Основы проектирования Баз данных

Раздел Другое
Класс 11 класс
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Колледж автоматизации

и информационных технологий № 20»















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА





учебной дисциплины_ ОП.07 Основы проектирования баз данных

код специальности/специальность 230401 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ (по отраслям)

уровень подготовки: __базовый________

















Москва

2015

ОДОБРЕНО

на заседании ПЦК «Библиотековедение», «ИС (по отраслям», «ОТЗИ»

Протокол № _от « » ______2015 г.

Председатель

_____________________________/Е.Е. Швец/

Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями ФГОС по специальности 230401 Информационные системы и учебным планом


УТВЕРЖДАЮ

Руководитель учебного структурного подразделения «БТМ»

_____________________________/Т.И. Стеняева/

«_____» ________________________20__ г.

СОГЛАСОВАНО

Зав. учебно-методическим отделением

_____________________________/С.Е. Коваленко/

«_____» ________________________20__ г.

Разработчик (автор): ____Федоткина М.В., преподаватель ________________________________________________________

Ф.И.О., должность, квалификационная категория


Рецензент:

Внешний: ______________________________________________

(Ф.И.О., место работы, должность, квалификационная категория (ученая степень, звание)











СОДЕРЖАНИЕ



стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

11



1. паспорт Рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ОП.07 Основы проектирования баз данных»

  1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230401 «Информационные системы (по отраслям) (базовый уровень) укрупненной группы специальностей 230000 Информатика и вычислительная техника.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в качестве факультативного курса для укрупненных групп специальностей 230000 Информатика и вычислительная техника, а также на курсах повышения квалификации для взрослого безработного населения.

Учебная дисциплина «Основы проектирования баз данных» является общепрофессиональной дисциплиной, формирующей базовый уровень знаний для освоения специальных дисциплин.

Преподавание дисциплины имеет практическую направленность и проводиться в тесной взаимосвязи с другими общепрофессиональными дисциплинами: «Информационные технологии», «Операционные системы и среды», «Архитектура ЭВМ и вычислительных систем».

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин к блоку общепрофессиональных дисциплин.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Изучение дисциплины «Основы проектирования баз данных» направлено на формирование общих компетенций (ОК 1-10) и ПК 1.1, ПК 1.2, ПК 1.3, ПК 1.7,ПК 1.9. согласно ФГОС по специальности 230401 Информационные системы (по отраслям):
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

ПК 1.1. Собирать данные для анализа использования и функционирования информационной системы, участвовать в составлении отчетной документации, принимать участие в разработке проектной документации на модификацию информационной системы.


ПК 1.2. Взаимодействовать со специалистами смежного профиля при разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности

ПК 1.3. Производить модификацию отдельных модулей информационной системы в соответствии с рабочим заданием, документировать произведенные изменения.
ПК 1.7. Производить инсталляцию и настройку информационной системы в рамках своей компетенции, документировать результаты работ.

ПК 1.9. Выполнять регламенты по обновлению, техническому сопровождению и восстановлению данных информационной системы, работать с технической документацией.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

уметь:

- проектировать реляционную базу данных;

- использовать язык запросов для программного извлечения сведений из баз данных;


знать:

- основы теории баз данных;

- модели данных; особенности реляционной модели и проектирование баз данных, изобразительные средства, используемые в ER-моделировании;

- основы реляционной алгебры; принципы проектирования баз данных,

- обеспечение непротиворечивости и целостности данных;

- средства проектирования структур баз данных; язык запросов SQL
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 168 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 112часа,

самостоятельной работы обучающегося 56 часов.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

168

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

112

в том числе:


лабораторные работы

48

практические занятия

10

контрольные работы

-

курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

56

в том числе:


самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) не предусмотрено

-

Подготовка доклада на тему:

- «Информационные технологии будущего»;

- « Для каких объектов Acces можно создавать отчёты»;

- «Смысл новых перспективных направлений развития СУБД»;

Подготовка презентации на тему:

- «Способы задания таблиц в Access»;

- «Процесс создания запрос - выборка»;

Подготовка сообщения на тему:

- «Объекты программного средства (ПС) Access их назначение»;

- «Объект - Форма»;

- « Направление СУБД - Postgres»;

Реферат на тему:

- «Способы удаления атрибута в таблице»;

- «Опишите процесс установления связи между двумя таблицами в Acces»;

Выполнение индивидуального проекта тему:

- «Организация работы студенческой библиотеки»;

- «Организация работы университетской типографии»;

- «Организация познавательных экскурсий для школьников»;

- «Организация контроля за успеваемостью ученика»;

- «Расписание занятий»;

9









9





5













5









28

Итоговая аттестация в форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины оп.07 ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ БАЗ ДАННЫХ

Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа

обучающихся, курсовая работ (проект)

Объем часов

Уровень

освоения

1

2

3

4

Введение

Содержание учебного материала

2

1

Введение в теорию баз данных

1

Лабораторные работы не предусмотрено

-



-

Практические занятия не предусмотрено

Контрольные работы не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся не предусмотрено

Подготовить реферат на тему : «Связь БД с другими дисциплинами».

1

Раздел 1.

Базы данных. Основные понятия

12

Тема 1.1. Основные понятия и типы моделей данных


Содержание учебного материала

6

2

Дать понятия объекта, сущности, параметра, атрибута, модели данных. Рассмотреть состав информационной модели данных.

3

3

СУБД и ее место в системе программного обеспечения ЭВМ. Функции СУБД. Уровни представления данных.

4

Диалектический переход от одной модели к другой. Три типа логических моделей: иерархическая, сетевая и реляционная. Понятие логической и физической независимости данных.

Лабораторные работы не предусмотрено

-



-


Практические занятия не предусмотрено

Контрольные работы не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

1. Подготовка доклада на тему «Информационные технологии будущего»

3

Тема 1.2. Архитектура СУБД

Содержание учебного материала

2

5

Архитектуры баз данных (двух- и трёх-звенная структуры, клиент - сервер, файл - сервер).

Лабораторные работы не предусмотрено

-

Практические занятия не предусмотрено

Контрольные работы не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

2.Сообщение на тему: «Объекты программного средства (ПС) Access их назначение»

1

Раздел 2. Проектирование базы данных

114

Тема 2.1. Концепция проектирования

Содержание учебного материала

2

6

Типы моделей данных корпоративного хранилища данных. Обеспечение непротиворечивости и целостности данных. Основные этапы разработки БД.

3

Лабораторные работы не предусмотрено

-


Практические занятия

  1. Анализ предметной области.

  2. Проектирование концептуальной модели БД.

  3. Формализация реляционной модели.

6

Контрольные работы не предусмотрено

-

Самостоятельная работа обучающихся

3.Презентация на тему : «Способы задания таблиц в Access»

4

Тема 2.2. Модели данных. Реляционная модель данных.

Содержание учебного материала

6


7

Типы взаимосвязей в модели: «один - к- одному», «один- ко -многим» и «многие- ко многим». Реляционный подход к построению модели данных. Особенности реляционной модели и их влияние проектирование баз данных.


3


8

Изобразительные средства, используемые в ER-моделировании Преобразование взаимосвязи «многие - ко многим» в таблицу перекрестных связей.

9

Основные операции реляционной алгебры

Лабораторные работы не предусмотрено

-


Практические занятия не предусмотрено

Магистрально-модульный принцип построения компьютера. Внутренняя архитектура компьютера; процессор, память. Периферийные устройства: клавиатура, монитор, дисковод, мышь, принтер, сканер, модем, джойстик; мультимедийные компоненты. Программный принцип управления компьютером. Операционная система: назначение, состав, загрузка. Виды программ для компьютеров. Понятие файла, каталога (папки) и правила задания их имен. Шаблон имени файла. Путь к файлу. Ввод команд. Инсталляция программ. Работа с каталогами и файлами.

-

Контрольные работы не предусмотрено

-

Самостоятельная работа обучающихся

4. Реферат на тему : «Способы удаления атрибута в таблице».

3

Тема 2.3. Проектирование базы данных

Содержание учебного материала

16

10

Понятие, назначение и принцип построения базы данных.

3

11

Индексирование: понятие индекса, типы индексных файлов. Создание, активация и удаление индекса. Переиндексирование. Сортировка, поиск и фильтрация данных.

12

Взаимосвязи между таблицами: установление и удаление. Типы ключей. Способы объединения таблиц.

13

Создание программных файлов. Модульность программ. Область действия переменных.

14

Типы меню. Работа с меню: создание, модификация, активация и удаление.

15

Работа с окнами: открытие и закрытие окна, получение справки.

16

Создание экранной формы: свойства, события и методы. Элементы управления: свойства, события и методы.

17

Формирование и вывод отчетов

Лабораторные работы

1. Создание базы данных в программе MS Access. Создание таблиц.

2. Создание таблиц.

3. Импорт и экспорт данных

4. Импорт и экспорт данных

5. Создание запросов

6. Создание запросов

7. Создание запросов

8. Создание форм

9. Создание форм

10. Создание форм

11. Создание отчетов

12. Создание отчетов

13. Создание отчетов

14. Создание главной кнопочной формы

15. Создание главной кнопочной формы

30

Практические занятия

  1. Проектирование структуры базы данных.

  2. Нормализация таблиц.

4

Контрольные работы не предусмотрено

-

Самостоятельная работа обучающихся

Выполнение индивидуального проекта тему:

  1. - «Организация работы студенческой библиотеки»;

  2. - «Организация работы университетской типографии»;

  3. - «Организация познавательных экскурсий для школьников»;

  4. - «Организация контроля за успеваемостью ученика»;

  5. - «Расписание занятий»;

25

Тема 2.4.

Физическая организация данных

Содержание учебного материала

6

18

Механизмы среды хранения и архитектура СУБД

19

Структура хранимых данных

20

Виды адресации хранимых записей . Организация связей между хранимыми записями

Лабораторные работы не предусмотрено

-

Практические занятия не предусмотрено

Контрольные работы не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Доклад на тему: « Для каких обьестов Acces можно создавать отчёты»

3

Тема 2.5.

Управление реляционной базой данных

Содержание учебного материала

4

21

Управление данными - основа администрирования БД. Основная концепция управления данными.

22

Организация управления данными. Администрирование БД.

Лабораторные работы не предусмотрено

-

Практические занятия не предусмотрено

Контрольные работы не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Сообщение на тему : «Объект - Форма»

2

Раздел 3.

Языки баз данных

14

Тема 3.1

Язык SQL

Содержание учебного материала

6

23

Язык запросов SQL

2

24

Команды языка запросов SQL на изменение: создание файла базы данных, создание таблицы, добавление, редактирование и удаление записей.

25

Запрос на выборку данных: выборка данных из одной таблицы или нескольких таблиц, с сортировкой и группировкой данных, с условием отбора записей (фильтрацией).

Лабораторные работы

16. Создание SQL-запросов

17. Создание SQL-запросов

18. SQL запросы

19. SQL запросы

8

Практические занятия не предусмотрено

-

Контрольные работы не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Презентация на тему : «Процесс создания запрос - выборка»

7

Раздел 4. Использование базы данных

30

Тема 4.1.

Обеспечение функционирования баз данных

Содержание учебного материала

4

26

Организация системы управления БД

2

27

Обобщенная технология работы с БД

Лабораторные работы не предусмотрено

-

Практические занятия не предусмотрено

Контрольные работы не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Реферат на тему : «Опишите процесс установления связи между двумя таблицами в Acces»

2

Тема 4.2. Новые технологии БД


Содержание учебного материала

6

28

Современные информационные технологии - мониторинг информационных ресурсов;

2

29

Применение case - технологий для проектирования БД и приложений;

30

Современные информационные технологии - распространение данных с широким применением Web - технологий. ГИС для визуализации данных и создания электронных справочных пособий.

Лабораторные работы не предусмотрено

-

Практические занятия не предусмотрено

Контрольные работы не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Доклад на тему : «Смысл новых перспективных направлений развития СУБД»

3

Тема 4.3.

Современные СУБД

Содержание учебного материала

4

31

Много платформенные СУБД.СУБД, ориентированные на конкретные платформы.

2

32

СУБД семейства XBase, Dbase.Перспективы развития БД и СУБД

Лабораторные работы не предусмотрено

-

Практические занятия не предусмотрено

Контрольные работы не предусмотрено

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Сообщение на тему : « Направление СУБД - Postgres»

2


Итого :

168



3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета информатики, математики и информатики.

Оборудование учебного кабинета:

  • Перечень основного оборудования:

  • сетевой компьютерный класс с выходом в Интернет;

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • шкафы для методической литературы;

  • информационные стенды.

Технические средства обучения:

  • интерактивная доска- Interwrite;

  • проектор-Epson;

  • компьютерное рабочее место для преподавателя;

  • Принтер-HP Deskjet 1280;

  • Сканер-Epson perfection v200 PHOTO.

Описание оборудования на рабочем месте:

- процессор типа Intel® Core™ i5-2400

- процессор с тактовой частотой 3.10Ghz;

- ОЗУ 4,0 GB;

- HDD 2Tb;

- акустическая система -Genius ;

  • операционная система - Windows 7x 32;

  • антивирусная программа -Microsoft security Essentials ;

  • Программа архиватор-Winrar;

  • офисное ПО: текстовый процессор, табличный процессор, программа для создания мультимедийных презентаций-Microsoft office 2007;

  • система управления базами данных-Microsoft office 2007;

  • интегрированная среда разработки программного обеспечения-Microsoft office 2007;

  • система визуального проектирования-Microsoft office 2007.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Матросов В.Л.,Жданов С.А.,Соболева М.Л. Информационные системы в структурно логических схемах.-М.:МПГУ, 2014.-105с.

  2. Фуфаев Э.В., Фуфаев Д.Э. Базы данных-М.: «Академия»,2011-320с.

Дополнительные источники:

  1. Матросов В.Л.,Жданов С.А.,Иванова Н.Ю.,Маняхина В.Г., Костин А.Н. Информатика-М.: «Академия»,2012-336с.





4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, курсовой работы.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

проектировать реляционную базу данных;

Комбинированный: лабораторный практикум, рефераты (доклады), отчеты по лабораторному практикуму.

использовать язык SQL для программного извлечения сведений из баз данных.

Комбинированный: лабораторный практикум, рефераты (доклады), отчеты по лабораторному практикуму.

Знания:

основы теории баз данных;

Групповой: рефераты (доклады)

модели данных;

Групповой: рефераты (доклады).

особенности реляционной модели и их влияние проектирование баз данных,

Групповой: рефераты (доклады).

изобразительные средства, используемые в ER-моделировании;

Групповой: рефераты (доклады).

основы реляционной алгебры;

Групповой: рефераты (доклады).

принципы проектирования баз данных,

Групповой: рефераты (доклады).

обеспечение непротиворечивости и целостности данных;

Групповой: рефераты (доклады

средства проектирования структур баз данных;

Групповой: рефераты (доклады

язык запросов SQL

Групповой: рефераты (доклады).









© 2010-2022