Конспекты образовательной деятельности по экологии

От чего зависит уровень экологической культуры? От воспитания, основная задача которого — подготовка детей к жизни. А чтобы стать личностью, способной не уничтожать, а позитивно преобразовывать окружающий мир, нужно овладеть нравственными нормами по отношению к природной среде. Именно культура приводит в соответствие деятельность человекаПодборка конспектов по экологическому воспитанию для дошкольников для средней, старшей и подготовительных групп. Тематика конспектов: "Путешествие в стану Осень...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Конспект занятия для средней группы



«Путешествие в страну - Осень»

Конспекты образовательной деятельности по экологии

Воспитатель

Токарева И.М.

Программное содержание: Уточнить представление об осени, как времени года. Помочь видеть многоцветие осени, учить чувствовать и понимать красоту окружающего мира, уметь отыскивать в природе осенние признаки. Учить передавать свои эмоции через рисунок. Обобщить и систематизировать знания детей о временах года. Формировать обобщенное представление об овощах и фруктах, их многообразии. Развивать речь, творческое воображение, наблюдательность, активизировать мыслительную деятельность, решать противоречия (что плохого в осени, что хорошего). Воспитывать любовь к родной природе, воспитывать аккуратность в работе с клеем, умение работать нетрадиционным способом в аппликации - крупой.

Ход занятия

Дети заходят в группу и здороваются с гостями.

Сегодня мы отправляемся в чудесную страну, страну загадочную, полную тайн. Чтобы узнать, как она называется эта страна, вы должны отгадать загадку:

Пришла без красок, без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

Стихотворение про осень:

Если на деревьях листья пожелтели

Если в край далекий птицы улетели.

Если небо хмурое, если дождик льется,

Это время года осенью зовется.

У осени есть свои приметы. Сейчас я буду задавать вопросы, если вы правильно ответите, то делайте шаг вперёд - значит это у нас примета осени:

Солнышко сильно греет. Тучки солнце закрывают. Колючий ветер прилетает. А букашки прилетают? Звери норки закрывают. Урожай все собирают. Птичьи стаи улетают. Часто-часто льют дожди. Можно детям загорать. Листья на деревьях желтые.

Осенью хорошо: листья падают на землю, можно бегать по листьям и они шуршат под ногами. Мы делаем красивые букеты из листьев. Всё красиво: всё такое нарядное, желтое. И ещё мы осенью собираем урожай овощей и фруктов.

А какие вы знаете овощи и фрукты?

Где растут овощи, а где фрукты? (Овощи растут на грядке в земле, а фрукты растут на деревьях.)

Во фруктах и овощах много витаминов, которые нужны нашему организму. Они помогают нам расти, быть всегда здоровыми. Поэтому ешьте всегда больше овощей и фруктов.

Осенью плохо: часто идут дожди, на улице грязно. Птицы улетают в теплые края. На улице нельзя долго гулять, нужно надевать теплую одежду. И солнышко сильно не греет.

А кроме осени, какие ещё времена года бывают? (зима, весна, лето)

Игра «Времена года»

Молодцы, как вы много знаете о временах года. А сейчас поиграем:

Здравствуй, осень! Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы осень спросим, что в подарок принесла?

Принесла я вам муки - значит, будут пирожки

Принесла вам гречки - каша будет в печке.

Принесла вам овощей - и для каши и для щей.

Рады ли вы грушам - мы их впрок насушим.

А уж яблоки, что мёд - на варенье, на компот.

Принесла я мёду - полную колоду.

Ты и яблок, ты и меду, ты и хлеба принесла,

А хорошую погоду нам в подарок принесла?

Дождику вы рады? - Не хотим, не надо.

Дождик: кто под дождик попадет, тот сейчас водить пойдет (дождик гоняется за детьми).

А теперь, послушайте ещё одну загадку:

Висят на ветке золотые монетки (листья).

Стихотворение:

Листья разноцветные по ветру кружатся,

И на землю падают и ковром ложатся.

Осенью листья разного цвета: желтые, красные, оранжевые. Вот сегодня мы с вами будем делать такие листочки: мы их будем превращать в красивые листики. Мы на эти листики намазываем клей, потом засыпаем красной, желтой, оранжевой крупой. Засыпаем весь лист, а не только серединку. И у нас будут вот такие красивые листья (показываю образец).

Самостоятельная работа под музыку. Песня «Кап-кап дождики».





Досуг по экологии в средней группе

«В зимнем лесу»

Конспекты образовательной деятельности по экологии

Воспитатель

Токарева И.М.



За месяц до праздника к детям на занятие по экологии приходит воспитанник из подготовительной группы - Лисичка - здоровается и передаёт им письмо. Воспитатель рассказывает детям, что это письмо Старичка-Лесовочка и читает:

«Здравствуйте, дети! Меня зовут Старичок-Лесовичок, и живу я в лесу. Когда вы гуляете на улице, я за вами наблюдаю из леса и вижу, как вам хорошо живётся в саду. У меня в лесу тоже неплохо. Решил я в гости к вам придти. Давайте договоримся: вы мне приготовите что-нибудь интересное, я - вам. Ну, до свидания, детвора, до скорой встречи! Ваш Старичок-Лесовичок»

Дети входят в зал. Стулья стоят полукругом к центральной стене. Ведущая обращает внимание детей на оформление зала и на домик. Она подходит к домику, возвращается.

Маленький гномик сидит у окошка.

Этому гномику скучно немножко.

Видимо, нечем заняться ему,

Ну-ка, сейчас подойду я к нему!

Стучит в окошко, из домика выходит гном.

Гном: Долго вас я, дети, ждал.

Чуть совсем не задремал.

Старичок-Лесовичок развлекать вас приказал.

А как здесь у вас красиво! Прямо как в зимнем лесу. По лесочку пойдём - песенку споём!

Песня «Вот настали холода» (А.Александров)

Дети садятся.

Гном: Хорошую песню вы дети спели. Лес любит песни, потому что он очень музыкальный. Он ведь и сам умеет петь, шелестеть, шуршать. Музыка леса прекрасна. Я люблю слушать её и зимой и летом!

Песня «Музыка в лесу» (Н.Дубравин: исполняет гном)

Гном: А пока зима, в лесу тихо, как будто в нём никого нет. Ой, а что это зашуршало за сугробом?

(Подходит к сугробу, вытаскивает за уши зайку, за ним выпрыгивают ещё двое или трое)

Заяц 1: Мы пришли в детский сад посмотреть на ребят!

Заяц 2: Надо, зайцы поскорей, поплясать нам для детей!

Танец зайчиков с погремушками (Г. Вилькорейская)

Ведущий: Хорошо, зайчики, что вы у нас! Мы с ребятами вам тоже песню хотим спеть.

Песня «Холодно стало в лесах и в лугах» (Б. Фильц)

(Выставляется сломанное дерево)

Заяц 3: Ой, братцы-зайцы, смотрите!

(Зайцы держаться за щёчки, качают головами и приговаривают «Ой-ой-ой»)

Заяц 4: Ветром дерево качало

Ветром дерево сломало.

Ранка на его стволе

И макушка на земле.

Гном: Кто же дереву поможет.

Ветер, он помочь не сможет?

(К дереву подходит ребёнок.)

Ведущий: Тут Серёжа подошёл,

Приподнял немного ствол.

И заботливо потом

Обвязал его бинтом.

Мальчик: Ствол поправился почти.

Будет дерево расти!

Ведущий: Кто-то здесь бросает шишки?

Выходите шалунишки!

(Из-за сугроба летят шишки)

Белка 1: Вы, конечно, нас узнали.

Белка 2: Эти шишки мы бросали!

Белка 3: Зайцы, вас хотим позвать

Вместе с нами танцевать!

Белка 4: Зайцы здесь? Эй, отвечайте!

Нас на танец приглашайте!

Зайцы вразнобой: Здесь мы, здесь!

Танец белочек и зайчиков (Н. Вересокина)

Игра «Соберите шишки» (Две белки разбрасывают с двух сторон зала шишки, двое детей их собирают в корзины)

Игра «Накорми зайца» (Ребёнок с закрытыми косынкой глазами должен накормить зайчика кусочками морковки. Играть можно парами)

Ведущий: Где же наш Старичок-Лесовичок? Ты не знаешь, Гном?

Гном: Лесные птицы, звери

Встречайте старичка.

Кусты, деревья, травы

Зовут Лесовичка!

А дед глазами меткими

Глядит на чуткий лес.

Живёт в лесу он издавна.

Следит за лесом пристально

Чтоб лес не заболел.

Чтоб ветки были сильными,

Чтоб корни были сильными,

Чтоб жук кору не ел!

Ведущий: Лесными коридорами

По тропам, по траве.

Идёт с глазами добрыми

На праздник к детворе.

Под музыку в зал входит Старичок-Лесовичок.

Старичок-Лесовичок: Здравствуйте, дети! Здравствуй, милый гном! Спасибо тебе за песенку! Я пока шёл сюда, всё слышал! Наконец-то я добрался. А вы письмо моё получили? Когда я обещаю, я всё выполняю: обещал придти сюда и пришёл. Ну, как вам тут, не скучно?

Ведущий: Ну, что ты, дедушка! Ведь к нам в гости твои друзья пришли - лесные зверята! Смотри сколько их! А помнишь, ты в письме нас просил что-нибудь интересное приготовить? Мы и приготовили. Садись на этот пенек и слушай: ребята тебе стихи прочитают.

Дети читают стихи о природе

Старичок-Лесовичок:

А я много интересного для вас припас!

Вот принёс с собой игру

Позабавить детвору!

Игра «Кто скорее соберёт свои листья» (Трое-четверо детей собирают в корзинку листья определённого сорта - дубовые, кленовые и т.д.)

Ведущий: Дедушка, тут у нас твои друзья: мишка, лисичка, белочка и зайчик. Мы с ними поиграть хотим!

Игра «Кто что любит» (На одном конце зала сидят на стульях заяц, белка, мишка и лисичка. На другом - в двух обручах - для них гостинцы. Нужно быстро и правильно отнести гостинцы своим зверятам. Игра проводится один раз).

К Старичку-Лесовичку прилетают птицы и чирикают.

Старичок-Лесовичок: Что такое? Не шумите.

Всё спокойно объясните.

Что? Мальчишка? Зло? Обидел?

Ох, вот я ему!

Слушайте, дети, я расскажу вам историю про одного плохого человека.

Хозяйка-белочка в лесу орехи собирала.

Она в лесу том каждый сук и каждый кустик знала!

Однажды в лес противный тип пришёл с большой котомкой,

Небрежно сбил ногою гриб и выругался громко.

Стал гнуть орешину - сломал,

Зажал под мышку ветки,

Нашёл один орех - сорвал,

Сорвал второй и третий…

Отбросил куст и, как медведь,

Пошёл себе, довольный.

А бедной белочке смотреть на это было больно.

В зал вбегает хулиган.

Хулиган: Слышал я, слышал - это всё про меня. Ну, и что в этом плохого? Я-то сорвал, а другим не обязательно.

Я такой, я такой!

Самый я, видать, плохой!

Так это же хорошо. Плохих людей должно быть много, правда?

Дети: Нет!

Хулиган: Правда, звери?

Звери: Нет!

Хулиган: Правда, дедуля?

Старичок-Лесовичок: Э, нет, ты не прав! Ну, кому хорошо, что ты такой плохой?

Хулиган: Мне!

Старичок-Лесовичок: А другим?

Хулиган: А чего мне другие?

Старичок-Лесовичок: А вот чего! Ты дышишь только потому, что есть на свете лес. Ты пьёшь чистую воду, потому что есть на свете лес.

Ведущий: А сколько людей о тебе заботятся! Кто-то тебе готовит есть. Кто-то одевает, кто-то кино показывает!

А если тебе не будет ни до кого дела, то …

Гном: То от тебя все отвернуться!

(Все участники праздника поворачиваются спиной к хулигану).

Хулиган: Ой, что-то мне это совсем не нравится. Подбегает то к одному, то к другому, заглядывает в лица, все отворачиваются, сердятся.

Я так не хочу! Мне так не нравится! Слышите, я так не хочу!

Хулиган подбегает ко всем по очереди: Мишка, я больше не буду брать твой мёд. Белочка, я не унесу твои орехи. Зайка, я не наступлю тебе на лапку. Гном, я не буду тебя дразнить. Старичок-Лесовичок - я буду вежливым!

Старичок-Лесовичок: Простим его, ребята? Но только хорошо помни, и вы, дети, запомните мои слова

Каждый куст берегите, ребята.

Где росток ты увидишь простой -

Может вырасти дуб в три обхвата,

Березняк иль малинник густой.

Гном: А уж, сколько орехов и ягод!

Так, пожалуй, считать, не сочтёшь.

Твёрдо помни, что лес - наша радость,

Вместе с лесом и сам ты растёшь!

Ведущий: А что это, Старичок, у тебя в корзинке?

Старичок-Лесовичок: Я вам гостинцы принёс. Угощайтесь.

Старичок-Лесовичок раздаёт детям яблоки или груши, печенье в виде фруктов, т.е. дары леса.

Ведущий: Ребята, звери, птицы, давайте все вместе спляшем!

Общая пляска



Занятие по экологии в средней группе

«Волшебница вода»

Конспекты образовательной деятельности по экологии

Воспитатель

Токарева И.М.



Программное содержание: познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни. Закрепить знания детей о том, где, в каком виде существует вода в окружающей среде. Развивать любознательность, мышление, память, внимательность.

Ход занятия

Дети играют в приемной. Включается аудиозапись «Ручеек».

Ребята, слышите? Что это? (ответы детей)

Да, правильно это ручеек. Он зовет нас на занятие. Проходите в группу.

Вы догадались, о чем будет наше занятие? Отгадайте загадку:

Она и в озере, она и лужице

Она и в чайнике у нас кипит

Она и в реченьке бежит, шуршит.

Что это? (вода)

О чем мы сегодня будем говорить на занятии?

Да о воде. Где можно встретить воду? (ответы детей)

Зачем нам нужна вода? Кому еще нужна вода? (ответы детей)

Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране,

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает,

На плите у нас кипит.

Паром чайника шипит.

Без неё нам не умыться,

Не наесться, не напиться!

Смею я вам доложить

Без неё нам не прожить.

А что такое вода? (Ответы детей)

Мы сегодня попробуем немного узнать о воде.

Опыт 1. Подойдите к тазику, возьмите стаканчики с водой и вылейте в тазик. Что вы сделали сейчас с водой? (вылили, перелили)

Перельём воду в разные бутылочки.

Вывод: вода - это жидкость. Она течет. Её можно наливать, переливать из одного сосуда в другой. Воду можно наливать в сосуд любой формы.

Чтобы вам, ребята лучше это запомнить я приготовила вот такой символ. (Прикрепить на доску)

Садитесь за столы, продолжим наше занятие в лаборатории.

Как вы считаете, какого цвета вода? (ответы детей) Давайте проверим.

Опыт 2. «Вода бесцветная»

На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой. Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей)

Возьмите стакан с молоком и поставьте на картинку. Видно картинку? Почему? Возьмите стакан с водой и тоже поставьте на картинку. А через воду картинку видно? Какая вода? Поему через стакан с водой картинку видно?

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная, прозрачная. (Перед детьми вывешивается символ этого свойства).

Ребята, а я знаю, что вода может изменить свой цвет. Хотите убедиться в этом?

Опыт 3. «Вода может изменить свой цвет»

На столе у воспитателя 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка.

Я сейчас в воду добавлю волшебный кристаллик (марганцовку) и мы посмотрим, что произойдет с водой. Изменила вода свой цвет? А теперь вы возьмите ватную палочку и помешайте ею в стаканчике с водой. Какая стала вода у вас в стаканчиках?

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.

А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?

Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная. (Вывешивается символ).

Опыт 4. «Вода может принимать любой вкус»

Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте. Что стало с водой? Поменяла она свой цвет? А теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (ответы детей) Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей)

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в него добавили.

Опыт 5. «Вода не имеет запаха»

А теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха. (Вывешивается символ этого свойства воды)

Подойдите, пожалуйста, к доске. О чем мы сегодня говорили на занятии? Расскажите, что вы сегодня узнали о воде?

Понравилось вам наше занятие. Какое задание было самое интересное? Какое самое трудное. Мы будем ещё много говорить о воде и узнаем ещё больше. Наше занятие закончено. Молодцы!





Конспект занятия для старшей группы

«Осенние листочки»

Познавательная прогулка по экологии

с детьми старшего дошкольного возраст









Конспекты образовательной деятельности по экологии












Воспитатель

Токарева И.М.

Программное содержание: развивать у детей мышление путём уточнения представлений детей об особенностях времени года осени; формировать умение устанавливать причинно-следственные связи; развивать диалогическую речь; активизировать двигательную активность детей; воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам, бережное отношение к растениям.


Ход прогулки

Ребята, давайте сегодня с вами будем очень внимательными, наблюдательными и любознательными. Отгадайте загадку:

Вдруг похолодало, вдруг загрохотало, полетели листики, листики, листики.

Поля опустели и ливни рекой. А это, скажите мне, время какое? ( Осень.)

Нивы урожайные, спелые плоды. И не видно радуги, и не слышен гром.

Спать ложится солнышко раньше с каждым днём. ( Осень.)

Ответы детей.

Воспитатель рассказывает детям о приметах осени: в сентябре лес реже и птичий голос тише, синица просит осень в гости, и лист на дереве не держится.

А теперь вспомним пословицы об осени.

Теплая осень - к долгой зиме.

Осенью серенько утро, так жди красного денька.

Если с дерева лист не чисто спадет - будет холодная зима.

Высоко птицы перелетные летят осенью, так снега много будет, а низко - мало снега будет.

Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если снизу - то поздняя.

Воспитатель: Действительно, всё это бывает осенью.

Воспитатель задаёт детям вопросы:

Почему осень называют золотой?

Какое явление называют листопадом?

Как вы думаете, что будет сниться осенним листьям?

Ответы детей.

Воспитатель читает детям стихотворение М. Авдеевой:

Разноцветный парк,

Разноцветный сад.

Листопад начался!

Начался листопад!

Под ногами у ребят

Листья весело шуршат!

Воспитатель предлагает детям самим проверить, как шуршат листья.

Воспитатель:

А вы знаете, ребята, почему осенью листья опадают?

Нравятся ли вам цветные листочки?

Любите ли вы их собирать? Почему?

Что вы с ними делаете?

Ответы детей.

Игра «Мы - осенние листочки»

Мы - листочки, мы - листочки, Дети стоят кружком с листочками в руках

Мы - осенние листочки.

Мы на веточках сидели,

Ветер дунул - полетели. Дети разбегаются.

Мы летали, мы летали, Дети бегают, помахивая листочками.

А потом летать устали!

Перестал дуть ветерок. Дети приседают на корточки, поднимая листочки над головой

Мы присели все в кружок.

Ветер снова вдруг подул. Дети снова разбегаются, помахивая листочками

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели. Дети подбрасывают листочки вверх

И на землю тихо сели. И следят, куда они упадут.

Сбрасывая листья, деревья готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов. Земля под опавшими листьями глубоко не промёрзнет, под тяжестью снега сильно не уплотнится, сохранит воздух, что очень важно для различных обитателей почвы, которые рыхлят землю и делают её плодородной. Весной под опавшей листвой (подстилкой) земля дольше сохраняет влагу растаявшего снега. Опавшие листья на земле - это не мусор, они очень нужны почве и растениям, которые на ней растут.

Воспитатель приглашает детей на огород.

Что изменилось на огороде?

Как вы думаете, что будет с клубникой и малиной с наступлением холодов, замёрзнут ли они?

Ответы детей.

Чтобы клубника и малина не только не замёрзли, но и не вымерзли, а летом порадовали нас спелыми ягодами. Нужно засыпать их опилками.

Трудовая деятельность.

Дети лёгкими пластмассовыми граблями убирают опавшую листву с асфальтовых дорожек в кучи, а потом в ведёрках относят на грядки с малиной и клубникой.

Воспитатель хвалит и благодарит детей за оказанную помощь и заботу о растениях.

Дорожки теперь в нашем саду чистые, и можно поиграть. А заодно вспомним с вами названия деревьев.

Дети с помощью воспитателя делятся на 2 команды: команда детей и деревьев.

В команде деревьев каждый ребёнок придумывает себе имя - название дерева, которое сообщают воспитателю так, чтобы никто не слышал. Команды становятся друг против друга. Игра начинается с приветствия. Команда детей говорит:

Здравствуйте, «деревья»!

Здравствуйте, дети! Угадайте наши имена! - отвечают им деревья.

Дети начинают перечислять названия деревьев. Угаданные «деревья» убегают в сторону. Когда все названия отгаданы, команды меняются ролями. В конце игры дети хором вместе с воспитателем читают стихотворение…

После игры дети с воспитателем осматривают, какие деревья растут у них на участке. Дети собирают листики этих деревьев, сравнивают между собой, отмечая сходства и различия.

Воспитатель отмечает, что листики мы возьмём в группу для изготовления гербария и для заготовки природного материала для ручного труда.

Самостоятельная деятельность детей с песком и выносным материалом.

Воспитатель предлагает атрибуты к сюжетно - ролевым играм.

Пока часть детей играет, проводится индивидуальная работа, дидактические игры «Когда это бывает?» на закрепление основных признаков времен года и «С какого дерева листок?» на закрепление названий деревьев и особенностей их листьев.

Проводиться индивидуальная работа по развитию основных видов движений: отрабатывание прыжков на двух ногах с продвижением вперёд на расстояние 2-3 метра.

Воспитатель: Предлагаю убрать игрушки и поиграть в игру на внимание «Бывает - не бывает».

Воспитатель подводит итог: Что интересного было сегодня на прогулке? Понравилась ли вам прогулка?


Конспект занятия по экологии

в старшей группе


«Экологическая пирамида»






Конспекты образовательной деятельности по экологии









Воспитатель

Токарева И.М.

Программное содержание: Развивать в детях умение видеть изменения, происходящие в природе весной, учить устанавливать взаимосвязь между весенним изменением в живой природе, изменениями среди обитателей уголка природы и повышением температуры воздуха. Познакомить детей с экологической пирамидой-цепочкой. Убедить детей в полезности всех видов животных и растений, взаимозависимости их друг от друга. Закрепить умение различать деревья и кустарники по веткам и почкам: развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, выражаться точно словами. Воспитывать детей, способных понять природу, беречь ее, любить. Воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы. Совершенствовать экологические знания.


Ход занятия

«Уж тает снег, бегут ручьи

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою!

Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало.

Пора метелей злых и бурь

Опять надолго миновала»

О чем написано, ребята, это прекрасное стихотворение русского поэта Алексея Николаевича Плещеева?

О весне.

Правильно, о весне. Оно так и называется - «Весна». А до нас весна дошла? Какой сейчас идет месяц?

Дошла. Апрель.

И какие признаки весны мы с вами наблюдаем?

Снег потемнел, тает, стал рыхлым, мокрым. День становится длиннее, а ночь короче. Солнце греет теплее. Небо чаще бывает синем, кучевые облака. На реках начался ледоход. Деревья просыпаются, набухают почки.

Да, действительно, все эти явления природы происходят весной. Некоторые из них мы наблюдаем на прогулке. А в группе у нас есть уголок природы, наблюдая и работая в котором мы убеждаемся, что наши растения и животные тоже радуются весне, чувствуют ее приход. Что мы заметили?

Растения лучше растут, расцвела герань, бальзамин, посажена рассада, попугаи стали больше и энергичнее щебетать.

Действительно, усилился рост растений, появилось много новых ростков, некоторые зацвели. Но вот у нас все зелено, а на улице нет. Почему?

Не хватает солнца, воды, тепла.

Да, самое главное - на улице не хватает сейчас тепла. А как мы ухаживаем за растениями и птицами в уголке природы?

Поливаем, рыхлим, рассаживаем, моем, кормим и поим птиц.

А если мы перестанем это делать? Что произойдет?

Все завянет и погибнет.

Все, что живет в уголке природы, зависит от нас. Растение не может само себя поить, животное - само себя кормить. Мы взяли их к себе и обязаны заботиться о них, должны нести за них ответственность. А в природе дождь, солнце ветер сами поят и кормят растения и животных. Сама природа ухаживает за своими «детьми» - животными и растениями и дает им свет, тепло, воду.

Послушайте загадку: «Весной веселит, летом - холодит,

Осенью питает, зимой согревает»

Что это?

Лес.

А почему вы так решили?

В лесу весной радостно, летом - прохладно, осенью лес кормит своих жителей семенами и плодами, зимой дровами (лесом) топят печки.

Правильно, молодцы. Мы с вами уже знаем, что леса бывают разными: хвойными, лиственными, смешанными. У меня в вазах веточки деревьев из смешанного леса, а на доске вы видите изображения этих деревьев. Сейчас каждый из вас подойдет ко мне и возьмет по одной ветке, какую хочет. И отнесет эту веточку к тому дереву, на котором она росла.
(Воспитатель спрашивает, а дети объясняют, почему они поставили веточки к этому дереву.)

Молодцы! Вы хорошо знаете породы деревьев. Умеете их определять по почкам, коре, листьям. А теперь давайте заглянем с вами в лес. (Показывает картину с изображением леса) На первый взгляд он кажется пустынным, одни деревья. На самом деле, если хорошенько присмотреться, то поймешь, что он полон жизни и похож на огромный дом, заселенный множеством жильцов. Они чирикают, щебечут, свистят, пищат, рычат. У каждого в этом доме есть свое место и свое дело. И мы сейчас представим этот дом в виде высокой пирамиды, построим ее. Ребята, как вы думаете, без чего не может существовать все живое?

Тепло, свет.

А что нам дает тепло, свет?

Солнце.

Да, солнце - основа жизни. (Ставит солнце в основание пирамиды). Что еще необходимо для роста и жизни растений, животных?

Вода, почва (если затрудняются, задать наводящий вопрос - Откуда растут трава, деревья? - из земли.)

Да, нужна почва и вода, т.е. почва с влагой (ставит почву). И тогда вырастет растительный мир (ставит деревья). Но растениям трудно размножаться, растения некому опылять и невесело в лесу без…Насекомых.

Да, заселим лес насекомыми, которые питаются нектаром растений и опыляют их (ставит насекомых). И вдруг в лесу кто-то запел, защелкал, зачирикал. Кто же это?

Птицы.

Правильно, птицы. Заселим лес птицами (ставит птиц). Вот мы и составили с вами пирамиду жизни, многоэтажный огромный дом, в котором все этажи заселяли по очереди. И нельзя из этого дома никого выселить. Проверим это? Убираем солнце (или почву, деревья, насекомых, птиц) - рушим пирамиду. Катастрофы делать не будем. В природе все взаимосвязано, одно без другого жить не может. Наша пирамида будет молчать, ничего не подскажет. А вы подумайте и скажите, что будет, если убрать верхний этаж - птиц?

Много разведется насекомых, которые съедят растения.

А если убрать насекомых?

Некому будет опылять растения.

А если убрать растения?

Останется голая земля, которая без растений тоже погибнет.

Хотим мы этого?

Нет.

Поставим пирамиду жизни. И никогда ничего не будем разрушать в ней, ведь одно без другого в природе существовать не может. И постараемся всегда защищать и беречь все, что создано природой.

Занятие мы закончим прослушиванием стихотворения Я. Аким «Береги свою планету»:

«Есть одна планета-сад в этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят, птиц скликая перелетных.

Лишь на ней одной увидишь ландыши в траве зеленой,

И стрекозы только тут в реку смотрят удивленно.

Береги свою планету, ведь другой на свете нету»



© 2010-2022