Календарно-тематическое планирование по религиоведению

Раздел Другое
Класс 9 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема урока

Требования к уровню

подготовки уч-ся

Предметные компетенции уч-ся

Основные понятия

Нормативно-правовая база

Кол-во

час.

Сроки

Раздел 1. Предмет курса «Основы религиоведения». Теория религии (2 часа)

1

Религиоведение как научная дисциплина

Знать: значение факультативного курса «Основы религиоведения», роль религиоведения в формировании мировоззрения.

Иметь: представление

о задачах религиоведения и особенностях религиоведческого знания.

Уметь: составить кластер «Связь религиоведения с другими отраслями знания»;

интерпретировать взаимосвязь религий, культур и цивилизаций


Межкультурная,

Ценностная, социальная

Религиоведение как наука, светское государство, толерантность

Конституция РК,ст._____

Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях»

ст.________

Закон «Об образовании»

1


2

Атеизм.

Политеизм.

Монотеизм.

Знать: Определение религии, как сложившейся формы мировоззрения;

Предпосылки возникновения религии;

Основные функции религии; Виды религиозных объединений.

Иметь: представление о типах мировоззрений и их особенностях ,о месте религии в жизни человека и общества.

Уметь: найти общее и различное в типах мировоззрений;

Объяснить основные функции религии

Информационная, коммуникативная,

социальная

Религия,религиозное мировоззрение,атеизм, монотеизм, политеизм, религиозный культ, вера, ритуал

Конституция РК,ст._______

Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях»

ст._________

Закон «Об образовании»

ст. ________

1


Раздел II. Истоки и исторические формы религии (5 час.)

3

Особенности мифологического сознания

Знать: формы древнейших верований (фетишизм, тотемизм, анимизм, магия); исторические условия зарождения древнейших верований; архаические культы.

Иметь: представление о формах древнейших верований- тотемизме, анимизме, магии, фетишизме;

Уметь: объяснить сущность древнейших верований; увидеть пережитки ранних форм религии в современных религиях; описать археологический памятник

Информационная, коммуникативная, социальная

Тотемизм, анимизм, магия, фетишизм, шаманизм, первобытная культура

Конституция РК,ст.______

Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях»

ст. ________

Закон «Об образовании

ст. ________

1


4

Религии стран Средиземноморья: Древнего Египта, Греции и Рима

Знать: особенности этнических религий Египта, Греции, Рима;

Пантеон египетских, греческих, римских богов; основные памятники искусства, связанные с религиозным культом этих стран.

Иметь: представление о роли религии в истории цивилизаций Египта, Греции, Рима;

Уметь: объяснять основные понятия; составить тезаурус по теме; анализировать и сравнивать

Коммуникативная, межкультурная, учебная

Пантеон, Книга мертвых, мастаба, пирамида, ушебти,

Канопа, мумифицирование,

Мистерии, олимпийские боги, хтонический период

Конституция РК,

Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях»

ст. ________

Закон «Об образовании»

ст. ________


1


5

Национальные религии Востока

Знать историю возникновения Индуизма, Конфуцианства, Даосизма и их особенности. Иметь: представление об исторической обусловленности религий Востока; связь духовно-нравственных ценностей религий Востока с Мировыми религиями.

Уметь: объяснять основные понятия, выделять главное; показать на конкретных примерах связь религии и национального искусства


Коммуникативная, межкультурная, учебная

Индуизм, Веды, Упанишады, карма, сансара, реинкарнация, Даосизм, конфуцианство, синтоизм, сяо, Махабхарата

Конституция РК ст. ________,

Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» ст. ________,

Закон «Об образовании»

ст. ________


1


6

Иудаизм

Знать особенности исторического периода, ставшие истоком зарождения иудаизма; понимать каноны иудаизма.

Иметь представление о идее монотеизма в иудаизме и концепции богоизбранного народа.

Уметь: сопоставлять различные точки зрения по поводу возникновения религии.

Коммуникативная, межкультурная, учебная

Иудаизм, Танах, Тора, Талмуд, синагога, Мессия, эсхатология

Конституция РК ст. ________,

Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» ст. ________,

Закон «Об образовании» ст. ________

1


7

Тенгрианство

Знать особенности тенгрианства; историческую обусловленность связи религии с национальной культурой.

Иметь:представление о культе Тенгри; о специфике тюркского мировоззрения.

Уметь обосновывать влияние древнего культа на традиции и обычаи казахского народа

Коммуникативная, межкультурная, учебная

Тенгри, Умай, тенгрианство, Отюкенская чернь,аджи,кут, Жер-ана, Ерлик.

Конституция РК ст.________,

Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» ст. ________,

Закон «Об образовании» ст. ________

1


Раздел III. Мировые религии (14 час.)

8-9

Буддизм.

Основные ветви буддизма

Знать: предпосылки возникновения буддизма, основы буддийского вероучения и культа; название буддийского священного канона, направления буддизма;

Иметь: представление об истоках первой мировой религии;

Уметь: характеризовать особенности современного буддизма; описать памятник культуры буддизма

Коммуникативная, межкультурная, учебная

Буддизм, джайнизм, нирвана, Гаутама, бодхи, Типитака, Бенаресская проповедь, бхикшу, 4 благородных истины, Мара.

Конституция РК ст. ________,

Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» ст. ________,

Закон «Об образовании» ст. ________

2


10

Христианство

Знать предпосылки возникновения христианства; духовно-нравственные ценности вероучения. Уметь анализировать, обобщать изученное, определять причинно-следственные связи. Иметь представление об этапах развития христианства в Казахстане

Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная

Христианство, Епископ, церковь, Библия, завет, апостол.

Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» ст. ________


1


11

Основы христианского вероучения

Знать основы христианского вероучения: источники познания истины.

Уметь сопоставлять, объяснять, анализировать основные идеи христианства. Иметь представление об основных положениях христианского вероучения.

Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная

Заповедь, икона, Евангелие, иконография, иконописец


1


12

Направления христианства

Знать особенности христианской картины мира, течения и направления современного христианства. Уметь выделять существенное в изучаемом материале о направлениях в христианстве; анализировать, аргументировать, обобщать. Иметь представление о направлениях христианства в современном мире

Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная

Католицизм, православие, протестантизм, лютеранство, баптизм, пятидесятничество, адвентизм, свидетели Иеговы, меннониты.


1


13

Христианство в современном мире

Знать положения христианства в современном мире Уметь характеризовать влияния религии на духовную жизнь современного человека, его сознание и поведение Иметь представление о значимости идей христианства как носитель нравственности и культуры

Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная

Религия любви, светское государство, свобода совести, толерантность.

Конституция РК ст. ________, Закон от 15 янваpя 1992 г. «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» ст. ________


1


14

Ислам

Знать основные предпосылки возникновения Ислама на территории Аравийского полуострова и ее географию дальнейшего распространения Уметь анализировать, делать выводы, отстаивать свою позицию. Иметь представление об обычаях и традициях народов Аравийского полуострова

Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная

Ислам, доисламский период, Мекка, Медина, Кааба, Рамадан

Закон от 15 янваpя 1992 г. «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» ст. ________


1


15-16

Коран и вероучение ислама. Пророк Мухаммед

Знать: исторические корни и духовно-нравственные ценности вероучения Ислама. Уметь: самостоятельно работать с различными источниками информации, давать научную и нравственную оценку явлениям и фактам, определять собственную позицию по отношению к изучаемому материалу. Иметь: представление об основателе религии и его деятельности

Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная

Коран, пророк Мухаммед, намаз, зякят, мусульманин, садака


2


17

Сунниты и шииты

Знать ветви ислама и течения, возникшие внутри них; причины раскола ислама, особенности ветвей ислама. Уметь: работать с текстом, составлять таблицу, опорный конспект (схема, ЛСМ), устанавливать причинно-следственные связи, анализировать. Иметь представление об основных направлениях и течениях ислама

Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная

Сунна, Хадисы, Шииты, Сунниты.


1


18


Мусульманские обряды и предписания

Знать основные обычаи, традиции и обряды мусульман Уметь анализировать, обобщать изученное, определять причинно-следственные связи, правильно трансформировать полученные знания. Иметь представление о бытовых обычаях и обрадах мусульманских праздников

Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная

Хадис, Суфа, Зикр, Рамадан, Айт, Наурыз


1


19

Шариат

Знать основные толкования «шариата» и его отличия от норм обычного права. Уметь анализировать, обобщать изученное, используя первоисточники. Иметь представление об основных канонах мусульманского права

Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная

Шариат, Хадис, Суфа, Суфизм, Зикр


1


20

Основные школы мусульманского права (мазхабы).

Знать историю развития мусульманского права, его источники, основные мазхабы и их особенности. Уметь сравнивать, обобщать, делать выводы, определять собственную позицию по отношению к изучаемому материалу, сопоставлять духовно-нравственные ценности мусульманского права с современной жизнью. Иметь представление о нормах мусульманского права.

Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная

Мазхабы, суфизм, тарикат, марифат, хакикат, Шариат, Сунна, Иджма, Кияс, Мазхаб, Хадис, Суфа, Суфизм, Зикр, Мюрид, Муршид


1


21

Суфизм

Знать историю развития и ведущие идеи суфизма. Уметь: сравнивать, обобщать, делать выводы, определять собственную позицию по отношению к изучаемому материалу. Иметь представление об основных направлениях суфизма.

Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная

Суфизм, тарикат, марифат, хакикат, Шариат, Сунна, Иджма, Кияс, Мазхаб, Хадис, Суфа, Зикр, Мюрид, Муршид


1


22

Ислам, наука и культура

Знать роль ислама в развитии мировой культуры. Уметь сопоставлять культурные ценности ислама с ценностями других религий. Иметь представление об историческом и духовном наследии исламской культуры

Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная

Медина, Мекка, пророк, намаз, мечеть, мектебы, медресе.


Конституция РК ст. ____, Закон «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях» ст. ________

1


Раздел IV. Религии в истории и культуре Казахстана (6 час.)

23

Доисламский период на территории Казахстана.

Знать: роль ислама в политической и культурной жизни Казахстана.

Уметь: анализировать, обобщать изученное, определять причинно-следственные связи.

Иметь: представление об этапах распространения ислама в Казахстане, и его роли в становлении культуры Казахстана

Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная

«кудатгу билик», Ю.Баласагуни, Х.Яссави, Улугбек, ибн-Сина.


1


24-25

Влияние ислама на развитие образования, науки, культуры.


Знать: духовно-нравственные и религиозные взгляды казахских просветителей, их стремление к духовному возрождению казахского народа.

Уметь: различать религиозные познания людей различных религиозных течений на
основе полученных знаний и уважительно относиться к ним.

Иметь: представление о памятниках исламской культуры в Казахстане, о философско- просветительских и религиозных взглядах представителей казахской литературы.

Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная

Аль-Фараби, Яссави, Ю.Баласагуни, А.Кайгы, М.Кашгари, Абай, Шакирим, И.Алтынсарин.


2


26

Роль ислама в становлении казахской государственности.

Знать: влияние ислама на становление казахского государства.

Уметь: сравнивать, обобщать, делать выводы

Иметь: представление о становлении казахской государственности.

Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная


Конституция РК

1


27

Распространение христианства в Казахстане.

Знать: памятники христианской культуры в Казахстане.

Уметь: работать с текстом, устанавливать причинно-следственные связи,

определять собственную позицию по отношению к изучаемому материалу

Иметь: представления о направлениях христианства в Казахстане, его региональных особенностях.

Межкультурная, ценностная, учебная, социальная, коммуникативная, информационная

Православие, католицизм, прпотестантизм

Конституция РК

1


28

Отношение к религии в советский период

Знать: отношение советской власти к религиям.

Уметь: анализировать, обобщать, работать с первоисточниками

Иметь: представление о идеологии советского периода.

ценностная, учебная, социальная, коммуникативная

Атеизм, советский атеизм

Конституция РК

1


Раздел V. Новые религиозные движения (2 час.)

29-30

Новые религиозные движения

Знать основные положения и принципы новых религиозных движений, их воздействие на личность и общество.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи, определять собственную позицию в отношении новых религиозных движений

Иметь представление о психологическом воздействии новых религиозных движений на личность, общество.

Информационная,

межкультурная,

Ценностная,

Коммуникативная,

социальная

Секта, бахаизм,

Религиозный культ, секта, деструктивная секта, тоталитарная секта

Указ Президента РК от 10.02.2000 «О мерах по предупреждению и пресечению проявлений терроризма и экстремизма»

2


Раздел VI. Казахстан - территория межконфессионального согласия (5 час.)

31

Законодательство РК о религии

Знать основные нормативные акты РК по вопррсам религии.

Уметь работать с документами, анализировать, сравнивать.

Иметь понятие о свободе вероисповеданий

Социальная, коммуникативная, информационная

Светское государство, демократичность, толерантность, свобода совести, свободомыслие

Конституция РК, Закон от 15 янваpя 1992 г. «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 января 2007 года N 70 «Об утверждении Правил проведения религиоведческой экспертизы», Приложения 1, 2, 3.

1


32

Профилактика религиозного экстремизма

Знать основные нормативные акты РК по вопросам религии.

Уметь работать с нормативными документами, материалами СМИ, анализировать, сравнивать.

Иметь представление о толерантности, веротерпимости

Социальная, коммуникативная, информационная

Свобода вероисповедания, свободомыслие, толерантность, терроризм, экстремизм, единство

Конституция РК, Закон от 15 янваpя 1992 г. «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях», Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 января 2007 года N 70 «Об утверждении Правил проведения религиоведческой экспертизы», Приложения 1, 2, 3.

1


33-34

Конфессиональная ситуация в современном Казахстане

Знать основные конфессии в РК, общее состояние, тенденции развития религиозной ситуации в Казахстане.

Уметь работать с нормативными документами, материалами СМИ, анализировать, сравнивать.

Иметь представление о существующих конфессиях и их деятельности в РК

Социальная, коммуникативная, информационная, общекультурная

Конфессиональная ситуация, свобода совести, свободомыслие, свобода вероисповедания, толерантность, единство.

Конституция РК, Закон от 15 янваpя 1992 г. «О свободе вероисповедания и религиозных объединениях»

2


35

Политика Президента РК Н.Назарбаева в установлении мира и согласия в РК и международном сообществе

Знать цель и значение современной религиозной политики и развития религии в
Казахстане, историческо-культурное, демократическое и цивилизационное
значение данных условий.

Уметь различать цели и задачи, особенности различных религиозных конфессий и
течений.

Иметь представление о политике Президента РК в дело укрепления мира, согласия и единства в Казахстане и в мире

Социальная, коммуникативная, информационная, общекультурная

Конфессиональная ситуация, свобода совести, свободомыслие, свобода вероисповедания, толерантность, единство.


1


36

Итоговое занятие

Знать значение религии, ее место в жизни человека и общества, цели и
задачи религии.

Уметь самостоятельно находить необходимые информационные данные в
образцах религиозных произведений и использовать их с экспертной точки зрения. Понимать, знать и применять знания, полученные в ходе изучения курса
религиоведения, в сочетании с другими предметами школьного курса и повседневной жизни. Логично и грамотно излагать сведения о значительных событиях в сфере
религии и религиозных деятелях в истории мировых религий

Иметь представление о положительном влиянии религии на образ жизни народов, культуру, науку,
общество

Социальная, коммуникативная, информационная, общекультурная

Конфессиональная ситуация, свобода совести, свободомыслие, свобода вероисповедания, толерантность, единство.


1




© 2010-2022