Федеральные государственные образовательные стандарты и проблемы их внедрения

В статье раскрываются проблемы, возникающие у педагогов в процессе внедрения федеральных государственных образовательных стандартов, анализируются изменения в деятельности учителей, работающих по ФГОС, элементы педагогического опыта, востребованных в современных условиях. Автор определяет критерии практической готовности учительства к реализации образовательных стандартов, показывает влияние стандартов на статус педагога, его отношений с обучающимися. В статье анализируются проблемы психиче...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Федеральные государственные образовательные стандарты и проблемы их внедрения.

В статье 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отмечается, что образование - единый процесс воспитания и образования, являющийся общественно значимым благом. Благо, согласно словарю С.И. Ожегова - добро, благополучие. Носителями этого добра являются лица, осуществляющие образовательную деятельность: юридические - образовательные организации и физические - педагогические работники.

В соответствии со ст. 11 ФЗ «Об образовании» в средней школе поэтапно вводятся Федеральные государственные образовательные стандарты нового ( второго ) поколения..Переход на новые образовательные стандарта является событием, определяющим в ближайшей перспективе главный вектор изменений в системе образования. Поэтому особое значение приобретает задача обеспечения профессиональной готовности учителей к успешной реализации ФГОС нового поколения в основной школы.

Главным субъектом, на который ложится ответственность за эффективное внедрение федеральных стандартов нового поколения, является учитель. Прежде, чем перестраивать всю систему образования, необходимо перестроить, или перенастроить сознание носителя знаний, умений, навыков и ключевых компетенций - учителя. Изменения ФГОС не могут не отразиться на личной профессиональной деятельности педагога. Это связано и с изменением образовательных программ, нормативной базы образовательных учреждений, с новой логикой построения учебников и новым построением содержания учебных предметов. Осложняется работа и огромным лексическим материалом, который учитель должен освоить, осознать, использовать в своей работе.

Критериями практической готовности учителя к реализации требований ФГОС можно считать:

- овладение способами проектирования и достижения учебно-профессиональных задач в условиях перехода на ФГОС;

- включение обучающихся в деятельность по организации открытия нового знания, организация учебного сотрудничества;

- владение способами организации внеурочной образовательной деятельности при помощи форм и методов, отличных от урочных форм организации учебной деятельности школьников;

- владение и использование средств и ресурсов информационно-образовательной среды школы;

- отслеживание и оценка уровня предметных результатов, выделяя компетентностный уровень;

- владение методами педагогической диагностики для выявления и оценки уровня метапредметных образовательных результатов;

- отказ от авторитарной позиции во взаимодействии с обучающимися;

- предоставление школьникам возможности проявления учебной инициативы;

-выстраивание урока, исходя из учебной ситуации, поощрение учебной самостоятельности школьников.

На какие элементы имеющегося опыта педагог может опереться при подготовке к занятиям в условиях ФГОС?

Это, прежде всего, достаточный уровень теоретико-методологической подготовки в организации проектной и исследовательской деятельности в рамках как аудиторной, так и внеаудиторной занятости обучающихся. Каждому педагогу необходимо владение информационными технологиями, умение работать с нормативной документацией, применение опыта разработки примерных и рабочих программ на основе требований ФГОС. Учитель должен иметь креативный тип мышления, активную социальную позицию.

Если сравнить традиционную деятельность учителя и деятельность учителя на уроке, то можно увидеть ряд отличий:

Предмет изменений

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Учитель пользуется жестко структурированным конспектом урока

Учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации

При подготовке к уроку учитель использует учебник и методические рекомендации, интернет-ресурсы.

Основные этапы урока

Объяснение и закрепление учебного материала. Большое количество времени занимает речь учителя

Самостоятельная деятельность обучающихся (более половины времени урока)

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить все, что запланировано

Организовать деятельность детей

по поиску и обработке

информации;

обобщению способов действия;

постановке учебной задачи.

Формулирование заданий для обучающихся (определение деятельности детей)

Формулировки: решите, спишите, сравните, найдите, выпишите, выполните и т. д.

Формулировки: проанализируйте, докажите (объясните), сравните, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте .

Форма урока

Преимущественно фронтальная

Преимущественно групповая и/или индивидуальная

Нестандартное ведение уроков

Урок ведут два педагога (совместно с учителями информатики, психологами и логопедами), урок проходит в присутствии родителей обучающихся

Взаимодействие с родителями обучающихся

Происходит в виде лекций, родители не включены в образовательный процесс

Информированность родителей обучающихся. Они имеют возможность участвовать в образовательном процессе. Общение учителя с родителями может осуществляться при помощи Интернета

Образовательная среда

Создается учителем. Выставки работ обучающихся

Создается обучающимися (дети изготавливают учебный материал, проводят презентации). Зонирование классов, холлов

Результаты обучения

Предметные результаты

Не только предметные результаты, но и личностные, метапредметные

Нет портфолио обучающегося

Создание портфолио

Основная оценка - оценка учителя

Ориентир на самооценку обучающегося, формирование адекватной самооценки

Важны положительные оценки учеников по итогам контрольных работ

Учет динамики результатов обучения детей относительно самих себя. Оценка промежуточных результатов обучения

В современных условиях складывается новый образ педагога. Это исследователь, консультант, руководитель проектов, чуткий, внимательный и восприимчивый к интересам школьников, открытый ко всему новому, творчески мыслящий человек. При таких требованиях учитель по-прежнему остаётся но полурабском положении. Профессиональный стандарт педагога до сих пор не разработан, существующий проект представляет набор красивых фраз, не подкреплённых правовой базой. Возникают проблемы, волнующие учителей, главными из которых являются: во-первых,

превращение принципа свободы в образовательно-воспитательном процессе во вседозволенность, незащищенность учителя перед администрацией, учащимися. Учителя сегодня волнует вопрос о снижении к нему уровня уважения, когда любой ученик практически безнаказанно может себе позволить нахамить и нагрубить ему. Во-вторых, возрастающая с каждым годом бумажная нагрузка на учителя: рабочие программы, планы, отчёты и т. д. Еще одной проблемой для учителя становится стремительное снижение успеваемости учащихся. Несмотря на то, что современные инновационные технологии дают большие возможности для обучения и самообразования, уровень знаний российского ученика падает. Доказательством этому становятся ежегодные результаты ЕГЭ по основным предметам - русскому языку, математике.
Большие проблемы появляются у учащихся, на первом месте среди них общее эмоциональное неблагополучие. Современные школьники имеют практически все, что захотят, однако в большинстве своем гораздо менее счастливы, чем мы в их возрасте. Виной тому кризис современной семьи. Огромное количество разводов, поиски родителями новых партнеров, замена живого общения с родителями современными игрушками, отсутствие должного внимания к личности ребенка. Как результат - неврозы, чувство одиночества, негативная самооценка.

Второй проблемой является информационная «каша» в голове школьника. Современные дети плавают в огромном количестве информации, льющейся на них с экранов телевизоров, мониторов компьютеров. Дети рано усваивают, что хранить в голове какую-либо информацию практически бесполезно, Как результат - снижение памяти, невозможность сосредоточиться на каком-то одном объекте.

Следующей проблемой является слабое здоровье учащихся. Школьник с раннего возраста страдает болезнями желудочно-кишечного тракта, их удельный вес увеличился вдвое (с 10,8 процента до 20,3 процента). В 4,5 раза увеличилась доля хронических болезней нервной системы (с 3,8 процента до 17,3 процента). По-прежнему третье место занимают болезни костно-мышечной системы. Причина столь глобальных изменений - изменение питания и отсутствие достаточных физических нагрузок.

По данным Министерства Здравоохранения РФ, распространенность патологии и заболеваемости среди детей в возрасте от 7 до 17 лет ежегодно увеличивается на четыре-пять процентов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10-11 лет - 3 диагноза, 16-17 лет - 3-4 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний. Здоровыми можно назвать всего лишь десять процентов от общего количества учеников, а остальные 90 процентов имеют проблемы и отклонения в физическом, психологическом, нервном развитии. Показатели, характеризующие физическую работоспособность и физическую подготовленность у современных подростков значительно (на 20-25 процентов) ниже, чем у их сверстников 80-90-х годов, вследствие чего от 50 до 75 процентов школьников - выпускников не могут выполнить спортивные нормативы.

Успешность реализации Федеральных государственных образовательных стандартов, их эффективность будет зависеть от учёта всех проблем участников образовательного процесса.

.



© 2010-2022