Православный детский сад - социальный заказ в образовании

     ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД - СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ В ОБРАЗОВАНИИ Царёва Т.Ю., старший воспитатель ЧДОУ «Православный детский сад» г. Электросталь      …пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него… Евангелие от Марка, 10 глава, 14-15 стихи.                            Сейчас, в 10-х  годах 21 века возникла острая необходимость воспитывать детей в православной вере. Наш правосл...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД - СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ В ОБРАЗОВАНИИ

Царёва Т.Ю., старший воспитатель

ЧДОУ «Православный детский сад» г. Электросталь

…пустите детей приходить ко Мне и не препятствуйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдёт в него…

Евангелие от Марка, 10 глава, 14-15 стихи.

Сейчас, в 10-х годах 21 века возникла острая необходимость воспитывать детей в православной вере. Наш православный детский сад - частное дошкольное образовательное учреждение. Создан на основании решения Приходского собрания Местной религиозной организации православного прихода Вознесенского храма г. Электросталь Московской области Московской епархии Русской Православной Церкви.

Современные родители - это поколение, родившееся в 80-е годы XX-века. Это время - начало разрушения огромной страны: менялось поколение политиков, менялся менталитет советского народа, стало возвращаться осознание того, что нужна помощь откуда-то сверху, не зависимо от власти, желания и мощи человека. Для нас, верующих людей это объясняется просто - в обществе сформировались (возникли) все условия (предпосылки) для осознания Божьего вмешательства (Божьего руководства, Божьего управления) в жизни людей.

Вся страна была полностью политизирована: детских садах воспитывали любовь и уважение к вождям советской власти, в начальной школе учеников принимали в октябрята, в средней - в пионеры, в старших классах - в комсомол. Юные молодые граждане страны понимали, что жить в обществе и достигнуть карьерного роста будет легче, если ты член коммунистической партии. Социальные гарантии и видимое благополучие в обществе начали разрушать институт семьи. Молодые мужчины не задумывались о последствиях «свободных отношений». Женщины стали эмансипированы - социальные гарантии позволяли воспитывать детей в неполной семье.

Но в русской душе всегда жила вера православная. Наши бабушки крестили внуков тайно, учили нас креститься и водили в церковь, не объясняя зачем, учили нас молитвам со словами: «Будет полегче жить…»

В 91-ом страну сломали. Взрослые не знали как жить дальше. Единственная цель - выжить: получить зарплату, накормить семью, купить одежду. Многие начали задумываться: «За что это нам?» А дети в это время росли и впитывали весь негатив общества: разврат, бандитизм, наркотики - вседозволенность.

В этих сложных условиях выросли наши нынешние (современные) родители.

В нашем детском саду одна разновозрастная группа - как большая многодетная семья. Дети от 3 до 7 лет. Смотришь на деток и понимаешь, для чего нам были посланы сложные восьмидесятые и страшные девяностые годы: для возрождения веры православной в семьях российских.

Очень радостно слышать от родителей: «Мы хотим именно в ваш православный детский сад». Ощущение большой ответственности за воспитание детей перед обществом возникает после этих слов, груз ответственности, «А правильно ли мы делаем, так ли мы воспитываем, доходчиво ли объясняем, поймут ли нас родители?». И самый спорный вопрос в начале обучения «Основам православной веры»: с чего начать?

Практически все современные программы по «Основам православной культуры» говорят, что начинаем воспитание детей с 5-6 лет, обуславливая это возрастными особенностями детей. А как же быть с малышами?

Наш детский сад принимает детей с 3-х лет - вторая младшая группа. Наблюдая за малышами, отмечаешь, что многие из них с удовольствием заходят в храм, слушают звон колоколов, ставят свечи на подсвечниках. После первых занятий дети определяют на иконах Богородицу и Спасителя, выделяют священника в миру, внимательнее и с заботой относятся друг к другу: помогают тем кто младше или вновь пришёл в детский сад.

Да, у нас ещё очень слабо развита моторика: мы путаемся в пальчиках для наложения крестного знамения и неверно складываем руки для благословения…

Реализация программы православного воспитания в нашем саду начинается с режимного момента «Утренняя молитва». Каждый раз проводим вступительную, разъяснительную беседу из 2-3 предложений: «Что такое молитва?», «Зачем читаем молитву?», «Кто помогает общаться с Богом?» Молитвы читаем и в течение дня: перед едой, после еды; перед занятием, после занятия.

Детский сад назван в честь праведного Симеона Богоприимца. Дети знают житие Симеона, историю праздника Сретение Господне. Поют тропарь Симеону Богоприимцу каждый день на утренней молитве.

В план организованной образовательной деятельности ввели НОД «Основы православной веры». Занятия проводятся 2 раза в неделю.

Программой «Основы православной веры» мы вводим детей в православный литургический год в рамках главных православных праздников. И тематическое планирование строим с учётом главных православных праздников.

Цель программы воспитания: заложить в действиях и поступках детей понятия хорошо - добро, плохо - зло, послушание, любовь и через эти понятия наше отношение друг к другу. Формирование любви. Наполни жизнь любовью, как состоянием радости. Радость - это благодать.

Задачи программы реализуются в следующих разделах:

1. Ребенок и его окружение. Православная этика.

С детьми уточняются понятия о близких (отец, мать, братья, сестры, другие родственники). Отношение ребёнка к воспитателям. Даются представления о непосредственном окружении (дом, двор, улица, город, страна), прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками (требования православной церкви к поведению ребёнка).

2. Бог - Творец мира.

Воспитатель помогает ребенку почувствовать ощущение постоянного присутствия Бога, что создается всей обстановкой в детском саду и дома. Детям преподносятся короткие рассказы на духовные темы.

3. Молитва - общение с Богом.

Дети заучивают доступные и понятные молитвы: "Господи, помилуй!", "Господи, благослови!", "Слава Тебе, Господи!", учатся совершать крестное знамение.

4. Церковь - дом Божий.

Дети посещают Церковь вместе с родителями, а также во время специальных служб для православной гимназии и детского сада. Посещения храма должны быть непродолжительными и неутомительными.

5. Первые представления о Священной Истории.

Детей знакомят с простыми и доступными их пониманию библейскими рассказами.

6. Знакомство с Божьими Заповедями.

Изучение Божьих Заповедей для детей 3 - 5 лет еще недоступно. Основные их положения преподносятся детям в процессе повседневного воспитания (любовь к ближнему, жалость к слабому, неприятие зла).

7. Новый Завет - жизнь Иисуса Христа.

Детям преподносятся краткие сведения из Нового Завета, показываются изображения Иисуса Христа, Божией Матери и др.

8. Главные православные праздники.

Для детей отмечаются такие праздники как Рождество Христово и Пасха, с участием священнослужителей. Продолжительность праздника должна быть не более 30 минут. Заканчивается праздник трапезой с приглашением родителей и родственников.

9. Жития святых.

С житиями святых детей знакомят в форме кратких рассказов и показа соответствующих рисунков, слайдов и пр.

10. Дни ангела детей.

День Ангела - праздник индивидуальный для каждого ребенка. Его поздравляют не только члены семьи, но и воспитатели и дети группы, дарят подарки, проводят совместную трапезу.

Быть воспитателем и педагогом православного детского сада - непросто. Прежде всего, это глубоко верующие, воцерковленные люди, всегда справедливые, должны любить детей и уметь приобрести их взаимную любовь, поскольку религиозные чувства развиваются благодаря любви и вере.

© 2010-2022