- Преподавателю
- Другое
- Общая информация о тестовых методиках
Общая информация о тестовых методиках
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Тесты |
Автор | Ермолаева Л.И. |
Дата | 27.05.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
О ТЕСТОВЫХ МЕТОДИКАХ
В настоящее время практически во всех областях применяются тестовые методики, как для оценки качества изученного\пройденного, так и для коррекции знаний. Итоговые экзамены для выпускников 9 и 11 классов в школах также проходят в тестовой форме.
В данной статье, я обращаюсь к истории возникновения теста и привожу различные классификации, а также рассматриваю вопрос о достоинствах и недостатках данной методики.
Содержание:
История возникновения тестов и тестирования
Невозможно восстановить полную и точную историю тестов и тестирования. Можно сказать, что истоки тестирования появились еще в Древнем мире.
В древнем Вавилоне проводились испытания выпускников в школах профессиональных писцов. В Древнем Египте использовалась система испытаний для собеседований и последующей проверки умений.
В Англии с развитием образования впервые использовались письменные работы для повышения мотивации учебной работы. Родоначальником тестирования часто называют английского ученого Френсиса Гальтона, который в 1884-1885 гг. проводил серию испытаний для посетителей своей лаборатории.
Книга с тестовыми заданиями по математике впервые появилась в США, где наряду с историей, грамматикой, навигацией, текстами для сочинений, использовались простейшие статистические расчеты в педагогической работе.
В отличие от Англии, в Германии появилась практика проведения устных экзаменов с комиссией не менее, чем из 2 человек.
Специальные тесты для проверки интеллектуальных способностей детей появились во Франции.
Рассматривая нашу страну в досоветский период, стоит упомянуть, что до конца XIX века сколь-нибудь серьезная работа по тестированию не описана. Первые тесты появились в начале XX века и использовались как вспомогательный инструментарий поверки знаний.
Уже в СССР наряду с вспомогательным использованием тестов и тестирования имелись и попытки отвержения и даже запрета тестирования. Например, в 1936 году было принято Постановление Совета Народных Комиссаров "О педологических извращениях в системе Наркомпроссов". Все это привело к застою в развитии тестирования на период с середины 30-х до конца 70-х годов
В современном мире у истоков современной тестологии стояли представители американских и европейских школ психологии девятнадцатого и двадцатого веков: Бине, Векслер, Гилфорд. Отсчет современного тестирования ведут обычно от тестов, разработанных А. Бине и Т. Симоном по заказу Министерства просвещения Франции для отбора в спецшколы детей с задержкой интеллектуального развития. В последнее время отмечается повышенный рост интереса к тестам и тестированию во многих странах с целью поддержания определенного, хотя часто и минимального, государственного уровня всеобщей образованности. Например, в США, Германии, Франции, Австралии и других странах. ЕГЭ в России введено с 2000 г.
В настоящее время термин «тест» используется в широком смысле. Первоначально он был использован американским психологом Дж. Кеттелом в 1890 г. «Тест» происходит от английского слова «test» и означает в широком смысле слова испытание, исследование, опыт. В педагогике чаще всего термин «тест» определяется как система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая объективно оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности учащихся. Последовательность тестовых заданий определяется по принципу: от более простого к сложному.
Классификация тестовых заданий
Говоря о тестовом задании в широком смысле этого слова, подразумевают краткую формулировку вопроса и достаточно быстрый выбор ответа учащимся. На обдумывание одного задания в среднем отводится не более 2-х минут. Конечно задания из ОГЭ и ЕГЭ по математике не предполагают такого быстрого ответа. Они требуют некоторого, пусть и простого, решения, поэтому нельзя определить строгие временные рамки для выполнения того или иного задания в рамках итоговой аттестации по математике. В некоторых примерах оно может превышать указанные 2 минуты.
Говоря о тестовых методиках, хотелось бы указать их преимущества и недостатки.
Тесты представляют собой структурированные объекты, которым присущи строгость, объективность, технологичность. Тесты могут быть применены к различным группам учащихся, с их помощью можно осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении. Они помогают ускорить время проверки учителем, увеличить эффективность обучения, повысить мотивацию учащихся. В некоторых случаях тесты помогают подготовить учащихся к итоговой форме с психологической точки зрения, ведь то, что проводится с определенной регулярностью, не будет восприниматься учащимися как стресс.
Но как и любое средство измерения и контроля, педагогическое тестирование имеет и свои недостатки.
Тесты имеют определенный диапазон применимости. "Натаскивание на тесты" приводит лишь к знаниям справочного характера. Возможна и фальсификация результатов тестирования. С помощью тестов нельзя оценить глубину знаний. От ученика требуется лишь ответ на поставленный вопрос, по большому счету, не предполагающий развернутого решения.
Классифицировать тесты можно по-разному.
1. По процедуре создания - стандартизованные,
не стандартизованные.
2. По средствам предъявления - бланковые, натурные, компьютерные.
3. По генерированию - детерминированные, стохастические, динамические.
4. По направленности - интеллекта, личностные, достижений.
5. По однородности - гомогенные, гетерогенные.
6. По целям - информационные, диагностические, обучающие, мотивационные, аттестационные.
7. По форме - закрытого типа, открытого типа, на установление соответствия, на установление правильной последовательности действий.
8. По методологии интерпретации результатов - нормативно-ориентированные (по отношению к некоторому нормативному образцу) и критериально-ориентированные (для оценки степени овладения знаниями и умениями).
Наиболее часто встречающейся является классификация тестов по форме.
Формы тестовых заданий
На практике наибольшее распространение получили четыре формы тестовых заданий. Это:
-
закрытые тестовые задания,
-
открытые тестовые задания,
-
задания на соответствие,
-
задания на установление правильной последовательности.
1. ЗАКРЫТЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.
Закрытые тестовые задания - это задания с выбором ответа. Данные задания предполагают 4-5 вариантов ответа, среди которых есть дистракторы1 и неправильные. Данное задание должно формулироваться кратко, в вариантах ответа не должно содержаться повторений (они должны быть помещены в основной текст задания), исключается двойное отрицание. В закрытых тестовые заданиях должны соблюдаться пропорции между формулировкой задания и ответом на него, варианты ответов должны иметь одинаковую длину (максимально 3 слова). Естественно, задания должны формулироваться так, чтобы ответ к одному заданию не являлся ключом для следующих заданий.
Приведем примеры таких типов заданий.
Укажите неравенство, которое не имеет решений:
Правильный ответ под номером 2.
2. ОТКРЫТЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Открытые тестовые задания можно разделить на задания на дополнение и со свободным, развернутым ответом.
Последний тип - труден в реализации на компьютере, так как требует человеческого участия при проверке работы, хода решения, его точности, рациональности и логичности.
А вот задания на дополнение можно реализовать с помощью компьютера. Достаточно учащимся предложить закончить предложение или дать краткий ответ, который может быть записан в виде последовательности букв или комбинации цифр. Так как здесь нет готовых ответов, в этом заключается преимущество данного типа задания. Вероятность угадывания или подбора ответа в данном случае очень низкая.
Открытые тестовые задания могут применяться на разных этапах обучения: и для закрепления знаний, и для повторения пройденного материала, и для итогового контроля знаний, и для самоконтроля и самообучения.
Приведем пример такого задания.
Высота равностороннего треугольника равна . Найдите периметр этого треугольника.
Ответом к заданию является число 198.
3. ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ
Задания, когда испытуемый должен определить соответствие между элементами двух множеств. В задании предлагаются 2 множества в виде списка элементов, которые кодируются чаще всего слева с помощью цифр, справа с помощью букв латинского алфавита. Эти задания должны сопровождаться инструкцией для учащегося «УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ. Здесь учитывается ассоциативная природа мышления человека. Такими заданиями лучше всего проводить текущий контроль знаний учащихся, а также занятия по самообучению.
Основываясь на учебном материале, создается два столбца некоторых данных по однородным признакам. В правом столбце должно быть хотя бы на несколько позиций больше, чем в левом. В идеальном случае позиций справа должно быть в два раза больше, чем слева. Если бы число позиций было одинаковым, то не исключена такая ситуация: ученик точно знает соответствие по всем позициям, кроме одной, где ответ получается сам собой.
Пример такого задания:
На рисунке изображены графики функций вида . Установите соответствие между графиками и знаками коэффициентов k и b.
ГРАФИКИ
КОЭФФИЦИЕНТЫ
1)
2)
3)
4)
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А
Б
В
Ответ: 2 1 4.
4. ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.
Эти задания созданы для проверки знаний последовательности действий в различных ситуациях, порядка выполнения какой-либо работы и т.д
Минимальное число элементов, включенных в задание, должно быть не менее 5, а максимальное - не более 12.
Задание считается выполненным правильно, если ученик установил совершенно правильный порядок в данной последовательности. Снисходительное отношение к оценке знаний здесь неуместно.
В данном случае в структуре ОГЭ И ЕГЭ данное задание перекликается с предыдущим типом и можно сказать является их комбинацией.
Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.
1)
2)
3)
4)
Ответ укажите в виде последовательности цифр без пробелов и запятых в указанном порядке
А
Б
В
Общие требования к тестовым заданиям
-
Предметная чистота.
Суть каждого тестового задания должна отражать только данный предмет.
-
Формальная чистота.
Форма тестового задания должна соответствовать приведенной выше квалификации. Шрифт также должен соответствовать общепринятым нормам. В данном случае форма играет не пассивную, а активную роль. Она может запутать, но может помочь учащемуся при определении его знаний.
-
Содержательная корректность.
Задания должны быть составлены так, чтобы не вызывать сомнений в формулировке и правильности.
-
Однозначность ответа.
Ответ должен быть единственным. Не допускается наличие нескольких правильных ответов в одном задании (если это не подразумевается вопросом)
-
Время тестирования должно быть минимальным.
Время выполнения одного задания может различным. В среднем, на вопрос по математике уделяется 2-3 минуты.
-
Тест может включать в себя задания разной формы в любом порядке и в любом количестве.
Выбор формы задания зависит только от материала, знание которого нужно проверить. Количество заданий определяется объемом материала. Общий принцип такой: чем больше заданий, тем точнее определяется уровень знаний. Не желательно использовать более 50 заданий в одном тесте.
-
Последовательность заданий друг за другом определяется по принципу: от более простого к более сложному.
В идеале в тесте не должно быть очень легких, абсолютно всеми решаемых заданий. Хотя иногда можно в начале теста вводить несколько таких заданий, чтобы ободрить испытуемого, повысить его уверенность в себе и помочь реализовать свой потенциал, ощутив в ходе тестирования определенный боевой настрой.
Также иногда полезно включать 1 - 2 задания высокого уровня сложности, чтобы у ученика не сформировалось чувство непогрешимости и завышенной самооценки, чтобы было к чему стремиться.
-
Краткость заданий.
Ранее уже упоминалось об этом. Многословные задания не могут считаться тестовыми. Идеальным считается задание, в котором не более 7 слов.
Если поставить вопрос о сравнительной ценности всех четырех рассмотренных здесь форм тестовых заданий, то можно отметить следующее: в последнее время предпочтение отдается открытой форме заданий, в которых вероятность отгадывания равна нулю. Но это не значит, что остальные формы не позволяют сделать хороший тест. Каждая форма имеет свои достоинства и недостатки, поэтому выбор во многом зависит от учебной дисциплины, от цели создания и применения теста, от ориентации на ручную или машинную обработку результатов и даже от приверженности к той или иной теории тестов. Все это подтверждает мысль о том, что выбор формы - процесс не менее творческий, чем создание и применение тестов.
Тестирование имеет три основных этапа:
1. проектирование и разработка (выбор) теста;
2. реализация процедуры тестирования;
3. анализ, оценка и интерпретация результатов тестирования.
Любые тесты должны быть:
-
Валидны (тест должен соответствовать критерию адекватности и действенности)
-
Достаточно сложны (тест не должен целиком состоять из простых заданий, ответ на которые очевиден)
-
Надежны (относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых)
-
Объективны (независимость результатов тестирования от личных качеств лица, проводящего или оценивающего тест)
-
Репрезентативны (тест должен отражать соответствие параметров выборки, на которой разрабатывался инструмент, параметрам генеральной совокупности людей, для которых данный тест будет применяться.)
-
Достоверны ( результаты должны бать защищены от сознательных фальсификаций)
-
Научны (должны отражать реальную научную картину мира)
-
Непротиворечивы ( все данные не должны противоречить друг другу)
Многие проблемы тестирования недостаточно проработаны и эффективно исследуются в последнее время.
Использованные материалы
-
Официальный информационный портал Государственной итоговой аттестации gia.edu.ru/
-
Образовательный портал для подготовки к экзаменам сдамгиа.рф
-
Сайт федерального института педагогических измерений fipi.ru
-
Компьютерное педагогическое тестирование и тесты mytest.klyaksa.net/
-
Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В., Подчалимова Г.Н. и др. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 192 с.
1 Дистракторы (от англ. distract - отвлечение внимания) - варианты ответов в заданиях с выбором, не являющиеся правильными решениями, но внешне близкие к правильному решению.