- Преподавателю
- Другое
- Программа палаточного лагеря АвыралМБОУ СОШ с. Хонделен на 2014-2015 учебный год
Программа палаточного лагеря АвыралМБОУ СОШ с. Хонделен на 2014-2015 учебный год
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Ооржак С.К. |
Дата | 04.01.2016 |
Формат | docx |
Изображения | Есть |
УТВЕРЖДАЮ____________
«______»_____________2015г.
Директор МБОУ СОШ
с. Хонделен Кенден-оол В.К.
ПРОГРАММА
смены «Радуга»
ПАЛАТОЧНОГО ЛАГЕРЯ «АВЫРАЛ»
МБОУ СОШ с.ХОНДЕЛЕН БАРУН-ХЕМЧИКСКОГО КОЖУУНА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА
Название программы:
«Солнце спрятано в каждом»
2015 г
Программа летнего палаточного краеведческо-туристического лагеря «Авырал» МБОУ СОШ с.Хонделен
Барун-Хемчикского кожууна на 2015 г.
Название программы - «Солнце спрятано в каждом».
Актуальность программы.
Деятельность летнего палаточного краеведческо-туристического лагеря «Авырал» группы №1 «Радуга» во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению малой родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
Для педагогов летний палаточный лагерь - прекрасная возможность лучше узнать своих воспитанников, познакомиться с их миром, проблемами и увлечениями.
Интересно наблюдать, как мальчишки и девчонки, которые ещё вчера бегали по школьным коридорам «сломя голову», становятся взрослыми и степенными, терпеливо объясняют новичкам, где лучше выбрать место для палатки, почему нельзя держать в своей палатке продукты (печенье, сухарики). В начале новичков пугает всё: отсутствие телевизоров, компьютеров, шорохи ночного леса. Но это всё быстро проходит. Проходит неделя, и воспитанники уже совсем другими глазами смотрят на окружающий мир. Оказывается, что можно замечательно и интересно жить и без телевизора и компьютера. Появляется уверенность в собственных силах от самых обычных вещей: от приготовленного обеда на костре, от пережитой в палатке сильной грозы.
В летнем палаточном лагере ребенок учится быть самостоятельным, ведь там нет уборщиц, родителей, бабушек и дедушек. Всю работу надо делать самим. Да и лентяев такой лагерь не терпит. Оставишь костер без дров, значит, все будут без обеда. Жизнь в природе диктует свои правила поведения.
Добрая атмосфера взаимовыручки, азарт в решении повседневных проблем, увлеченность общим делом, интерес к жизни палаточного лагеря втягивает любых, даже самых неподдающихся детей из неблагополучных семей. Просто на них действует совершенно новая обстановка , которые чувствуют себя очень уверенно в любых, даже экстремальных ситуациях.
Цель программы:
-создание условий для эффективного развития личности в условиях палаточного лагеря, создание благоприятных условий для привлечения детей к систематическим занятиям физкультурой и спортом, укрепление физического и психологического здоровья, организации активного отдыха, расширения и углубления знаний по туризму, получения навыков жизни в полевых условиях, развития интересов учащихся к туризму и краеведению.
Задачи:
-воспитание экологической культуры;
-снижение ситуативной и личностной тревожности отдельной личности в условиях экстремального проживания;
-развитие толерантности по отношению к разным участникам лагеря и гостям лагеря;
-развитие креативности путем привлечения к выполнению различных творческих заданий;
- поиск новых форм привлечения детей к различным видам творчества, привития первичных знаний, умений и навыков при адаптации в условиях природной среды, развития коллективно-творческого мышления, инициативы, самоуправления, самостоятельности и сотрудничество с педагогическим составом;
- приобщение детей к спорту и туризму, способствовать укреплению физического и психологического здоровья детей;
- организация активного отдыха и получение детьми навыков жизни в природных условиях;
- закрепление приобретенных основных знаний о своем крае;
- патриотическое воспитание детей;
- воспитание нравственных и волевых качеств.
Новизна программы состоит в сочетании оздоровительных, образовательных, природоохранных и социально значимых мероприятий в период работы летнего палаточного лагеря.
Направленность программы:
Летний палаточный краеведческо-туристический лагерь «Авырал» группы №1 «Радуга» проводится для учащихся 7-11 классов (15 человек), имеющих медицинский допуск.
Работа летнего палаточного эколого-туристического лагеря «Авырал» группы №1 «Радуга» строится во 2 смену 7 дней .
Место расположения лагеря- Республика Тыва, Барун-Хемчикский район, с.Хонделен, м. Калбак-Доргун-Аксы
Лагерь организуется согласно приказу директора школы « Об организации палаточного лагеря» и в рамках реализации программы школы по духовно-нравственному , патриотическому, экологическому воспитанию обучающихся и воспитанию здорового образа жизни.
Механизм реализации программы.
Подготовительный этап:
- разработка программы летнего палаточного эколого-туристического лагеря «Авырал» группы №1 «Радуга» с 7 -дневным пребыванием детей;
- создание материальной методической базы для реализации программы;
- обучение педагогического состава;
Организационный этап:
- заезд;
- открытие смены;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря, игровое знакомство участников смены.
Основной этап:
- реализация основных принципов и задач профильной смены;
- включение подростков в различные виды коллективно-творческой деятельности;
- проведение тематических дней.
Итоговый этап:
- анализ качественных изменений, произошедших с участниками смены;
- внесение предложений по дальнейшему развитию программы лагеря.
Аналитический этап:
- итоговый сбор сотрудников лагеря;
- выработка перспектив развития программы;
- подготовка материалов для предоставления на конкурс вариативных программ.
Содержание программы:
Программа представляет сочетание разнообразных инновационных и уже апробированных методик по детскому движению, элементов психологического тренинга, коллективно-творческих игр, практических занятий, дискуссий, туристско-спортивных соревнований и туристических эстафет.
Обучение осуществляется по принципу теория - практика, то есть все теоретические знания участники программы в этот же день закрепляют на практике.
Принципы деятельности лагеря:
1. Принципы самореализации подростков в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха, поощрение достигнутого.
2. Принцип включённости подростков в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня; предоставления возможности и право отстаивать своё мнение.
3. Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, созданий ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.
4. Принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий с трудовой деятельностью подростков предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня; активное участие подростков во всех видах деятельности.
Характер программы: экологическая, туристско-спортивная, досуговая, развивающая.
Образовательный блок.
Обучающие занятия дают участникам смены необходимый теоретический материал для успешной работы в органах детского самоуправления. Занятия проводятся до обеда. По два занятия продолжительностью 40 минут.
Темы занятий объединены по следующим направлениям:
1. Школа юного туриста-краеведа:
- обучение туристическому быту, видам выживания в природных условиях;
- изучение окружающей флоры и фауны;
- изучение истории родного края;
- экологическое воспитание.
2. Рождение Лидера:
- искусство публичных выступлений - психологические основы, приемы и практика;
- методика организации коллективно-творческих дел;
- теория и практика работы в коллективе;
- стили руководства;
- нормативно-правовые документы детского актива и детского движения
- разнообразие детских общественных объединений и тенденции их развития.
3. Путь к общению:
- культура общения - умение слушать и говорить, правила хорошего тона;
- алгоритм действий для достижения социального успеха через эффективные средства общения;
4. Игра - дело серьезное:
- методика проведения игр;
- ведение мероприятий и конкурсов;
- уроки развития речи.
Оздоровительно-досуговый блок.
Основополагающими идеями в работе с детьми в летнем палаточном лагере является сохранение и укрепление здоровья детей, поэтому в программу летнего палаточного краеведческо-туристического палаточного лагеря «Авырал» группы №1«Радуга» включены следующие мероприятия:
- утренняя гимнастика;
- ежедневные закаливающие процедуры (утренняя пробежка);
- принятие солнечных и воздушных ванн (в течение всего времени пребывания в лагере в светлое время суток);
- организация купания;
- организация ежедневных и пешеходных экскурсий;
- постоянное пребывание на свежем воздухе;
- физический труд в рамках самообслуживания (заготовка дров, помощь на кухне и т.д.);
Общественно-полезная работа:
В программу введены мероприятия, целью которых являются воспитание доброты и порядочности, нравственных качеств, воспитание в детях любви к Родине, умения понимать и ценить природу, уважать труд других людей. Это:
- уборка территории лагеря;
- санитарная очистка леса;
- очистка водоохраной территории;
- уборка территории перед отъездом.
Работа по созданию коллектива:
- открытие смены лагеря;
- линейки;
- проведение общелагерных мероприятий
- закрытие смены, прощальный костер.
Психологическая работа.
Для повышения воспитательного эффекта программы и развития коммуникативных способностей проводятся:
- коммуникативные игры;
- встреча у костра.
Досуговые мероприятия:
- Творческие конкурсы;
-Экскурсии;
- Интеллектуальные игры;
- Игры, используемые в неблагоприятных погодных условиях;
-конкурсы
Спортивно-туристические мероприятия:
- Спортивно-туристическая эстафета «Мы туристы»;
Кадровое обеспечение летнего палаточного краеведческо-туристического лагеря «Авырал» группы №1 «Радуга».
Подбор начальника лагеря, воспитателя, медицинского работника, вспомогательного персонала осуществляет администрация МБОУ СОШ с.Хонделен. Весь персонал допускается к работе в лагере только после прохождения медицинского осмотра и инструктажа по охране жизни и здоровья детей.
Должностные обязанности начальника лагеря:
Начальник палаточного лагеря назначается приказом директора школы МБОУ СОШ с.Хонделен.
Начальник палаточного лагеря:
- планирует, организует и контролирует образовательный процесс, отвечает за качество и эффективность работы палаточного лагеря;
- утверждает программу профильной смены;
- оформляет необходимые документы на открытие и функционирование лагеря;
- обеспечивает материально-техническое оснащение лагеря, руководит установкой и снятием лагеря;
- несет ответственность за жизнь и здоровье детей и работников во время работы палаточного лагеря, соблюдение норма охраны труда и техники безопасности;
- осуществляет расстановку кадров, распределение должностных обязанностей;
- распоряжается имуществом палаточного лагеря и обеспечивает рациональное использование финансовых средств;
- несет ответственность за свою деятельность перед администрацией МБОУ СОШ с.Хонделен.
- ведет документацию.
Должностные обязанности медицинского работника:
- систематически наблюдает за состоянием здоровья детей;
- проводит ежедневно амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи заболевшим; активно выявляет заболевших детей, своевременно их изолирует; при возникновении несчастных случаев оказывает первую медицинскую помощь и осуществляет транспортировку в ближайший стационар;
- осуществляет контроль за организацией питания детей; качеством поступающих продуктов, условиями их хранения, соблюдения сроков реализации, технологией приготовления, качеством готовой пищи, санитарным состоянием пищеблока, мытьём посуды;
- осуществляет систематический контроль за санитарным состоянием в палаточном лагере, за соблюдением привил личной гигиены детьми и персоналом;
- принимает активное участие в организации здоровья, физкультурно-оздоровительных мероприятиях;
- осуществляет медицинский контроль:
- за организацией физического воспитания детей, за состоянием и содержанием мест занятий физической культурой;
- наблюдает за правильным проведением мероприятий по физической культуре в зависимости от пола и состояния здоровья детей;
- осуществляет систематический контроль за проведением оздоровительных мероприятий, в том числе закаливающих процедур - воздушные и солнечные ванны и др.;
- участвует в подготовке прогулок, экскурсий (осмотр детей, ознакомление с маршрутом, местами отдыха, проверка одежды, обуви, наличия головных уборов, санитарной сумки), проводит беседы о режиме в походе;
- ведет медицинскую документацию.
Должностные обязанности вожатого:
- осуществляет воспитательную деятельность по плану лагеря:
- проводит мероприятия;
- следит за соблюдением режима дня, правил безопасного поведения. правил пожарной безопасности;
- несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в лагере.
- осуществляет физкультурно-оздоровительную работу в лагере, согласуется с врачом и предусматривает следующие мероприятия: утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут на открытом воздухе: закаливание и другие процедуры; групповые занятия физкультурой; общелагерные и отрядные прогулки, экскурсии и походы; спортивные соревнования и праздники;
- обеспечивает подготовку и проведение туристско-спортивных мероприятий;
- отвечает за жизнь и здоровье детей во время купания;
- несет ответственность за жизнь и здоровье детей во время пребывания в лагере.
Должностные обязанности повара :
- обеспечивает своевременное и качественное приготовление пищи для детей и сотрудников лагеря;
- несет материальную ответственность за кухонный инвентарь;
- организует мытье посуды.
Предполагаемые результаты выполнения программы:
Социальный:
- участниками программы успешно освоены навыки коммуникативного общения, для выработки механизмов снижения социально - психологической напряженности в межличностных отношениях; рефлексии деятельности окружающих и собственного поведения;
- приобретён положительный опыт самоуправления при организации
жизнедеятельности детского коллектива;
- повышение у детей активной гражданской позиции;
- выработано чувства патриотизма;
- развито чувство уважение к родной природе;
- выработана потребность в дальнейшем проявлении творческого, деятельного коллективизма в объединении, классе, школе.
Образовательный:
- расширен диапазон знаний, умений и навыков в области туризма и краеведения и в различных областях деятельности;
- использована возможность для творческой самореализации в предлагаемых видах деятельности.
- повысился интерес к творческой и интеллектуально-познавательной деятельности.
Культурный:
- воспитанники получили и реализовали возможность для укрепления психологического, физического и духовно-нравственного здоровья;
- воспитанники пришли к выводу о несении личной ответственности за выбор здорового образа жизни;
- приобретён опыт коллективного общения на основе культурных норм проживания и различных видов деятельности;
- была выработана потребность в дальнейшем проявлении творческого, деятельного коллективизма в классе, школе.
«Солнце спрятано в каждом»
План-сетка группы №1 «Радуга»
палаточного лагеря «Авырал»
при МБОУ СОШ
с.Хонделен в 2015 г
-
1-й день.
День знакомства
Отъезд из с.Хонделен.
По дороге экскурсия в м.Калбак-Доргун
Информационная линейка.
Ознакомление с режимом работы лагеря .
Инструктаж по индивидуальной и групповой безопасности.
Расселение, получение инвентаря.
Обед
Подготовка к открытию лагеря
Ужин
Праздник «Улыбка с сюрпризом»
Разучивание гимна палаточного лагеря
«Авырал» группы №1 «Радуга»
Второй ужин
Вечерний костер.
Открытие лагеря
Отбой
План-сетка группы №1 «Радуга»
палаточного лагеря «Авырал»
при МБОУ СОШ
с.Хонделен в 2015 г
-
2 день.
Спортивный день
Подъем
Зарядка
Утренняя линейка
Завтрак
Акция «Чистая территория»
Минутка здоровья.
«Помощь при укусах насекомых»
Спортивно-поисковая игра «Зарница»
Обед
Тихий час
Полдник
Конкурс выразительного чтения «Мы были в гостях у писателя…»
( посвященному к 80-летию писателя
О.О.Сувакпит «Ыылар»)
Ужин
Спортивные подвижные игры
Второй ужин
Вечерняя линейка, подготовка ко сну
Отбой
План-сетка группы №1 «Радуга»
палаточного лагеря «Авырал»
при МБОУ СОШ
с.Хонделен в 2015 г
-
3-й день
День традиций
Подъем
Зарядка
Утренняя линейка
Уборка в палатках
Завтрак
Минутка здоровья.
«Смех полезен для здоровья»
1. Экскурсия в аржаан «Ногаан-Хол».
Беседа «Аржаанче кирериниё чуруму»
2.Обряд «Сан-салыры».
3. В дороге сбор лекарственных растений
Приготовление обеда на аржаане
Верховая езда на лошадях.
Беседа «Чугурук аътты соодары».
Полдник
Составление словарика «Аъттыё =ё-ч\з\н\»
Ужин
Помощь в чабанской стоянке
Второй ужин
Вечерняя линейка, подготовка ко сну
Отбой
План-сетка группы №1 «Радуга»
палаточного лагеря «Авырал»
при МБОУ СОШ
с.Хонделен в 2015 г
-
4-й день.
День неожиданностей
День начинается с дискотеки,
затем все приглашаются на «Ужин».
Подготовка вечернего представления «Странное шоу».
Конкурс причесок
Минутка здоровья.
«Правила личной гигиены»
1.Разучивание песен о растениях, о природе
2.Викторина, посвященная к юбилею Героя России,
Сергей Кужугетовича Шойгу
Кружок «Золотые руки»
Обед
Тихий час
Полдник
Спортивная эстафета
Свободное время
Завтрак
День заканчивается утренней зарядкой и линейкой
Второй ужин
Подготовка ко сну
Отбой
План-сетка группы №1 «Радуга»
палаточного лагеря «Авырал»
при МБОУ СОШ
с.Хонделен в 2015 г
-
5-й день
День творчества
Подъем
Зарядка
Утренняя линейка
Уборка в палатках
Завтрак
Минутка здоровья
«Первая помощь при ожогах»
Творческие работы учащихся
Кружок «Тыва дылым-мерген дылым»
1.«Сылдысчыгаш» солунче материал белеткээри
2.Лагерьнин солунун ундуреринге материал белеткээри
Обед
Тихий час
Полдник
Конкурс знатоков
«Что,где,когда»
Ужин
Час чтения в палатках «Читай всегда, читай везде!».
Конкурс техники чтения.
Второй ужин
Вечерняя линейка, подготовка ко сну
Отбой
План-сетка группы №1 «Радуга»
палаточного лагеря «Авырал»
при МБОУ СОШ
с.Хонделен в 2015 г
-
6-й день
День умных, веселых, находчивых
Подъем
Зарядка
Утренняя линейка
Уборка в палатках
Завтрак
Минутка здоровья
«О кишечных заболеваниях»
«Литературный дилижанс Даля»
посвященному году Литературы
Обед
Тихий час
Полдник
Веселая викторина «Самый, самое, самый…»
Ужин
Свободное время.
Творческие работы, игры в палатках, свежем воздухе. Отгадывание кроссвордов, ребусов
Ответственные: Самоуправления учащихся
Костер дружбы
Второй ужин
Отбой
План-сетка группы №1 «Радуга»
палаточного лагеря «Авырал»
при МБОУ СОШ
с.Хонделен в 2015 г
-
7-й день
Подъем
Зарядка
Утренняя линейка
Флешмоб «Мы дети Тувы»
Завтрак
Закрытие лагеря
-
Подведение итогов отдыха в лагере.
-
Награждение.
Обед
Заъезд в с.Хонделен
-
Список используемой литературы.
-
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. - М.: Педагогическое общество России, 2012.
-
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2011.
-
Нещерет Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии», 2006.
-
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. С.И.Лобачева.Москва: ВАКО, 2009 г.
-
Портфель вожатого: сценарии мероприятий; программы организации отдыха детей; практические материалы по овладению опытом вожатского мастерства \ авт.-сост. А.А.Маслов.- Волгоград: Учитель, 2007.- 237 с.
-
«Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других».-М.: АСТ-Пресс-книга, 2003 г.
19