Программа палаточного лагеря АвыралМБОУ СОШ с. Хонделен на 2014-2015 учебный год

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

УТВЕРЖДАЮ____________

«______»_____________2015г.

Директор МБОУ СОШ

с. Хонделен Кенден-оол В.К.


ПРОГРАММА Программа палаточного лагеря АвыралМБОУ СОШ с.Хонделен на 2014-2015 учебный год

смены «Радуга»

ПАЛАТОЧНОГО ЛАГЕРЯ «АВЫРАЛ»

МБОУ СОШ с.ХОНДЕЛЕН БАРУН-ХЕМЧИКСКОГО КОЖУУНА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Программа палаточного лагеря АвыралМБОУ СОШ с.Хонделен на 2014-2015 учебный год

Название программы:


«Солнце спрятано в каждом»






2015 г

Программа летнего палаточного краеведческо-туристического лагеря «Авырал» МБОУ СОШ с.Хонделен

Барун-Хемчикского кожууна на 2015 г.

Название программы - «Солнце спрятано в каждом».

Актуальность программы.

Деятельность летнего палаточного краеведческо-туристического лагеря «Авырал» группы №1 «Радуга» во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению малой родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.

Для педагогов летний палаточный лагерь - прекрасная возможность лучше узнать своих воспитанников, познакомиться с их миром, проблемами и увлечениями.

Интересно наблюдать, как мальчишки и девчонки, которые ещё вчера бегали по школьным коридорам «сломя голову», становятся взрослыми и степенными, терпеливо объясняют новичкам, где лучше выбрать место для палатки, почему нельзя держать в своей палатке продукты (печенье, сухарики). В начале новичков пугает всё: отсутствие телевизоров, компьютеров, шорохи ночного леса. Но это всё быстро проходит. Проходит неделя, и воспитанники уже совсем другими глазами смотрят на окружающий мир. Оказывается, что можно замечательно и интересно жить и без телевизора и компьютера. Появляется уверенность в собственных силах от самых обычных вещей: от приготовленного обеда на костре, от пережитой в палатке сильной грозы.

В летнем палаточном лагере ребенок учится быть самостоятельным, ведь там нет уборщиц, родителей, бабушек и дедушек. Всю работу надо делать самим. Да и лентяев такой лагерь не терпит. Оставишь костер без дров, значит, все будут без обеда. Жизнь в природе диктует свои правила поведения.

Добрая атмосфера взаимовыручки, азарт в решении повседневных проблем, увлеченность общим делом, интерес к жизни палаточного лагеря втягивает любых, даже самых неподдающихся детей из неблагополучных семей. Просто на них действует совершенно новая обстановка , которые чувствуют себя очень уверенно в любых, даже экстремальных ситуациях.

Цель программы:

-создание условий для эффективного развития личности в условиях палаточного лагеря, создание благоприятных условий для привлечения детей к систематическим занятиям физкультурой и спортом, укрепление физического и психологического здоровья, организации активного отдыха, расширения и углубления знаний по туризму, получения навыков жизни в полевых условиях, развития интересов учащихся к туризму и краеведению.

Задачи:

-воспитание экологической культуры;

-снижение ситуативной и личностной тревожности отдельной личности в условиях экстремального проживания;

-развитие толерантности по отношению к разным участникам лагеря и гостям лагеря;

-развитие креативности путем привлечения к выполнению различных творческих заданий;

- поиск новых форм привлечения детей к различным видам творчества, привития первичных знаний, умений и навыков при адаптации в условиях природной среды, развития коллективно-творческого мышления, инициативы, самоуправления, самостоятельности и сотрудничество с педагогическим составом;

- приобщение детей к спорту и туризму, способствовать укреплению физического и психологического здоровья детей;

- организация активного отдыха и получение детьми навыков жизни в природных условиях;

- закрепление приобретенных основных знаний о своем крае;

- патриотическое воспитание детей;

- воспитание нравственных и волевых качеств.

Новизна программы состоит в сочетании оздоровительных, образовательных, природоохранных и социально значимых мероприятий в период работы летнего палаточного лагеря.

Направленность программы:

Летний палаточный краеведческо-туристический лагерь «Авырал» группы №1 «Радуга» проводится для учащихся 7-11 классов (15 человек), имеющих медицинский допуск.

Работа летнего палаточного эколого-туристического лагеря «Авырал» группы №1 «Радуга» строится во 2 смену 7 дней .

Место расположения лагеря- Республика Тыва, Барун-Хемчикский район, с.Хонделен, м. Калбак-Доргун-Аксы

Лагерь организуется согласно приказу директора школы « Об организации палаточного лагеря» и в рамках реализации программы школы по духовно-нравственному , патриотическому, экологическому воспитанию обучающихся и воспитанию здорового образа жизни.


Механизм реализации программы.


Подготовительный этап:

- разработка программы летнего палаточного эколого-туристического лагеря «Авырал» группы №1 «Радуга» с 7 -дневным пребыванием детей;

- создание материальной методической базы для реализации программы;

- обучение педагогического состава;

Организационный этап:

- заезд;

- открытие смены;

- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря, игровое знакомство участников смены.

Основной этап:

- реализация основных принципов и задач профильной смены;

- включение подростков в различные виды коллективно-творческой деятельности;

- проведение тематических дней.

Итоговый этап:

- анализ качественных изменений, произошедших с участниками смены;

- внесение предложений по дальнейшему развитию программы лагеря.

Аналитический этап:

- итоговый сбор сотрудников лагеря;

- выработка перспектив развития программы;

- подготовка материалов для предоставления на конкурс вариативных программ.

Содержание программы:

Программа представляет сочетание разнообразных инновационных и уже апробированных методик по детскому движению, элементов психологического тренинга, коллективно-творческих игр, практических занятий, дискуссий, туристско-спортивных соревнований и туристических эстафет.

Обучение осуществляется по принципу теория - практика, то есть все теоретические знания участники программы в этот же день закрепляют на практике.

Принципы деятельности лагеря:

1. Принципы самореализации подростков в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха, поощрение достигнутого.

2. Принцип включённости подростков в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня; предоставления возможности и право отстаивать своё мнение.

3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, созданий ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

4. Принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий с трудовой деятельностью подростков предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня; активное участие подростков во всех видах деятельности.

Характер программы: экологическая, туристско-спортивная, досуговая, развивающая.

Образовательный блок.

Обучающие занятия дают участникам смены необходимый теоретический материал для успешной работы в органах детского самоуправления. Занятия проводятся до обеда. По два занятия продолжительностью 40 минут.

Темы занятий объединены по следующим направлениям:

1. Школа юного туриста-краеведа:

- обучение туристическому быту, видам выживания в природных условиях;

- изучение окружающей флоры и фауны;

- изучение истории родного края;

- экологическое воспитание.

2. Рождение Лидера:

- искусство публичных выступлений - психологические основы, приемы и практика;

- методика организации коллективно-творческих дел;

- теория и практика работы в коллективе;

- стили руководства;

- нормативно-правовые документы детского актива и детского движения

- разнообразие детских общественных объединений и тенденции их развития.

3. Путь к общению:

- культура общения - умение слушать и говорить, правила хорошего тона;

- алгоритм действий для достижения социального успеха через эффективные средства общения;

4. Игра - дело серьезное:

- методика проведения игр;

- ведение мероприятий и конкурсов;

- уроки развития речи.

Оздоровительно-досуговый блок.

Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем палаточном лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу летнего палаточного краеведческо-туристического палаточного лагеря «Авырал» группы №1«Радуга» включены следующие мероприятия:

- утренняя гимнастика;

- ежедневные закаливающие процедуры (утренняя пробежка);

- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);

- организация купания;

- организация ежедневных и пешеходных экскурсий;

- постоянное пребывание на свежем воздухе;

- физический труд в рамках самообслуживания (заготовка дров, помощь на кухне и т.д.);

Общественно-полезная работа:

В программу введены мероприятия, целью которых являются воспитание доброты и порядочности, нравственных качеств, воспитание в детях любви к Родине, умения понимать и ценить природу, уважать труд других людей. Это:

- уборка территории лагеря;

- санитарная очистка леса;

- очистка водоохраной территории;

- уборка территории перед отъездом.

Работа по созданию коллектива:

- открытие смены лагеря;

- линейки;

- проведение общелагерных мероприятий

- закрытие смены, прощальный костер.

Психологическая работа.

Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей проводятся:

- коммуникативные игры;

- встреча у костра.

Досуговые мероприятия:

- Творческие конкурсы;

-Экскурсии;

- Интеллектуальные игры;

- Игры, используемые в неблагоприятных погодных условиях;

-конкурсы

Спортивно-туристические мероприятия:

- Спортивно-туристическая эстафета «Мы туристы»;

Кадровое обеспечение летнего палаточного краеведческо-туристического лагеря «Авырал» группы №1 «Радуга».

Подбор начальника лагеря, воспитателя, медицинского работника, вспомогательного персонала осуществляет администрация МБОУ СОШ с.Хонделен. Весь персонал допускается к работе в лагере только после прохождения медицинского осмотра и инструктажа по охране жизни и здоровья детей.

Должностные обязанности начальника лагеря:

Начальник палаточного лагеря назначается приказом директора школы МБОУ СОШ с.Хонделен.

Начальник палаточного лагеря:

- планирует, организует и контролирует образовательный процесс, отвечает за качество и эффективность работы палаточного лагеря;

- утверждает программу профильной смены;

- оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;

- обеспечивает материально-техническое оснащение лагеря, руководит установкой и снятием лагеря;

- несет ответственность за жизнь и здоровье детей и работников во время работы палаточного лагеря, соблюдение норма охраны труда и техники безопасности;

- осуществляет расстановку кадров, распределение должностных обязанностей;

- распоряжается имуществом палаточного лагеря и обеспечивает рациональное использование финансовых средств;

- несет ответственность за свою деятельность перед администрацией МБОУ СОШ с.Хонделен.

- ведет документацию.

Должностные обязанности медицинского работника:

- систематически наблюдает за состоянием здоровья детей;

- проводит ежедневно амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи заболевшим; активно выявляет заболевших детей, своевременно их изолирует; при возникновении несчастных случаев оказывает первую медицинскую помощь и осуществляет транспортировку в ближайший стационар;

- осуществляет контроль за организацией питания детей; качеством поступающих продуктов, условиями их хранения, соблюдения сроков реализации, технологией приготовления, качеством готовой пищи, санитарным состоянием пищеблока, мытьём посуды;

- осуществляет систематический контроль за санитарным состоянием в палаточном лагере, за соблюдением привил личной гигиены детьми и персоналом;

- принимает активное участие в организации здоровья, физкультурно-оздоровительных мероприятиях;

- осуществляет медицинский контроль:

- за организацией физического воспитания детей, за состоянием и содержанием мест занятий физической культурой;

- наблюдает за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола и состояния здоровья детей;

- осуществляет систематический контроль за проведением оздоровительных мероприятий, в том числе закаливающих процедур - воздушные и солнечные ванны и др.;

- участвует в подготовке прогулок, экскурсий (осмотр детей, ознакомление с маршрутом, местами отдыха, проверка одежды, обуви, наличия головных уборов, санитарной сумки), проводит беседы о режиме в походе;

- ведет медицинскую документацию.

Должностные обязанности вожатого:

- осуществляет воспитательную деятельность по плану лагеря:

- проводит мероприятия;

- следит за соблюдением режима дня, правил безопасного поведения. правил пожарной безопасности;

- несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в лагере.

- осуществляет физкультурно-оздоровительную работу в лагере, согласуется с врачом и предусматривает следующие мероприятия: утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут на открытом воздухе: закаливание и другие процедуры; групповые занятия физкультурой; общелагерные и отрядные прогулки, экскурсии и походы; спортивные соревнования и праздники;

- обеспечивает подготовку и проведение туристско-спортивных мероприятий;

- отвечает за жизнь и здоровье детей во время купания;

- несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время пребывания в лагере.

Должностные обязанности повара :

- обеспечивает своевременное и качественное приготовление пищи для детей и сотрудников лагеря;

- несет материальную ответственность за кухонный инвентарь;

- организует мытье посуды.

Предполагаемые результаты выполнения программы:

Социальный:

- участниками программы успешно освоены навыки коммуникативного общения, для выработки механизмов снижения социально - психологической напряженности в межличностных отношениях; рефлексии деятельности окружающих и собственного поведения;

- приобретён положительный опыт самоуправления при организации

жизнедеятельности детского коллектива;

- повышение у детей активной гражданской позиции;

- выработано чувства патриотизма;

- развито чувство уважение к родной природе;

- выработана потребность в дальнейшем проявлении творческого, деятельного коллективизма в объединении, классе, школе.

Образовательный:

- расширен диапазон знаний, умений и навыков в области туризма и краеведения и в различных областях деятельности;

- использована возможность для творческой самореализации в предлагаемых видах деятельности.

- повысился интерес к творческой и интеллектуально-познавательной деятельности.

Культурный:

- воспитанники получили и реализовали возможность для укрепления психологического, физического и духовно-нравственного здоровья;

- воспитанники пришли к выводу о несении личной ответственности за выбор здорового образа жизни;

- приобретён опыт коллективного общения на основе культурных норм проживания и различных видов деятельности;

- была выработана потребность в дальнейшем проявлении творческого, деятельного коллективизма в классе, школе.





Программа палаточного лагеря АвыралМБОУ СОШ с.Хонделен на 2014-2015 учебный год



«Солнце спрятано в каждом»

































План-сетка группы №1 «Радуга»Программа палаточного лагеря АвыралМБОУ СОШ с.Хонделен на 2014-2015 учебный годПрограмма палаточного лагеря АвыралМБОУ СОШ с.Хонделен на 2014-2015 учебный год

палаточного лагеря «Авырал»

при МБОУ СОШ

с.Хонделен в 2015 г





1-й день.

День знакомства


Отъезд из с.Хонделен.

По дороге экскурсия в м.Калбак-Доргун

Информационная линейка.

Ознакомление с режимом работы лагеря .

Инструктаж по индивидуальной и групповой безопасности.

Расселение, получение инвентаря.


Обед

Подготовка к открытию лагеря

Ужин

Праздник «Улыбка с сюрпризом»

Разучивание гимна палаточного лагеря

«Авырал» группы №1 «Радуга»

Второй ужин

Вечерний костер.

Открытие лагеря

Отбой

















План-сетка группы №1 «Радуга»Программа палаточного лагеря АвыралМБОУ СОШ с.Хонделен на 2014-2015 учебный годПрограмма палаточного лагеря АвыралМБОУ СОШ с.Хонделен на 2014-2015 учебный год

палаточного лагеря «Авырал»

при МБОУ СОШ

с.Хонделен в 2015 г



2 день.

Спортивный день

Подъем

Зарядка

Утренняя линейка

Завтрак

Акция «Чистая территория»


Минутка здоровья.

«Помощь при укусах насекомых»


Спортивно-поисковая игра «Зарница»


Обед

Тихий час

Полдник


Конкурс выразительного чтения «Мы были в гостях у писателя…»

( посвященному к 80-летию писателя

О.О.Сувакпит «Ыылар»)

Ужин

Спортивные подвижные игры

Второй ужин

Вечерняя линейка, подготовка ко сну

Отбой







План-сетка группы №1 «Радуга»Программа палаточного лагеря АвыралМБОУ СОШ с.Хонделен на 2014-2015 учебный годПрограмма палаточного лагеря АвыралМБОУ СОШ с.Хонделен на 2014-2015 учебный год

палаточного лагеря «Авырал»

при МБОУ СОШ

с.Хонделен в 2015 г



3-й день

День традиций

Подъем

Зарядка

Утренняя линейка

Уборка в палатках

Завтрак

Минутка здоровья.

«Смех полезен для здоровья»


1. Экскурсия в аржаан «Ногаан-Хол».

Беседа «Аржаанче кирериниё чуруму»

2.Обряд «Сан-салыры».

3. В дороге сбор лекарственных растений


Приготовление обеда на аржаане

Верховая езда на лошадях.

Беседа «Чугурук аътты соодары».


Полдник


Составление словарика «Аъттыё =ё-ч\з\н\»


Ужин

Помощь в чабанской стоянке

Второй ужин

Вечерняя линейка, подготовка ко сну

Отбой

План-сетка группы №1 «Радуга»Программа палаточного лагеря АвыралМБОУ СОШ с.Хонделен на 2014-2015 учебный годПрограмма палаточного лагеря АвыралМБОУ СОШ с.Хонделен на 2014-2015 учебный год

палаточного лагеря «Авырал»

при МБОУ СОШ

с.Хонделен в 2015 г





4-й день.

День неожиданностей

День начинается с дискотеки,

затем все приглашаются на «Ужин».

Подготовка вечернего представления «Странное шоу».

Конкурс причесок

Минутка здоровья.

«Правила личной гигиены»


1.Разучивание песен о растениях, о природе

2.Викторина, посвященная к юбилею Героя России,

Сергей Кужугетовича Шойгу

Кружок «Золотые руки»

Обед

Тихий час

Полдник



Спортивная эстафета

Свободное время

Завтрак

День заканчивается утренней зарядкой и линейкой

Второй ужин

Подготовка ко сну

Отбой







План-сетка группы №1 «Радуга»Программа палаточного лагеря АвыралМБОУ СОШ с.Хонделен на 2014-2015 учебный годПрограмма палаточного лагеря АвыралМБОУ СОШ с.Хонделен на 2014-2015 учебный год

палаточного лагеря «Авырал»

при МБОУ СОШ

с.Хонделен в 2015 г





5-й день

День творчества

Подъем

Зарядка

Утренняя линейка

Уборка в палатках

Завтрак

Минутка здоровья

«Первая помощь при ожогах»

Творческие работы учащихся

Кружок «Тыва дылым-мерген дылым»

1.«Сылдысчыгаш» солунче материал белеткээри

2.Лагерьнин солунун ундуреринге материал белеткээри


Обед

Тихий час

Полдник


Конкурс знатоков

«Что,где,когда»

Ужин

Час чтения в палатках «Читай всегда, читай везде!».

Конкурс техники чтения.

Второй ужин

Вечерняя линейка, подготовка ко сну

Отбой











План-сетка группы №1 «Радуга»Программа палаточного лагеря АвыралМБОУ СОШ с.Хонделен на 2014-2015 учебный годПрограмма палаточного лагеря АвыралМБОУ СОШ с.Хонделен на 2014-2015 учебный год

палаточного лагеря «Авырал»

при МБОУ СОШ

с.Хонделен в 2015 г



6-й день

День умных, веселых, находчивых

Подъем

Зарядка

Утренняя линейка

Уборка в палатках

Завтрак

Минутка здоровья

«О кишечных заболеваниях»

«Литературный дилижанс Даля»

посвященному году Литературы


Обед

Тихий час

Полдник


Веселая викторина «Самый, самое, самый…»


Ужин

Свободное время.

Творческие работы, игры в палатках, свежем воздухе. Отгадывание кроссвордов, ребусов

Ответственные: Самоуправления учащихся

Костер дружбы

Второй ужин

Отбой









План-сетка группы №1 «Радуга»Программа палаточного лагеря АвыралМБОУ СОШ с.Хонделен на 2014-2015 учебный годПрограмма палаточного лагеря АвыралМБОУ СОШ с.Хонделен на 2014-2015 учебный год

палаточного лагеря «Авырал»

при МБОУ СОШ

с.Хонделен в 2015 г



7-й день

Подъем

Зарядка

Утренняя линейка

Флешмоб «Мы дети Тувы»

Завтрак

Закрытие лагеря

  1. Подведение итогов отдыха в лагере.

  2. Награждение.

Обед

Заъезд в с.Хонделен

Список используемой литературы.

  1. Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. - М.: Педагогическое общество России, 2012.

  2. Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2011.

  3. Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.

  4. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2009 г.

  5. Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства \ авт.-сост. А.А.Маслов.- Волгоград: Учитель, 2007.- 237 с.

  6. «Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других».-М.: АСТ-Пресс-книга, 2003 г.

19


© 2010-2022