• Преподавателю
  • Другое
  • Отчет Е слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)

Отчет Е слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)

Раздел Другое
Класс -
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Абашев Андрей Рифкатович Портфолио учителя Отчет Е

Группа № 3 Уровень 1

Филиал ЦПМ г. Петропавловск 12.11.2015

Отчет Е слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)

Отчет Е

Детальный аналитический отчет об исследовании по сбору доказательств о воздействии внесенных преобразований

В ходе осуществления выбора инструмента, с помощью которого я буду осуществлять контроль над происходящими изменениями, были сделаны выводы о том, что на получение желаемого результата требуется длительный промежуток времени, но на первом этапе повышению качества образования и изменению вектора развития образования к мировому уровню, способствует улучшение качества преподавания и рост профессионального мастерства учителей в каждой конкретной школе.

В качестве основных способов для осуществления контроля над происходящими изменениями мною были определены: 1) анкетирование является инструментом сбора информации и отличается от наблюдения тем, что у педагогов есть время найти необходимые факты; 2) наблюдения являются инструментом сбора информации об изменениях в профессиональной деятельности педагогов; 3) интервью дает возможность обсуждать плюсы и минусы вносимых изменений, что получается, что не получается, выяснять причины неудач, ответы интервью предоставляют возможность для определения уровня процесса обучения и преподавания; 4) опрос, оценка учащихся способствуют выявлению и оценке плюсов и минусов деятельности педагога; 5) планы уроков несут информацию об изменениях в практике преподавания и обучения; 6) анализ, самоанализ и рефлексия деятельности способствуют совершенствованию и развитию профессиональной деятельности педагогов; 7) карта наблюдений урока наглядно показывает, на каком уровне идет реализация новых подходов в практике преподавания и обучения; 8) фото, видео материалы определяют правдивость доказательств, помогают увидеть мастерство, мировоззрение, творчество учеников.

В соответствии с современными требованиями к компетенциям педагог во время обучения и воспитания должен использовать специальные методы для вовлечения в учебный процесс ученика: одаренных детей, детей, обучающихся не на родном языке, детей с ограниченными возможностями здоровья и т.д. Педагог должен эффективно руководить классами - вовлекать учеников в процесс обучения и воспитания путем мотивирования учебно-познавательной деятельности, ставить цели, влияющие на развитие учеников, несмотря на их происхождение и способности, а также характер.

Мировая практика показывает, что одним из эффективных подходов, с помощью которых будет возможно определить влияние происходящих преобразований на работу учителей, их взаимоотношения с учениками и на результативность процесса обучения являются подход - исследование в действии, инструментом которого является Lesson Study.

На первом этапе осуществления исследования в действии мною в результате проведения анкетирования, оценки стартовых возможностей школы была выявлена основная проблема - каково, влияние внедрения критериального оценивания на повышение уровня мотивации учащихся? Для решения проблемы определены основные пути, т.е. задачи:

1. Изучить критериальную систему оценивания;

2. Провести исследование влияния критериального оценивания на повышение уровня мотивации учащихся;

3. На основе проведённых исследований, определить в какой степени критериальное оценивание влияет на повышение уровня мотивации учащихся.

В целях обоснования проблемы необходимо было провести анкетирование и выявить уровень знаний педагогов о новых формах оценивания и мнение учащихся о возможности внедрения новых систем оценивания на уроке. Анализ результатов анкетирования учащихся (Приложение 1) показал, что учащиеся считают, что оценки нужны в школе для определения уровня знаний учащихся, чтобы они учились лучше. 20% учащимся хотелось бы учиться без оценок, по причине того, что они учат, а их не спрашивают; 80% не хотят учиться без оценок, так как они не узнают свой результат и оценки дают стимул к учебе. Мнение учащихся о справедливости выставления оценок показывает, что учителя занижают оценки и у учителей есть любимые ученики и только малая часть не имеет претензий. В качестве советов учителям ученики написали, что нужно внимательно слушать ученика, учитывать мнения учащихся и предлагать самооценку. Доминирующими ответами на вопрос «почему ученики получают плохую оценку?» были ответы: у учителя плохое настроение, плохо выучил домашнее задание, рассердил учителя своим поведением и не хочет работать на уроке. Ученики хотят получать высокие оценки, потому что будут довольны родители, учитель будет хвалить, приятно себе и это показатель знаний. Когда ученики получают плохую оценку им обидно, над ними смеется класс, они расстраиваются и не хотят учиться, думают, что учитель поступает не справедливо. Интервьюирование, проведенное с учащимися, показало, что они не против критериального оценивания, считают, что оно более справедливое и позволит им выявить пробелы при изучении темы.

Анализ результатов анкетирования учителей (Приложение 1) позволил сделать вывод, что педагоги школы имеют низкий уровень знаний о современных системах оценивания, а в частности критериального, так как при ответах на вопросы анкеты прослеживается традиционный подход к оцениванию учащихся на уроках.

Система образования 21-го века предполагает совершенно иной взгляд на работу педагогов. В школах, должно расширятся сотрудничество между учителями, работа должна осуществляться совместно. Педагоги должны постоянно обмениваться отработанными эффективными идеями, результатами, подходами, которые реализуют в практике преподавания и обучения.

Все идеи должны получать реальное воплощение в классах, где работает педагог. Ему должна помогать в воплощении идей команда заинтересованных учителей, которые смогут углубить свои знания и понимание вопросов в том как дети обучаются, что требует совершенствования и отработки, какие формы и методы эффективны на различных этапах урока, какие необходимы критерии для оценки результата урока и результата учащихся.

В этом случае наиболее эффективным способом профессионального развития учителей, способствующего созданию профессионального сообщества учителей, помогающего учителям сфокусироваться на том, как думают учащиеся является Lesson study [1].

Для ознакомления учителей с новыми формами оценивания был проведен коучинг по теме «Оценивание для обучения» (отчет D). После коучинга, я всем присутствующим учителям сделал по электронной почте рассылку с материалами по данному вопросу, для разработки критериев к уроку - исследованию.

Чтобы провести исследование влияния критериального оценивания на повышение уровня мотивации учащихся, использовался подход Lesson study. На коучинге по освоению данного подхода была сформирована группа учителей, в которую вошли учитель начальных классов, учитель математики и английского языка, для планирования, проведения и анализа уроков. Серия последовательных уроков (три урока) была запланирована по предмету «Человек и общество» в 9 классе и выбраны для наблюдения трое учащихся А, В, С, являющихся типичными представителями различных групп обучающихся в классе: учащихся, имеющих высокие, средние и ниже среднего показатели в общеучебных навыках. А, В, С.

На заседании с участием группы были определены ожидаемые результаты и установлены основные правила работы. В течение часа учителя планировали первый Lesson study по теме «Происхождение человека». Цель урока была сформулирована с позиции ученика - «смогут ознакомиться с теориями происхождения человека, узнать новые термины и понятия, которые будут использовать как на уроке, так и при подготовке домашнего задания» и результат - «смогли ознакомиться с теориями происхождения человека, узнать новые термины и понятия, которые будут использовать как на уроке, так и при подготовке домашнего задания».

На первом этапе урока вводно - мотивационном, класс разделится на две группы, в игре «Кто -Что?», после деления на группы в результате постановки проблемных вопросов будет определена тема и цель урока учащимися. На этапе изучения нового материала учащиеся будут в группах выполнять три задания, и оценивать их по предложенным критериям. Первое задание: опираясь на схему 1 дать определение «Что такое проблема человека?» и объяснить суть проблемы изучения человека используя стратегию «Идеал» (Приложение2). Для работы в группе предлагается стратегия «Я - ты - мы»

Отчет Е слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)


Второе задание для выполнения определили следующим образом: раскройте психологические, природные и социальные черты человека, заполнив вторую строку таблицы 1 подобрав из приведенных вариантов нужные слова.

(питаться, радоваться, смеяться, говорить, иметь жилище, искать друзей, обмениваться информацией, обижаться, огорчаться, иметь половые связи, приносить, потомство, любить, играть, петь, танцевать, исследовать, писать)

Таблица 1. Черты человекаОтчет Е слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)


В целях выяснения уровня восприятия знаний планируется провести дискуссию на тему "Маугли и Робинзон: романтический вымысел или конкретные личности?". Вопросы дискуссии приведены в приложении 2.

За основу разработки критериев взяты общие критерии оценивания учащихся в предметном блоке «Гуманитарные науки» (Таблица 2)Отчет Е слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)


Общий уровень достижений переводится в отметку по следующей шкале: 38 -29 баллов: «5», 28-24 баллов: «4», 23-13 баллов: «3», 12-0 баллов: «2»

На этапе рефлексии будет использован прием «Рефлексивные вопросы».

  1. Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

  2. Какую пользу вы извлекли из этого занятия, изученного текста?

  3. Заметили ли вы свои успехи в ….?

По аналогии были спланированы второй и третий уроки по темам: «Особенности жизни человека» и «Человек как личность» (Приложение 3)

Исследуемые учащиеся были распределены между участниками группы. Каждый член группы Lesson study получил копию схемы на начало урока, поскольку она служит листом наблюдений и листом комментариев к наблюдению, а так же основой для обсуждения после проведения урока.

Целью обучения на данном Lesson study является внедрение разработанных критериев для оценки учащихся на каждом этапе урока и влияние критериального оценивание на повышение уровня мотивации учащихся к обучению.

Для каждого ученика разработаны критерии успеха для осуществления наблюдения и определения основных направлений совершенствования обучения (Таблица 3).

Таблица 3

Ученик А:

Ученик В:

Ученик С:

- сможет организовать работу группы;

- сможет дать определение «Что такое проблема человека?»;

- сможет объяснить суть проблемы изучения человека, используя стратегию «Идеал»;

- сможет раскрыть психологические, природные и социальные черты человека и заполнить таблицу 1;

- сможет аргументировано высказывать свое мнение по вопросам, предложенным в рамках дискуссии на тему "Маугли и Робинзон: романтический вымысел или конкретные личности?"

- сможет дать определение «Что такое проблема человека?»;

- сможет принять участие в групповом обсуждении сути проблемы изучения человека, используя стратегию «Идеал»;

- сможет участвовать в обсуждении психологических, природных и социальных черт человека и заполнить таблицу 1;

- сможет высказывать свое мнение по вопросам, предложенным в рамках дискуссии на тему "Маугли и Робинзон: романтический вымысел или конкретные личности"

- сможет дать определение «Что такое проблема человека?» с подсказкой группы;

- принять участие в групповом обсуждении сути проблемы изучения человека;

- сможет заполнить таблицу 1;

- сможет высказывать свое мнение по вопросам предложенным в рамках дискуссии на тему "Маугли и Робинзон: романтический вымысел или конкретные личности"

На уроках, проведенных в рамках Lesson Study, проводилась -видео и -фото съемка, группа имела возможность детально проанализировать действия учащихся на уроке (Приложение 3).

После урока проведено анкетирование по вопросам: Что тебе больше всего понравилось на уроке? Чему ты научился? Что ты сейчас можешь делать из того, что не мог делать прежде? Что ты можешь сделать лучше? Насколько лучше? Какая часть обучения была для тебя наиболее эффективна? Если этот же урок будет проводиться в другой группе, что бы ты в нем изменил и почему?

Также после проведения уроков Lesson Study учащиеся писали эссе об их отношению к внедрению изменений на уроке (Приложение 3).

Детальный анализ действий учеников и анализ уроков позволил группе наблюдателей сформулировать рекомендации по улучшению процесса обучения учеников А, Б, С, а также по проектированию урока:

  1. Продумывать тщательнее критерии оценивания.

  2. Хвалить ученика даже за маленькие успехи, это мотивирует его на выполнение более сложных заданий.

  3. Обратить внимание на организацию групповой работы, на включение всех учащихся в деятельность.

  4. Продумать стратегию по определению темы урока учащимися

  5. Подготовить для ученика С, алгоритмы действий, образцы.

  6. Организация учебной рефлексии, на осмысление: Что усвоено? Что не усвоено? Почему? Что необходимо предпринять для улучшения обучения?

Важным аспектом, который анализировался после проведения уроков - исследований это выявление уровня мотивации учащихся к обучению до проведения уроков и после.

Рассматривая мотивацию учения как сложный процесс, в котором задействованы эмоциональные, когнитивные и волевые составляющие, мы обращали особое внимание на эмоции.

Наблюдения показали, что критериальная система оценивания дает возможность всем детям активно участвовать в процессе учения.

Очень важную роль в становлении и поддержании положительной мотивации учения играют «субъект - субъектные» отношения между учителем и учеником. Структурной основой для данного вида отношений является критериальность оценки работ учеников.

Когда критерии сформулированы и зафиксированы на бумаге, то учитель и ученик становятся на один уровень в оценивании выполненного задания.

Очень большую роль для становления рефлексии у детей играет коллективный характер обсуждения соответствия работы указанным критериям. Наблюдения показали, что у подавляющего большинства детей класса рефлексия сформирована на высоком уровне, достаточном, чтобы адекватно оценить, насколько хорошо сделана работа, скольким критериям она соответствует. Таким образом, у учеников развивается ответственное «взрослое» отношение к каждому заданию. Соответственно, это является неотъемлемой частью повышения уровня мотивации учащихся к обучению.

Важными моментами повышения мотивации является осознание учеником того, как он обучается, вооружение ученика средствами, стратегиями, методами по планированию своей деятельности, предоставление ему возможности оценивать себя и корректировать на каждом этапе, восполнять пробелы знаний по изученным темам. Очень существенным является мнение учащихся о проведенном уроке, о возможности предоставления ему обратной связи и внесения, необходимых с его точки зрения изменений в урок.

Для выявления уровня мотивации к обучению использовалась анкета для оценки уровня школьной мотивации Н. Лускановой (psylist.net/praktikum/00173.htm)

Данные в исследовании мотивации к обучению до проведения уроков - исследований и после приведены в таблице 4

Таблица 4

Уровни

До

После

Высокий

11%

22%

Средний

67%

78%

Низкий

22%

11%




Изучение полученных результатов позволило нам предположить, что критериальное оценивание является одним из факторов, способствующих формированию положительной мотивации учения. Мы отследили, что количество детей с высокой мотивацией увеличивается, а процент учеников, имеющих отрицательную мотивацию учения, снижается в процессе обучения.

Важным выводом, который можно сделать после совместной работы педагогов, это то, что у них появилась понимание сути вносимых изменений в практику преподавания и обучения. У учащихся появилась осознанность того, как они обучаются и как можно с помощью оценивания для обучения преодолевать трудности в учебе, решать проблемы, ликвидировать свои пробелы в знаниях по предмету. Педагоги школы начали внедрять на своих уроках новые формы, приемы, стратегии обучения. Промежуточные результаты в достижении поставленной цели достигнуты. В дальнейшей работе я буду продолжать использовать отработанный инструмент инструмента, для осуществления контроля над происходящими изменениями. Я планирую в дальнейшем, так же продолжить работать со своей фокус - группой и привлекать других коллег для внедрения новых подходов и продвижения основных идей программы.

Отчет Е слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)



















Приложение 1

Отчет Е слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)



Отчет Е слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)

Отчет Е слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)







Отчет Е слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)



Отчет Е слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)










Отчет Е слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)

Приложение 3

Среднесрочное планирование по предмету Человек и Общество в 9 кл. 28.08.2015 год

Тема: Человек в мире ( 4ч.).

Цель: смогут определять место и роль человека в мире и обществе, формулировать основные понятия, и оперировать ими формируя грамотную и правильную речь.

Результат: имеют представление об основных понятиях по предложенной теме, могут разбираться в них и оперировать ими в повседневной жизни.

Тема блока

"Человек в мире" ( 4ч.).

Модуль I

Новые подходы в преподавании обучении

Модуль II

Обучение критическому мышлению

Модуль III

Оценивание для обучения и оценивания обучения

Модуль IV

Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями

Модуль V

Использование ИКТ в преподавании и обучении

Модуль VI

Обучение талантливых и одаренных

Модуль VII

Управление и лидерство в обучении

Цель: смогут определять место и роль человека в мире и обществе, формулировать основные понятия и оперировать ими в повседневной жизни, формируя более грамотную и правильную речь.

Цель: создать условия для проведения кумулятивной беседы и диалога

Цель: создадут проблемные ситуации по блоку, найдут ассоциации к словам, относящимся к категориям человек и мир и их взаимосвязи.

Цель: создадут критерии коллективного оценивания в парах, группах, самооценивании и при выставлении общей оценки.

Цель: выберут из предложенного соответствующие возрасту игры, тренинги, задания.

Цель: смогут отображать учебную информацию через общение в группах, а так же в виде презентаций и видеороликов.

Цель: получат возможность предоставления дополнительной информации по теме в виде сообщений, презентаций, видеороликов.

Цель: смогут определить группу лидеров в группах и в классе, создать в игровой форме ситуацию по смене лидерства

Урок №1 Тема: "Происхождение человека."

Цель: смогут ознакомиться с теориями происхождения человека, узнать новые термины и понятия, которые будут использовать как на уроке, так и при подготовке домашнего задания.

Создадут колаборативную среду через работу в группах и парах

Исследуют и проанализируют основные термины понятия данной темы, дадут им критическую. оценку.

Создадут совместно с учителем критерии для оценивания по блоку, через которые в конце урока оценят работу группы, самооценка.

Разделятся на группы в игре "крестик-нолик" или " Кто -Что?"

Смогут познакомиться с теориями развития человека через презентацию, составленную учителем "Происхождение человека", обсудят и проанализируют услышанное.

Будет представлена возможность разнообразить материал дополнительной информацией, полученной ранее, в группе в виде небольших сообщений.

Смогут выбрать лидера-представителя группы.

Урок №2 Тема: "Особенности жизни человека"

Цель: Смогут определить особенности жизни человека в обществе, повторить старые и ознакомиться с новыми терминами и понятиями и сумеют ими оперировать.

Смогут повторить домашнее задание и изучить новую тему через работу в парах и группах. Приемы: "Ты мне - я тебе". "Домино"

Выявят проблемы особенностей жизни человека, проанализируют их и смогут ответить на вопрос "Почему?" сложились такие особенности жизни.

Смогут взаимооценить свою работу в группе, и провести самооценку.

Разделятся на группы в начале урока: игра "Построение по ранжиру", позже по парам - "те кто справа".

Используя учебник и свои мысли, смогут подумать и обсудить в парах, группах особенности жизни человека, дать анализ и сделать предположения, ответив на вопрос " Что сделало человека человеком?"

Смогут помочь спикерам в составлении обобщенного ответа группы, а именно в правильном использовании терминологии, построения предложений.

Смогут выявить лидеров дня и оценить их работу.

Урок №3 Тема: "Человек как личность."

Цель: Повторят пройденный материал, а по новой теме

смогут разделять и правильно применять понятия: человек, индивид, личность, гражданин.

Смогут проверить домашнее задание, через стратегию "Телеграф", обсудить д/з и новую тему в группах и парах, прийти к общим выводам.

Поставят перед собой проблему определить кто является Личностью и найдут способы ее решения.

Смогут оценить свою работу в группе, парах, провести самооценку.

Разделятся на группы в игре: "А лидер кто ?" и смогут продолжить совместную работу.

Смогут просмотреть презентацию, (видеоролик "Быть личностью", создадут проблему для дальнейшего обсуждения.

Смогут участвовать в поиске дополнительной информации при работе в группах по теме и включать ее в обсуждения и итоговые ответы.

Смогут поменять лидера путем жеребьевки и продолжить дальнейшее обсуждение темы в заданном контексте.

Урок №4 Тема: "Деятельность человека."

Цель: : Повторят пройденный материал, по новой теме

смогут определять в чем заключаются основные виды деятельности человека, ее виды, предположат как сможет измениться деятельность человека в будущем.

В процессе диалогической беседы в группах смогут определить основные виды деятельности человека, структурируют их, используя стратегию "мозговой штурм" смогут дать краткие характеристики основным видам деятельности.

Методом кумулятивной беседы определят и будут решать проблему выделения основных видов деятельности человека, смогут охарактеризовать их и использовать в ходе урока.

Смогут взаимооценить свою работу в группах и парах. Провести самооценка.

Смогут составить синквейн в соответствующий возможностям обучающегося.

Смогут составить кластеры по теме, рассказать о своих идеях, дать оценку видам человеческой деятельности.

Выступят в роли консультантов и редакторов выступления группы.

Определят и распределят роли для обобщающего урока по блоку.

Критерии успешности

Создали условия для проведения кумулятивной беседы и диалога

Выявили проблемы особенностей жизни человека, проанализируют их и смогут ответить на вопрос "Почему?" сложились такие особенности жизни.

Создали критерии коллективного оценивания в парах, группах, самооценивании и при выставлении общей оценки.

Выбрали из предложенного соответствующие возрасту игры, тренинги, задания.

Смогли отображать учебную информацию через общение в группах, а так же в виде презентаций и видеороликов.

Получили возможность предоставления дополнительной информации по теме в виде сообщений, презентаций, видеороликов

Смогли определить группу лидеров в группах и в классе, создать в игровой форме ситуацию по смене лидерства

Приложение 4

Фото разработанных критериев и правил работы в группе

Отчет Е слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)Отчет Е слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)






Фото с уроков

Отчет Е слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)

Отчет Е слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)Отчет Е слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)Отчет Е слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)

Отчет Е слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)Отчет Е слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)







Отчет Е слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)





Отзывы детей



Отчет Е слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)













Отчет Е слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)

Анкеты учителей и учащихся



Отчет Е слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)











Отчет Е слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)













Отзывы учителей

Отчет Е слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)







Отчет Е слушателя Первого (продвинутого) уровня Центра Педагогического Мастерства (ЦПМ)

12


© 2010-2022