Доклад на тему «Системно - деятельностный подход как

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся. Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Ковалева Н.А.

учитель математики

Системно - деятельностный подход как

методологическая основа стандартов второго поколения

В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование универсальных учебных действий, на развитие самостоятельности учебных действий. Потому что наиболее актуальными и востребованными в общественной жизни оказываются компетентность в решении проблем (задач), коммуникативная компетентность и информационная компетентность. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.

Под ключевыми компетентностями применительно к школьному образованию понимается способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем.

Информационная компетентность - это готовность учащихся самостоятельно работать с информацией различных источников, искать, анализировать и отбирать необходимую информацию.

Коммуникативная компетентность - это навыки работы в парах, в группах различного состава, умение представлять себя и вести дискуссии; излагать письменно свою мысль с соблюдением норм оформления текста; публичные выступления.

Компетентность разрешения проблемы - целеполагание и планирование деятельности, действия по решению проблемы; оценка результата/продукта деятельности.

Формированию этих ключевых компетентностей способствует системно - деятельностный подход. Процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом. Внедрение системного подхода в учебные действия школьников преобразует его в системно-деятельностный.

Системно-деятельностный подход предполагает: ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.

В нем следует выделить пять основных компонентов - учебно-познавательные мотивы, т. е. осознание «для чего мне необходимо изучить этот объект», действие целеполагания («что я должен сделать…»: выбор средств и методов, планирование решения («как и в какой последовательности я должен решить задачу»), решение задач и рефлексивно-оценочные действия («все и правильно ли я сделал, что еще необходимо сделать, чтобы достигнуть цели»)

Собственная учебная деятельность школьников, важная составляющая системно-деятельностного подхода, реализуется как личностно-деятельностный подход в обучении. Его можно выразить формулой «деятельность - личность», т. е. «какова деятельность, такова и личность» и «вне деятельности нет личности». Учебная деятельности становится источником внутреннего развития школьника, формирования его творческих способностей и личностных качеств.

ФГОС ориентирован на достижение цели основного результата образования - развитие на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию. Основной результат - развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий.

Системно-деятельностный подход предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения демократического гражданского общества на основе диалога культур. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.

Системно- деятельностный подход обеспечивает:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества;

  • разработку содержания и технологий образования, определяющих пути и способы личностного и познавательного развития обучающихся;

  • развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий познания и освоения мира;

  • признание решающей роли способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

  • учет роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей и путей образования и воспитания;

  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья);

  • обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

Стандарт разрабатывается в русле системно-деятельностного подхода, где соотношение теоретической и практической долей содержания новых стандартов будет в пользу практической составляющей, без ущерба для фундаментального знания.

Технологию системно - деятельностного метода можно использовать на уроках:

  • открытия нового знания;

  • рефлексии;

  • повторения системы знаний;

  • развивающего контроля.

Этапы технологии деятельностного метода при организации учебной деятельности на уроке

  • Самоопределение к деятельности (организационный момент)

  • Актуализация знаний и затруднение в деятельности.

  • Выявление места и причины затруднения.

  • Построение проекта выхода из затруднения.

  • Реализация построенного проекта.

  • Первичное закрепление во внешней речи.

  • Самостоятельная работа с самопроверкой в классе.

  • Включение в систему знаний и повторение.

  • Рефлексия учебной деятельности (итог).

Основные цели на каждом из представленных этапов технологии деятельностного метода.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этот этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

Цель: мотивирование учащихся к учебной деятельности.

Организация этапа:

1) актуализируются требования к ученику со стороны учебной деятельности («надо»);

2) создаются условия для возникновения у школьника внутренней потребности

включения в учебную деятельность («хочу»);

3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия.

Цель: Подготовить мышление учащихся к последующим шагам учебной деятельности и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий

2) тренировку соответствующих мыслительных операций.

В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения

1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение

2) выявление причины затруднения- каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

Цель:

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе подвести их к выявлению места и причины затруднения.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Цель: построить проект выхода из затруднения.

Организация этапа.

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме:

  • ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения);согласовывают тему урока;

  • выбирают способ (дополнение или уточнение);

  • строят план достижения цели;

  • определяют средства - алгоритмы, модели, учебник и т.д.

5.Реализация построенного проекта.

Цель:

  • реализовать построенный проект в соответствии с планом;

  • зафиксировать новый способ действия в речи (с помощью эталона);

  • организовать решение исходного задания, данного для пробного действия;

  • уточнить общий характер нового знания;

  • зафиксировать преодоление затруднения.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель:

организовать усвоение детьми нового знания при решении типовых задач с проговариванием во внешней речи.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель:

  • организовать самопроверку детьми на основе сопоставления с эталоном своего

умения применять новое знание в типовых ситуациях;

  • организовать рефлексию усвоения нового способа по результатам выполнения

самостоятельной работы (особое внимание принципам минимакса и психологической

комфортности).

8.Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

  • выявить границы применимости нового знания и научить использовать его в системе

изученных ранее знаний;

  • повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной

непрерывности.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Цель:

  • зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

  • провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения

требований, известных учащимся;

  • оценить собственную деятельность на уроке;

  • зафиксировать неразрешенные затруднения как направления будущей учебной

деятельности;

  • обсудить и записать домашнее задание.

Как же построить урок, чтобы реализовать требования Стандартов второго поколения?

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока.

1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.

2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)

3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.

4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.

5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.

6. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся).

7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.

8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.

9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.

10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.

11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель - ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.

Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача - задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или не совпадать.
Учебная деятельность - управляемый учебный процесс.
Учебное действие - действие по созданию образа.
Образ - слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие - я умею! У меня получится!
Эмоционально - ценностная оценка - Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)

Вместо простой передачи ЗУН от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря, умение учиться.

Разбиение учебного процесса на уроки разных типов в соответствии с ведущими целями не должно разрушать его непрерывности, а значит, необходимо обеспечить инвариантность технологии обучения. Поэтому при построении технологии организации уроков разных типов должен сохраняться деятельностный метод обучения и обеспечиваться соответствующая ему система дидактических принципов как основа для построения структуры и условий взаимодействия между учителем и учеником.

Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока, вне зависимости от того, какой типологии мы придерживаемся.

Итак, системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие.
Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности, указывает и помогает отследить ценностные ориентиры, которые встраиваются в новое поколение стандартов российского образования.

© 2010-2022