Консультация для родителей Экологическое воспитание детей в семье

Раннее детство - очень интересный и насыщенный период в жизни человека. Что получится и кем вырастет малыш - это во многом зависит от нас взрослых. Именно в раннем возрасте закладываются основы личности ребенка, и каждое ваше доброе слово - это кирпичик в надежный фундамент будущего Человека.данная консультация для родителей детей раннего возраста из цикла "экологическое воспитание детей в семье" на тему "Осень. Малыши в природе".Если с малых лет объяснять ребенку, почему нельзя ломать деревья, ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Управление Образования Администрация города Новочеркасска

Методический кабинет УО


ГМО воспитателей групп раннего возраста









КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

детей группы раннего возраста

из цикла

«Экологическое воспитание детей в семье»

НА ТЕМУ


«Осень. Малыши в природе»

Консультация для родителей Экологическое воспитание детей в семье



Подготовила:

воспитатель МБДОУ детский сад №49

МКонсультация для родителей Экологическое воспитание детей в семьеаркова Н.М.

МКонсультация для родителей Экологическое воспитание детей в семьеБДОУ детский сад № 49

г. Новочеркасск

2013г.





Раннее детство - очень интересный и насыщенный период в жизни человека. Что получится и кем вырастет малыш - это во многом зависит от нас взрослых. Именно в раннем возрасте закладываются основы личности ребенка, и каждое ваше доброе слово - это кирпичик в надежный фундамент будущего Человека.

Наверное, каждый из нас замечал, с каким интересом отно­сятся дети к природе, как им нравится любоваться осенними ли­стьями, цветами, снегопадом. С каким азартом они играют в пе­сочнице и даже в луже после дождя. А замечали ли вы, как дети относятся к животным, птицам, рыбкам. Кто-то боится, а кто-то, наоборот, действует агрессивно. А ведь все это от незнания, как действовать с объектами природы. Малыши не понимают, что в живом организме все взаимосвязано. Иногда это приводит к экспериментированию над живыми существами. Дети не рас­ценивают свои поступки как проявление зла и равнодушия, не осознают, что их действия становятся для других причиной страдания. Постарайтесь объяснить ребенку, что, если бабочке оторвать крылышко, она больше не полетит, если у человека за­болела нога, то он не сможет ходить.

Если с малых лет объяснять ребенку, почему нельзя ломать деревья, стрелять из рогатки в птиц, переводя это на личный пример, мы воспитаем экологически культурных людей. «Эко­логическая культура личности строится на базе понимания за­кономерностей живых систем и уважения жизни, и ее главным показателем является социальная и индивидуальная экологи­ческая ответственность за события в природе и жизни людей» (С. Н. Николаева).

Это очень актуальная проблема в наши дни, ведь экологиче­ское состояние планеты оставляет желать лучшего.

Так с чего же начать? Конечно же, с игры. Играя, можно не­навязчиво обучать ребенка разным полезным вещам.

Наступила осень - пора ярких красок, разных запахов и дви­жений. Природу важно видеть, смотреть на нее, воспринимать всеми органами чувств. Это формирует первый сенсорный опыт ребенка - основу интеллектуального развития.

На каждой прогулке любуйтесь вместе с малышом природ­ными объектами, явлениями, предметами окружающего мира. Порадуйтесь цветущими растениями на клумбе, расскажите ре­бенку, какого они цвета, на что похожи цветочки. Дайте поню­хать цветок, но не рвите его. Объясните, что цветочек еще долго будет радовать нас своей красотой, если будет расти в земле. Понаблюдайте, как трудятся пчелки, собирая нектар с цветов.

Предложите ребенку рассмотреть небо и ответить на вопро­сы: «Какое небо?», «На что похожи облака?», узнайте, как он догадался, пасмурная погода или ясная. Это поможет в развитии речи и обогащении словарного запаса малыша.

Рассмотрите с детьми деревья, какими они стали; объясните, почему осенью листья опадают. Покружитесь вместе с ребен­ком, как листочки. Поиграйте в игру «Найди листок»: предло­жите найти листочек зеленого, красного или желтого цвета; большой или маленький, кленовый или березовый. А как ин­тересно будет, если вы вместе соберете листья для гербария и в дождливые дни будете рассматривать их.

Часто на улице нам встречаются кошки, собаки, птички. Пона­блюдайте с детьми за животными, за их повадками, посмотрите, какие у них ушки, лапки, мордочка. Поиграйте в игру «Кто как кричит?». Помяукайте, как большая кошка, а малыш - как ма­ленький котенок. Если вам встретились голуби, посмотрите, как они клюют зерна. Расскажите, что некоторые птицы улетают осенью в теплые края, а вот воробьи, голуби и другие птицы зимуют в городе, их нужно подкармливать, чтобы они пережили зиму.

Если пошел дождик - не беда! Посмотрите с ребенком из окна, как оделись люди, какого цвета стало небо, как от ветра качаются деревья. Рассмотрите на стекле капельки дождя, рас­скажите четверостишие:

Дождик льет на улице, Нам нельзя гулять.

И решил я капельки На стекле считать.

Выглянуло солнышко, обратите на него внимание, заинтере­суйте ребенка художественным словом, например: Смотрит солнышко в окошко, Светит в нашу комнату, Мы захлопаем в ладошки: Очень рады солнышку!

После дождя появляются любимые детьми лужи. Обратите с ребенком внимание, какие они большие. Можно сделать из бума­ги кораблики и отправить их в плавание.

В сухую погоду устройте рисование палочкой на песке. Ри­суйте все, что хотите: солнышко травку, машину и т. д. Посмот­рите, какой песок, сыпучий, сухой или сырой, какие из него можно построить башенки, слепить куличи, пирожки и т. д.

Не поленитесь - приготовьте дома несложные настольные игры. Они очень помогут в развитии вашего малыша. Например, игра «Когда это бывает?». Соберите вырезки из журналов с раз­ными временами года. Предложите рассмотреть ребенку кар­тинки и назвать, что на них изображено и в какое время года это бывает.

Общайтесь со своим ребенком, читайте детские стишки, обсу­ждайте увиденное, даже если он еще не умеет говорить. Побуж­дайте малыша делать хорошие поступки, позволяйте ухаживать за животными. Может быть, тогда наши дети вырастут экологи­чески культурными и сделают этот мир чуточку лучше.

















Управление Образования Администрация города Новочеркасска

Методический кабинет УО


ГМО воспитателей групп раннего возраста





КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

группы раннего возраста

из цикла

«Экологическое воспитание детей в семье»

НА ТЕМУ

«Зима. Зимние забавы малышей»



Подготовила:

воспитатель МБДОУ детский сад №49

Маркова Н.М.

Консультация для родителей Экологическое воспитание детей в семье Консультация для родителей Экологическое воспитание детей в семье Консультация для родителей Экологическое воспитание детей в семье



МБДОУ детский сад № 49

г. Новочеркасск

2013г.



Ребенок с раннего детства любит исследовать окружающий мир, тянется ко всему красивому и яркому. Все это он может

увидеть в природе, все его удивляет и радует. Такие ранние впе­чатления остаются у человека на всю жизнь. И как бы хотелось, чтобы ребенок в будущем не потерял эту связь с природой.

Мы - взрослые - можем помочь малышам открыть для себя окружающий мир природы, полюбить его как общий дом и тех, кто в нем живет. Сформировать осознанно правильное отноше­ние к объектам природы, которое в дальнейшем проявится в по­ведении ребенка, в его нравственной позиции.

Впервые знакомя малыша с миром природы, задумывались ли Вы, как сами относитесь к природе. И всегда ли Ваши слова идут в соответствии с действиями?

Детям очень важно постоянно показывать свой интерес, свое доброе, милосердное, гуманное отношение к природе. Под влиянием эмоций взрослого ребенок учится бережно относиться к сломанному дереву, голодному животному. Учится любовать­ся красотой цветка, неба, реки и др.

Постоянно наблюдая за животными, растениями, объектами и явлениями природы в сочетании с играми, чтением детских книг, с музыкой, с поговорками, потешками, мы с первых лет жизни ребенка формируем представления о природе как о вели­чайшей ценности, чувство ответственности за все живое.

Насупила долгожданная зима. Пора коротких дней, мороза и ослепительного снега. Пора катаний на санках, лыжах, конь­ках и других зимних забав.

Малышам двух-трех лет рано кататься на коньках, но можно предложить им другие игры, не менее увлекательные.

Кругом белым-бело, тихо падает снег. Понаблюдайте с ма­лышом, как плавно кружатся снежинки в воздухе, словно тан­цуют. Предложите малышу покружиться, как снежинки. Рас­смотрите форму снежинок на варежке, какого они цвета. Вместе сосчитайте, сколько упало снежинок на его варежку, а сколько на варежку мамы (много-много).

Потрогайте снежинку пальчиком. Объясните, куда она ис­чезла. Снежинка растаяла. Так формируются первые знания ребенка о свойствах снега.

Иногда наши дети любят есть снег. Конечно же, ведь он по­хож на сладкую вату! Объясните, что есть снег нельзя - он хо­лодный, от него заболит горлышко. Возьмите немного снега до­мой. Положите в блюдце и понаблюдайте, что станет со снегом. Он растает, а на дне окажется вода с грязью. Покажите ребенку и объясните, что может случиться, если все это съесть.

В теплую погоду обратите внимание ребенка на то, что снег стал липкий и из него можно лепить все что угодно: снежки, разные башенки, снеговика и многое другое.

Купите или сделайте ребенку деревянную лопатку. Пусть малыш принимает посильное участие в работе по уборке снега с дорожек, в постройке горки. Так развиваются первые трудовые навыки, желание помогать взрослым.

Пройдите вместе по снегу. Посмотрите, какие следы ос­таются. У мамы - большие, а у малыша - маленькие. Отыщите на снегу следы животных - кошки или собаки, следы птичек. Полюбуйтесь, какие они разные, какой они формы. Можно вме­сте с детьми нарисовать какой-нибудь рисунок с помощью своих следов, например солнышко, предложить ребенку порисовать палочкой на снегу.

Если на прогулке вам встречаются птицы, покормите их. Расскажите малышу, как им трудно зимой добывать себе пищу. Пусть он посочувствует вместе с вами, пожалеет птичек. А дома можно сделать кормушку для птиц и установить ее на подокон­нике либо на улице на дереве.

Обратите внимание ребенка на то, как изменились деревья и кусты с приходом зимы, напомните, какие они были летом и осенью. Так вы незаметно обогатите представления ребенка о временах года.

Рассмотрите с малышом ствол, ветки дерева: какие они, чем отличаются. У дерева ствол толстый и много веток, а у куста та­кого толстого ствола нет.

Ну и, конечно же, какая зима без новогодних праздников. Не забывайте, что ребенок тоже должен участвовать в подготов­ке к Новому году. Пусть малыш украшает елку вместе с вами, зедь это для него огромная радость. При украшении елочки предложите рассмотреть ее веточки, иголочки. Так ребенок на­глядно поймет, чем отличается елка от других деревьев. Полю­буйтесь гирляндами, шарами, игрушками. Спойте новогоднюю песенку, поиграйте в хороводную игру «Повтори за мной» («По­ходим, как лисонька, попрыгаем, как зайчики, потопаем, как мишки»...).

Глядя на Вас, на Ваше отношение, ребенок не только учится понимать природу, но и входит в наш социальный мир, познает наши традиции, нашу культуру.

Именно такое гармоничное сочетание социального мира и мира природы развивает осознанно правильное отношение к окружающему многообразию жизни.























Управление Образования Администрация города Новочеркасска

Методический кабинет УО


ГМО воспитателей групп раннего возраста









КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

детей группы раннего возраста

из цикла

«Экологическое воспитание детей в семье»

НА ТЕМУ


« ВЕСНА.

Весенние хлопоты»





Подготовила:

воспитатель МБДОУ детский сад №49

Маркова Н.М.

МБДОУ детский сад № 49

г. Новочеркасск

2013г.



Богат и многообразен мир природы. Но интенсивно разви­вающаяся хозяйственная деятельность человека нарушает эко­логическое равновесие окружающей среды. Поэтому так важно постоянно заботиться об охране нашей планеты.

Чтобы каждый человек осознал значимость этого важного дела, необходимо уже с раннего возраста прививать человеку любовь к природе родного края и всей земли.

Весна привлекает внимание ребенка бурными изменениями, красками, запахами, пением птиц. В пробуждающейся

царит оживление. Каждый день приносит малышам новое от­крытие.

Предложите своему малышу погреть ладошки на солнышке: «Солнце, солнце, поскорей землю и людей согрей!». Дома после прогулки можно предложить ребенку поиграть с солнечными зайчиками (с помощью зеркала).

Весной повсюду текут ручьи. Как интересно запустить с ребенком бумажные кораблики! Пофантазируйте, в какие странствия отправились корабли, куда приплывут, кого они там встретят.

Расскажите, как солнышко ласкает своим теплом птичек, по­чему они так радостно чирикают. Весной возвращаются домой перелетные птицы. Обратите внимание на грачей: они большие и черные. Как их много и как громко они кричат, сравните их с воробушками.

Понаблюдайте, как оживленно чирикают воробьи, летают, купаются в лужицах. Предложите ребенку попрыгать, как воро­бушки, важно походить, как вороны, «полетать», как грачи. Ста­райтесь на каждой прогулке создать для ребенка атмосферу праздника.

В середине весны пробуждается жизнь растений. Найдите на газоне первую зеленую травку, полюбуйтесь вместе с ребен­ком ее свежей зеленью. Спросите, какого она цвета, тихонько погладьте листочки, проговорите стихи:

Стало солнце пригревать, Землю мокрую ласкать, И трава очнулась, К солнцу потянулась.

После стихотворения, предложите ребенку потянуться на цы­почках, руки вверх, как травушка-муравушка к солнышку. Рассматривал траву, обратите внимание на ее хрупкость, красоту, цвет. Когда травка зеленеет, вокруг становится красивее и воз­дух чище. Объясните, что по газонам бегать нельзя, нужно хо­дить по дорожкам, не наступая на травку.

Интересно на прогулке поискать первые цветы, например мать-и-мачеху. Можно не только полюбоваться красотой цветка, но и рассмотреть его: какого он цвета, формы, на что похож, какие у него листочки, сколько их, какой стебелек. Предложите понюхать цветок. Пахнет или нет? Постоянно напоминайте ре­бенку, что топтать траву и рвать цветы нельзя, приучайте детей бережно относиться к природе.

Дома после таких наблюдений можно предложить ребенку нарисовать увиденные цветы и травку.

На каждой прогулке дети убеждаются в том, как быстро растет трава, цветов становится больше, а на всех деревьях по­являются листья. Наблюдая за деревьями и кустарниками, об­ращайте внимание на их значимые признаки: сколько стволов у дерева, сколько у кустарника, сколько у них веток, какое дере­во - высокое или низкое. Поиграйте с ребенком в прятки, пря­чась за деревом или кустами: «Раз, два, три - к дереву беги». Узнайте, какое дерево больше всего нравится вашему малышу и почему. Подойдите к нему поближе и рассмотрите почки, лис­точки, ствол, предложите обнять дерево, прижаться к нему ла­дошками.

Приучайте детей бережно относиться к деревьям: нельзя ца­рапать кору дерева, так как эти порезы на коре подобны порезам на коже человека.

С потеплением всюду появляются мелкие насекомые. Ма­лыши с трепетом наблюдают за ними, берут их в руки, рассмат­ривают. Расскажите ребенку о муравьях, о божьих коровках, о пчелках, о жуках; рассмотрите, как отличаются они друг от друга по внешнему виду, цвету, размеру. Понаблюдайте за их движением.

Ну и, конечно же, весна - это начало сельскохозяйственных работ. Берите детей с собой на огород. Покажите, как копают землю, сажают семена. Малышам следует показывать труд лю­дей, давайте им простые поручения: что-нибудь полить, собрать сорняки в кучку и др. А при последующем уходе за растениями стимулируйте желание помогать вам. Вместе с ребенком наблю­дайте, какие появятся всходы, как за ними правильно ухаживать.

Все это формирует первоначальный сенсорный опыт ребен­ка - основу для его интеллектуального развития. Поэтому так важно ввести ребенка в природу с самого раннего возраста.



























Управление Образования Администрация города Новочеркасска

Методический кабинет УО


ГМО воспитателей групп раннего возраста









КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

детей группы раннего возраста

из цикла

«Экологическое воспитание детей в семье»

НА ТЕМУ



«ЛЕТО.

Прогулки летом»



Подготовила:

воспитатель МБДОУ детский сад №49

МКонсультация для родителей Экологическое воспитание детей в семьеаркова Н.М.

МБДОУ детский сад № 49

г. Новочеркасск

2013г.

Летом вся природа благоухает разноцветьем. Благодаря оби­лию тепла и света жизнь развивается в это время года бурно, во всей полноте. Малышу важно показать многообразие кра­сивых цветущих растений, приучать к бережному обращению с ними.

В теплое время дети много гуляют на свежем воздухе, что позволяет полнее использовать окружающие природные объек­ты для воспитания у них любви, бережного, гуманного, пра­вильного отношения ко всему живому.

На прогулке с ребенком можно рассмотреть разные цветы, деревья и кустарники и полюбоваться ими. Найти у них листья, цветки, стебли или стволы, сравнить их по окраске.

Очень часто летом мы ходим на прогулку в лес или на речку. Привлеките внимание детей к разным звукам, послушайте, как поет птичка, журчит вода. Предложите малышу послушать

тишину; обратите внимание, что даже в тишине много разных звуков: где-то шумят на ветру деревья, где-то вспорхнула птица, где-то слышен всплеск воды.

Прогулки вдали от городской суеты и пыли несут не только заряд положительной энергии, но и заметный оздоровительный эффект, обогащается сенсорный опыт ребенка, развивается сло­варный запас. Вспомните детские стихи, потешки, песенки, за­гадайте ребенку загадки.

Гуляя по лесу, соберите разный природный материал: шиш­ки, веточки, красивые листочки, желуди. Возле реки соберите камушки, а дома составьте коллекцию. Трогая поверхность кам­ней, ребенок непосредственно знакомится с гладкой и шерохо­ватой поверхностью предметов, ощущает их тяжесть, уточняет знания особенностей формы, величины, цвета, у него развивает­ся мелкая моторика.

Природный материал можно использовать при изготовлении поделок. Предложите ребенку сделать веселого ежика из пла­стилина и сосновых иголочек. Можно предложить игру «Вол­шебный мешочек». В мешочек положить камушек, желудь, ракушку - ребенок на ощупь должен определить то, что ему попалось в руку.

В лесу или парке следует вновь привлечь внимание детей к деревьям, как их здесь много, какие они высокие. Найдите среди них знакомую березку, пробудите в ребенке радость от встречи с ней. В лесу много разных деревьев. Можно пред­ложить ребенку выбрать среди деревьев то, которое больше все­го понравилось, и дать ему имя. Обратите внимание детей, что в лесу тихо и прохладно.

Большую радость у малыша вызывает рассматривание клум­бы с цветами и любование ими. Цветы - это настоящее чудо природы, они украшают нашу землю и всегда дарят людям ра­дость. Очень важно вызвать у детей желание любоваться красивыми цветами. Пусть ребенок выберет один-два цветочка, кото­рые особенно понравятся ему. Назовите их, спросите, какого они цвета, большие или маленькие, сколько их (один или много), понюхайте цветочки. Приучайте детей беречь цветы, не рвать их.

На летних прогулках в саду дети узнают, где растут яблоки, вишня, как их много на деревьях, рассматривают плоды, срав­нивают их по величине, цвету, форме, вкусу.

На каждой прогулке ребята видят много разных растений: деревья, кустарники, пестрые цветы на клумбах, разные травы. Объясните детям, что все эти растения придают нашему городу нарядный вид, очищают воздух от пыли, увлажняют его, прида­ют ему особый аромат, оздоровляют воздух. Вот почему так важно беречь, сохранять все растения, ухаживать за ними, са­жать новые.

Во время прогулок дети часто встречают разных насекомых, у них возникает желание поймать бабочку, стрекозу. Не следует разрешать детям это делать. В природе все меньше остается кра­сивых насекомых, поэтому просто полюбуйтесь вместе с вашим малышом летающими разноцветными бабочками, стрекозами, жуками. Можно осторожно поместить насекомое в банку с ве­точкой или цветком, внимательно рассмотреть, обратив внима­ние на то, как насекомое ест, передвигается, затем выпустить его на волю (вынуть из банки веточку с сидящей бабочкой и проследить, как она улетает).

В лесу малышу будет интересно наблюдать за муравьями, как они тащат еловые иголки - это они строят свой дом- муравейник. Не следует им мешать.

Где бы ни проводились прогулки летом, нужно привлечь внимание детей к жизни птиц, которых можно видеть везде: в воздухе, на земле, на деревьях. Продолжайте наблюдать не только за грачами, воробушками, но и покажите ласточек, как

они быстро и красиво летают, какие издают звуки, как садятся на деревья.

Знакомя детей с разными животными, можно давать зада­ния: на различение и запоминание животных («Кто пришел?», «Кого не стало?»); группировку животных в пары по признаку: взрослое животное - детеныш («Чей малыш?», «Помоги найти маму»); вычленение характерных для животного повадок («Кто что ест?», «Кто клюет, а кто лакает?», «Кто как кричит?»).

Таким образом дети постепенно учатся понимать природу. Все растения и животные становятся их добрыми знакомыми, с которыми можно поговорить: «Здравствуй! Как поживаешь? Я твой друг!».

Обогатить ребенка яркими впечатлениями от разнообразия, красоты природных явлений, научить всматриваться, любовать­ся и восхищаться, проявлять пытливость и наблюдательность, беречь и заботиться об окружающей природе - нашем доме - вот благородная задача взрослых.

С первых шагов ребенка каждым своим действием заклады­вайте в его сознание понимание того, что духовная и физическая жизнь человека неразрывно связана с природой.














Используемая литература:

Воспитание гармоничного отношения к природе :Игры-занятия с детьми 2-3 лет. Автор-составитель Н.М. Бачерова. - Волгоград: Учитель,2012. - 126 с.


© 2010-2022