Общая информация о тестовых методиках

О ТЕСТОВЫХ МЕТОДИКАХВ настоящее время практически во всех областях применяются тестовые методики, как для оценки качества изученного\пройденного, так и для коррекции знаний. Итоговые экзамены для выпускников 9 и 11 классов в школах также проходят в тестовой форме.В данной статье, я обращаюсь к истории возникновения теста и привожу различные классификации, а также рассматриваю вопрос о достоинствах и недостатках данной методики.Содержание:История возникновения тестов и тестирования. 2Классификаци...
Раздел Другое
Класс -
Тип Тесты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

О ТЕСТОВЫХ МЕТОДИКАХ

В настоящее время практически во всех областях применяются тестовые методики, как для оценки качества изученного\пройденного, так и для коррекции знаний. Итоговые экзамены для выпускников 9 и 11 классов в школах также проходят в тестовой форме.

В данной статье, я обращаюсь к истории возникновения теста и привожу различные классификации, а также рассматриваю вопрос о достоинствах и недостатках данной методики.

Содержание:





История возникновения тестов и тестирования

Невозможно восстановить полную и точную историю тестов и тестирования. Можно сказать, что истоки тестирования появились еще в Древнем мире.

В древнем Вавилоне проводились испытания выпускников в школах профессиональных писцов. В Древнем Египте использовалась система испытаний для собеседований и последующей проверки умений.

В Англии с развитием образования впервые использовались письменные работы для повышения мотивации учебной работы. Родоначальником тестирования часто называют английского ученого Френсиса Гальтона, который в 1884-1885 гг. проводил серию испытаний для посетителей своей лаборатории.

Книга с тестовыми заданиями по математике впервые появилась в США, где наряду с историей, грамматикой, навигацией, текстами для сочинений, использовались простейшие статистические расчеты в педагогической работе.

В отличие от Англии, в Германии появилась практика проведения устных экзаменов с комиссией не менее, чем из 2 человек.

Специальные тесты для проверки интеллектуальных способностей детей появились во Франции.

Рассматривая нашу страну в досоветский период, стоит упомянуть, что до конца XIX века сколь-нибудь серьезная работа по тестированию не описана. Первые тесты появились в начале XX века и использовались как вспомогательный инструментарий поверки знаний.

Уже в СССР наряду с вспомогательным использованием тестов и тестирования имелись и попытки отвержения и даже запрета тестирования. Например, в 1936 году было принято Постановление Совета Народных Комиссаров "О педологических извращениях в системе Наркомпроссов". Все это привело к застою в развитии тестирования на период с середины 30-х до конца 70-х годов

В современном мире у истоков современной тестологии стояли представители американских и европейских школ психологии девятнадцатого и двадцатого веков: Бине, Векслер, Гилфорд. Отсчет современного тестирования ведут обычно от тестов, разработанных А. Бине и Т. Симоном по заказу Министерства просвещения Франции для отбора в спецшколы детей с задержкой интеллектуального развития. В последнее время отмечается повышенный рост интереса к тестам и тестированию во многих странах с целью поддержания определенного, хотя часто и минимального, государственного уровня всеобщей образованности. Например, в США, Германии, Франции, Австралии и других странах. ЕГЭ в России введено с 2000 г.

В настоящее время термин «тест» используется в широком смысле. Первоначально он был использован американским психологом Дж. Кеттелом в 1890 г. «Тест» происходит от английского слова «test» и означает в широком смысле слова испытание, исследование, опыт. В педагогике чаще всего термин «тест» определяется как система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая объективно оценить структуру и качественно измерить уровень подготовленности учащихся. Последовательность тестовых заданий определяется по принципу: от более простого к сложному.

Классификация тестовых заданий

Говоря о тестовом задании в широком смысле этого слова, подразумевают краткую формулировку вопроса и достаточно быстрый выбор ответа учащимся. На обдумывание одного задания в среднем отводится не более 2-х минут. Конечно задания из ОГЭ и ЕГЭ по математике не предполагают такого быстрого ответа. Они требуют некоторого, пусть и простого, решения, поэтому нельзя определить строгие временные рамки для выполнения того или иного задания в рамках итоговой аттестации по математике. В некоторых примерах оно может превышать указанные 2 минуты.

Говоря о тестовых методиках, хотелось бы указать их преимущества и недостатки.

Тесты представляют собой структурированные объекты, которым присущи строгость, объективность, технологичность. Тесты могут быть применены к различным группам учащихся, с их помощью можно осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход в обучении. Они помогают ускорить время проверки учителем, увеличить эффективность обучения, повысить мотивацию учащихся. В некоторых случаях тесты помогают подготовить учащихся к итоговой форме с психологической точки зрения, ведь то, что проводится с определенной регулярностью, не будет восприниматься учащимися как стресс.

Но как и любое средство измерения и контроля, педагогическое тестирование имеет и свои недостатки.

Тесты имеют определенный диапазон применимости. "Натаскивание на тесты" приводит лишь к знаниям справочного характера. Возможна и фальсификация результатов тестирования. С помощью тестов нельзя оценить глубину знаний. От ученика требуется лишь ответ на поставленный вопрос, по большому счету, не предполагающий развернутого решения.

Классифицировать тесты можно по-разному.

1. По процедуре создания - стандартизованные,
не стандартизованные.

2. По средствам предъявления - бланковые, натурные, компьютерные.

3. По генерированию - детерминированные, стохастические, динамические.

4. По направленности - интеллекта, личностные, достижений.

5. По однородности - гомогенные, гетерогенные.

6. По целям - информационные, диагностические, обучающие, мотивационные, аттестационные.

7. По форме - закрытого типа, открытого типа, на установление соответствия, на установление правильной последовательности действий.

8. По методологии интерпретации результатов - нормативно-ориентированные (по отношению к некоторому нормативному образцу) и критериально-ориентированные (для оценки степени овладения знаниями и умениями).

Наиболее часто встречающейся является классификация тестов по форме.

Формы тестовых заданий

На практике наибольшее распространение получили четыре формы тестовых заданий. Это:

  • закрытые тестовые задания,

  • открытые тестовые задания,

  • задания на соответствие,

  • задания на установление правильной последовательности.

1. ЗАКРЫТЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ.

Закрытые тестовые задания - это задания с выбором ответа. Данные задания предполагают 4-5 вариантов ответа, среди которых есть дистракторы1 и неправильные. Данное задание должно формулироваться кратко, в вариантах ответа не должно содержаться повторений (они должны быть помещены в основной текст задания), исключается двойное отрицание. В закрытых тестовые заданиях должны соблюдаться пропорции между формулировкой задания и ответом на него, варианты ответов должны иметь одинаковую длину (максимально 3 слова). Естественно, задания должны формулироваться так, чтобы ответ к одному заданию не являлся ключом для следующих заданий.

Приведем примеры таких типов заданий.

Укажите неравенство, которое не имеет решений:

  1. Общая информация о тестовых методиках

  2. Общая информация о тестовых методиках

  3. Общая информация о тестовых методиках

  4. Общая информация о тестовых методиках

Правильный ответ под номером 2.

2. ОТКРЫТЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ

Открытые тестовые задания можно разделить на задания на дополнение и со свободным, развернутым ответом.

Последний тип - труден в реализации на компьютере, так как требует человеческого участия при проверке работы, хода решения, его точности, рациональности и логичности.

А вот задания на дополнение можно реализовать с помощью компьютера. Достаточно учащимся предложить закончить предложение или дать краткий ответ, который может быть записан в виде последовательности букв или комбинации цифр. Так как здесь нет готовых ответов, в этом заключается преимущество данного типа задания. Вероятность угадывания или подбора ответа в данном случае очень низкая.

Открытые тестовые задания могут применяться на разных этапах обучения: и для закрепления знаний, и для повторения пройденного материала, и для итогового контроля знаний, и для самоконтроля и самообучения.

Приведем пример такого задания.

Высота равностороннего треугольника равна Общая информация о тестовых методиках. Найдите периметр этого треугольника.

Ответом к заданию является число 198.

3. ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ

Задания, когда испытуемый должен определить соответствие между элементами двух множеств. В задании предлагаются 2 множества в виде списка элементов, которые кодируются чаще всего слева с помощью цифр, справа с помощью букв латинского алфавита. Эти задания должны сопровождаться инструкцией для учащегося «УСТАНОВИТЬ СООТВЕТСТВИЕ. Здесь учитывается ассоциативная природа мышления человека. Такими заданиями лучше всего проводить текущий контроль знаний учащихся, а также занятия по самообучению.

Основываясь на учебном материале, создается два столбца некоторых данных по однородным признакам. В правом столбце должно быть хотя бы на несколько позиций больше, чем в левом. В идеальном случае позиций справа должно быть в два раза больше, чем слева. Если бы число позиций было одинаковым, то не исключена такая ситуация: ученик точно знает соответствие по всем позициям, кроме одной, где ответ получается сам собой.

Пример такого задания:

На рисунке изображены графики функций вида Общая информация о тестовых методиках. Установите соответствие между графиками и знаками коэффициентов k и b.

ГРАФИКИ

Общая информация о тестовых методиках

КОЭФФИЦИЕНТЫ

1) Общая информация о тестовых методиках

2) Общая информация о тестовых методиках

3) Общая информация о тестовых методиках

4) Общая информация о тестовых методиках

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Ответ: 2 1 4.

4. ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ.

Эти задания созданы для проверки знаний последовательности действий в различных ситуациях, порядка выполнения какой-либо работы и т.д

Минимальное число элементов, включенных в задание, должно быть не менее 5, а максимальное - не более 12.

Задание считается выполненным правильно, если ученик установил совершенно правильный порядок в данной последовательности. Снисходительное отношение к оценке знаний здесь неуместно.

В данном случае в структуре ОГЭ И ЕГЭ данное задание перекликается с предыдущим типом и можно сказать является их комбинацией.

Установите соответствие между графиками функций и формулами, которые их задают.

Общая информация о тестовых методиках

1) Общая информация о тестовых методиках

2) Общая информация о тестовых методиках

3) Общая информация о тестовых методиках

4) Общая информация о тестовых методиках

Ответ укажите в виде последовательности цифр без пробелов и запятых в указанном порядке

А

Б

В



Общие требования к тестовым заданиям

  1. Предметная чистота.

Суть каждого тестового задания должна отражать только данный предмет.

  1. Формальная чистота.

Форма тестового задания должна соответствовать приведенной выше квалификации. Шрифт также должен соответствовать общепринятым нормам. В данном случае форма играет не пассивную, а активную роль. Она может запутать, но может помочь учащемуся при определении его знаний.

  1. Содержательная корректность.

Задания должны быть составлены так, чтобы не вызывать сомнений в формулировке и правильности.

  1. Однозначность ответа.

Ответ должен быть единственным. Не допускается наличие нескольких правильных ответов в одном задании (если это не подразумевается вопросом)

  1. Время тестирования должно быть минимальным.

Время выполнения одного задания может различным. В среднем, на вопрос по математике уделяется 2-3 минуты.

  1. Тест может включать в себя задания разной формы в любом порядке и в любом количестве.

Выбор формы задания зависит только от материала, знание которого нужно проверить. Количество заданий определяется объемом материала. Общий принцип такой: чем больше заданий, тем точнее определяется уровень знаний. Не желательно использовать более 50 заданий в одном тесте.

  1. Последовательность заданий друг за другом определяется по принципу: от более простого к более сложному.

В идеале в тесте не должно быть очень легких, абсолютно всеми решаемых заданий. Хотя иногда можно в начале теста вводить несколько таких заданий, чтобы ободрить испытуемого, повысить его уверенность в себе и помочь реализовать свой потенциал, ощутив в ходе тестирования определенный боевой настрой.

Также иногда полезно включать 1 - 2 задания высокого уровня сложности, чтобы у ученика не сформировалось чувство непогрешимости и завышенной самооценки, чтобы было к чему стремиться.

  1. Краткость заданий.

Ранее уже упоминалось об этом. Многословные задания не могут считаться тестовыми. Идеальным считается задание, в котором не более 7 слов.

Если поставить вопрос о сравнительной ценности всех четырех рассмотренных здесь форм тестовых заданий, то можно отметить следующее: в последнее время предпочтение отдается открытой форме заданий, в которых вероятность отгадывания равна нулю. Но это не значит, что остальные формы не позволяют сделать хороший тест. Каждая форма имеет свои достоинства и недостатки, поэтому выбор во многом зависит от учебной дисциплины, от цели создания и применения теста, от ориентации на ручную или машинную обработку результатов и даже от приверженности к той или иной теории тестов. Все это подтверждает мысль о том, что выбор формы - процесс не менее творческий, чем создание и применение тестов.

Тестирование имеет три основных этапа:

1. проектирование и разработка (выбор) теста;

2. реализация процедуры тестирования;

3. анализ, оценка и интерпретация результатов тестирования.

Любые тесты должны быть:

  • Валидны (тест должен соответствовать критерию адекватности и действенности)

  • Достаточно сложны (тест не должен целиком состоять из простых заданий, ответ на которые очевиден)

  • Надежны (относительное постоянство, устойчивость, согласованность результатов теста при первичном и повторном его применении на одних и тех же испытуемых)

  • Объективны (независимость результатов тестирования от личных качеств лица, проводящего или оценивающего тест)

  • Репрезентативны (тест должен отражать соответствие параметров выборки, на которой разрабатывался инструмент, параметрам генеральной совокупности людей, для которых данный тест будет применяться.)

  • Достоверны ( результаты должны бать защищены от сознательных фальсификаций)

  • Научны (должны отражать реальную научную картину мира)

  • Непротиворечивы ( все данные не должны противоречить друг другу)

Многие проблемы тестирования недостаточно проработаны и эффективно исследуются в последнее время.

Использованные материалы

  1. Официальный информационный портал Государственной итоговой аттестации gia.edu.ru/

  2. Образовательный портал для подготовки к экзаменам сдамгиа.рф

  3. Сайт федерального института педагогических измерений fipi.ru

  4. Компьютерное педагогическое тестирование и тесты mytest.klyaksa.net/

  5. Шамова Т.И., Белова С.Н., Ильина И.В., Подчалимова Г.Н. и др. Современные средства оценивания результатов обучения в школе: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 192 с.

1 Дистракторы (от англ. distract - отвлечение внимания) - варианты ответов в заданиях с выбором, не являющиеся правильными решениями, но внешне близкие к правильному решению.

© 2010-2022