Педагогические технологии дистанционного обучения

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Педагогические технологии дистанционного обучения


Введение. Дистанционная форма обучения (ДО) все увереннее заявляет о себе, особенно в высшем образовании. Давно подсчитано, что экономически она более выгодна по сравнению с очной, несмотря на первоначальные внушительные финансовые инвестиции. Это и более демократичная форма обучения, поскольку любой человек при сравнительно небольших материальных затратах может получить профессию, повысить квалификацию, переориентироваться в профессиональной деятельности» либо дополнить свое образование новыми знаниями. Однако, при всей привлекательности новой формы обучения для ее становления и развития необходима четкая теоретическая база. Прежде всего важно понять, что такое ДО, ибо в настоящее время можно встретить самые разные трактовки этого понятия.

Немного о терминологии

Процесс обучения (учебно-воспитательный процесс) интерактивен в своей организации, т.е. во взаимодействии учителя и ученика, а также учащихся между собой, имеет конкретную предметную область познания. Следовательно, когда мы говорим о процессе ДО, мы предполагаем общение между преподавателем и студентом, а также студентами между собой, и при наличии в системе учебника, необходимого комплекта средств обучения. Понимание дистанционного образования как результата мы относим к будущему, когда будет принята соответствующая нормативно-правовая база система обучения. Понятие самообразования, которое также входит в понятие образования в целом, не предусматривает в системе наличия преподавателя. Это самостоятельная познавательная деятельность студентов. В этом принципиальная разница, ДО от систем и программ самообразования. Следует рассматривать и процесс самообразования на основе сетевых программ, курсов и т.д., где не предусматривается взаимодействия учителя и студента. Применять в данном случае термин «дистанционный» представляется не оправданным, поскольку речь идет о самостоятельной работе любого студента с обучающей программой, информационно-образовательными ресурсами на разных носителях. Студент может самостоятельно работать с книгой, видеокассетой, сетевым курсом. От этого педагогическая суть процесса (самообразование) не меняется. Понятие дистанционности применимо к той форме обучения, в которой учитель и студент разделены между собой расстоянием, что и привносит в учебный процесс специфические формы взаимодействия. ДО - это не аналог заочной формы обучения ибо здесь предусматривается постояный систематический контакт с преподавателем, с другими студентами данной группы. В этой системе так же, как и в других образовавших системах есть компоненты (цели, задачи, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), но реализуются они специфичными средствами Интернет-технологий, принципиально отличающимися от тех, которые используются в системе заочного обучения. И это чрезвычайно важно для понимания педагогической сущности ДО, чтобы не свести его по аналогии с заочной формой лишь к смене форм транспортировки учебных материалов.

ДО - это новая форма обучения, которая уже существует наряду с очной, заочной и экстернатом. И рассматриваться она должна именно как самостоятельная система обучения. Какая бы форма не использовалась при обучении и воспитании человека, она должна отражать общие закономерности педагогики, педагогической психологии, дидактики и частных методик.

Дистанционное образование может быть базовым и дополнительным. В последнем случае имеется в виду дистанционная педагогическая деятельность (организация дистанционных семинаров, конференций, работа с аспирантами, олимпиады, викторины и пр.). Если рассматривать ДО как самостоятельную систему, то логично сделать вывод о необходимости создания единого информационно-образовательного пространства, включающего в себя всевозможные электронные источники информации (в том числе сетевые): виртуальные библиотеки, разнообразные базы данных, консультационные службы, электронные учебные пособия, методические объединения педагогов, научные общества студентов, учащихся и пр.

Система ДО предусматривает наличие в ней преподавателя, учебника (информационно-методического обеспечения) и студентов. Таким образом необходима разработка дидактического обеспечения ДО - создание электронных курсов, учебников, учебных пособий, информационного обеспечения, разработка педагогических технологии, т.е. методов и форм обучения, подготовки преподавателей ДО, координаторов (администраторов). Простое преобразование текстов лекции, учебников, учебных пособий в электронные аналоги не решает проблемы, а лишь затрудняет процесс ДО, поскольку при этом меняется лишь форма доставки учебных материалов. Все остальные компоненты системы продолжают функционировать в контексте идеологии заочного обучения. Следовательно, требуются теоретические разработки, экспериментальные проверки, научно-исследовательские работы. К сожалению, то, что мы сегодня видим в Интернете и на большинстве компакт-дисков, никак не отвечает элементарным педагогическим требованиям. Очень часто педагогические продукты «подгоняются» под существующие оболочки, разработанные как бы для ДО, но подчас не учитывающие элементарных дидактических требований. К разработке электронных курсов, учебников, информационно-предметной среды необходимо подходить столь же серьезно, как к разработке программ и учебников, и приоритет здесь должен быть отдан решению педагогических задач. Технологическая составляющая - суть инструмент, с помощью которого должны решаться педагогические задачи. К сожалению, это далеко не всегда понимается коллективом разработчиков, среди которых первую скрипку чаще всего играют программисты, специалисты в области компьютерных технологий. Специфика ДО, несомненно, накладывает существенный отпечаток на проектирование электронных учебников, информационно-образовательной среды, всего учебного процесса, но это педагогическая система.

Концептуальная основа дистанционного обучения

ДО должно рассматриваться наряду с очным, заочным обучением и экстернатом в системе непрерывного образования. Именно поэтому столь значим для любой образовательной системы общий концептуальный подход.

Личностно ориентированный подход, отражающий основные принципы гуманистической педагогики, признан мировым педагогическим сообществом приоритетным для всех форм современной образовательной системы. В центре обучения - деятельность учения, а не преподавания, познавательная деятельность студента, учитывающая его индивидуальные возможности и способности. Работа преподавателя должна быть направлена на организацию продуктивной деятельности студентов, создание наиболее благоприятных условий для этого.

Основная цель системы образования - интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией.

Это концептуальная основа любой формы обучения. Его содержание, педагогические технологии должны быть адекватны поставленным целям и задачам.

УСиМ, 2004. N9 4

Педагогические технологии дистанционного обучения

Личностно ориентированные технологии в ДО, благодаря уникальным возможностям, которые предоставляет Интернет, значительно повышают образовательный уровень учебного процесса.

С др;

гичес

мы,

нию

сфор

п

0НН(

н

ных

и ис

тике

нол<

опр»

си<г

ны?

но;

чес

ров

обр

Сю

трз

т

прОстановимся на педагогических технологиях ДО, ориентированных на обучение как детей, так и взрослых , например, система повышения квалификации педагогических кадров.

Современное понимание предназначения образования в жизни общества и каждого отдельного человека можно определить следующим образом: «Образование, рассчитанное на перспективу, должно строиться на основе двух неразлучных принципов: умения быстро ориентироваться в стремительно растущем потоке информации и находить нужное и умения осмыслить и применить полученную информацию».

Следовательно, коль скоро мы говорим о педагогических технологиях ДО в контексте обозначенного выше концептуального подхода к образованию, важно так организовать учебный процесс, чтобы у студентов была возможность:

  • получать необходимые фундаментальные знания, осмысливая их таким образом, чтобы использовать для решения конкретных познавательных или практических проблем;

м

Г!

в

н

с

Е

собсуждать со своими одногруппниками возникающие в процессе познавательной деятельности проблемы;

  • работать с дополнительными источниками информации, необходимыми для решения поставленной познавательной задачи;

  • вести наблюдения, ставить самостоятельные опыты, используя, помимо прочего, разнообразные доступные им Интернет-технологии для осмысления приобретаемых знаний, решения возникающих проблем;

  • иметь возможность оценивать собственные познавательные усилия, достигнутые успехи, корректировать свою деятельность.

С одной стороны, все сказанное предполагает формирование критического мышления.

С другой - требуется отобрать такие педагогические технологии и организационные формы, которые бы способствовали формированию критического мышления, реализации сформулированных выше условий обучения.

Педагогические технологии в дистанционном обучении

На основе широкого анализа разнообразных методов и форм обучениясуществует ряд педагогических технологий, совокупность которых составляет определенную дидактическую систему. Эта система отражает личностно ориентированный подход к обучению, позволяет достаточно успешно формировать критическое и творческое мышление, а также позволяет формировать столь необходимые для современного образования умения работать с информацией. Сюда мы относим:

  • обучение в малых группах;

  • метод проектов;

  • разноуровневое обучение;

  • ролевые, деловые игры проблемной направленности;

  • дискуссии;

  • мозговые атаки;

  • «Портфель студента».

Интернет-технологии обеспечивают возможность реализации всех указанных педагогических технологий в условиях ДО. Рассмотрим обенности их применения в условиях ДО, учитывая возможности Интернет-технологий.

Для этого необходимо показать информационно-предметную среду базового ДО. Она включает:

  1. курсы ДО, электронные учебники, размещаемые на отечественных образовательных серверах (для различных моделей ДО);

ивиртуальные библиотеки;

  1. базы данных образовательных ресурсов;

  2. веб-квесты, предназначенные для обучения;

  3. телекоммуникационные проекты;

  4. виртуальные методические объединения преподавателей;

  5. телеконференции, форумы для преподавателей и студентов;

  6. консультационные виртуальные центры (для преподавателей и студентов);

  7. научные объединения студентов.

В настоящее время в компании «Кирилл и Мефодий» предпринимаются попытки создать виртуальную школу, в которой будут представлены все учебные предметы школьной программы, а также их информационно-методическое обеспечение [5]. Правда, вся система пока предназначена только для самообразования.

Учебная среда формируется таким образом, чтобы обучаемый любого курса имел свободный доступ:

  • к виртуальной библиотеке (справочники по соответствующим предметам и энциклопедии),

  • консультационному центру,

  • лабораторным работам, практикумам,

  • веб-квестам,

  • проектам.

Здесь же предусматриваются условия для общения студентов между собой и с преподавателем, как в режиме реального времени, так и в отсроченном режиме при помощи электронной почты, чатов, форумов, веб-сайтов разного назначения, системы тестирования, тематических телеконференций, видеоконференций. Мотивация учебной деятельности в ДО значительно выше, чем в очном, поскольку к дистанционной форме человек обращается вполне осознанно, желая получить знания, и не имея возможности обучаться очно.

Очень важный шаг в познавательной деятельности, в формировании критического мышления - применение полученных знаний для решения конкретной проблемы, желательно значимой для студента и отражающей реалии окружающего мира. Это может быть проектная деятельность, а может быть просто проблемная, поисковая, исследовательская, не заканчивающаяся созданием конкретного продукта, как в методе проектов. В любом случае для формирования критического и творческого мышления желательны самостоятельные рассуждения студентов.

В ДО контроль деятельности учащихся осуществляется с помощью исходных, промежуточных, итоговых тестов, контрольных работ, рефератов, докладов, защиты проектов. Выбор вида контроля диктуется спецификой познавательной задачи, учебного предмета или познавательной области, а также возрастными особенностями обучаемых.

  1. Дистанционное обучение / Под ред. Е.С. Полат. - М., 1998.

  2. ХалпернД. Психология критического мышления. - СПб, 2000. | С. 20.

© 2010-2022