• Преподавателю
  • Другое
  • Методический материал Роль электронно-образовательных ресурсов в деятельности учителя школы-интерната для лиц с ОВЗ

Методический материал Роль электронно-образовательных ресурсов в деятельности учителя школы-интерната для лиц с ОВЗ

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

КС(К)ОУ "Шумерлинская специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат" Минобразования Чувашии



Доклад на тему

«Роль электронно-образовательных ресурсов в деятельности учителя школы-интерната для лиц с ОВЗ»





Доклад подготовила: учитель

профессионально-трудового обучения

Моисеева Э.В.















Ноябрь 2015

Роль электронно-образовательных ресурсов в деятельности учителя школы-интерната для лиц с ОВЗ

Актуальность

В настоящее время современная система образования позволяет включать каждого ребенка в образовательное пространство. Основная задача современной школы - подготовить ученика - будущего выпускника - к свободной, полноценной, богатой (морально и материально) жизни.

В современной ситуации возросли трудности социальной адаптации выпускников специальных школ, особенно выпускников классов 8 вида, так как возрастающие требования к молодому человеку порой непосильны для их реализации, а возможности специальной школы 8 вида весьма ограничены, потому что многие на практике недооценивают необходимости этой школы. Процесс интеграции, осуществляемый в системе образования, благоприятно влияет на взаимоотношения людей, условно называемых «нормой», и детей с особыми образовательными потребностями.

К сожалению, на сегодняшний день нельзя с уверенностью сказать, что между первыми и вторыми не существует невидимой стены, которая препятствует успешной социализации детей с особыми потребностями. Недоброжелательное, порой отторгающее, отношение большинства людей к таким детям приводит к тому, что, считая себя ненужными, чуждыми в этом мире, они замыкаются, уходят в себя, принимают отторжение и теряются для этого мира.

Помочь преодолеть эту несправедливость по отношению к ученикам школы 8 вида призваны мы педагоги и специалисты этой школы, которые по мере возникновения проблем пытаются решить их с максимальной выгодой и минимальными потерями, так как психика ребенка, по сути своей, уязвима, а психика ребенка с особыми нуждами - уязвима вдвойне.

Нами, педагогами и специалистами школы 8 вида привлекается большое количество специальных методик, технологий, средств для успешной социализации и адаптации учащихся с особыми образовательными потребностями в среду.

Один из возможных путей повышения эффективности и результативности учебного процесса заключается в применении учителем электронно- образовательных ресурсов (ЭОР).

Что такое электронные образовательные ресурсы (ЭОР)?

Электронными образовательными ресурсами называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства., то есть -это

совокупность средств программного, информационного, технического и организационного обеспечения, электронных изданий, размещаемая на машиночитаемых носителях или в сети.

Типы ЭОР:

  • Информационные. Использование этих ЭОР в процессе обучения предполагает организацию деятельности учащихся с: тексами, иллюстрациями, анимациями, видеофрагментами, аудио-фрагментами, схемами и моделями.

  • Практические. Использование практических ЭОР предполагает организацию деятельности учащихся по конструированию, выполнение заданий и решению задач с подсказками и без, наблюдение за объектами, явлениями, процессами, выполнение практических и лабораторных работ, проведение учебного мини-исследования, выполнение тренажёров с подсказками и без них, с проверкой ответа.

  • Контрольные. Использование контрольных ЭОР предполагает организацию деятельности учащихся по решению задач и выполнению упражнений с возможностью самопроверки, конструированию различных объектов преимущественно на основе репродуктивной деятельности.

Комплексные ЭОР. К ним относятся тематические подборки, различные ЦОР по предметам.
Критерии оценки качества электронных образовательных ресурсов ЭОР, как и любой учебный материал, должен оцениваться совокупностью качеств. При этом важно разделить критерии оценки на традиционные и инновационные.

К традиционным относятся:

  • соответствие программе обучения ;

  • научная обоснованность представляемого материала (соответствие современным знаниям по предмету);

  • соответствие единой методике («от простого к сложному», соблюдение последовательности представления материалов и т.д.);

  • отсутствие фактографических ошибок, аморальных, неэтичных компонентов и т.п.;

  • оптимальность технологических качеств учебного продукта (например, качество полиграфии), соответствие СанПИНам .

К основным инновационным качествам ЭОР относятся

Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:

  • получение информации;

  • практические занятия;

  • аттестация (контроль учебных достижений).

Сегодня в традиционную схему «учитель-ученик-учебник» вводится новое звено - компьютер, а в школьное сознание - компьютерное обучение.

Зачем нужно применение ЭОР учителю?

  1. экономия времени на уроке;

  2. глубина погружения в материал;

  3. повышенная мотивация обучения;

  4. возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

  5. привлечение разных видов деятельности: мыслить, спорить, рассуждать.

Что дает ЭОР ученику?

1.ИКТ содействует росту успеваемости учащихся по предмету;

2.ИКТ позволяет учащимся проявить себя в новой роли;

3.ИКТ формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;

4. ИКТ способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

5.ИКТ делает занятия интересными и развивает мотивацию.

6.ИКТ учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.

Необходимость использования ЭОР на уроках

Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку компьютер. Учиться обращаться с компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо. Школа- фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка. И это налагает особую ответственность на учителя.

Сегодня представление о том, что школа должна давать прежде всего знания, умения и навыки, т.е. служить своего рода «раздаточным пунктом» готовых знаний, уже неактуально. Двадцать первый век требует от образованных людей таких способностей, как способность самостоятельно ориентироваться во всех видах обширной информации, способность решать многочисленные задачи, требующие умения разбираться в любой ситуации и находить рациональные решения.

В основе информационной культуры учителя лежит информационно-компьютерная грамотность, под которой понимается система компьютерных знаний и умений, обеспечивающая необходимый уровень получения, переработки, передачи, хранения и представления профессионально значимой информации.

Ограниченные возможности умственно отсталых учащихся в восприятии, запоминании, осмыслении и воспроизведении учебного материала ставят перед учителем коррекционной школы задачу поиска таких средств, методов и форм преподавания, которые помогали бы преодолевать эти проблемы.

На помощь педагогам приходят информационные компьютерные технологии, позволяющие не только сопроводить объяснение нового материала наглядными средствами (презентации, видеоролики и аудиоприложения и т.д.), но могут применяться в качестве лабораторного оборудования, практического сопровождения. ИКТ применимы на всех уроках, предусмотренных программой образования в школе 8 вида (русский язык и чтение, математика, трудовое и профессиональное обучение, биология и география). Это значительно упрощает преподнесение материала, мотивирует детей на внимательное и продуктивное его восприятие, повышает качество обучения и способствует возрастанию интереса учащихся к предмету.

Для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Значительно нарушенным оказывается восприятие. Его темп снижен, поэтому умственно отсталым детям требуется значительно больше времени на усвоение учебного материала. При олигофрении сильно страдает непроизвольное внимание, но ещё более недоразвита бывает его произвольная сторона. Для усвоения учебного материала требуется волевое напряжение, к которому умственно отсталые дети оказываются неспособны.

С помощью использования информационных технологий учащиеся с отклонениями в умственном развитии достигают следующих результатов:

- дети легче усваивают понятия формы, цвета, величины;

- быстрее возникает умение ориентироваться на плоскости и в пространстве, в статике и движении;

- тренируется внимание и память;

- активно пополняется словарный запас;

- развивается мелкая моторика, формируется тончайшая координация движений глаз и руки;

- воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;

- развиваются воображение и творческие способности;

- развиваются образное и теоретическое мышление, позволяющее детям планировать свои действия.

Одним из вариантов применения информационных технологий на уроках в коррекционной школы является использование интерактивных досок. Для того чтобы процесс образования имел успешный результат, очень важно чтобы в обучении были задействованы все основные сенсорные системы человека - визуальная, слуховая и кинестетическая. Особое значение психологи придают кинестетической системе, т.к. именно с ней связано явление моторной памяти и возможность довести навыки до автоматизма. Глубокое обучение возможно только при взаимодействии кинестетического восприятия и моторики. И здесь на помощь приходят интерактивные доски.

Интерактивная доска в коррекционной школе в значительной степени воспринимается как интересная игрушка: удобны сенсорные интерактивные доски, позволяющие просто прикоснуться к картинкам на доске, чтобы сделать выбор и ответить на вопрос или решить несложную задачу.

Используя интерактивную доску на уроке, преподаватели могут сделать свои занятия более яркими, могут выбирать различные стили обучения, работать с различными приложениями и ресурсами, ориентироваться на определенные потребности разных возрастных групп. С интерактивной доской занятия становятся интереснее и увлекательнее. Даже те ученики, которые с неохотой идут на урок, моментально вовлекаются в учебный процесс. Интерактивная доска позволяет использовать на уроке одновременно изображения, текст, звук, видео, ресурсы Интернет и другие необходимые материалы. Учитель имеет возможность воздействовать на все системы ученика одновременно (визуальную, слуховую, кинестетическую), тем самым ориентируется на каждого ученика в своем классе.

Сеть Интернет несёт громадный потенциал образовательных услуг. Среди Интернет-ресурсов, наиболее часто используемых в самостоятельной работе, следует отметить электронные библиотеки, образовательные порталы, тематические сайты, библиографические базы данных, сайты периодических изданий. Доступность огромного количества электронных учебно-методических материалов, выложенных на сайтах, безусловно, позволяют расширить творческий потенциал посетителя, повысить его производительность труда и при этом выйти за рамки традиционной модели изучения учебной дисциплины. Приобретается в этом случае главное жизненно важное умение-умение учиться самостоятельно.

Интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она приводит к ряду положительных эффектов: обогащает урок эмоциональной окрашенностью, облегчает процесс усвоения, возбуждает интерес к предмету, расширяет кругозор, повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее. Чаще всего учителя используют презентации. Использовать их можно и при объяснении нового материала, и при закреплении знаний, и при выполнении творческих заданий. В презентацию можно вставить: рисунки, схемы, тесты, видео, ссылку на другой ЭОР.

На уроках обобщения и повторения целесообразно использовать интерактивные таблицы, схемы. Они помогают систематизировать изученный материал. Возможно их использование и при объяснении нового материала. С помощью таблиц дети учатся анализировать, делать выводы и обобщения.

На этапах повторения и закрепления материала учитель может использовать тесты, разноуровневые контрольные работы

Следовательно, можно сказать, что ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса.

Знание информационно-коммуникационных технологий значительно облегчает подготовку к уроку, делает уроки нетрадиционными, запоминающимися, интересными, более динамичными.

Сочетание различных видов работы на уроках с использованием ЭОР является важным элементом повышения мотивации учащихся, помогает сохранять их интерес к предмету в течение всего периода обучения. При наличии новейших технических средств педагогу легче осуществлять личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых учащихся, появляется возможность рациональнее организовать весь учебный процесс.

Применение компьютерных технологий не изменяет сроки обучения, но дает возможность учителю более глубоко осветить тот или иной теоретический вопрос.

Наибольшая эффективность использования компьютера на уроке в коррекционной школе достигается, как правило, в следующих случаях:

  • более полная визуализация объектов и явлений по сравнению с печатными средствами обучения.

  • использование возможности варьировать временные масштабы событий, прерывать действие компьютерной модели, эксперимента и использование возможности их повторения.

Использование информационных технологий на уроках предоставляет учителю неограниченные возможности в осуществлении одного из ведущих принципов коррекционной педагогики - принципа наглядности обучения. Выполненные при помощи компьютерных программ модели, фильмы, слайды позволяют учителю достигать высокой степени вариативности подачи учебного материала. Записанные в электронном виде уроки являются качественным, готовым материалом для постоянного использования в образовательном процессе.

В реализации всех этих задач педагогам должно помочь учебно-методическое и информационное обеспечение, а также доступ к печатным и электронным образовательным ресурсам (ЭОР)

Т.о. уроки с использованием ЭОР - это один из самых важных результатов инновационной работы в школе. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Педагогу необходимо найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. Использование ЭОР позволяет осуществить задуманное, сделать урок более результативным, чем при использовании традиционных методов. Использование компьютерных технологий в процессе обучения влияет на рост профессиональной компетентности учителя, это способствует значительному повышению качества образования.

Литература:

  1. Васильева И.А., Осипова Е.М., Петрова Н.Н. Психологические аспекты применения информационных технологий // Вопросы психологии. 2002. № 3.

  2. Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе./ А.И. Дурова, А.А. Вахрушев. // Начальная школа. - 2005.

  3. Комарова И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования./ И. Комарова.// Народное образование. - 2006. - №2.

  4. Никольская И.А. Информационные технологии в специальном образовании. М., 2004.

  5. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. М., 1986.

  6. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий (Москва: НИИ школьных технологий, 2006)

  7. Соколова Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий/Т.Е.Соколова// Начальная школа.-2004.-№3.

  8. Цветанова-Чурукова Л.З. Информационные технологии.// Начальная школа.- 2008-№8.

Интернет ресурсы:

  • mon.gov.ru - сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

  • obrnadzor.gov.ru - Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор)
    ed.gov.ru - Федеральное агентство по образованию (Рособразование)

  • fasi.gov.ru - Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука)

  • edu.ru - Федеральный портал «Российское образование»
    nsportal.ru/ - Социальная сеть работников образования
    rsl.ru - Российская государственная библиотека.
    gnpbu.ru - Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского.
    lib.msu.su - библиотека МГУ им. М.В. Ломоносова.
    rsl.ru/rframe.asp?orel.rsl.ru - открытая русская электронная библиотека OREL.
    lib.ru - библиотека Максима Мошкова.
    pedlib.ru - педагогическая библиотека.
    dic.academic.ru - словари и энциклопедии on-line.
    dictionary.fio.ru - Педагогический энциклопедический словарь.

  • uchportal.ru

  • prodlenka.org

  • infourok.ru

  • festival.1september.ru

  • uroki.net

  • rusedu.info

  • pedib.ru

  • pedsovet.ru

it-n.ru/

viofio.ru/vio_site/default.htm - журнал «Вопросы Интернет-образования».
courier.com.ru - ежемесячный электронный журнал «Курьер образования».
cofe.ru/read-ka - детский сказочный журнал «Почитайка».
kostyor.ru/tales - электронная версия журнала «Костер».
vilshanskaya.ru/ - Информационный сайт профессиональной поддержки специалистов общеобразовательной школы автора Вильшанской Адели Дамировны, кандидата педагогических наук, учителя-дефектолога высшей квалификационной категории.

nachalka.com/ Начальная школа детям, родителям, учителям







© 2010-2022