Эссе Основные составляющие профессиональной культуры современного педагога

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ЭССЕ

на тему:

«Каковы основные составляющие профессиональной культуры современного педагога?».






























Профессиональная культура педагога - это интегрированное понятие, важнейшая часть общей культуры преподавателя, проявляющаяся в системе его личных и профессиональных качеств, а также специфике его профессиональной деятельности. Профессиональное становление педагога в психолого-педагогической науке в профессионально-личностном аспекте рассматривается как становление личностных, личностно-деловых качеств, профессиональных компетентностей и профессионализма.

Профессиональное становление можно рассматривать как развитие интеллектуальной (профессиональные знания и способы деятельности), эмоциональной (эмоциональное состояние), действенно-волевой (практическая готовность, волевая саморегуляция), духовно-нравственной (мотивы, потребности, ценностные ориентации, рефлексивная культура) сфер личности педагога.

Эффективность общения педагога с детьми во многом определяется совокупностью его личностных качеств. Нравственные и профессиональные качества ориентированы в первую очередь на целевые функции управления ученическим коллективом, неоднородным по своему составу. Высокий уровень развития данных качеств делает педагога психологически привлекательным, близким и понятным воспитанникам, укрепляет его позиции в системе межличностных отношений и создаёт условия для того, чтобы педагог воспринимался учащимися не как администратор, а как лидер.

В профессиональной сфере необходимыми являются такие качества: общая культура; гуманистическая ориентация личности и деятельности; способность к системному видению проблем школы, педагогических явлений и процессов, к творческому принятию решений; владение современными педагогическими и управленческими технологиями, культура коммуникаций; креативность мышления и деятельности в профессиональной сфере, наличие рефлексивной культуры. В последнее время актуализировался вопрос подготовки педагога к инновационной деятельности, т.к. развитие творческого потенциала личности учителя - основное условие обеспечения готовности педагога к работе в изменяющихся условиях, и как следствие повышения качества учебно-воспитательной работы современной школы.

Какими же знаниями, умениями и навыками должен обладать современный учитель?

Во-первых, он должен знать и любить свой предмет. Обязательно любить, потому что именно тогда и ученики, переняв его увлеченность, будут знать и любить этот предмет.

Во-вторых, педагог должен научить школьников использовать полученные знания, а также свои качества для того, чтобы самостоятельно мыслить, решать проблемы, находить ответы на волнующие вопросы, таким образом обеспечить их личностный рост. Особое значение в профессиональном становлении учителя играет процесс его профессионально-личностного саморазвития.

Грамотный специалист непрерывно повышает свою квалификацию, изучает научно-методическую литературу, передовой опыт своих коллег, педагогические инновации, применяет полученные сведения в своей практике. В современных условиях неотъемлемой частью профессионального роста является овладение компьютерными технологиями, работа с Интернет-ресурсами, активное участие в научно-практических семинарах, конференциях.

Должен ли современный учитель быть психологом? Безусловно! Знание психологических особенностей каждой возрастной группы поможет найти индивидуальный подход к ученикам, избежать конфликтных ситуаций. Любовь к ребенку, уважение его взглядов, интересов - залог успеха. Да и в работе с родителями учитель - это, прежде всего, союзник, помощник, друг.

Педагог - личность публичная, окруженная повышенным вниманием, поэтому имидж играет немаловажное значение. Характер, привычки, манеры и даже внешний вид способны либо расположить к себе людей, либо оттолкнуть их. Учитель не имеет права быть грубым, неопрятным, неаккуратным, невежливым, невежественным, косноязычным.

Главная составляющая понятия «культура» - это речь человека. «Заговори, чтоб я тебя увидел», - считали древние. От того, насколько учитель владеет своим голосом, насколько развита его речь, зависит успех урока. Грамотную, красивую, яркую, эмоциональную, правильную речь хочется слушать, наслаждаться ею, вникать, запоминать сказанное.

Учитель, как и любой уважающий себя гражданин, должен знать историю своей страны, ведь без прошлого нет и будущего. Эти знания вместе с любовью к Родине нужно передать ученикам, а они воспримут это только в том случае, если увидят искренность. Патриотическое воспитание - одно из приоритетных направлений учебно-воспитательной работы в школе. В настоящее время вопрос этот, как никогда, стоит очень остро.

Еще одна составляющая профессионализма учителя - это использование здоровьесберегающих технологий. Сохранение и укрепление здоровья учащихся - первоочередная задача учебного заведения. Работа учителя заключается не только в том, чтобы провести ряд лекций на тему: «Мое здоровье в моих руках»; «Я и моё здоровье», « Вредные привычки », «Береги здоровье смолоду»; привлечь ребят к участию в спортивных соревнованиях; организовать туристический поход или акцию здоровья; но и собственным примером (занятие спортом, отказ от вредных привычек и т. д.) доказать всю важность здорового образа жизни.

Не следует забывать, что профессионализм учителя включает в себя и ряд его личностных качеств. Действительно, моральные, нравственные аспекты общения учителя с учащимися имеют колоссальное значение в учебно-воспитательной работе. Истинный педагог должен быть немножко актером, немножко художником, немножко музыкантом, режиссером. С ним должно быть интересно!

Мне, учителю истории, внеклассная работа помогает решать ряд важных задач:

- воспитание коммуникативной культуры школьников,

- формирование творческой, познавательной самостоятельности,

- выявление и поддержание одаренности у детей,

- развитие и совершенствование психологических качеств личности ребенка (любознательность, инициативность, трудолюбие, воля, настойчивость, самостоятельность в приобретении знаний). С учащимися я провожу индивидуальные внеклассные занятия. Я не только сама консультирую учащихся, но и организовываю контакты с научными учреждениями, высшими учебными заведениями и учеными, которые могли бы помочь моим ученикам провести исследование и подготовить его к защите. Помогаю учащимся в подборе нужной литературы по темам исследований. Провожу индивидуальные занятия при подготовке к олимпиаде, исторических вечеров и конференций.

И наконец, еще одна важная, на мой взгляд, составляющая - это способность быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, не переносить школьные проблемы домой, а домашние - в школу, и во время заканчивать рабочий день, чтобы дома побыть просто мамой для своей дочери.

Образование должно ориентироваться на будущее. А будущее требует от человека умения работать с большими потоками информации. При увеличении объемов информации в современном обществе особенно актуальными становятся умения, связанные с восприятием, обработкой и переработкой информации. Я стараюсь дать ученику широкий выбор информации и способы работы с ней.

Обязательно использую ИКТ на уроках истории, что позволяет мне интенсифицировать деятельность учителя и школьника, повысить качество обучения предмету; выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых исторических явлений и процессов

Сегодня среднее образование особенно нуждается в учителе - духовном наставнике, ему нужен образованный специалист, творчески реализующий новые технологии обучения, стабильно добивающийся высоких результатов в своей профессиональной деятельности.

4

© 2010-2022