Эссе. Моя педагогическая философия

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:




Эссе: «Моя педагогическая философия».



Эссе. Моя педагогическая философия






Кот Зинаида Александровна, учитель физики

ГБОУ ООШ с. Четыровка

Кошкинский район, Самарская область.

Утро! Я проснулась от ощущения чего-то нового и необычного. Привожу себя в порядок, надеваю самый красивый наряд, тщательно подобранный и приготовленный заранее и спешу в школу, ведь сегодня - первое сентября. Работаю учителем 38 лет, но первого сентября ощущение праздника и тревоги не покидает меня никогда. Будто я девочка с большими бантами в косичках и огромным букетом цветов для любимой учительницы из далёкого прошлого спешу в свою Орловскую школу. Но это в прошлом, а сегодня после долгой разлуки я увижу повзрослевшие загорелые лица ребят, моих учеников и пытливые глаза семиклассников, которые придут на свой первый урок физики.

Быть учителем я мечтала с детства, с подружками всегда играла в школу. Учительницей была я, а моими учениками куклы или соседская ребятня. Детство и юность прошли в небольшой деревне, где жили дружно одной семьёй, поэтому мне доверяли присматривать за малышами, когда мамы уходили на работу. В дальнейшем на мой выбор повлияла учительница физики Муругина Капиталина Ивановна. Это очень интересный человек, её уроки физики я помню до сих пор. Многому в становлении как учитель я обязана Силантьеву Михаилу Валентиновичу, бессменному руководителю районного методического объединения, Лазуниной Антонине Вениаминовне, методисту территориального отдела образования, Яшиной Анастасии Васильевне, моему первому наставнику. Это были учителя с большой буквы, замечательные люди, они щедро делились своим опытом.

Конечно, у каждого учителя должна быть своя педагогическая философия, есть она и у меня. Проработав учителем физики многие годы, я твёрдо убеждена в том, что учитель должен понимать, уважать, любить и прощать детей, в процессе обучения и воспитания. Учитель - это верный друг и наставник, тот к кому можно обратиться за советом, помощью или просто посмеяться, или поплакать вместе, может просто обсудить прошедший день, урок в школе, просмотренный накануне фильм, поделиться сокровенным, а может сочинить сценарий увлекательного мероприятия. Если учитель уважает в своих учениках личность, то его уважают и любят.

Учитель - это удивительная профессия, начиная учить других, понимаешь, что многое нужно знать самому, а значит тоже учиться. Чтобы дети получили прочные, глубокие знания нужно их научить учиться, развивать их любознательность, самостоятельность, стремление преодолевать трудности и стремление к новым знаниям, умение отстаивать своё мнение и права, готовность к сотрудничеству. На уроках физики, в процессе обучения, подвожу учащихся к тому, чтобы они сами добывали знания, решая поставленную перед ними проблему. При этом использовали дополнительную литературу, Интернет ресурсы или фронтальный эксперимент. Обучение должно быть развивающим. Учение - это тяжёлый умственный труд, нужны постоянные усилия, чтобы понять, запомнить, научиться решать, делать сопоставления, выводы. Этот труд должен приносить радость и удовлетворение. На своих уроках я подвожу учеников к тому, чтобы каждый видел положительные результаты своей работы на уроке, свой рост, хоть и небольшой, но рост, даю возможность ученику гордиться собой, уважаю его мнение, но обязательно тактично указываю, если он не прав, то в чем. Обучение должно быть дифференцированным.

Моя цель показать, что каждый ученик в душе талантлив, нужно только помочь ему раскрыться. Одни преуспели в изучении предметов математической направленности, другим нравятся естественные науки, третьи гуманитарии, а четвёртые просто хорошие организаторы, пятые творческие личности, шестые увлекаются спортом, седьмые в общение просто великолепны. Здесь важно не разрушить особый мир каждого, а быть терпеливым, (толерантным) чутким, спешащим на помощь в любую минуту, если возникла в этом необходимость. Личностно- ориентированный подход в обучении и воспитании - это главное в моей педагогической философии.

За свою педагогическую деятельность выпустила более 700 выпускников.

Есть среди моих выпускников и врачи, и работники министерства, и бухгалтеры, и инженеры, и агрономы, и предприниматели, и шофёры, и доярки, и медсёстры. Какие только профессии не имеют мои выпускники, какие только не занимают должности, есть и учителя физики. Возможно, моя педагогическая философия оказала влияние на выбор профессии - учитель. Но самое главное - мои ученики неповторимые личности, состоявшиеся, знающие, зачем они живут. Со многими своими учениками, особенно с теми, где я была классным руководителем, до сих пор поддерживаю добрые отношения. Ежегодные встречи в условленный день и час, и как всегда воспоминания о совместно прожитых годах. Воспоминания о совместных коллективных делах, таких как уборка картофеля и свеклы на колхозном поле, традиционные походы с ночёвкой, лыжные вылазки в зимний лес, поездки в театр и поездка по Волге в Волгоград на теплоходе. А самое главное воспоминания о замечательных мероприятиях, сценарии, которых разрабатывали вместе, засиживаясь допоздна в моем доме.

Да, сейчас трудное время, эпоха модернизации российского образования. Мне как учителю, работавшему и в советское время, и во время перестройки, не покинувшей школу, в настоящее время не трудно сравнить и проанализировать, происходящее в системе образования до реформы и в настоящее время. Но на каждом этапе есть свои положительные и отрицательные моменты.

Раньше мы работали с детьми, уделяли им массу времени, проживали с ними школьную жизнь - это плюс.

Сейчас этого не происходит, учитель много времени тратит на участие в различных конкурсах и олимпиадах, семинарах, чтобы заработать баллы для стимулирующих надбавок, участвует сам, готовит детей к участию. Многочисленные отчёты, мониторинги, проверки никому не нужные, спускаемые сверху, отнимают много времени как у учителей, так и у администрации - это большой минус.

В школах и дома у детей появились компьютеры, они просто незаменимы при поиске нужной информации для составления проектов, рефератов, докладов и сообщений. Всё можно найти в Интернете, удобно и полезно. Без компьютера невозможно работать и учителю. Интернет технологии незаменимы в образовании - это большой плюс.

По результатам ЕГЭ и ГИА судят о работе школы в целом и о работе учителя - предметника. При подготовке к ним происходит натаскивание детей на выполнение тестов, и как следствие - не все дети умеют свободно излагать изученный материал, отстаивать свою точку зрения - это минус.

При поступлении же в ВУЗ или СУЗ не нужно выпускнику сдавать вступительные экзамены, зачисление производится по результатам ЕГЭ или ГИА - это плюс.

Сравнивать можно до бесконечности, но я пришла к выводу, что в настоящее время именно используя инновационные технологии можно добиться хороших результатов. Применение инновационных технологий в процессе обучения и воспитания творческой личности, способной свободно и самостоятельно мыслить и нести в себе духовные ценности, умеющей адаптироваться в жизни - это и есть моя педагогическая философия.

Проанализировав свою педагогическую деятельность, я вижу результат своего труда, а значит и своей педагогической философии от этого на сердце становится легко и свободно.


© 2010-2022