• Преподавателю
  • Другое
  • СТАТЬЯ ЭТНОГРАФИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

СТАТЬЯ ЭТНОГРАФИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

     Время, в котором мы живем, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой, возрастанием на этом фоне национального самосознания, интереса к духовной жизни народов. В связи с этим как никогда остро ощущается необходимость коренного улучшения нравственной атмосферы, развития духовной культуры народов.     Духовные ценности народа, его традиции, обычаи и нравы в течение многих поколений играли и играют сегодня решающую ро...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭТНОГРАФИЯ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА КАК СРЕДСТВО ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА

Товалюк А.М.

г. Сургут, МБОУ ДО ЦДТ

Время, в котором мы живем, непростое. Парадоксальность ситуации определяется, с одной стороны, кризисом современной общественной жизни, а с другой, возрастанием на этом фоне национального самосознания, интереса к духовной жизни народов. В связи с этим как никогда остро ощущается необходимость коренного улучшения нравственной атмосферы, развития духовной культуры народов.

Духовные ценности народа, его традиции, обычаи и нравы в течение многих поколений играли и играют сегодня решающую роль в становлении личности, в формировании духовно-нравственных качеств подрастающего поколения. В них сосредоточены такие гуманистические ценности, которые не подвержены старению. В тоже время они создают этническую специфику народов, украшают их духовный облик. Сейчас важно не растерять те ценности в духовной культуре прошлого, которые были накоплены многими поколениями того или иного этноса, поскольку в воспитании подрастающего поколения невозможно обойтись без использования опыта народа в этой области, его традиций.

Специфическими особенностями духовно-нравственного воспитания в полиэтнической среде являются: направленность на этнокультурные ценности народов; поликультурный контекст решения задач духовно-нравственного воспитания; использование национальных традиций как регулятора духовно-нравственных межэтнических отношений; диалог и синтез этнокультурных ценностей и традиций как средства их трансляции.

В Ханты - Мансийском автономном округе в настоящее время ведется активная деятельность по возрождению, сохранению и развитию ис­кусства и культуры коренных народов Севера1. Необходимым компонентом данного направления является углубленное изу­чение национального культурного наследия, передача подрастающему поколению знаний и умений традиционного декоратив­но-прикладного искусства. Чтобы развить ценности народа ханты, возродить лучшие традиции национальной культуры, необходимо вернуться к прошлой истории, раздвинуть границы познанного, представить всю картину забытого и познакомить молодое поколение с фактами, прошедшими в судьбе его народа. Знакомство с историей родного края и народов, проживающих на его территории, способствует не только расширению кругозора и развитию у детей познавательного интереса, но и включает в себя элементы духовно-нравственного воспитания, формирует бережное отношение к родной культуре и культуре других этносов.

Поскольку мы живем на земле коренных северных народов, то должны знать культуру обско-угорских народов. А преемственность и последовательность изучения на­ционального искусства позволит нам научиться понимать и любить обряды, обычаи нацио­нальной культуры. Мир народа ханты богат, самобытен, оригинален, отражает могущество, силу и красоту суровой северной природы. Если мы будем изучать и соприкасаться с историей народного искусства Севера, мы будем богаче, мудрее и добрее.

В Центре детского творчества города Сургута успешно реализуется образовательная программа «Ай-мыр» (хант. «маленький народ»), которая направлена на знакомство учащихся с материальной и духовной культурой коренных народов Севера - ханты.

Цель: обогащение исторического сознания детей знанием истории и культуры коренных народов Севера.

Задачи программы:

Образовательные:

- знакомство детей с материальной и духовной культурой коренных народов Севера (ханты);

- обучение учащихся основам краеведческой и этнографической дисциплин;

- формирование у воспитанников учебно-познавательных компетенций.

Развивающие:

- развитие у детей познавательного интереса к родному краю и населяющим его народам;

- расширение кругозора воспитанников;

- развитие мышления, умения самостоятельного осмысления событий и явлений;

- развитие творческих способностей учащихся, умения творчески применить полученные знания в процессе практической деятельности.

Воспитательные:

- воспитание уважения и толерантности к культуре других народов;

- формирование эстетического вкуса;

- воспитание любви и бережного отношения к природному и культурному наследию родного края и проживающих на его территории народов.

Основополагающие принципы реализации программы:

- принцип системности (системный характер обучения; построение в определенном порядке занятий, объединенных в неразрывное целое - систему);

- принцип последовательности (движение в обучении от простого к более сложному; переход к освоению новой информации после закрепления пройденного материала);

- принцип доступности (построение занятий с учетом особенностей развития детей).

Образовательная программа «Ай-мыр» состоит из двух взаимосвязанных блоков - образовательного и воспитательного, которые взаимодополняют друг друга и реализуются в течение всего образовательного процесса.

Образовательный блок направлен на приобретение детьми знаний по этнографии коренных народов Севера. Данный блок направлен на изучение материальной и духовной культуры народа ханты. Материальная и духовная культура коренных народов Севера специфична и уникальна. Мировоззрение является неотъемлемой ее частью, изучение которого позволит глубже познакомиться с традициями и обычаями народа ханты. Самобытность, духовное богатство и культура отражаются в ремеслах, искусстве, обрядах и фольклоре, которые необходимо изучать, поддерживать и сохранять. Обучающиеся изучают природную характеристику Западной Сибири, поселения и жилища, традиционную одежду и обувь, кукольный мир, домашнюю утварь. Кроме того, в рамках программы предусмотрен большой массив практических занятий:

  • моделирование и макетирование (создание макетов и моделей стойбища, чума, нарт, лабаза);

  • изучение и зарисовка национальных орнаментов;

  • изготовление украшений из бисера;

  • изготовление традиционных предметов быта (тряпичных кукол, женских принадлежностей для рукоделия, посуды из бересты)

Разнообразие видов деятельности способствует тому, что занятия становятся более привлекательными и интересными для детей, способствует развитию творческого мышления, формированию духовно-нравственных качеств.

Духовная культура является неотъемлемой частью материальной культуры. Изучение традиций, обрядов, обычаев, устного народного творчества, способствует формированию толерантного отношения к культуре народа ханты.

Воспитательный блок «Культура. Традиции и обычаи». Данный блок предусматривает проведение воспитательных мероприятий. Это литературные гостиные, семинары, экскурсии.

Для оценивания теоретических знаний и практических навыков и умений воспитанников разработан диагностический инструментарий, где результаты оцениваются по трехбалльной системе. Результаты заносятся в таблицу. Проведение контроля знаний и умений является неотъемлемой частью педагогической деятельности, поскольку позволяет определить уровень теоретической и практической подготовки в конкретной образовательной области, позволяет соотнести прогнозируемые и реальные результаты учебно-воспитательного процесса, внести необходимые корректировки в содержание деятельности каждого ребенка, обеспечить заинтересованность детей в своей деятельности и поддерживать интерес к занятиям, стимулировать воспитанников к расширению познавательных и творческих потребностей воспитанников.

Таким образом, можно с уверенностью сказать, что изучение этнографии коренных народов Севера способствует не только расширению кругозора и развитию у детей познавательного интереса, но способствует духовно-нравственному развитию личности ребенка.


  1. Кудрявцев В.Т., Решетникова Р.Т. Ребенок и декоративно-прикладное искусство обских угров. - М.: ИКАР, 2003. - 110 с.

  2. Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомьтесь: ханты. - Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1992.- 136 с.

1 По данным переписи 2002 г. из 145164 тыс. чел. населения России всего 29 тыс. чел. - ханты. Из них 408 чел. ханты были зарегистрированы как постоянные жители Сургута [Национальные меньшинства и коренные малочисленные народы… Сургут, 2004. с.54, 55, 59].

© 2010-2022