Рабочая программа по естествознанию НПО

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) по подготовке квалифицированных рабочих   и  «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реа...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Программа учебной дисциплины разработана на основе Федеральных государственных образовательных стандартов (далее - ФГОС) по подготовке квалифицированных рабочих и «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Минобрнауки России от 29.05.2007 г. № 03-1180) с учетом профиля получаемого профессионального образования и примерной программы учебной дисциплины «Естествознание», предназначенной для изучения «Естествознания» в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г.

Организация-разработчик: Государственное автономное образовательное учреждение Республики Хакасия среднего профессионального образования «Аграрный техникум» (ГАОУ РХ СПО «Аграрный техникум»)

Разработчик: Кривец Г.С., преподаватель ГАОУ РХ СПО «Аграрный техникум».

Рабочая программа рассмотрена на заседании предметной цикловой комиссии

Протокол № ________ «______»_____________20___г. Подпись_________

Рабочая программа рассмотрена и продлена на заседании предметной цикловой комиссии

До ______ Протокол № _____ «_____» ____________20___г. Подпись_____________

До______ Протокол № _____ «_____» ____________20___г. Подпись_____________

















Содержание



1

Пояснительная записка к программе учебной дисциплины 1.1 Область применения рабочей программы 1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы 1.3 Цели и задачи учебной дисциплины 1.4 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины

3

2

Структура и содержание учебной дисциплины 2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины

6

3

Условия реализации учебной дисциплины 3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 3.2 Информационное обеспечение обучения

14

4.

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

15

5

Технологии формирования ОК

6

Лист изменений и дополнений, внесенных в рабочую программу
























  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ»


1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины география является частью образовательной программы подготовки квалифицированных рабочих по профессии: 100701.01 Продавец, контролер-кассир. Составлена на основе примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень).

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл, формирует общие компетенции, включающие в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно - коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

1.3. Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины.

Дисциплина направлена на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о современной естественно - научной картины мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на развитие техники и технологий;

  • овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, восприятия информации естественно - научного и специального (профессионально значимого) содержания, получаемой из СМИ, ресурсов Интернета, специальной и естественно - популярной литературы;

  • развитие интеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественно - научной информации;

  • воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации и повышения качества жизни;

  • применение естественно - научных знаний в профессиональной деятельности и повседневной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности; грамотного использования современных технологий; охраны здоровья, окружающей среды;

В результате изучения учебной дисциплины «Естествознание» обучающийся должен:

знать/понимать

  • смысл понятий: естественно-научный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;

  • вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира;



уметь

  1. приводить примеры экспериментов и(или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;

  2. объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;

  3. выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;

  4. работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;

  • энергосбережения;

  • безопасного использования материалов и химических веществ в быту;

  • профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;

  • осознанных личных действий по охране окружающей среды.


1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины «Естествознание» (Физика):

максимальной учебной нагрузки обучающегося 312 часов:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 194 часа;

самостоятельной работы 118 часов

1 курс 124/70

2 курс 70/48

Рабочая программа составлена к учебникам:

  • Естествознание: 10-11 кл. : учеб. Для общеобразовательных учреждений: базовый уровень.

И.Ю. Алексашина, А.В. Ляпцев, М.А. Шаталов, «Просвещение». - М.: 2008

Промежуточный контроль в соответствии с учебным планом предусматривает контрольный тест в 1 полугодии и контрольный тест во 2 полугодии











2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной дисциплины

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

312

Обязательная аудиторная нагрузка (всего)

194

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

В том числе:


Самостоятельная внеаудиторная работа

118

Итоговая аттестация в форме (тестовой работы)
































2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины естествознание, 2 курс

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень усвоения

Раздел I Естествознание в мире современных технологий

Тема 1

Геометрическая оптика.

Лабораторное занятие.

Тема 2

Приборы, использующие волновые свойства света.

Тема 3

Определение длины волн с помощью дифракционной решетки.

Лабораторное занятие.

Тема 4

Стереоизображение и голография.

Тема 5

Приборы, использующие корпускулярные свойства света.

Тема 6

Принцип работы лазера.

Тема 7

Вред и польза от ядерных технологий.

Тема 8

Принцип действия ядерных реакторов.

Тема 9

Проблема управляемого термоядерного синтеза и энергетика будущего.

Практическая работа.

Тема 10

Информация и электрические сигналы.

Тема 11

Базовые элементы компьютера.

Тема 12

Человек - компьютер, обмен информацией.

Тема 13

Полимеры: природные и синтетические.

Практическая работа

Тема 14

Биотехнология и прогресс человечества.

Раздел II

Естественные науки и здоровье человека.

Тема 15

Человек - уникальная живая система.

Тема 16

Факторы здоровья человека.

Тема 17

Адаптация организма человека к факторам среды.

Тема 18

Мышечная деятельность.

Тема 19

Биохимические основы.

Тема 20

Проблемы сохранения здоровья человека.

Тема 21

Биохимические основы рационального питания.

Тема 22

Витамины-биологические активные вещества.

Тема 23

Лекарственные вещества.

Тема 24

Защитные механизмы организма человека.

Тема 25

Паразиты и паразитарные болезни.

Тема 26

Закономерности наследственности.

Тема 27

Наследственные болезни.

Раздел III

Естественные науки и глобальные проблемы человечества.

Тема 28

Глобальные проблемы современности.

Тема 29

Экологическая проблема.

Тема 30

Нарушения глобальных круговоротов в биосфере.

Тема 31

Глобальные изменения климата и их последствия.

Тема 32

Причины экологических катастроф.

Тема 33

Ответственность человека за состояние биосферы.

Тема 34

Биосфера и ноосфера.

Тема 35

Проблемы устойчивого развития общества и биосферы.









Геометрическая оптика, фокусное расстояние линзы. Объектив. ПЗС-матрица. Проектор. Аккомодация. Окуляр

Дифракционная решетка. Естественно поляризованный свет. Поляризатор. Полное внутренне отражение. Оптический световод. Оптическое волокно.

Интервенция света и дифракционная решетка. Приборы, использующие волновые свойства света. Опыт Юнга



Бинокулярное зрение. Стереоэффект. Голография. Голограмма. Трехцветная теория зрения. Основные цвета. Дополнительные цвета.

Вакуумный фотоэлемент. Внутренний фотоэлемент. Фотосопротивление. Солнечные фотопреобразователи. Фоточувствительные приборы с зарядовой связью. Спонтанное излучение. Лазер. Инверсная заселенность. Накачка.



Свет - электромагнитная волна. Оптический резонатор. Оптическая накачка. Химические лазеры. Полупроводниковые лазеры.

Меченые атомы. Радиоактивный анализ. Критическая масса. История создания ядерного оружия. Ядерный реактор.

Обогащение урана. Реакторы на медленных нейтронах. Реакторы на быстрых нейронах. Активная зона реактора. Регулирующие стержни.



Дейтерий. Тритий. Магнитные ловушки.



Аналоговый сигнал. Цифровой сигнал. Датчики. Усилители. Аналого-цифровые преобразователи. Цифроаналоговые преобразователи.

Микросхема-память. Микросхема-процессор. Ячейка памяти. Логическое устройство. Логический элемент. Генератор тактовых импульсов.



Электродинамические микрофоны. Электродинамические громкоговорители.

Электродинамические телефоны. Электронный луч. Люминофор. Жидкокристаллическая ячейка. Струйный принтер. Лазерный принтер.

Полимеры. Мономеры. Синтетический каучук. Изопреновый каучук. Полиэтилен. Тефлон. Полистирол. Поливинилхлорид. Фенопласты. Текстолит. Волокнит. Стеклопласт. Карбонит.

Биотехнология. Гетерозис. Рекомбинантные (ДНК, животные, растения). Генная инженерия. Клеточная инженерия. Клонирование.



Организм человека. Отличительные черты человека. Речь. Прямохождение. Духовность.



Экология. Генетика. Иммунология. Вирусы. Бактерии.Адаптация. Гомеостаз. Резервы здоровья.

Экология. Генетика. Иммунология. Вирусы. Бактерии.Адаптация. Гомеостаз. Резервы здоровья.

Ресинтез, АТФ. Актомиозин. Мышечное волокно. Энергетическое обеспечение работающих мышц.

Суперкомпенсация. Специфичность адаптации. Тренированость.

Алкоголизм в жизни человека и общества. Курение в жизни человека и общества. Наркомания.

Обмен веществ. Гликолиз. Аэробное окисление. Белки, жиры, углеводы. Качественные реакции на ионы.

Витамины. Антивитамины. Авитаминоз. Гипервитаминоз. Гиповитаминоз. Водорастворимые витамины. Жирорастворимые витамины.

Лекарства. Биологически активные вещества. Обмен веществ. Культура потребления лекарственных препаратов для сохранения здоровья и в лечебных целях.

Врожденный и приобретенный иммунитет. Антигены. Антитела (иммуноглобулины). Тимус. Красный костный мозг. Т- и В-лимфоциты. Иммунный ответ. Лечебная сыворотка. Вакцина. Аллергия.

Симбиоз. Комменсализм. Паразитизм. Мутуализм. Паразитические протисты и черви. Широкий лентец. Аскарида. Острица. Трихомонада. Амебная дизентерия. Трихомоноз. Малярия. Описторхоз. Энцефалит.

Доминантный и рецессивный признаки. Скрещивание. Гибриды. Законы Менделя. Генотип. Фенотип. Аллельные гены. Сцепленное наследование. Группы сцепления. Хромосомная теория наследственности.

Генные болезни и специфика их наследования. Хромосомные болезни и причины их возникновения. Лечение наследственных болезней. Планирование семьи.



Глобальные проблемы. Условия, необходимые для решения глобальных проблем современности.

Экология. Экосистема. Экологическая проблема. Экологический кризис. Экологическая катастрофа. Экологическое образование и просвещение.

Организованность биосферы. Биохимические процессы. Фотосинтез. Хемосинтез.

Климат. Ледники. Вечная мерзлота. Электромагнитный спектр. Инфракрасное излучение. Солнечная система. Мировой океан. Углекислый газ. Парниковый эффект. Парниковый эффект. Киотский протокол.

Экологическая катастрофа на Белом море в 1990 году. Гипотезы объясняющие экологические катастрофы.

Этика. Нравственность. Ответственность.



Ноосфера. Нравственный императив



Устойчивое развитие. Коэволюция. Биосфера в эпоху глобальных проблем.










28

2

2

2



2

2

2

2

2



2

2

2

2

2

2

26

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

2

16

2

2

2

2

2

2

2

2



2

2

1,2



2

1,2

1,2

2

1,2



1,2

2

2

1,2

2

2



1,2

2

1,2

2

2

1,2

2

1,2

2

2

2

1,2

2



1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

1,2

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебных кабинетов «Физики», «Химии», «Биологии».

Оборудование учебных кабинетов: посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя.

Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением; экран, проектор, телевизор, DVD, микроскопы и набор стекол микропрепаратов.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. 7-е изд. - М.: Дрофа, 2011. - 191с.

  2. Каменский А.А. Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. 2002 г.

  3. Рохлов В.С., Трофимов С.Б. Человек и его здоровье 8 кл. - М. 2005г.

Дополнительные источники:

  1. Беляев Д.К., Дымшиц Г.М. Общая биология. Учеб. для 10-11 кл

  2. Величковский Б.Т., Кирпичев В.И., Суравегина И.Т. Учебн, пособие М.

  3. Новая школа. 2000г.

  4. Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова - М., 2006.

  5. Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. - М., 2007.

  6. Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Профильный уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений / О.С. Габриелян, Ф.Н. Маскаев, С.Ю. Пономарев, В.И. Теренин. - М., 2005.

  7. Зверев И.Д. Человек . Организм и здоровье 8-9 кл. М 2000 г.

  8. Касьнов В.А. Физика. 10 кл.: Учебн. для общеобразоват. учреждений, - 5-е изд. дораб.- М.: Дрофа, - 2003. - 416 с.

  9. Касьянов В.А. Физика 11 кл. Учебн. для общеобразоват. учреждений. - 3- изд., дораб.М.: Дрофа, 2003. - 416 с.

  10. Физика. Энциклопедия/под ред. И.В. Прохорова. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 944 с.



4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.



Результаты обучения
(усвоенные умения, знания)

Коды формируемых общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

знать/понимать

смысл понятий: естественно-научный метод познания, электромагнитное поле, электромагнитные волны, квант, эволюция Вселенной, большой взрыв, Солнечная система, галактика, периодический закон, химическая связь, химическая реакция, макромолекула, белок, катализатор, фермент, клетка, дифференциация клеток, ДНК, вирус, биологическая эволюция, биоразнообразие, организм, популяция, экосистема, биосфера, энтропия, самоорганизация;

ОК 5

Контрольная работа

вклад великих ученых в формирование современной естественно-научной картины мира;

ОК 1

Доклад

уметь



приводить примеры экспериментов и (или) наблюдений, обосновывающих: атомно-молекулярное строение вещества, существование электромагнитного поля и взаимосвязь электрического и магнитного полей, волновые и корпускулярные свойства света, необратимость тепловых процессов, разбегание галактик, зависимость свойств вещества от структуры молекул, зависимость скорости химической реакции от температуры и катализаторов, клеточное строение живых организмов, роль ДНК как носителя наследственной информации, эволюцию живой природы, превращения энергии и вероятностный характер процессов в живой и неживой природе, взаимосвязь компонентов экосистемы, влияние деятельности человека на экосистемы;

ОК 4, ОК 8

Самостоятельная работа с учебником

объяснять прикладное значение важнейших достижений в области естественных наук для: развития энергетики, транспорта и средств связи, получения синтетических материалов с заданными свойствами, создания биотехнологий, лечения инфекционных заболеваний, охраны окружающей среды;

ОК 3

Тестирование

выдвигать гипотезы и предлагать пути их проверки, делать выводы на основе экспериментальных данных, представленных в виде графика, таблицы или диаграммы;

ОК 8

Ответы на вопросы

работать с естественно-научной информацией, содержащейся в сообщениях СМИ, интернет-ресурсах, научно-популярной литературе: владеть методами поиска, выделять смысловую основу и оценивать достоверность информации;

ОК 4

Сообщения и доклады

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

ОК 7, ОК 9

Составление вопросов

оценки влияния на организм человека электромагнитных волн и радиоактивных излучений;



энергосбережения;



безопасного использования материалов и химических веществ в быту;



профилактики инфекционных заболеваний, никотиновой, алкогольной и наркотической зависимостей;

осознанных личных действий по охране окружающей среды.











© 2010-2022