• Преподавателю
  • Другое
  • Статья на тему: «Методическое обеспечение исследовательской деятельности педагогов»

Статья на тему: «Методическое обеспечение исследовательской деятельности педагогов»

В современном образовательном пространстве определены следующие глобальные тенденции развития образовательной системы: -обновление философии образования и внедрение новых парадигм; -информатизация образования и разработка адекватных новых технологий обучения; -интеграция науки и образование. Где же место рядового учителя в развитии названных в начале глобальных тенденциях развития образовательной системы? Думаю, что учитель может внести весомый вклад в развитие тенденции интеграции науки и образ...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Московской области

ГБПОУ МО «Социально-технологический техникум»


















Статья на тему: «Методическое обеспечение исследовательской деятельности педагогов»







Грушевская Г.Н.- методист


Главным и постоянным требованием, всегда предъявляемым к педагогу, является любовь к учащимся, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий общий уровень культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения и воспитания учащихся, стремление к совершенствованию самого себя. Без любого из перечисленных мною факторов педагогическая работа не может быть успешной. А в условиях перехода на новое содержание и введение новых требований к профессиональному образованию, когда предстоит существенная модернизация профессионального образования в соответствии с требованиями основных отраслей промышленности, сферы услуг, культуры, государственной службы, перед профессиональным образованием ставятся новые задачи. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди способные к сотрудничеству, отличающиеся мобильностью, динамизмом, конструктивностью, а также обладающие чувством ответственности за судьбу своей страны. Соответственно для модернизации содержания подготовки рабочих и специалистов при внедрении новых педагогических технологий необходимо соответствующее кадровое обеспечение. Практика показывает, что основной путь, способный повлиять на повышение уровня педагогического мастерства преподавателей системы СПО, их компетентности и эрудиции,- это четкая исследовательская и методическая работа, организованная на научной основе.

В.И.Звягинцев справедливо утверждает: «Учитель же выполняя свою основную функцию обучения и воспитания ребят, вынужден в определенных ситуациях, в той или иной степени превращаться и в методиста, и в ученого. Исследовательский элемент был, есть и, как мы полагаем, еще в большей степени будет важным элементом педагогической деятельности».

При организации исследовательской деятельности техникума , мы понимали, что очень важно глубокое изучение и обобщение опыта педагога, его умелое преломление, направленное на конечную цель - результат педагогического труда, для этого необходимо было создать систематизирующий элемент - службу, которая ориентировала бы каждого педагога и весь коллектив на реализацию конечной цели лицея - подготовку квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности. В техникуме была создана и функционирует научно-методическая служба. В ее структуру вошли научно-исследовательское и опытно-экспериментальное направление, которые, в свою очередь, подразделялись:

  • на интеллектуальную лабораторию, объединяющую, на добровольной основе, педагогических работников, индивидуально занимающихся научно исследовательской деятельностью и стремящихся совершенствовать свои знания в определенной области педагогической деятельности;

  • проблемные группы - объединили педагогов, интересующихся какой-либо научно-методической проблемой и желающих исследовать ее;

  • творческие группы - объединили педагогов, заинтересованных в форме коллективного сотрудничества по изучению, разработке и обобщению материалов по заявленной тематике, с целью поиска оптимальных путей развития изучаемой темы.

С целью обеспечения эффективной деятельности научно-методической службы в целом и ее структур были разработаны и приняты на педагогическом совете локальные акты:

  1. « Положение о научно-методической службе»;

  2. «Положение о научно-исследовательском и опытно-эксперимен-тальном направлениях»;

  3. «Положение об интеллектуальной лаборатории»;

  4. «Положение о творческой группе педагогов»;

  5. «Положение о проблемной группе педагогов» и другие.

Следующим этапом организации исследовательской деятельности педагогов был анализ существующей ситуации. Это очень важный этап. Общеизвестно, что успех во многом зависит от подготовленности педагога к исследовательской деятельности и важным звеном методической деятельности в этом случае является обратная связь, которую можно осуществить с помощью диагностики. Знание индивидуальных особенностей преподавателя, уровня его профессиональной подготовленности позволяет определить пути и средства оказания ему необходимой помощи, привлечь его к оказанию помощи другим педагогам. Результаты анализа тестов, анкет, собеседований использовались, как основа для планирования всей методической работы.

При проведении диагностики крайне важно соблюсти все этапы педагогического диагностирования, так как упущения или подмена любого из них могут привести к обратной реакции - неприятию со стороны педагогов, пренебрежению к результатам диагностики, устранению от профессионально необходимой помощи при проведении исследования.

При проведении диагностики, мы использовали рекомендации Г.Е.Прохоровой и проводили ее в шесть этапов.

Первый этап - разработка конкретных целей и задач диагностирования. Этот этап лучше всего реализовать через проведение проблемно ориентированного анализа по схеме:

- Что хочу увидеть в результате диагностики? (Цель - ожидаемый результат).

- Что для этого нужно? (Задачи).

- Каковы возможные срывы? (Оценка ресурсов).

-Возможные проблемные направления деятельности (предполагаемые направления диагностики).

Второй этап - сравнение, анализ существующего в сравнении с предполагаемым. Исходные данные.

Третий этап - разработка программы диагностирования: продолжительность проведения, взаимодействие всех направлений, разработка инструментария педагогической диагностики.

Четвертый этап - Систематизация и обобщение полученных данных, анализ наблюдений и экспертиз, выявление причин:

- затруднения в работе педагога;

- неэффективность его деятельности;

- определение путей устранения недостатков.

Пятый этап - доведение до сведения педагогов результатов диагностики.

Обратная связь, контроль над воздействием диагностических процедур на педагога, его оценка педагогических результатов.

Шестой этап - перенос итогового анализа по диагностированию в планы работы научно-методической службы, методического кабинета, цикловых комиссий и педагогические союзы: «Школа молодого педагога», «Школа передового опыта», наставников и т.д.

Иными словами, все, что мы измерили и оценили, было направлено на повышение творческого потенциала всего педагогического коллектива. Диагностика, качественно подготовленная и проведенная, позволила нам не только увидеть все пробелы, но и создать эффективный, продуманный (а не придуманный) план оказания методической помощи педагогам.

Приведу несколько примеров анкет и диагностик, которые были проведены нами с педагогами лицея:

  • «Анкета по выявлению педагогических затруднений»;

  • «Самооценка педагогом его деятельности»;

  • «Самооценка уровня готовности педагогов к исследовательской деятельности»;

  • «Потребность в достижении»;

  • «Социометрическая анкета»;

  • «Диагностика коммуникативных качеств педагога»;

  • «Самоопросник по осознанию конфликта».

С целью оказания методической помощи педагогам по результатам диагностики были разработаны:

1.«Коррекционно-обучающая программа повышения уровня коммуникативной компетентности педагога» - эта программа была апробирована, показала хорошие результаты.

2.Программа спецкурса для управленческих и педагогических кадров «Основы исследовательской деятельности педагогов», которая рассчитана на 14 часов, в нее был включен необходимый минимум информации, владение которой педагогу обязательно для проведения исследования. Программа реализована.

3.Таблица уровней овладения исследовательскими умениями и основных критерий поуровневой характеристики педагогического мастерства и готовности педагогических и управленческих кадров к исследовательской деятельности, которые, позволили нам определить на каком этапе педагог находится в настоящее время и отслеживать его результаты в дальнейшем.

4. Продолжается работа по разработке программы диагностирования педагогов.

Немаловажную роль при организации исследовательской деятельности играет педагогическое просвещение и информационная поддержка педагогов. Мы используем несколько способов организации этой исключительно важной работы:

  1. в методическом кабинете подбирается литература, ксерокопии статей из журналов, газет по заранее согласованным темам или проблемам, детально изучаются источники, и сообщается об этом всем желающим педагогам во время проведения методического совещания, один раз в месяц или индивидуально, по запросу.

Создается компьютерная база данных, куда вводятся все материалы, документы и иные сведения, которые могут быть полезными для педагога.

  1. В библиотеке осуществляется подбор всех материалов, которые можно извлечь из книг и периодики, а также библиотекарь готовит обзоры и аннотированные списки литературы по педагогике, дидактике, воспитанию и т. д.

  2. Практически все кабинеты оснащены компьютерами и подключены к Интернету. Педагогические и управленческие кадры прошли курсы повышения квалификации на базе МГОГИ по программе «Интернет-технологии для учителя-предметника».

  3. Устанавливаются стенды постоянной и сменной информации (Например: постоянный стенд оформлен в методическом кабинете- «Научно-исследовательская деятельность педагога», где собраны необходимые материалы для проведения исследовательских работ ), организуются выставки новых книг, статей в периодике.

  4. Предусматривается ксерокопирование и экспресс обеспечение всех педагогов профессионально важной информацией.

Огромное значение, на мой взгляд, при организации исследовательской деятельности педагогов имеют коллективные формы профессионального взаимодействия, где педагоги не только знакомятся с педагогическим опытом своих коллег, но и предлагают свой опыт работы.

Мы проводим:

1. ежегодный профессиональный многономинационный конкурс «Учитель года», где одна из номинаций «Педагог исследователь»;

2. на научно-практических конференциях проходит защита авторских проектов и разработок. Если педагоги заинтересованы в коллективном поиске решений проблем, значит, в этом образовательном учреждении сложилась хорошая педагогическая среда;

3. научно-методическую неделю - эта неделя проводится тогда, когда накопилось достаточно значительных достижений и когда педагоги проявили желание показать их своим коллегам;

4. выставку педагогических достижений;

5. педагогические чтения по выбранной проблеме, теме;

6.проводим семинары, конференции с показом фактических педагогических достижений;

7.педагогические советы, как одну из форм поиска, изучения и обсуждения интересных подходов и решений.

В был проведен такой педагогический совет на тему:

«Механизмы достижения соответствия профессионально - квалифицированной структуры лицея и требуемого качества профессионального образования регионального рынка труда» с приглашением коллег областных образовательных учреждений (до перехода в техникум);

8. конференции по обсуждению наиболее значимых педагогических явлений, научных докладов, технологий, методик, новых книг, программ и т.д.;

9. познавательные, профессиональные экскурсии;

10.осуществляем научно-методические обмены с коллегами из других образовательных учреждений;

11. проводим профессиональные педагогические и психологические тренинги.

Педагогический тренинг лучше всего проводить в форме решения конкретных педагогических ситуаций;

12. проводим деловые, ролевые, проблемно-ситуационные игры и процедуры «мозгового штурма» и используем многие другие коллективные формы профессионального взаимодействия.

Вместе с традиционными формами обучения методическое сопровождение педагогических кадров осуществлялось индивидуализировано, стало в большей степени учитывать динамику самого профессионала, более дифференцированно подходить в плане учета специфики внешних и внутренних факторов роста профессионала. Стало иметь постоянный характер, т.е. сопровождение проводится в течение всей профессиональной карьеры специалиста в лицее. С этой целью создана компьютерная база данных на каждого педагогического работника.

Профессионально-педагогическая учеба является главным компонентом методической работы и одновременно наиболее трудным, здесь важно определить формы и содержание обучения.

Осуществляются следующие индивидуальные формы работы:

  • самообразование (была разработана структура плана самообразования).

  • изучение документов и материалов, представляющих профессиональный интерес;

  • рефлексия и анализ собственной деятельности; накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию;

  • самостоятельное проведение исследований;

  • персональные консультации (с целью отслеживания результатов консультаций была разработана консультационная карта);

  • собеседования с администрацией;

  • индивидуальная работа с наставником и многие другие формы работы.

Немаловажное значение при организации исследовательской деятельности педагогов имеют формы и методы стимулирования и мотивации. На наш взгляд их можно разделить на эмоциональные, познавательные, волевые, социальные, материальные.

К эмоциональным методам стимулирования мы относим: поощрение, создание ситуации успеха, свободный выбор темы исследования, участие в профессиональных конкурсах, аттестация, участие в научно-практических конференциях, удовлетворение желания быть значимой личностью. Здесь надо добавить, что желательно проведение зональной, областной научно-практической конференций педагогов.

Познавательные - опора на профессиональный и жизненный опыт, профессиональный и познавательный интерес, наличие проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, «мозговая атака», работа в творческих и проблемных группах.

Волевые - профессиональные и познавательные затруднения, самооценка деятельности и коррекции, предъявление требований к профессиональным качествам, рефлексия исследований, прогнозирование будущей педагогической деятельности.

Социальные - развитие желания быть полезным ОУ и обществу в целом, побуждение подражать творческой личности, создание ситуации взаимопомощи, сотрудничество, заинтересованность в результатах исследовательской коллективной работы и т.д.

Материальные - результаты исследований, полученные педагогами, являются предметом их интеллектуальной собственности, что может потребовать продумывания и принятия специальных договорных документов о порядке использования этих результатов. У нас по результатам проведенных исследований педагогические работники премируются.

В заключении мне хотелось бы отметить, что творчески работающему педагогу и коллективу всегда присущи исследовательская направленность педагогической деятельности, а «исследование стоит попробовать хотя бы для того, чтобы понять, что ты не исследователь».

По мнению Дистервега, «учитель деревенеет, каменеет, «опускается» без стремления к научной работе, потому, что попадает под власть трех педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности».

Список использованной литературы

1.Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования.-
М.:Педагогика,1982.-144с.
2.Ожегов С.И. Словарь русского языка: ок 57000 слов /Под ред. док. филол. наук,
проф.Н.Ю.Шведовой.-13-е изд. испр.-М.:Рус.яз.,1981.-816с.
3.Подласый И.П. Педагогика /учебник/ .М.:Педагогика,2000,т.1,-385с.
4.Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей
общеобразовательных учреждений. Ростов-на-Дону.: изд-во «Феникс»,1998.-514с.
5.Стандарт в образовании: проблемы и перспективы.-М.:Россия,1995.
6.Таубаева Ш. Исследовательская культура учителя.- Алматы: Алеем, 2000.-370с.


© 2010-2022