• Преподавателю
  • Другое
  • Рабочая программа по учебному предмету историко-теоретической подготовки Беседы о музыке для учащихся по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе в области музыкального искусства

Рабочая программа по учебному предмету историко-теоретической подготовки Беседы о музыке для учащихся по дополнительной общеразвивающей общеобразовательной программе в области музыкального искусства

Рабочая программа по учебному предмету историко-теоретической подготовки "Беседы о музыке" реализуется в Муниципальном бюджетном учреждении дополнительного образования Детской школе искусств № 13 г. Ульяновска. Программа предназначена для учащихся дополнительных общеразвивающих общеобразовательных программ в области музыкального искусства "Инструментальное исполнительство" и "Вокальное искусство" (базовый уровень) в возрасте от 8 до 17 лет. Срок обучения 3 года (2 - 4 классы).
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Детская школа искусств № 13











ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА

«ИНСТРУМЕНТАЛЬНОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО»

«ВОКАЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

(базовый уровень)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету историко-теоретической подготовки

«БЕСЕДЫ О МУЗЫКЕ»



















г. Ульяновск

2015 г.



Принято

на заседании Педагогического совета МБУ ДО ДШИ № 13

протокол № ______

от «___» ______________ 2015 г.

Утверждаю

Директор МБУ ДО ДШИ № 13

______________ Т.С. Васильева

приказ № _______

от «___» ______________ 2015 г.











Разработчик - Малкова Наталья Валерьевна, преподаватель II квалификационной категории МБУ ДО ДШИ № 13.



Структура программы учебного предмета


  1. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе

- Срок реализации учебного предмета

- Объем учебного времени, предусмотренный на реализацию учебного предмета

  • Сведения о затратах учебного времени

- Форма проведения учебных аудиторных занятий

- Цель и задачи учебного предмета

- Структура программы учебного предмета

- методы обучения

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план

- Годовые требования

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание

- Критерии оценки


  1. Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации педагогическим работникам

VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

- Список рекомендуемой методической литературы

- Список рекомендуемой учебной литературы

I. Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль

в образовательном процессе

Программа учебного предмета историко-теоретической подготовки «Беседы о музыке» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», направленных письмом Министерства культуры Российской Федерации от 21.11.2013 №191-01-39/06-ГИ, а также с учетом многолетнего педагогического опыта.

Предмет «Беседы о музыке» теснейшим образом взаимодействует с учебными предметами исполнительской подготовки и историко-теоретической подготовки. Благодаря полученным теоретическим знаниям и слуховым навыкам обучающиеся овладевают навыками осознанного восприятия элементов музыкального языка и музыкальной речи, навыками анализа незнакомого музыкального произведения, знаниями основных направлений и стилей в музыкальном искусстве, что позволяет использовать полученные знания в исполнительской деятельности.

Данная программа направлена на развитие интересов детей, не ориентированных на дальнейшее профессиональное обучение, но желающих получить навыки музицирования.

Программа имеет общеразвивающую направленность, основана на принципе вариативности для различных возрастных категорий детей, обеспечивает развитие творческих способностей, формирует устойчивый интерес к творческой деятельности.

Срок реализации учебного предмета

Предлагаемая программа рассчитана на трёхлетний срок обучения. Возраст детей, приступающих к освоению программы, 8 - 15 лет.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета

Общая трудоемкость учебного предмета историко-теоретической подготовки «Беседы о музыке» при трёхлетнем сроке обучения составляет 210 часов. Из них: 105 часов - аудиторные занятия, 105 часов - самостоятельная работа. Продолжительность учебных занятий с первого по четвертый год обучения составляет 35 недель в год.

Нормативный срок обучения - 4 года, занятия проводятся раз в неделю в объёме 1 учебного часа (40 минут).

Сведения о затратах учебного времени

Вид учебной работы,

нагрузки,

аттестации

Затраты учебного времени

Всего

часов

Годы обучения

1-й год

2-й год

3-й год


Полугодия

1

2

3

4

5

6


Кол-во недель

16

19

16

19

16

19


Аудиторные занятия

16

19

16

19

16

19

105

Самостоятельная работа

16

19

16

19

16

19

105

Максимальная учебная нагрузка

32

38

32

38

32

38

210

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Форма проведения занятий по предмету «Беседы о музыке» - мелкогрупповая, от 4 до 10 человек.

Цель и задачи учебного предмета

Программа учебного предмета «Беседы о музыке» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося.

Целью предмета является формирование музыкальной культуры обучающихся, накопление слухового опыта, воспитание музыкального вкуса, формирование потребности познавательной деятельности и расширение кругозора детей.

Задачами предмета являются:

· формировать умение слушать музыку;

· поддержать познавательный интерес обучающихся;

· приобщать обучающихся постигать музыкальное искусство;

· ввести личность обучаемого в художественную культуру;

· сформировать в нем готовность и способность к самостоятельному постижению

художественных ценностей;

· способствовать его всестороннему развитию.

Структура программы

Программа содержит следующие разделы:

· сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного

предмета «Беседы о музыке»;

· распределение учебного материала по годам обучения;

· описание дидактических единиц учебного предмета;

· требования к уровню подготовки учащихся;

· формы и методы контроля, система оценок;

· методическое обеспечение учебного процесса.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета «Беседы о музыке» используются следующие методы обучения:

· словесный (объяснение, рассказ, беседа);

· наглядный (показ, демонстрация, наблюдение);

· практический (упражнения воспроизводящие и творческие)

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета

Реализация программы учебного предмета историко-теоретической подготовки «Беседы о музыке» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам. Библиотечный фонд детской школы искусств укомплектован печатными и электронными изданиями основной и дополнительной учебной и учебно-методической литературы по данному предмету, а также изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями. Основной учебной литературой по учебному предмету историко-теоретической подготовки «Беседы о музыке»» обеспечивается каждый учащийся.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета историко-теоретической подготовки «Беседы о музыке», оснащаются фортепиано, звуковоспроизводящим и мультимедийным оборудованием, учебной мебелью (магнитно-маркерной доской, столами, стульями, стеллажами), оформляются наглядными пособиями. Учебные аудитории должны иметь звукоизоляцию.

Материально-технические условия, необходимые для реализации учебного предмета:

· обеспечение доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам;

· наличие фонотеки, укомплектованной аудио- и видеозаписями музыкальных произведений;

· обеспечение обучающихся основной учебной литературой.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета историко-теоретической подготовки «Беседы о музыке», оснащаются пианино, звукотехническим оборудованием, видеооборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями, имеют звукоизоляцию.



















II. Содержание учебного предмета

1. Учебно-тематический план

1 год обучения

п/п

Наименование темы

Общий объем времени (в часах)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Максимальная учебная нагрузка

I четверть

1

Вводное занятие: что такое музыка?

1

1

2

2

Фантастические и сказочные персонажи в музыке

2

2

4

3

Картины природы в музыке

2

2

4

4

Средства музыкальной выразительности.

2

2

4


Текущий контроль

1

1

2

II четверть

5

Программная музыка

1

1

2

6

Певческие голоса

1

1

2

7

Музыкальные жанры:

- песня

- танец

- марш

5

5

10

8

Текущий контроль.

1

1

2

III четверть

9

Возникновение музыкальных инструментов

1

1

2

10

Семейства музыкальных инструментов:

- струнные смычковые инструменты

- деревянные духовые инструменты

- медные духовые инструменты

- ударные инструменты

- клавишные инструменты

- народные инструменты

- электронные инструменты

9

9

18

12

Текущий контроль.

1

1

2

IV четверть

13

История развития оркестра (происхождение, расположение инструментов в симфоническом оркестре, дирижёр)

2

2

4

14

Виды оркестров

2

2

4

15

Музыка в театре и в кино. Музыкально-театральные жанры.

2

2

4

16

Повторение пройденного материала

1

1

2


Текущий контроль.

1

1

2


Итого:

35

35

70

2 год обучения

п/п

Наименование темы

Общий объем времени (в часах)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Максимальная учебная нагрузка

I четверть

1

Общая характеристика зарубежной музыкальной культуры XVII - XVIII вв.

2

2

4

2

И.С. Бах:

- жизненный и творческий путь

- произведения для органа;

- клавирные произведения.

3

3

6

3

Классицизм в музыке. Венская классическая школа. Строение симфонического цикла. Строение сонатной формы.

2

2

4

4

Текущий контроль

1

1

2

II четверть

5

Й. Гайдн:

- жизненный и творческий путь;

- симфоническое творчество;

- клавирное творчество.

3

3

6

6

В.А. Моцарт:

- жизненный и творческий путь;

- симфония № 40 соль минор;

- опера «Свадьба Фигаро» (знакомство со жанром оперы)

4

4

8

7

Текущий контроль.

1

1

2

III четверть

8

Л. Бетховен:

- жизненный и творческий путь;

- фортепианное творчество;

- симфония № 5;

- увертюра «Эгмонт»

4

4

8

9

Романтизм в музыке. Композиторы - романтики.

2

2

4

10

Ф. Шуберт:

- жизненный и творческий путь, симфоническое творчество;

- вокальное творчество (знакомство с куплетной формой);

- произведения для фортепиано;

4

4

8

11

Текущий контроль.

1

1

2

IV четверть

12

Ф. Шопен:

- жизненный и творческий путь;

- фортепианное творчество (на примере прелюдий, мазурок знакомство с формой периода, 2-ух и 3-ёх честной формой)

4

4

8

13

Дальнейшие пути развития европейской музыки в конце XIX - начале XX века.

2

2

4

14

Текущий контроль.

1

1

2


Итого:

35

35

70

3 год обучения Творчество классиков отечественной музыки

п/п

Наименование темы

Общий объем времени (в часах)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Максимальная учебная нагрузка

I четверть

1

Музыкальное искусство России в первой половине XIX века. Творчество А.А. Алябьева, А.Е. Варламова и А.Л. Гурилева

1

1

2

2

М.И. Глинка:

- жизненный и творческий путь;

- опера «Иван Сусанин»;

- произведения для оркестра;

- вокальное творчество.

4

4

8

3

А.С. Даргомыжский:

- жизненный и творческий путь;

- вокальное творчество.

1

1

2

4

Русская музыкальная культура 2-й половины XIX века.

1

1

2

5

Текущий контроль

1

1

2

II четверть

6

А.П. Бородин:

- жизненный и творческий путь;

- опера «Князь Игорь».

2

2

4

7

М.П. Мусоргский:

- жизненный и творческий путь;

- фортепианный цикл «Картинки с выставки»;

- опера «Борис Годунов».

2

2

4

8

Н.А. Римский-Корсаков:

- жизненный и творческий путь;

- симфоническая сюита «Шехеразада»;

- опера «Снегурочка».

3

3

6

9

Текущий контроль

1

1

2

III четверть

10

П.И. Чайковский:

- жизненный и творческий путь;

- опера «Евгений Онегин»;

- симфония №1 «Зимние грёзы».

3

3

6

11

Музыкальная жизнь России конца XIX века - начала XX века.

2

2

4

12

Обзор русской музыкальной культуры XX века.

2

2

4

13

С.С. Прокофьев.

- Жизненный путь.

- Симфония № 7.

- Кантата «Александр Невский».

3

3

6

14

Текущий контроль

1

1

2

IV четверть

15

Д.Д. Шостакович.

- Жизненный путь.

- Симфония №7 «Ленинградская».

- Прелюдии и фуги.

3

3

6

16

А.И. Хачатурян.

- Жизненный путь.

- Концерт для скрипки с оркестром.

2

2

2

17

Музыкальная культура России второй половины XX века оссии

2

2

2

18

Текущий контроль

1

1

2


Итого:

35

35

70


Годовые требования по классам

Учебная программа по предмету историко-теоретической подготовки «Беседы о музыке» рассчитана на 3 года обучения. В основе программы лежит принцип систематического и последовательного обучения. Это поможет учащимся применять полученные знания и умения в изучении нового материала.

1 год обучения

  1. Вводное занятие: что такое музыка?

Когда и где она появилась? Для чего нужна человеку музыка? Знакомство учащихся с различными мифами о возникновении музыки.

  1. Фантастические и сказочные персонажи в музыке.

Русские сказочные персонажи в произведениях русских композиторов. Положительные и отрицательные персонажи. Характеристики этих героев. Связь музыкальных и речевых интонаций, близости средств выражения речи и музыки (темп, тембр, высота, динамика, паузы, акценты, настроение - интонационная окраска). Сравнение произведений с одинаковыми названиями

  1. Изображение природных явлений в музыке.

Времена года в музыке. Состояния природы в разное время суток. Утро, день, вечер, ночь. Дать представление об изобразительных средствах музыки. Звукоподражания различным видам природы (капель, плеск ручейка), выражение настроений, созвучных той или иной картине природы, времени года, дня. Состояние природы. Картины природы в музыке и изобразительном искусстве. Выразительные средства в создании образа.
4. Средства музыкальной выразительности.

Понятия мелодия, темп, ритм, регистр, гармония, динамика, тембр.

  1. Программная музыка.

Принадлежность определенных тембров к различным музыкальным персонажам

  1. Певческие голоса.

Классификация певческих голосов: мужские, женские, детские

  1. Музыкальные жанры

Дать представление о первичных жанрах музыки (песня, танец, марш), их характерных особенностях. Песня, танец, марш (иногда в преображенном виде) встречаются в других произведениях (в программной и не программной музыке различных жанров). Музыкальное произведение может иметь признаки одновременно двух жанров (песни и марша, песни и танца, танца и марша)

Песня: русская народная песня и композитор. Изучая с детьми фольклор, следует вспомнить вместе с ними народные праздники, которые они знают, обычаи, обряды, показать образцы декоративно-прикладного искусства, рассказать о промыслах, которыми славится их малая родина. Обязательно использовать изображения народных костюмов

Марш: при выборе музыкальных произведений показать детям разные виды маршей - военный, церемониальный, концертный, детский, игрушечный, спортивный, траурный, сказочный.

Танец: Танцы народов Европы. Изучая танцы, можно познакомить детей с наиболее известными европейскими танцами, такими как менуэт, вальс, полька, показать наиболее яркие образцы различных национальных танцев - русских (камаринская, трепак, барыня), украинских (гопак), кавказских (лезгинка), польских (мазурка и полонез).

При изучении танцев показать детям картинки, изображающие национальные костюмы и движения танцев. При прослушивании танцев и маршей, обратите внимание детей на характер движения, создаваемый музыкой, и жанровые признаки танца или марша (размер, темп, ритм). Виды контроля по второй теме; музыкальная викторина танцев и маршей. По картинкам нужно узнать изображения танцев, по показу движений вспомнить танцы, в предложенных стихах дать эмоциональную характеристику бытовых жанров.

8. Возникновение музыкальных инструментов.

Зарождение и развитие музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты: от примитивных древних до современных.

  1. Семейства музыкальных инструментов

Классификация инструментов и инструментальных групп. Характеристика групп инструментов: струнные смычковые инструменты, деревянные духовые, медные духовые, ударные, клавишные, народные, электронные.

Второй год обучения

Классики европейской музыки - представляет собой последовательность монографических тем, соответствующих историко - художественному процессу: И.С. Бах, Й. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, Ф. Шопен. Каждая тема-монография содержит рассказ о жизни композитора (биография), краткий обзор творческого наследия, характеристику отдельных произведений с последующим прослушиванием.

Биография композитора позволяет не только нарисовать портрет великого музыканта, но и содержит сведения исторического, художественного и музыкально-теоретического характера. Формы бытования музыки в различные эпохи и в различных слоях общества, социальное положение музыкантов, сочетание таланта и труда в композиторской профессии - познавательный материал, расширяющий представление учащихся о музыкальном искусстве.

Музыкальный материал, составляющий основу большинства тем, впервые знакомит учащихся с сонатно-симфоническим циклом и сонатной формой. Эти знания, вводимые в теме «Й. Гайдн», закрепляются затем при изучении музыкальных произведений Моцарта, Бетховена и Шуберта.

Освоение инструментальных произведений крупной формы, слуховое, теоретическое и исполнительское (в классе игры на инструменте) следует рассматривать как важный этап музыкального развития учащихся. Представленные в темах другие жанры музыки (песни, фортепианные сочинения малых форм, сюиты, оперы), способствуют расширению и углублению полученных ранее знаний.

Третий год обучения

Программа предусматривает темы, посвящённые основным представителям русской музыки XIX века: М.И. Глинке, А.С. Даргомыжскому, М.П. Мусоргскому, А.П. Бородину, Н.А. Римскому-Корсакову, П.И. Чайковскому и отечественной музыки первой половины XX века С.С. Прокофьеву, Д.Д. Шостаковичу, А.И. Хачатуряну. Помимо монографических тем этот раздел программы включает также обзорные уроки, назначение которых - дать общее представление о музыкальной культуре России до Глинки, в 60-70 годы XIX века и на рубеже XIX и XX веков и второй половины XX века.

Основное внимание в разделе музыкальные классики XIX века уделено опере - ведущему жанру русской классической музыки. Изучение опер должно быть комплексным и предполагает включение кратких сведений из истории их создания, характеристику содержания и композиции произведения, его важнейших жанровых особенностей.

Знакомство с произведениями других жанров должно дать учащимся представление о богатстве содержания и жанровом многообразии отечественной музыки.



III. Требования к уровню подготовки учащихся

Раздел содержит перечень знаний, умений и навыков, приобретение которых обеспечивает программа по учебному предмету историко-теоретической подготовки «Беседы о музыке»:

- знаний лучших образцов мировой музыкальной культуры (творчество великих композиторов, выдающихся отечественных и зарубежных произведений в области музыкального искусства);

- знаний основных средств выразительности, используемых в музыкальном искусстве;

- знаний наиболее употребляемой музыкальной терминологии.

































IV. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Занятия по предмету историко-теоретической подготовки «Беседы о музыке» проводятся в сформированных группах от 4 до 10 человек (мелкогрупповые занятия). Работа на уроках предполагает соединение нескольких видов получения информации: рассказ преподавателя, разбор и прослушивание музыкального произведения. Методически оправдано постоянное подключение обучающихся к обсуждаемой теме, вовлечение их в активный диалог. Подобный метод способствует осознанному восприятию информации, что приводит к формированию устойчивых знаний.

На каждом уроке учебного предмета историко-теоретической подготовки «Беседы о музыке» необходимо повторять и закреплять сведения, полученные на предыдущих занятиях.

Современные технологии позволяют не только прослушивать музыкальные произведения, но и осуществлять просмотр видеозаписей. Целесообразными становятся просмотры на уроках отрывков балетов и опер, концертных фрагментов, сопровождаемых комментариями преподавателя.

Контроль знаний, умений, навыков, учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции. Разнообразные формы контроля успеваемости учащихся позволяют объективно оценить успешность и качество образовательного процесса.

Основными видами контроля успеваемости по предмету являются:

· текущий контроль успеваемости учащихся,

· промежуточная аттестация,

· итоговая аттестация.

Текущая аттестация проводится с целью контроля за качеством освоения какого-либо раздела учебного материала предмета и направлена на поддержание учебной дисциплины, выявление отношения к предмету, неответственную организацию домашних занятий и может носить стимулирующий характер. Текущий контроль осуществляется регулярно преподавателем, отметки выставляются в журнал и дневник учащегося. В них учитываются:

· отношение учащегося к занятиям;

· качество выполнения домашних заданий;

· инициативность и проявление самостоятельности.

На основании результатов текущего контроля выводятся четвертные оценки.

Промежуточная аттестация определяет успешность развития учащегося и степень освоения им учебных задач на данном этапе. Наиболее распространенными формами промежуточной аттестации являются контрольные уроки, тесты, позволяющие выявить уровень знаний учащихся.

Итоговая аттестация проводится в форме контрольного урока. При прохождении итоговой аттестации выпускник должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Критерии оценки

Критерии оценки качества подготовки учащегося позволяют определить уровень освоения материала, предусмотренного учебной программой.

5 («отлично») - содержательный устный или письменный ответ. Точное определение на слух тематического материала пройденных сочинений. Свободное ориентирование в определенных эпохах (историческом контексте, других видах искусств).

4 («хорошо») - устный или письменный ответ, содержащий не более 2-3 незначительных ошибок. Определение на слух тематического материала также содержит 2-3 неточности негрубого характера или 1 грубую ошибку и 1 незначительную. Ориентирование в историческом контексте может вызывать небольшое затруднение, требовать время на размышление, но в итоге дается необходимый ответ.

3 («удовлетворительно») - устный или письменный ответ, содержащий 3 грубые ошибки или 4-5 незначительных. В определении на слух тематического материала допускаются: 3 грубые ошибки или 4-5 незначительные. В целом ответ производит впечатление поверхностное, что говорит о недостаточно качественной или непродолжительной подготовке обучающегося.

2 («неудовлетворительно») - большая часть устного или письменного ответа неверна; в определении на слух тематического материала более 70% ответов ошибочны. Обучающийся слабо представляет себе эпохи, стилевые направления, другие виды искусства.

















































V. Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации педагогическим работникам

Изучение учебного предмета историко-теоретической подготовки «Беседы о музыке» осуществляется в форме мелкогрупповых занятий. В основу преподавания положена вопросно-ответная (проблемная) методика, дополненная разнообразными видами учебно-практической деятельности.

Наиболее продуктивная форма работы с учащимися младшего возраста - это уроки - беседы, включающие в себя диалог, рассказ, краткие объяснения, учебно-практические и творческие задания, где слуховое восприятие дополнено, нередко, двигательно-пластическими действиями.

Наряду с традиционными формами урока, программой предусматривается проведение новых форм:

  • Урок - сказка (может иметь различные формы: и собственно «сказка» - прослушивание, обсуждение, и некоторая доля театральности на уроке - ролевые задания).

  • Комплексный урок (включающий материал из разных областей искусства, не только музыкального).

  • Урок - путешествие в прошлое, настоящее и будущее.

  • Урок - состязание.

  • Урок - игра на закрепление пройденного материала.

  • Конкурсы, викторины, познавательные игры.

Участие детей в таких уроках, помогает в игровой форме закрепить знания, умения и навыки. Также способствует самоутверждению детей, развивает настойчивость, стремление к успеху, воспитывает самостоятельность, как качество личности.

Домашние задания на закрепление пройденного в классе материала должны быть небольшими по объёму и доступными по трудности: сочинение небольших историй, рассказов по пройденной теме и прослушанным произведениям; подбор загадок, картинок, стихов к прослушанным произведениям; создание звуковых эскизов (изображение на инструменте образов музыкальных произведений); нарисовать рисунок к прослушанному произведению.

Преподаватель, добиваясь эмоционального отклика, подводит детей к осмыслению собственных переживаний, использует при этом беседу с учащимися, обсуждение, обмен мнениями. Процесс размышления идет от общего к частному и опять к общему на основе ассоциативного восприятия. Через сравнения, обобщения педагог ведет детей к вопросам содержания музыки.

Программа учебного предмета историко-теоретической подготовки «Беседы о музыке» предполагает наличие многопланового пространства музыкальных примеров. Оно создается при помощи разнообразия форм, жанров, стилевых направлений (в том числе, современной музыки). Учащиеся накапливают слуховой опыт и получают определенную сумму знаний.

С целью активизации слухового внимания в программе «Беседы о музыке» используются особые методы слуховой работы. Прослушивание музыкальных произведений предваряется работой в определенной форме игрового моделирования. Особенностью данного метода является сочетание всех видов деятельности, идея совместного творчества.

Приемы игрового моделирования:

  • отражение в пластике телесно-моторных движений особенностей метроритма, рисунка мелодии, фактуры, артикуляции музыкального текста;

  • сочинение простейших мелодических моделей с разными типами интонации;

  • графическое изображение фразировки, звукового пространства, интонаций;

- игры-драматизации (песни-диалоги, мимические движения, жесты-позы) с опорой на импровизацию в процессе представления;

- исполнение на инструментах детского оркестра ритмических аккомпанементов, вариантов оркестровки небольших пьес.

Слушая музыку, учащиеся могут выступать в роли «ученого-наблюдателя» (когда речь идет о элементах музыкального языка), воспринимать ее в формате сопереживания (эпитеты, метафоры), сотворчества. Главным на уроке становится встреча с музыкальным произведением. Сущность слушания музыки можно определить, как внутреннее приобщение мира ребенка к миру героя музыки. Каждая деталь музыкального языка может стать центрообразующей в содержании урока, вызвать комплекс ассоциаций и создать условия для эстетического общения и вхождения в образный мир музыки.


























VI. Список учебной и методической литературы

Список рекомендуемой методической литературы

  1. Абрамян Г. «Солнечный круг», музыкальная азбука, "Малыш", г. Москва

  2. Барабошкина А., Боголюбова Н. «Музыкальная грамота», «Музыка», г. Москва

  3. Ветлугина Н. «Музыкальный букварь», «Музыка», г. Москва

  4. Владимирова О. «Слушание музыки», «Композитор», г. Санкт-Петербург, 2008 г.

  5. Гильченок Н.Г. «Слушаем музыку вместе», «Композитор», г. Санкт-Петербург, 2006 г.

  6. Зильберквит М. «Мир музыки», «Детская литература», г. Москва

  7. Кон Ю. «Избранные статьи о музыкальном языке», «Композитор», г. Санкт-Петербург

  8. Покладова Е.В., Фролкин В.А.А. Музыка Кубани, «Эоловы струны», г. Краснодар, 2006 г.

  9. Осовицкая З., Казаринова А. «В мире музыки», «Музыка», г. Москва

  10. Попова Т. «О музыкальных жанрах», «Знание», г. Москва

  11. Соболева Г. «Русский романс», «Знание», г. Москва

  12. Сохор А. «Воспитательная роль музыки», «Музыка», г. Ленинград

  13. Третьякова Л.С. «Русская музыка 19 века», «Просвещение», г. Москва

  14. Фрид Э.Л. «Русская музыкальная литература» выпуск 2, «Музыка», г. Ленинград

Список учебной литературы

  1. Вайнкоп Ю., Гусин И. «Краткий библиографический словарь композиторов», «Музыка», г. Ленинград

  2. Кочнева И., Яковлева А. «Вокальный словарь», «Музыка», г. Ленинград

  3. Медушевский В., Очаковская О. «Энциклопедический словарь юного музыканта», «Педагогика», г. Москва

  4. Кушнир М.Б. «Аудиопособие по музыкальной литературе для учебных заведений», «Торговый Дом Ландграф», 2004 г.

  5. Кушнир М.Б. «Комплексное аудиовизуальное пособие по слушанию музыки и изучению оперно-балетных жанров», «Торговый Дом Ландграф», 2004 г.

  6. Панова Н.В. Русская музыкальная литература рабочая тетрадь, «Престо», г. Москва, 2004 г.

  7. Смагин В.Н. «Музыкальная мозаика», выпуск 1,2 «Композитор», г. Москва

  8. Сорокотягин Д. Музыкальная литература в таблицах: полный курс обучения, Ростов н/Д: Феникс, 2013 г.

  9. Шорникова М. «Музыкальная литература. Музыка, ее формы и жанры», «Феникс», Ростов н/Д, 2003 г.

  10. Шорникова М. «Музыкальная литература. Развитие западноевропейской музыки», «Феникс», Ростов н/Д, 2003 г.

  11. Шорникова М. «Музыкальная литература. Русская музыкальная классика», «Феникс», Ростов н/Д 2003 г.

  12. Шорникова М. «Музыкальная литература. Русская музыка 20 века», «Феникс», Ростов н/Д, 2005 г.

  13. Шорникова М. Музыкальная литература: 1 - 4 годы обучения: рабочие тетради, Ростов н/Д, 2014 г.

  14. Хрестоматии по русской, зарубежной музыкальной литературе, музыкальной литературе (для 4 класса ДМШ), «Музыка», г. Москва

  15. Чулаки М. «Инструменты симфонического оркестра», «Музыка», г. Москва

© 2010-2022