«Формирование элементов экологической культуры у старших дошкольников»

Дошкольный возраст— главный и ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.   Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения. Впервые в истории отечественной педагогики утверждён Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования, в котором указывается, что образовательн...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Формирование элементов экологической культуры у старших дошкольников»

Введение.

Дошкольный возраст- главный и ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и со взрослыми.

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения. Впервые в истории отечественной педагогики утверждён Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Дошкольного Образования, в котором указывается, что образовательная деятельность в дошкольных учреждениях - это деятельность, направленная на развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учётом возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей и направлена на решение задач.

Эта деятельность основана на принципах, которые определяет Стандарт Дошкольного Образования:

1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, обогащение детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования;

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в разных видах деятельности;

5) сотрудничество Организации с семьёй;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования;

9) учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Наиболее актуальным на сегодняшний день является принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником образовательных отношений.

Из этого следует, что необходимо создавать условия для развития ребёнка, открывать его возможности, развивать инициативу и творческие способности на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.

Содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования определяет Программа.

Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей и направляет на решение задач.

Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех основных образовательных областях, а именно: в сферах социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического и физического развития личности детей на фоне их эмоционального благополучия и положительного отношения к миру, к себе и к другим людям.

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

1) гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей;

2) обеспечивает эмоциональное благополучие детей;

3) способствует профессиональному развитию педагогических работников;

4) создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

5) обеспечивает открытость дошкольного образования;

6) создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Сегодня существует ряд проблем, связанных:

- с созданием развивающей предметно-образовательной среды;

- неготовностью родителей принять новые требования;

- неготовностью педагогических кадров к осознанному выбору вариативно-образовательной программы;

Для их решения в целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для:

1) профессионального развития педагогических работников, в том числе их дополнительного профессионального образования;

2) консультативной поддержки родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей.

3) организационно-методического сопровождения процесса реализации Программы, в том числе во взаимодействии со сверстниками и взрослыми.

Направление работы педагога по реализации темы «Юный эколог»


Утренний сбор

В дошкольном детстве закладываются основы личностной культуры. Начинать экологическое воспитание в дошкольном возрасте можно с прихода детей в младшую группу. Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребёнка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которым он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Взрослый является носителем экологической культуры

Процесс воспитания экологической культуры включает в себя разные виды совместной деятельности детей и взрослого, их частую смену и различные формы совмещая с игрой и творчеством. Взрослый является носителем экологической культуры. Он знакомит детей со способами общения с природой, формирует умение наблюдать окружающий мир природы и вещей, устанавливать элементарные связи и зависимости. Учит испытывать радость от осознанного взаимодействия с живыми существами, которые находятся рядом, воспитывает потребность в созидании.

Ребёнок полноценный участник образовательных отношений

Становление первоначальных основ экологической культуры - это накопление конкретных, чувственных представлений о предметах и явлениях природы, окружающих малышей, входящих в круг их жизнедеятельности. В младшем возрасте дети должны научится различать и правильно называть предметы и объекты природы, с которыми они постоянно взаимодействуют, должны познать их главные сенсорные свойства - форму, цвет, величину, а так же познать видимые составные части предметов и объектов, получить первоначальные представления о возможной деятельности с ними.

Организованная деятельность

Экологические знания - это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т.е. он сам.


Экскурсии

Экскурсии - один из видов совместной деятельности взрослого и ребёнка в процессе формирования экологической культуры. Во время экскурсии ребёнок может в естественной обстановке наблюдать явления природы, сезонные изменения, увидеть, как взрослые преобразуют природу в соответствии с требованиями жизни и как природа служит им. Преимущества экскурсий в том, что здесь дети имеют возможность видеть растения и животных в среде их обитания.

Наблюдения

Наблюдение является наиболее значимым методом при накоплении конкретных сведений о растениях, животных, явлениях неживой природы. С его помощью ребенок познает не только внешние параметры объектов (окрас, строение, запах и пр.), но и их связь со средой. Наблюдение, как метод работы с детьми чаще использую в повседневной жизни, а на занятиях обобщаем, конкретизируем знания, полученные в процессе наблюдения.

Экспериментальный центр

В воспитании экологической культуры большую роль играет сенсорный опыт детей. Поэтому воспитатель, используя различные ситуации, накапливает и расширяет его. Камни, песок, вода присутствуют в группе. Дети изучают их свойства, играют с ними, проявляют творческие качества, развивают воображение, а также мелкую моторику. В центре воды и песка дети играют: пересыпают песок из ладошки в ладошку, из совка в формочку, закапывают в него различные предметы и откапывают их, строят горки, дорожки и др.; проводят эксперименты: льют, процеживают через сито, переливают через лейки, через трубочки. Видят и понимают, какие предметы не тонут в воде и почему; из какого песка можно лепить и строить, а из какого - нет. Опыт и наблюдения повторяются, усложняются, переносятся из группы в природную среду и наоборот. Проводимые итоговые комплексные занятия дают возможность обобщить материал и оставляют яркий след в душе ребенка.

Игры

Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является дидактические игры с природным материалом. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.

Труд в природе

В совместной деятельности взрослого и детей по формированию экологической культуры широко используется труд в природе. Он имеет большое воспитательное значение в системе экологического воспитания. В процессе труда у детей формируется бережное, заботливое отношение к природе. Труд в природе создаёт благоприятные условия для сенсорного воспитания дошкольников. В процессе труда решаются и образовательные задачи. Дети получают представления об объектах труда, свойствах и качествах растений, их строении, потребностях.

Экологический центр

В решении задач по экологическому воспитанию поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные.

Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу педагога: под руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними, дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать. Поэтому уголок живой природы оказывает воспитательное значение на детей. Они становятся любознательными, добрыми, чуткими по отношению к окружающим. В процессе систематического ухода за растениями и животными, у детей появляется интерес к природе. Все это помогает воспитать гармонически развитую личность.

Связь экологического воспитания с художественно-эстетической деятельностью

Технология экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста построена на использовании персонажей широко известных народных сказок, которые хорошо знакомы детям и которые они с удовольствием слушают и обыгрывают. Использование сказочных героев вовсе не означает, что дети получают «сказочно-игрушечные» представления о природе. Как раз наоборот: задача сказочных героев - вызвать положительные эмоции и интерес к природным явлениям, помочь формированию реалистических представлений о них.

Сотрудничество с семьёй

Воспитатели значительное внимание уделяют работе с родителями. Здесь необходимо достичь полного взаимопонимания и сотрудничества.

Воспитать в детях положительное отношение к природе возможно лишь тогда, когда сами родители обладают экологической культурой. Эффект воспитания детей во многом обусловлен тем, насколько экологические ценности воспринимаются взрослыми как жизненно необходимые. Заметное влияние на воспитание ребенка оказывает уклад, уровень, качество и стиль жизни семьи. Дети очень восприимчивы к тому, что видят вокруг себя. Они ведут себя так, как окружающие их взрослые. Родители должны осознать это. Именно потому, прежде чем начать экологическую работу с детьми необходимо проинформировать родителей:

- провести родительское собрание «Экологическое воспитание старших дошкольников в детском саду»

- ознакомление родителей с работой ДОУ по экологии (открытые занятия, презентации и т.д.)

- оформление папки-передвижки по теме « Ребёнок и природа»

-предложить родителям сходить с детьми в лес на экскурсию, собрать природный материал вместе с детьми

- организовать выставку работ по теме: «Поделки из природного материала»

-предложить родителям дома провести с ребёнком поисковую деятельность экологического содержания

-предложить родителям прочитать детям художественную литературу экологического содержания.

Вывод

Так, при целенаправленном содействии и сотрудничестве детей и взрослых возможно возникновение и первичное проявление элементов экологической культуры, осознанного отношения к природе. Отношение проявляется в интересе детей к окружающему миру, желании наблюдать за происходящими явлениями. Появление экологической воспитанности это результат образовательной деятельности, на основе специфичных видов деятельности, присущих дошкольникам.

Таким образом, образовательная деятельность, построенная на содействии и сотрудничестве детей и взрослых, играет важную роль при формировании будущей личности, а знания и ценности, заложенные ребёнку в дошкольном возрасте станут определяющими факторами дальнейшей судьбы человека.


Список используемой литературы

1. О.В. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» - перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего возраста. Санкт- Петербург, 2003г.

2. С.Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду». Москва «Просвещение».2006г.

3. С.Н. Николаева «Юный эколог». Система работы в старшей группе детского сада. Москва. Мозаика-Синтез. 2010г.

4. Л.М. Потапова. Популярное пособие для педагогов и родителей «Детям о природе, экология в играх». Ярославль, 2000г.

5. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования.

© 2010-2022