Конспект темы самообразования Развитие личности ребенка посредством общения

 Общение - это специальный вид деятельности в дополнительном образовании. В жизни человека общение играет очень  большую роль, и мы никогда не задумываемся над тем, каким образом, мы налаживаем контакты с окружающими.   Между тем, это очень важно, т.к. общение это сложный процесс, состоящий из нескольких частей и понимание того, как происходит общение, может очень помочь, как в личной жизни, так и в профессиональной.  Качества необходимые для общения: - умение слушать; - терпимость; - доброжела...
Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема самообразования (2004-2006 уч.г.):

Развитие личности ребенка посредством общения.


Формирование и развитие личности как педагогические понятия.

Чтобы управлять сложным процессом воспитания, необходимо знать его реальные возможности влияния на личность и их пределы. Для развития ряда основных положений теории педагогики, касающихся целей воспитания условий организации и методов, нужна полная ясность в отношении характера и степени влияния воспитания на личность.

В широкой практике общественного и семейного воспитания возникает необходимость согласования воспитательных воздействий с особенностями возрастного, полового и индивидуального развития. Какой педагог не задает себе вопроса: что он может сделать для воспитания конкретной личности?

Для всех учителей и родителей далеко не безразличны состояние уверенности в возможностях воспитания и представления о пределах влияния тех или иных педагогических средств в условиях конкретного возраста.

Все эти и смежные с ними вопросы составляют сложную проблему взаимосвязи (взаимозависимости, взаимообусловленности) развития и воспитания.

Установлено, что процесс развития личности и организма человека не зависит от педагогического воздействия, оказываемого на них, а во многом обусловлен законами, свойственными человеческой природе и психике.

Психическая жизнь человека характеризуется отличительными особенностями восприятия, понимания, запоминания, становления воли и характера, формирования общих и специальных способностей, разнообразными видами деятельности. Эти особенности обусловливают возможности приобретения ряда социальных свойств, проявляющихся в социальных отношениях, общественном поведении, общении и др. личностью, т.е. существом социальным, человек становится в результате длительного и сложного процесса развития. Чтобы стать личностью, человек должен своей практической деятельностью обнаружить и раскрыть заложенные в нем природой и социально адаптированные в процессе жизни свойства. Как же помогает этому воспитание, как оно влияет на развитие? Чтобы ответить на эти вопросы, следует исходить из того, что развитие есть изменение, для которого характерен переход из одного качественного состояния в другое, более совершенное.

Факторы развития личности.

Сложный процесс развития личности, формирование характерных человеческих качеств обусловлен диалектическим взаимодействием внутренних биологических (наследственность), и внешних, социальных (среда и воспитание) факторов.

Под наследственностью понимаются передаваемые от поколения к поколению видовые особенности как бы заложенная природой программа их развития.

Черты характера, склонности, способности и т.п. не наследуются. Они формируются в процессе жизни. Наследуемые факторы лишь оказывают опосредованное влияние на процесс их формирования. Не передаются по наследству и психические свойства личности, но их развитие обусловлено задатками.

Другим фактором, оказывающим влияние на формирование личности, является среда. Под средой понимают природное окружение и социальные условия жизни. К социальным условиям относятся общественный строй, экономический и культурный уклад жизни и другие определяемые этими условиями обстоятельства (система народного образования, типы учебно-воспитательных учреждений, принципы коллективной жизни, бытовые традиции, средства общения и др.). Влияние среды на формирование личности зависит от того, какие складываются отношения личности с окружающей средой, с обществом, коллективом.

Человек активно воздействует на среду, изменяет ее и одновременно изменяет свою собственную природу. Активность человека проявляется в общении, познании, труде. В этих видах деятельности в зависимости от степени активности человека идет формирование его личности. В общении приобретается нравственный опыт, организаторские способности. В познавательной деятельности формируются мировоззрение и интеллектуальные способности. Глубокое и разностороннее влияние на формирование личности оказывает трудовая деятельность.

Остановимся подробнее на таком виде, как «общение».

Общение.

В жизни человека общение играет очень большую роль, и мы никогда не задумываемся над тем, каким образом, мы налаживаем контакты с окружающими. Между тем, это очень важно, т.к. общение это сложный процесс, состоящий из нескольких частей и понимание того, как происходит общение, может очень помочь, как в личной жизни, так и в профессиональной.

Проще все общение можно определить как процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания. Если общение рассматривается как процесс, то информация - это то, что передается в ходе этого процесса. То, чем люди обмениваются при общении.

Можно выделить два вида информации: биологическую (генетическую) и социальную. Биологическая информация содержится в хромосомах организмов и передается по наследству. Социальная информация заново приобретается каждым поколением (индивидом). Источником социальной информации является человеческая деятельность.

Есть 4 основных способа выработки информации: самонаблюдение, взаимодействие, сообщение и анализ.

Самонаблюдение - это собственные источники информации человека: его образование, опыт, квалификация и другие приобретенные знания.

Взаимодействие - это общение с одним или несколькими людьми, сопровождающееся взаимным обменом информацией.

Сообщение - это письма, данные и специально организованные исследования.

Анализ - это выработка информации путем различных моделей и методов принятия решений.

Информацию по типу производимых ею изменений можно разделить следующим образом: - сообщения информационного характера,

- сообщения инструктирующего характера,

- сообщения мотивирующего характера.

Наиболее простой, удобный для первичного знакомства с особенностями конкретного процесса передачи информации является модель ИСКП:

источник - сообщение - канал - получатель. Эта схема достаточна, если ваша цель доставить информацию получателю. Если же вам интересна реакция получателя на информацию, то схема будет более сложной.

Источник - сообщение - канал - получатель - информационный эффект - обратная связь. 1. Источник - создатель сообщения. Источником может быть организация, человек или группа людей.

2. Сообщение - это информация, которую передает источник получателю. Большинство сообщений передается в вербальной, то есть словесной форме. Однако сообщение может быть и невербальным (жесты, мимика или графические изображения).

3. Канал - это средство, с помощью которого сообщение передается от источника к получателю. Обычно каналы делятся на средства массовой информации и межличностные каналы (прямое общение с другими людьми).

4. Получатель - это человек или группа людей, ради которых, собственно, и передается информация.

5. Информационный эффект - это изменения в поведении получателя, которые происходят в результате приема сообщения.

Существует три основных типа результатов информационного эффекта:

а) изменение в знаниях получателя;

б) изменение установок получателя, то есть изменение относительно устойчивых представлений человека;

в) изменение поведения получателя сообщения.

Эти три типа изменений обычно (но не всегда) происходят в указанной выше последовательности, то есть изменения в знаниях предшествуют изменению установки. В свою очередь, установка влияет на изменение поведения.

6. Обратная связь - это сообщения источнику об эффективности акта коммуникации. Положительная обратная связь информирует источник, что желаемый результат сообщения достигнут. Отрицательная обратная связь информирует источник, что желаемый результат сообщения достигнут, не был.

С точки зрения повышения эффективности обмена информацией отрицательная обратная связь имеет большее практическое значение, чем положительное. Чем активнее используется в коммуникационном процессе обратная связь, тем он эффективнее.

В общении также принято выделять вербальную (речь) и невербальную стороны.

общение

вербальное

Невербальное (жесты, мимика, пантомимика)



Проксемика, устная речь, взгляд и т. д. (говорение - слушание).

Письменная речь (письмо - чтение).

Вербальная речь использует в качестве знаковой системы человеческую речь. Невербальная коммуникация включает в себя широкий спектр средств от жестов, мимики, пантомимики, диапазона голоса, тональности, интонации до контакта глаз, пространственной и временной организации коммуникативного процесса. Большинство исследователей соглашаются, что с помощью слов передаются в основном информация, а с помощью жестов - различное отношение к этой информации, а иногда жесты могут заменять и слова.

Какой настрой на общение мешает.

Один из существенных факторов, затрудняющих общение - дефекты установки создания (настроя на общение), которые создают следующие препятствия:

1.Стереотипы мышления, восприятия, оценок и др. любой стереотип представляет собой устойчивое упрощенное мнение относительно отдельных людей и ситуаций.

- Относительно все стереотипы ведут к искажению наших представлений о других людях и содержании получаемых сообщений. Стереотипы обычно способствуют преждевременным выводам и мешают контактам с людьми.

2.Предвзятые представления. Они обычно базируются на эффекте ореола, когда мы делаем выводы и обобщения о своих собеседниках на основе тех или иных отдельных качеств.

- Чем больше общаешься с людьми, «погружаясь» вглубь человеческой натуры, тем осторожнее становишься в своих суждениях и оценках.

3.Неконструктивные отношения, когда отношение к человеку сильно влияет на восприятие переданного им сообщения.

- Старайтесь демонстрировать людям те свойства и качества, которые присущи вашему лучшему «я». Это поможет не только преуспеть в общении с людьми, но и справиться со своими недостатками.

4.Отсутствие интереса и внимания. Важно не только привлечь внимание собеседника, но и вызвать интерес у него. Интерес возникает, когда собеседник осознает переданное ему сообщение.

5.Пренебрежение фактами. Оно часто проявляется в поспешных заключениях при отсутствии достаточного числа фактов или при неправильном их понимании или толковании.

Слушание.

Слушание - это один из основных видов вербального общения. Если вы умеете слушать, то вы умеете общаться. Слушание - это навык, обеспечивающий понимание.

Процесс «слушания» можно разделить на три уровня, для которых характерны определенные типы поведения, и эффективность восприятия информации. Между этими уровнями нет четких границ, они могут сменять друг друга в зависимости от ситуации.

Уровень 1.Слушание - сопереживание.

На этом уровне слушающие воздерживаются от суждений по поводу говорящего, ставя себя как бы на его место. Внимание направлено исключительно на процесс «слушания». Слушание - сопереживание требует проявления слушателем вербального и невербального подтверждения того, что он действительно слушает. Главное внимание уделяется «слушанию сердцем», которое «открывает двери» пониманию, выражению заботы и сочувствия.

Уровень 2. Мы слышим слова, но на самом деле не слушаем.

На этом уровне люди остаются как бы «на поверхности» общения, они не понимают всей глубины сказанного. Они пытаются услышать, что говорит собеседник, но не предпринимает попыток понять его намерения. На этом уровне слушатели стараются слушать, опираясь на логику, больше сосредотачиваясь на содержании, чем на чувствах, оставаясь «эмоционально отчужденными» от собеседника. Такое «слушание» может привести к опасному недопониманию, так как слушатель недостаточно сконцентрирован на том, что говорится.

Уровень 3. «слушание с временным отключением».

Слушающий как бы слушает и не слушает, отдавая себе некоторый отчет в происходящем, но в основном он сосредоточен на себе. Часто при этом человек следит за беседой «краем уха», ловя лишь момент, чтобы вступить в нее самому. Слушание 3 - го уровня - это пассивный процесс без реакции на высказанное. Часто слушающий человек теряет нить, задумавшись о чем-то постороннем или заранее готовя возражения или советы, а также придумывая, что сказать самому. Такой слушатель отличается «пустым» взглядом и более заинтересован в процессе говорения, чем слушания.

По мере перехода с третьего уровня на первый возрастает наш потенциал понимания, снятия напряженности и увеличения эффективности общения.

Большинство из нас в течение дня слушают на различных уровнях, однако, нашей задачей должна стать выработка в себе умение слушать на первом уровне в любых ситуациях.

10 советов как слушать активно.

  1. Дайте сказать другому.

  2. Сделайте так, чтобы говорящий почувствовал себя более комфортно.

  3. Продемонстрируйте свое желание слушать говорящего.

  4. Ликвидируйте источники, отвлекающие внимание.

  5. Взгляните на проблему глазами говорящего.

  6. Будьте терпеливы.

  7. Признавайте наличие эмоций, но не позволяйте им руководить вами.

  8. Спокойно реагируйте на критику и контраргументы.

  9. Задавайте вопросы.

  10. Дайте сказать другому.

Литература: «Педагогика» В.В. Белорусова, И.И. Решетень.

«Хотим - значит можем!» Магадан. Центр окружающей среды.

Причины трудностей в общении:

- разница в возрасте (родители и дети);

- разное воспитание;

- разное образование;

- разное социальное положение;

- психическая несовместимость;

- недостаток духовности.

Качества необходимые для общения:

- умение слушать;

- терпимость;

- доброжелательность;

- тактичность;

- коммуникативность.

Помощь в общении:

  1. Выражение лица;

  2. Жесты;

  3. Слова сочувствия;

  4. Расстояние;

  5. Ну - поддак;

  6. Вопросы уточняющие, развивающие;

  7. «Эхо», «зеркало»;

  8. Парафраз (текст своими словами).


Общение, специальный вид деятельности

в дополнительном образовании.

- Образование = обучение + воспитание;

- Задача воспитания: научить ребенка выжить в ситуации выбора и остаться личностью;

- Личность - это человек, способный на обдуманные поступки;

- Личность, когда человек говорит о себе: «Я есть и этим похож на других»;

- «Я таков, и этим не похож ни на кого» - индивидуальность.

(Бубер)

Типы собеседников:

  1. Мобильный и ригидный (подвижный и ведомый);

  2. Экстравертный и интравертный (легко общается и направленный внутрь);

  3. Доминантный и недоминантный (доминирует или нет).

Игра «Сказка» - по 1-му или по 2 предложения по кругу сочиняют сказку.

Игра «Пишущая машинка» - рассказывают участники стихотворение по буквам, заканчивается слово - встать, запятая - хлопать.

Игра «Счет 3» - ведется счет, там где цифра заканчивается на 3, имеет 3 или : на 3 - хлопать в ладоши.

- Оптимальные типы общения на основе совместной творческой деятельности, на основе дружеского расположения.

Игра «Поменяемся местами».

Игра «Эхо» - представить себя, следующий должен повторить ранее представившихся.

Игра «Принцесса - дракон».

Игра «Театр экспромт» - ведущий читает сказку, а участники изображают действия по ролям (роли написаны на листочках и разделены перед игрой).

Игра «Часы» - ведущий: «Как быстро летит время! Часы являются необходимым предметом для каждого из нас. Давайте вместе послушаем, как ходят часы и посмотрим, что случится, если мы с ними обращаемся небрежно».

- На один хлопок правая сторона зала говорит хором: «Тик».

- На два хлопка левая - «Так».

Ведущий сначала правильно чередует хлопки, потом сбой.

Игра «Замотало» - в правилах игры ведущий сообщает: «При слове «замотало» нужно обнять себя, а при слове «размотало» - руки развести в стороны». Слова ведущего могут быть следующими: «Замотало - размотало. Замотало на соседа слева - размотало. Замотало на соседа справа - размотало».

Игра «Очередь» - Покажите людей, стоящих в очереди: - зубной кабинет, в модный фотосалон, в бесплатную благотворительную столовую, в единственную в городе телефонную будку.

Игра «Хор» - Напойте любимую мелодию: процокав языком, поскоблив вилкой по тарелке, прокашляв, пошелестев бумагой.

Качалка «Бала - бала - ми». Бала - бала - ми! (все: «Еу!»)

Чика - чика -чи! (все: «Еу!»)

Чик! (все: «Еу!»)

Чик! (все: «Еу!»)

Чик - чирик - чик - чик! (все: « Еу! Еу!)

- Менее эффективен стиль - «дистанция» (авторитарный стиль).

- Менее продуктивный стиль - «заигрывания».

- Нельзя использовать стиль - «устрашения».

© 2010-2022