- Преподавателю
- Другое
- Календарно-тематическое планирование по религиоведению
Календарно-тематическое планирование по религиоведению
Раздел | Другое |
Класс | 9 класс |
Тип | Рабочие программы |
Автор | Ибраева Д.А. |
Дата | 21.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
№ | Тема урока | Требования к уровню подготовки уч-ся | Предметные компетенции уч-ся | Основные понятия | Нормативно-правовая база | Кол-во час. | Сроки | |||
Раздел 1. Предмет курса «Основы религиоведения». Теория религии (2 часа) | ||||||||||
1 | Религиоведение как научная дисциплина | Знать: значение факультативного курса «Основы религиоведения», роль религиоведения в формировании мировоззрения. Иметь: представление о задачах религиоведения и особенностях религиоведческого знания. Уметь: составить кластер «Связь религиоведения с другими отраслями знания»; интерпретировать взаимосвязь религий, культур и цивилизаций
| Межкультурная, Ценностная, социальная | Религиоведение как наука, светское государство, толерантность | Конституция РК,ст._____ Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» ст.________ Закон «Об образовании» | 1 |
| |||
2 | Атеизм. Политеизм. Монотеизм. | Знать: Определение религии, как сложившейся формы мировоззрения; Предпосылки возникновения религии; Основные функции религии; Виды религиозных объединений. Иметь: представление о типах мировоззрений и их особенностях ,о месте религии в жизни человека и общества. Уметь: найти общее и различное в типах мировоззрений; Объяснить основные функции религии | Информационная, коммуникативная, социальная | Религия,религиозное мировоззрение,атеизм, монотеизм, политеизм, религиозный культ, вера, ритуал | Конституция РК,ст._______ Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» ст._________ Закон «Об образовании» ст. ________ | 1 |
| |||
Раздел II. Истоки и исторические формы религии (5 час.) | ||||||||||
3 | Особенности мифологического сознания | Знать: формы древнейших верований (фетишизм, тотемизм, анимизм, магия); исторические условия зарождения древнейших верований; архаические культы. Иметь: представление о формах древнейших верований- тотемизме, анимизме, магии, фетишизме; Уметь: объяснить сущность древнейших верований; увидеть пережитки ранних форм религии в современных религиях; описать археологический памятник | Информационная, коммуникативная, социальная | Тотемизм, анимизм, магия, фетишизм, шаманизм, первобытная культура | Конституция РК,ст.______ Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» ст. ________ Закон «Об образовании ст. ________ | 1 |
| |||
4 | Религии стран Средиземноморья: Древнего Египта, Греции и Рима | Знать: особенности этнических религий Египта, Греции, Рима; Пантеон египетских, греческих, римских богов; основные памятники искусства, связанные с религиозным культом этих стран. Иметь: представление о роли религии в истории цивилизаций Египта, Греции, Рима; Уметь: объяснять основные понятия; составить тезаурус по теме; анализировать и сравнивать | Коммуникативная, межкультурная, учебная | Пантеон, Книга мертвых, мастаба, пирамида, ушебти, Канопа, мумифицирование, Мистерии, олимпийские боги, хтонический период | Конституция РК, Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» ст. ________ Закон «Об образовании» ст. ________
| 1 |
| |||
5 | Национальные религии Востока | Знать историю возникновения Индуизма, Конфуцианства, Даосизма и их особенности. Иметь: представление об исторической обусловленности религий Востока; связь духовно-нравственных ценностей религий Востока с Мировыми религиями. Уметь: объяснять основные понятия, выделять главное; показать на конкретных примерах связь религии и национального искусства
| Коммуникативная, межкультурная, учебная | Индуизм, Веды, Упанишады, карма, сансара, реинкарнация, Даосизм, конфуцианство, синтоизм, сяо, Махабхарата | Конституция РК ст. ________, Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» ст. ________, Закон «Об образовании» ст. ________
| 1 |
| |||
6 | Иудаизм | Знать особенности исторического периода, ставшие истоком зарождения иудаизма; понимать каноны иудаизма. Иметь представление о идее монотеизма в иудаизме и концепции богоизбранного народа. Уметь: сопоставлять различные точки зрения по поводу возникновения религии. | Коммуникативная, межкультурная, учебная | Иудаизм, Танах, Тора, Талмуд, синагога, Мессия, эсхатология | Конституция РК ст. ________, Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» ст. ________, Закон «Об образовании» ст. ________ | 1 |
| |||
7 | Тенгрианство | Знать особенности тенгрианства; историческую обусловленность связи религии с национальной культурой. Иметь:представление о культе Тенгри; о специфике тюркского мировоззрения. Уметь обосновывать влияние древнего культа на традиции и обычаи казахского народа | Коммуникативная, межкультурная, учебная | Тенгри, Умай, тенгрианство, Отюкенская чернь,аджи,кут, Жер-ана, Ерлик. | Конституция РК ст.________, Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» ст. ________, Закон «Об образовании» ст. ________ | 1 |
| |||
Раздел III. Мировые религии (14 час.) | ||||||||||
8-9 | Буддизм. Основные ветви буддизма | Знать: предпосылки возникновения буддизма, основы буддийского вероучения и культа; название буддийского священного канона, направления буддизма; Иметь: представление об истоках первой мировой религии; Уметь: характеризовать особенности современного буддизма; описать памятник культуры буддизма | Коммуникативная, межкультурная, учебная | Буддизм, джайнизм, нирвана, Гаутама, бодхи, Типитака, Бенаресская проповедь, бхикшу, 4 благородных истины, Мара. | Конституция РК ст. ________, Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» ст. ________, Закон «Об образовании» ст. ________ | 2 |
| |||
10 | Христианство | Знать предпосылки возникновения христианства; духовно-нравственные ценности вероучения. Уметь анализировать, обобщать изученное, определять причинно-следственные связи. Иметь представление об этапах развития христианства в Казахстане | Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная | Христианство, Епископ, церковь, Библия, завет, апостол. | Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» ст. ________
| 1 |
| |||
11 | Основы христианского вероучения | Знать основы христианского вероучения: источники познания истины. Уметь сопоставлять, объяснять, анализировать основные идеи христианства. Иметь представление об основных положениях христианского вероучения. | Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная | Заповедь, икона, Евангелие, иконография, иконописец |
| 1 |
| |||
12 | Направления христианства | Знать особенности христианской картины мира, течения и направления современного христианства. Уметь выделять существенное в изучаемом материале о направлениях в христианстве; анализировать, аргументировать, обобщать. Иметь представление о направлениях христианства в современном мире | Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная | Католицизм, православие, протестантизм, лютеранство, баптизм, пятидесятничество, адвентизм, свидетели Иеговы, меннониты. |
| 1 |
| |||
13 | Христианство в современном мире | Знать положения христианства в современном мире Уметь характеризовать влияния религии на духовную жизнь современного человека, его сознание и поведение Иметь представление о значимости идей христианства как носитель нравственности и культуры | Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная | Религия любви, светское государство, свобода совести, толерантность. | Конституция РК ст. ________, Закон от 15 янваpя 1992 г. «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» ст. ________
| 1 |
| |||
14 | Ислам | Знать основные предпосылки возникновения Ислама на территории Аравийского полуострова и ее географию дальнейшего распространения Уметь анализировать, делать выводы, отстаивать свою позицию. Иметь представление об обычаях и традициях народов Аравийского полуострова | Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная | Ислам, доисламский период, Мекка, Медина, Кааба, Рамадан | Закон от 15 янваpя 1992 г. «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» ст. ________
| 1 |
| |||
15-16 | Коран и вероучение ислама. Пророк Мухаммед | Знать: исторические корни и духовно-нравственные ценности вероучения Ислама. Уметь: самостоятельно работать с различными источниками информации, давать научную и нравственную оценку явлениям и фактам, определять собственную позицию по отношению к изучаемому материалу. Иметь: представление об основателе религии и его деятельности | Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная | Коран, пророк Мухаммед, намаз, зякят, мусульманин, садака |
| 2 |
| |||
17 | Сунниты и шииты | Знать ветви ислама и течения, возникшие внутри них; причины раскола ислама, особенности ветвей ислама. Уметь: работать с текстом, составлять таблицу, опорный конспект (схема, ЛСМ), устанавливать причинно-следственные связи, анализировать. Иметь представление об основных направлениях и течениях ислама | Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная | Сунна, Хадисы, Шииты, Сунниты. |
| 1 |
| |||
18
| Мусульманские обряды и предписания | Знать основные обычаи, традиции и обряды мусульман Уметь анализировать, обобщать изученное, определять причинно-следственные связи, правильно трансформировать полученные знания. Иметь представление о бытовых обычаях и обрадах мусульманских праздников | Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная | Хадис, Суфа, Зикр, Рамадан, Айт, Наурыз |
| 1 |
| |||
19 | Шариат | Знать основные толкования «шариата» и его отличия от норм обычного права. Уметь анализировать, обобщать изученное, используя первоисточники. Иметь представление об основных канонах мусульманского права | Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная | Шариат, Хадис, Суфа, Суфизм, Зикр |
| 1 |
| |||
20 | Основные школы мусульманского права (мазхабы). | Знать историю развития мусульманского права, его источники, основные мазхабы и их особенности. Уметь сравнивать, обобщать, делать выводы, определять собственную позицию по отношению к изучаемому материалу, сопоставлять духовно-нравственные ценности мусульманского права с современной жизнью. Иметь представление о нормах мусульманского права. | Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная | Мазхабы, суфизм, тарикат, марифат, хакикат, Шариат, Сунна, Иджма, Кияс, Мазхаб, Хадис, Суфа, Суфизм, Зикр, Мюрид, Муршид |
| 1 |
| |||
21 | Суфизм | Знать историю развития и ведущие идеи суфизма. Уметь: сравнивать, обобщать, делать выводы, определять собственную позицию по отношению к изучаемому материалу. Иметь представление об основных направлениях суфизма. | Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная | Суфизм, тарикат, марифат, хакикат, Шариат, Сунна, Иджма, Кияс, Мазхаб, Хадис, Суфа, Зикр, Мюрид, Муршид |
| 1 |
| |||
22 | Ислам, наука и культура | Знать роль ислама в развитии мировой культуры. Уметь сопоставлять культурные ценности ислама с ценностями других религий. Иметь представление об историческом и духовном наследии исламской культуры | Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная | Медина, Мекка, пророк, намаз, мечеть, мектебы, медресе.
| Конституция РК ст. ____, Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» ст. ________ | 1 |
| |||
Раздел IV. Религии в истории и культуре Казахстана (6 час.) | ||||||||||
23 | Доисламский период на территории Казахстана. | Знать: роль ислама в политической и культурной жизни Казахстана. Уметь: анализировать, обобщать изученное, определять причинно-следственные связи. Иметь: представление об этапах распространения ислама в Казахстане, и его роли в становлении культуры Казахстана | Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная | «кудатгу билик», Ю.Баласагуни, Х.Яссави, Улугбек, ибн-Сина. |
| 1 |
| |||
24-25 | Влияние ислама на развитие образования, науки, культуры.
| Знать: духовно-нравственные и религиозные взгляды казахских просветителей, их стремление к духовному возрождению казахского народа. Уметь: различать религиозные познания людей различных религиозных течений на Иметь: представление о памятниках исламской культуры в Казахстане, о философско- просветительских и религиозных взглядах представителей казахской литературы. | Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная | Аль-Фараби, Яссави, Ю.Баласагуни, А.Кайгы, М.Кашгари, Абай, Шакирим, И.Алтынсарин. |
| 2 |
| |||
26 | Роль ислама в становлении казахской государственности. | Знать: влияние ислама на становление казахского государства. Уметь: сравнивать, обобщать, делать выводы Иметь: представление о становлении казахской государственности. | Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная |
| Конституция РК | 1 |
| |||
27 | Распространение христианства в Казахстане. | Знать: памятники христианской культуры в Казахстане. Уметь: работать с текстом, устанавливать причинно-следственные связи, определять собственную позицию по отношению к изучаемому материалу Иметь: представления о направлениях христианства в Казахстане, его региональных особенностях. | Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная | Православие, католицизм, прпотестантизм | Конституция РК | 1 |
| |||
28 | Отношение к религии в советский период | Знать: отношение советской власти к религиям. Уметь: анализировать, обобщать, работать с первоисточниками Иметь: представление о идеологии советского периода. | ценностная, учебная, социальная, коммуникативная | Атеизм, советский атеизм | Конституция РК | 1 |
| |||
Раздел V. Новые религиозные движения (2 час.) | ||||||||||
29-30 | Новые религиозные движения | Знать основные положения и принципы новых религиозных движений, их воздействие на личность и общество. Уметь устанавливать причинно-следственные связи, определять собственную позицию в отношении новых религиозных движений Иметь представление о психологическом воздействии новых религиозных движений на личность, общество. | Информационная, межкультурная, Ценностная, Коммуникативная, социальная | Секта, бахаизм, Религиозный культ, секта, деструктивная секта, тоталитарная секта | Указ Президента РК от 10.02.2000 «О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма» | 2 |
| |||
Раздел VI. Казахстан - территория межконфессионального согласия (5 час.) | ||||||||||
31 | Законодательство РК о религии | Знать основные нормативные акты РК по вопррсам религии. Уметь работать с документами, анализировать, сравнивать. Иметь понятие о свободе вероисповеданий | Социальная, коммуникативная, информационная | Светское государство, демократичность, толерантность, свобода совести, свободомыслие | Конституция РК, Закон от 15 янваpя 1992 г. «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 января 2007 года N 70 «Об утверждении Правил проведения религиоведческой экспертизы», Приложения 1, 2, 3. | 1 |
| |||
32 | Профилактика религиозного экстремизма | Знать основные нормативные акты РК по вопросам религии. Уметь работать с нормативными документами, материалами СМИ, анализировать, сравнивать. Иметь представление о толерантности, веротерпимости | Социальная, коммуникативная, информационная | Свобода вероисповедания, свободомыслие, толерантность, терроризм, экстремизм, единство | Конституция РК, Закон от 15 янваpя 1992 г. «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 января 2007 года N 70 «Об утверждении Правил проведения религиоведческой экспертизы», Приложения 1, 2, 3. | 1 |
| |||
33-34 | Конфессиональная ситуация в современном Казахстане | Знать основные конфессии в РК, общее состояние, тенденции развития религиозной ситуации в Казахстане. Уметь работать с нормативными документами, материалами СМИ, анализировать, сравнивать. Иметь представление о существующих конфессиях и их деятельности в РК | Социальная, коммуникативная, информационная, общекультурная | Конфессиональная ситуация, свобода совести, свободомыслие, свобода вероисповедания, толерантность, единство. | Конституция РК, Закон от 15 янваpя 1992 г. «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» | 2 |
| |||
35 | Политика Президента РК Н.Назарбаева в установлении мира и согласия в РК и международном сообществе | Знать цель и значение современной религиозной политики и развития религии в Уметь различать цели и задачи, особенности различных религиозных конфессий и Иметь представление о политике Президента РК в дело укрепления мира, согласия и единства в Казахстане и в мире | Социальная, коммуникативная, информационная, общекультурная | Конфессиональная ситуация, свобода совести, свободомыслие, свобода вероисповедания, толерантность, единство. |
| 1 |
| |||
36 | Итоговое занятие | Знать значение религии, ее место в жизни человека и общества, цели и Уметь самостоятельно находить необходимые информационные данные в Иметь представление о положительном влиянии религии на образ жизни народов, культуру, науку, | Социальная, коммуникативная, информационная, общекультурная | Конфессиональная ситуация, свобода совести, свободомыслие, свобода вероисповедания, толерантность, единство. |
| 1 |
|