МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-ОПЫТНЫМ УЧАСТКАМ

"Центр развития дополнительного образования детей"приглашает принять участие в областном смотре-конкурсе на лучший пришкольный учебно-опытный участок Иркутской области Конкурс проводится с целью профориентации школьников, улучшения работы на пришкольных учебно-опытных участках, совершенствования организации трудового воспитания, дальнейшего развития юннатской, опытнической работы. Повышение роли УОУ в экономическом, экологическом, эстетическом обучении и воспитании учащихся. В смотре-конкурсе пр...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЧЕБНО-ОПЫТНЫМ УЧАСТКАМ

Положение об областном смотре-конкурсе на лучший пришкольный учебно-опытный участок Иркутской области

1. Общие положения

Цели и задачи.

Конкурс проводится с целью профориентации школьников, улучшения работы на пришкольных учебно-опытных участках, совершенствования организации трудового воспитания, дальнейшего развития юннатской, опытнической работы. Повышение роли УОУ в экономическом, экологическом, эстетическом обучении и воспитании учащихся.

2. Организация конкурса

2.1. Учредителем конкурса является: ГБУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей»

2.2. Организацию и проведение смотра-конкурса осуществляет отдел экологии и агробиологии . ГБУ ДО ИО «Центр развития дополнительного образования детей»

2.3. Конкурсные материалы предоставляются до20 сентября 2015 , по адресу: 664044, г. Иркутск, улица Лесная, д.122, отдел экологии и агробиологии.

3.Участники смотра-конкурса.

В смотре-конкурсе принимают участие: начальные общеобразовательные школы, основные общеобразовательные школы, средние полные общеобразовательные школы, школы-интернаты, детские дома, учреждения дополнительного образования.

4. Сроки и порядок проведения областного смотра-конкурса

4.1. Смотр-конкурс проводится один раз в два года и включает в себя два этапа:

  1. этап (очный) - объезд учебно-опытных участков оргкомитетом, ознакомление с рабочей документацией, предоставление конкурсных материалов (июнь - сентябрь);

  2. этап (заочный) - сентябрь.

4.1.1 Первый этап

Рабочая документация:

  • положение об учебно-опытном участке с учетом вида образовательного учреждения, экономических условий;

  • инструкция по технике безопасности при выполнении работ на учебно-опытном участке.

  • план работы на учебно-опытном участке в конкурсном году.

  • образовательные программы, реализуемые на учебно-опытном участке.

(Использование возможностей учебно-опытного участка в образовательной деятельности педагогов разных областей знаний, организация учебной практики, работа летнего лагеря, экскурсионная работа, опытническая и исследовательская деятельность с учащимися и др.).

  • структура и содержание учебно-опытного участка (разнообразие и вариативность), материально-техническое обеспечение, площадь в (га), экологическое состояние.

Конкурсные материалы

К рабочей документации прилагают:

  • практические результаты опытнической и исследовательской работы на учебно-опытном участке:

  • соответствие результатов опытов и исследований плану работы;

  • соблюдение агротехники выращивания, развития растений с учетом данных дневника наблюдений;

  • культура оформления учебно-опытного участка (чистота, наличие этикеток, четкость планировки, декоративно-эстетическое оформление);

  • презентация результатов работы (участие в выставках, конференциях, конкурсах, внедрение в местное с/х производство).

  • рациональное использование возможностей учебно-опытного участка. Использование выращенной продукции на учебно-опытном участке в учебных и хозяйственных целях (наглядные пособия, рассада и посадочный материал, лекарственное сырье и т.д.).

  • фотоматериалы иллюстрирующие работу на УОУ.

4.1.2. Второй этап Экспертная оценка поступивших материалов

п/п.

Показатели и критерии оценки

Пределы оценки

1.

Паспорт УОУ.

Год организации, размер УОУ, количество учащихся привлеченных к работе на УОУ, подробный план работы в конкурсном году, карта схема УОУ, технологическая карта выращивания с/х культур, план разведения животных в уголке живой природы, экологическое состояние УОУ, календарный план опытнической работы с растениями и животными

Состояние документации УОУ

(утверждённая руководителем и заверенная печатью учреждения)

- положение об УОУ с учётом типа образовательного учреждения, географических и экономических у условий; подробный план работы на УОУ в конкурсном году; - инструкция по технике безопасности при выполнении работ на УОУ; - отчёт о работе на УОУ за предыдущий период.

0-10 баллов

2.

Структура и содержание отделов УОУ:

- отделы УОУ, их вариативность и ассортимент растений; - экологическое состояние УОУ; - наличие внешних связей с НИИ, фермерскими хозяйствами, производственными объединениями и др.; - материально-техническое обеспечение УОУ; - культура оформления УОУ (чистота, наличие этикеток, декоративность и эстетика).

0-10 баллов

Материально- техническое обеспечение

Земельная площадь УОУ, структура отделов, их наименование

Уголок живой природы 0-3 баллов

Зеленый класс, беседка 0-1 балл

Теплица (количество, размеры, назначение) 0-1 балл

Парники, (количество, размеры, назначение) 0-1 балл

Малая механизация 0-2 балла

Сельскохозяйственный инвентарь 0-5 балла

Сарай для инвентаря 0-5 балла

Водоснабжение 0-5 балла

Метеорологическая площадка 0-5 балла

Ограждение 0-5 балла.

0-25 баллов

3.

Организация и разнообразие содержания образовательной деятельности на УОУ

Организация УОУ, характеристика отделов УОУ (их вариативность, ассортимент растений, дизайнерское оформление уголка живой природы, видовой состав животных, условия их содержания)

Организация учебно-опытнической работы на УОУ (наличие внешних связей с НИИ, фермерскими хозяйствами, производственными объединениями, тематика опытов с растениями и животными, их количество, из них по заданию с\х организаций, результативность, их внедрение на поля УПБ)

Наличие творческих объединений эколого-биологической и с\х направленности (количество объединений и их наименование, возраст и количество обучающихся в них и другие формы образовательной деятельности)

Реализация образовательных программ дополнительного образования детей с использованием базы УОУ название и тип программ, (указать автора, возраст обучающихся, срок реализации, количество часов, их методическое обеспечение)

0-25 баллов

4.

Рациональное использование возможностей учебно-опытного участка

Фактические цифровые показатели результатов работы в конкурсном году по сравнению с прошлым годом (наименование, количество выращенной продукции, урожайность, заготовлено для школьной столовой)

Хозрасчетная деятельность (реализовано рассады населению) Организация дополнительного питания учащихся за счет выращенной с\х продукции на УОУ

Благотворительная помощь обеспечение цветочной и овощной рассадой детских домов, образовательных учреждений, ветеранов, пенсионеров -

Изготовление демонстрационного и раздаточного материала для использования на занятиях в детских учреждений

Участие в международных, всероссийских, региональных массовых мероприятиях (слетах, смотрах, конкурсах, конференциях, выставках, акциях и др.), их результативность

Публикация в научных журналах, СМИ, репортажи по радио и телевидению

0-15 баллов

5.

Результаты работы на УОУ

- практическая значимость результатов опытнической и исследовательской работы для местного или регионального сельскохозяйственного производства; - участие в общешкольных, районных, областных массовых мероприятиях (выставки, конференции, и др.)

0-5 баллов

6.

Оформление конкурсных материалов

Полнота и качество представленных материалов

Степень обеспечения наглядно- иллюстративными материалами

Содержание и степень информативности

0-10баллов

7.

Максимальная оценка смотра-конкурса УОУ

100баллов

5. Подведение итогов смотра-конкурса

  1. Подведение итогов конкурса осуществляет Областной оргкомитет по материалам смотра-конкурса

5.2. Лучшие учебно-опытные участки определяются по категории:

  • начальные. общеобразовательные школы;

  • основные общеобразовательные школы;

  • средние полные общеобразовательные школы;

  • учреждения дополнительного образования.

6.Награждения

Школы и учреждения дополнительного образования, занявшие 1-3 места, награждаются дипломами. Заведующие учебно-опытными участками школ, ставшие призерами смотра, награждаются грамотами. Лучшие паспорта УОУ отправляются в г. Москва для участия во Всероссийском заочном конкурсе УОУ.


Приложение№1

Заявка на участие в областном смотре-конкурсе на лучший пришкольный участок


Название образовательного учреждения (по уставу)

Адрес образовательного учреждения

ФИО контактного лица и его должность

Контактный телефон


Наличие пришкольного учебного опытного участка (площадь)

Дата

Директор школы подпись


Приложение№2


ПРАВИЛА

по технике безопасности при выполнении работ на учебно-опытном участке

1. На учебно-опытном участке областной станции юных натуралистов запрещена посадка колючих кустарников и ядовитых растений.

2. На УОУ обучающиеся работают в халатах, головных уборах и перчатках.

3. При переноске заостренных орудий (лопат, грабель, вил) с места хранения на учебно-опытный участок обучающиеся должны держать их - вертикально, рабочей частью вниз во избежание нанесения травм другим обучающимся.

4. Сельскохозяйственные орудия должны соответствовать возрасту обучающихся. Рабочая часть лопат должна быть небольшой, ручки их следует делать легкими. Длина ручек лопат должна быть различной. Ее следует определять, исходя из роста обучающихся разных возрастных групп.

5. Предпочтительно применять на учебно-опытном участке лейки небольших размеров. Если лейки большие, необходимо следить, чтобы обучающиеся во время работы наливали в них воду не более 1/3 вместимости леек.

6. Продолжительность работы обучающихся на учебно-опытном участке устанавливается в соответствии с их возрастом.

Учащиеся 4-5 классов - 2 часа, через каждые 20 минут делаются 10 минутные перерывы;

Учащиеся 6-7 классов - 3 часа;

Учащиеся 8-9 классов - 4 часа с 10 минутными перерывами через каждые 30 минут.

7. Во время каждого занятия надо разнообразить виды деятельности обучающихся, переключая их с одних видов работы на другие.

8. Перед началом каждого занятия педагог проводит инструктаж обучающихся с обязательным показом приемов работы, позволяющих обеспечить правильную позу во время трудового процесса, оптимальный ритм и нагрузку в работе мышц, а также дающих возможность предупреждать травматизм.

9. В каждом конкретном случае педагог обязан инструктировать детей, как пользоваться с/х орудиями, чтобы не нанести повреждений ни себе, ни окружающим.

10. Очистка почвы от засоряющих ее посторонних предметов (камней, осколков стекла, обломков металла и др.) проводится с помощью лопат, грабель мотыг. Проводить такие работы руками запрещается.

11. Во время работы нельзя разрешать обучающимся проводить прополку руками. Для этого используются мотыги, рыхлители.

12. Детям до 15 лет не разрешается подъем и переноска тяжестей свыше 4 кг.

13. При переноске грузов необходимо соблюдать установленные нормы по переноске тяжестей, равномерно нагружая обе руки.

14. Помимо правильной организации труда, обучающиеся должны быть обеспечены питьевой водой, водой для мытья рук и лица после работы.

15. Обучающимся категорически запрещается какая-либо работа с ядохимикатами, инсектицидами и гербицидами.

16. Обучающиеся должны быть обеспечены неотложной и квалифицированной медицинской помощью в случае травм.

17. В течение всего времени занятий на учебно-опытном участке педагог, руководящий работой, должен присутствовать на таких занятиях и обеспечивать наблюдение за выполнением учащимися Правил техники безопасности.


Приложение№3

ИНСТРУКЦИЯ

для учащихся во время работы на учебно-опытном участке.

1. Приходите на работу на участке в рабочей одежде и обуви.

2. Переносите заостренные с/х орудия (лопаты, грабли, вилы) в вертикальном положении так, чтобы рабочая их часть была направлена вниз: это предохранит ваших товарищей от травмы.

3. Вскапывая почву лопатой, работайте попеременно то с правой, то с левой ноги (по 5 мин.). Это предупредит искривление позвоночника.

4. При переноске земли соблюдайте нормы, указанные педагогом.

5. При переноске тяжестей равномерно нагружайте обе руки. !

6. Соблюдайте указанный педагогом режим работы.

7. Во избежание переутомления делайте в работе 10 минутные перерывы через каждые 20 или 30 минут по указанию педагога.

8. Работая лопатой, следите за тем, чтобы она не ранила ноги. Не перегружайте лопату землей: нагружайте ее не более, чем на 1/3 штыка. Во время работы граблями, вилами не направляйте их рабочую часть на окружающих.

9. При прополке работайте обязательно в перчатках.

10. Не опрыскивайте и не опыляйте растения ядохимикатами. Если это будет необходимо, такую работу выполнят взрослые. После обработки участка ядохимикатами не заходите туда в течение 5 суток.

11. He ешьте немытые корнеплоды, овощи, ягоды.

12. По окончании работы на участке очистите инвентарь, сдайте его, снимите рабочую одежду и тщательно вымойте руки с мылом.

13.В случае какой-либо травмы сейчас же обратитесь к педагогу: он окажет помощь и, если нужно, отправит к врачу.

ОБ ОФОРМЛЕНИИ УЧАЩИМИСЯ ДНЕВНИКОВ НАБЛЮДЕНИЙ /ОПЫТОВ/

Для оформления дневников опытов используют обычно тетради в клетку или альбомы. Текст пишется на одной стороне тетради или альбома.

Обложка оформляется фотографией или цветной иллюстрацией по теме опыта.

ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ.

В верхней части страницы указывается место проведения опыта /город, поселок и т.д., станция натуралистов, школа, кружок/, посередине листа "Дневник опытов /наблюдений/". Ниже, справа, - научный руководитель /Ф.И.О., должность/, время начала опыта. Если дневник наблюдений одного школьника, его данные /Ф. И., класс/ пишутся сразу после слов "Дневник наблюдений". Если опыт ставили несколько учащихся, то список звена пишется на обратной стороне титульного листа.

2 лист. ТЕМА ОПЫТА, ЦЕЛЬ. Посредине пишется тема опыта и поставленная цель.

3 лист. БИОЛОГИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ.

Дается описание вида, сорта, культуры, над которым ведется нас дение. Возможно описание займет несколько листов дневника.

4 лист. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТА.

Чаще всего из литературных данных, методических пособий полностью описывается методика постановки и проведения данного опыта или наблюдения.

5 лист. ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ОПЫТА.

Исходя из методики проведения опыта, составляется плат, всех необходимых работ и наблюдений. Сроки ставятся приблизительные, можно по декадам.

6 лист. ХОД РАБОТЫ.

Описывается календарный процесс проведения работ. Здесь же отмечаются все фенологические наблюдения в процессе проведения опыта.

Подробно описывается и графически изображается схема опыта с вариантами и повторностями, с точными размерами.

7 лист. РЕЗУЛЬТАТЫ ОПЫТА. Здесь обобщается весь ход проведения опыта в виде таблиц, схем, диаграмм, графиков. Указываются конечные результаты по урожаю, измерениям, взвешиваниям и т.д.

8 лист. ВЫВОДЫ.

Исходя из темы опыта, поставленной цели и результатов, делаются определенные выводы по опыту или наблюдениям.

9 лист. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Список представляется по алфавиту: автор, название источника, место и год издания. Если опыт ставился по заданию научно-исследовательского института, лаборатории, с/х специалиста, желателен его отзыв /в конце дневника опыта/.


© 2010-2022