутацией. Далее узнаем примерный уровень его цен и распространяем их на собственные товары. Метод удобен для малых фирм, но он ставит в зависимость от фирмы лидера. При снижении цен фирмой лидером можете оказаться в сложной ситуации и без альтернативной стратегии.

Третий метод - «ЗАТРАТНО - МАРКЕТИНГОВЫЙ». Самый сложный, но самый надежный. Сочетает в себе анализ себестоимости и формирование цен с учетом вашей маркетинговой тактики. Он требует творчества, но и результат приносит отличный.

  1. Рыночное страхование цен

Страхование окончательной цены часто осуществляется путем включения в договора купли продажи ряда отговорок, которые должны обязательно найти отражение в бизнес плане.

  1. Колебание рыночной цены

  2. Возможность повышения или понижения расходов


Технологическая карта №6

«Оценка рисков проекта»

Не верьте тому, кто оптимистически утверждает, что его дело - беспроигрышное, а тому кто способен заранее предвидеть проблемы и объяснить как он собирается выходить из трудного положения.

Для достижения первой цели работы порассуждайте о таких проблемах, как:

  • риск истратить всю наличность до получения заказа на продукт;

  • риск снижения цен из - за действий конкурентов;

  • возможные тенденции в развитии отрасли, развитии страны (инфляции например);

  • риск превышения запланированных уровней затрат разработки и производства продуктов;

  • невыход на намеченный объем продаж;

  • трудности в поставках сырья и комплектующих;

  • трудности в получении банковского кредита;

  • риск отсутствия спроса на товар, работу или услугу.

Для различных сфер предпринимательства характерен разный уровень риска. Схема данного раздела может иметь следующий вид:

Степень риска коммерческой неудачи для вашей сферы бизнеса зависит от следующих факторов.

  • Относится ли ваш бизнес уже к хорошо освоенной области предпринимательства, новой осваиваемой области или новейшей, неосвоенной области?

  • В своей области предпринимательства относится ли ваш бизнес к предприятия с высоким средним или низким уровнем риска?

Степень обеспеченности получения и продажи продукта.

  • Укажите вероятность технического успеха в получения продукта.

  • Определите долю продаваемого вида продукции от общего объема продукции, предназначенного для продаж.

Конкретные виды рисков для вашего дела.

  • Перечислите наиболее существенные виды риска, с которыми вы можете встретиться в бизнесе и которые целесообразно страховать (уничтожение, хищение или порча товара при транспортировке; невыполнение субподрядчиками своих обязательств).

  • Перечислите наиболее существенные виды риска, независимые от страхования и требующие использование специальных способов уменьшения негативных последствий (связанные с неверным выбором проекта и колебанием конъюнктуры, изменениями цен и спроса; коммерческий риск; финансовый риск; ошибки менеджеров; специальная нестабильность и др.)

Мероприятия по уменьшению ущерба, связанного с предпринимательским риском.

  • К каким страховым организациям и компаниям вы планируете обратиться?

  • Какие типы договоров о страховании и на какие суммы вы планируете заключить?

  • Намерены ли вы использовать хеджирование для уменьшения возможного ущерба?

  • Укажите мероприятия по не страхуемым видам риска.

Стадия функционирования: социальные риски

вид риска

отрицательное влияние на прибыль

трудности с набором квалифицированного персонала

  • увеличение затрат на комплектование

отношение местных властей

  • дополнительные затраты на выполнение их требований

недостаточный уровень заработной платы

  • текучесть кадров, снижение производительности

Стадия функционирования: технические риски

изношенность оборудования

  • увеличение проектов и затрат на ремонт

нестабильность качества

  • уменьшение объема производства и материалов из-за переналадки оборудования, снижение качества продукции

новизна технологий

  • увеличение затрат на освоение, снижение объемов производства

недостаточная надежность

  • увеличение аварийности технологий

отсутствие резерва мощностей

  • невозможность покрытия пикового спроса, потери производства при авариях.

Стадия функционирования: экологические риски

выбросы в атмосферу и сбросы в воду

  • затраты на очистные сооружения

близость населенного пункта

  • экологическая экспертиза проекта

вредность производства

  • рост эксплуатационных затрат

складирование отходов

  • увеличение себестоимости

Стадия функционирования: финансово - экономические риски

неустойчивость спроса

  • падение спроса с ростом цен

появление альтернативного продукта

  • снижение спроса

снижение цен конкурентами

  • снижение цен

увеличение производства конкурентами

  • падение продаж или снижение цен

платежеспособность потребителей

  • падение продаж

недостаток оборотных средств

  • увеличение кредитов

зависимость от поставщиков

  • снижение прибыли из-за роста цен

Составьте аналогичную таблицу, добавив столбцы с методами компенсации рисков, причинами их возникновения.

Технологическая карта №7

«Формирование финансового плана»

  1. . Проведите сравнительный анализ планируемых доходов и расходов за выбранные отчетные периоды.

Наименование расходов

Затраты, тыс. руб.

Единовременные расходы:


  1. Оборудование, машины, движимое имущество


  1. Стоимость установки оборудования


  1. Благоустройство территории производственных помещений


  1. Начальные запасы сырья и материалов


  1. Кредит


  1. Плата за лицензии, допуски


  1. Регистрация и презентация предприятия


  1. Наличность для неожиданных расходов

Текущие (повторяющиеся) расходы:


  1. Вся заработная плата и вознаграждения


  1. Аренда


  1. Реклама


  1. Транспортные расходы, канцелярские расходы.


  1. Эксплуатационные расходы (телефон, свет, вода и т.д.)


  1. Залоги, кредиты и выплата процентов по ним


  1. Ремонт и профилактика


  1. Неожиданные расходы


  1. Налоги

ИТОГО расходов


При заполнении таблицы с расходами убедитесь, что вы учли все затратные статьи, которые могут возникнуть при производстве и маркетинге продукции.

2. Анализ доходов.

  • Определите, какую долю на рынке вы намерены завоевать, насколько велик рынок, где вы будете реализовывать свою продукцию?

  • Стоит подумать и о потребителях. Сколько потенциальных потребителей готовы приобрести ваш товар, какой объем продаж они могут обеспечить? Рассмотрите ситуацию, связанную с сезонностью продаж.

Технологическая карта №8

«Разработка комплекса маркетинговых коммуникаций»

1. Разработайте комплекс маркетинговых коммуникаций исходя из преимуществ и недостатков каждого из них

Преимущества

Недостатки

Реклама

  • Привлекает большой, географически разбросанный рынок.

  • Доносит до потребителя информацию о товаре.

  • Контролируется фирмой.

  • Прокладывает дорогу для других видов продвижения.

  • Может многократно повторяться для одной аудитории.

  • Потребители имеют возможность сравнить ее с рекламой конкурентов.

  • Дает броское и эффективное представление о фирме и ее товарах

  • Может видоизменяться с течением времени.

  • Низкие рекламные расходы в расчете на одного клиента.

  • Не способна на диалог с аудиторией.

  • Не может найти подход к каждому потребителю, так как обращения стандартизированы.

  • Не может работать без бесполезной аудитории, т.е. тех, для которых она не предназначается.

  • Требует больших расходов.

Стимулирование сбыта

  • Приводит к кратковременному росту продаж и дополняет рекламу и личные продажи.

  • Привлекает внимание и содержит информацию, способную вывести потребителя на товар.

  • Содержит явное побуждение к совершению покупки, предлагая какую-либо уступку, льготу, представляющую ценность для потребителя.

  • Содержит четкое предложение незамедлительно совершить покупку.

  • Может использоваться только как дополнительный вид продвижения.

  • Не может применяться постоянно (например, если предприятие будет постоянно использовать скидки с цены, то потребители или сделают вывод о низком качестве изделий фирмы, или будут рассматривать обычные цены как повышенные).

  • Часто смещает акцент с факторов качества, надежности на второстепенные факторы (скидки, лотереи, призы).

Личная продажа

  • Обеспечивает личный контакт с покупателем, способна к диалогу покупатель-продавец.

  • Вызывает ответную реакцию со стороны потребителя (покупка).

  • Может приспосабливаться к требованиям отдельных потребителей.

  • Размер издержек, не приносящих результата, меньше, чем в рекламе, так как значительно сокращается бесполезная аудитория.

  • Концентрируется на четко определенных целевых рынках.

  • Удерживает постоянных потребителей, избавляет нерешительных от сомнений и забот.

  • Неэффективная для информирования потребителей, так как персонал может иметь дело лишь с ограниченным их числом.

  • Велики издержки в расчете на одного потребителя.

  • Не может охватить большой, географически разбросанный рынок.

Паблик рилейшнз

  • Дает аудитории достоверную информацию.

  • Охватывает широкий круг покупателей.

  • Подобно рекламе, обладает возможностями для эффективного, броского представления фирмы или ее товара.

  • Невозможность контроля со стороны фирмы.

  • Пресса может акцентировать внимание потребителей на второстепенных, несущественных характеристиках фирмы и ее товара.

  • Нерегулярность, разовость публикаций.

Прямой маркетинг

  • Целевая направленность контакта. Непосредственное (прямое) общение с покупателем.

  • Индивидуальность коммуникативных связей.

  • Возможность обратной связи с коммуникатором.

  • Необходимость создания базы адресов. Поддержание списков в рабочем состоянии- занятие дорогое, трудоемкое и непрерывное.

Спонсоринг

  • Способствует созданию и укреплению благоприятного имиджа фирмы. Спонсируемая фирма обеспечивает достижение маркетинговых целей фирме-спонсору.

  • Слабый контроль со стороны фирмы. Довольно высокая стоимость. Нерегулярность, разовость мероприятий продвижения.

Подукт-плейсмент

  • Привлекает внимание и содержит информацию, способную вывести потребителя на товар.

  • Воспринимается потребителем как объективная информация.

  • Охватывает широкий круг покупателей. Эффективное восприятие покупателем.

  • Высокая стоимость.

  • Слабый контроль со стороны фирмы. Эпизодичность в продолжительности воздействия.

  • Сложность определения успешности сбыта.

Брэндинг

  • Хорошая интеграция с другими видами продвижения товара - рекламой, прямым маркетингом.

  • Создание привлекательности сделки. Мобильность.

  • Невысокие удельные затраты, приходящиеся на одного покупателя.

  • Оценка брэнда затруднена его «нематериальностью».

  • Общие расходы достаточно высоки.


Подготовка устной презентации проекта

Найти лиц, заинтересованных в вашем бизнес - плане, - это только полдела. Нужно правильно провести устную презентацию бизнес- плана. Любая организация, предоставляющая финансовые средства компаниям, будет настаивать на том, чтобы на презентации присутствовали все люди, участвовавшие в разработке бизнес-плана, и чтобы они сами отстаивали запланированные мероприятия. Эти организации в полной мере осознают, что они поддерживают не только идеи, но и конкретных людей. Можете не сомневаться в том, что любой финансист, с которым вы будете встречаться, хорошо подготовиться к этой встрече. К тому же, финансовые организации ежегодно рассматривают несколько сот подобных предложений; они либо уже вкладывают средства в различные сферы экономики, либо имеют представление об инвестиционной деятельности в этих областях..

При подготовке к устной презентации следует учесть следующее:

  • Предварительно отрепетируйте текст для презентации. Выделите время для вопросов, по крайней мере столько же, сколько и для собственно информационной части.

  • Используйте визуальные средства. Возьмите с собой образцы продукции или их видео- или компьютерное изображение для демонстрации.

  • По-деловому изложите основную суть бизнес-плана. Дайте понять присутствующим, что вы владеете информацией о конкуренции на рынке. Внимательно выслушайте замечание и комментарии. Отвечая на вопросы, не настаивайте на своей точке зрения.

  • Коротко и по существу отвечайте на вопросы. Если присутствующим понадобится дополнительная информация, они сами вас спросят. Таким образом, будет достаточно времени для различных вопросов, которые вам зададут до того, как компания получит необходимые финансовые средства.

  • Ваша задача заключается в том, чтобы наладить контакт с аудиторией. Для успеха презентации важно все: зрительный контакт, тон речи, энтузиазм, жесты.

  • Наденьте костюм. Если человек одет в шорты и сандалии - это может восприниматься как дурной тон! Большие деньги выделяются только серьезным людям.

  • Вы должны помнить все аспекты своего бизнес-плана, знать его вдоль и поперек! Невозможно заранее предугадать, когда вам представится еще удобный случай продемонстрировать свой бизнес-план. Желательно иметь наготове презентацию продолжительностью 5-10 минут, чтобы быть готовым провести ее в любое время.

Список использованных источников


  1. Баринов В.А., Бизнес планирование: учебник для среднего профессионального образования / В.А.Баринов. - М.: Инфра - М, 2010 год, 272с.

  2. Савельева Н.А., Бизнес план предприятия: учебное пособие для студентов вузов / Н.А. Савельева. - Ростов на Дону: Феникс, 2010 год, 384с.

  3. Попов В.М., Ляпунов С.И., Бизнес планирование: учебное пособие для среднего профессионального образования / В.М.Попов, С.И.Ляпунов. - М.: Омега-Л, 2005. - 656 с

ДИСЦИПЛИНА «БИЗНЕС ПЛАНИРОВАНИЕ» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И НАБОР ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ КАРТ ДЛЯ ЗАОЧНОГО ОТДЕЛЕНИЯ


© 2010-2022