- Преподавателю
- Другое
- Толерантность в современном мире
Толерантность в современном мире
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Конспекты |
Автор | Афонина А.В. |
Дата | 15.08.2015 |
Формат | doc |
Изображения | Есть |
Тема: Толерантность в современном мире.
Цель: формирование толерантных установок у учащихся.
Задачи:
-
познакомить учащихся с понятием "толерантность", с основными чертами толерантной личности;
-
развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей;
-
развитие внимания, памяти, творческого мышления учащихся;
-
воспитание чувства коллективизма, сплочённости;
-
способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.
Учащиеся 6 "А" класса (3 чел.) начинают мероприятие с приветствия:
"Здравствуйте! Добрый день, друзья!
Он наступил такой прекрасный,
Потому что в нём и ВЫ и Я!
"ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ!
Всем разным, но равным!
Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
-
в испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения;
-
во французском - отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
-
в русском -быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо.
Какое из определений вам импонирует более всего? (Ответы).
Почему, на ваш взгляд, в разных странах определения различны? (Ответы).
А что же объединяет эти определения? (Ответы).
Почему так актуальна толерантность в настоящее время? (Ответы).
(Далее ведущий и участники обобщают всё сказанное, делают вывод, что толерантность - не пассивное, неестественное покорение мнению, взглядам и действиям других, не покорное терпение, а активная нравственная позиция и психологическая готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия между этносами, социальными группами, во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.).
- Слово толерантность я изобразила в виде солнца. Давайте, изобразим ваши ответы в виде лучиков. (Участники высказывают свои мнения). Например:
Задание по толерантности.
Задание поможет определить степень терпимости, уважения к чужому мнению. Отвечать быстро, не задумываясь.
1. Предстоит ролевая игра. Что вас устраивает: А) чтобы играли те, кто не знает правил.
Б) чтобы участвовали те, кто признает и знает правила.
2. Вы спокойно встречаете жизненные неудачи? А) да.
Б) нет.
3. Болезненна ли для вас ситуация: когда приходится отказываться от своего проекта, потому что аналогичный проект предложили ваши одноклассники: А) да.
Б) нет.
4. Вызывают ли у вас неприязнь одноклассники, которые нарушают правила общественного поведения: А) вас это вообще не интересует, если они не переступают допустимых границ.
Б) они вам не приятны, потому что не умеют себя контролировать.
5. Можете ли вы легко найти контакт с одноклассниками, которые имеют иные, чем у вас верования, обычаи, намерения? А) вам всегда это трудно сделать.
Б) сравнительно легко.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которого становитесь: А) вы не переносите ни шуток, ни самих шутников.
Б) пытаетесь найти ответ в такой же шутливой форме.
7. Согласны ли вы с бытующим в обиходе мнением, что многие одноклассники пытаются делать "не своё дело", стремятся казаться "лучше чем есть": А) да.
Б) нет.
8. Вы приводите в компанию знакомого, который становится объектом общего внимания. Ваша реакция: А) вам неприятно, что внимание уделено ему, а не вам.
Б) вы рады за знакомого.
________________________________________________________
Подсчитайте баллы. Запишите по 2 балла за ответы
1 - Б, 2 - Б, 3 - Б, 4 - А, 5 - Б, 6 - Б, 7 - А, 8 - Б.
РЕЗУЛЬТАТЫ:
От 0 до 4 баллов. Вы обладаете высокой степенью упрямства и нетерпимости, часто вы стараетесь навязать своё мнение другим. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 5 - до 12 баллов. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, можете вести диалог. Если считаете нужным, то меняете свои убеждения. Но порой вы способны и на неуважение к собеседнику, который думает иначе чем вы. Вы не умеете выдвигать убедительные аргументы.
От 14 до 16 баллов. У вас твёрдые убеждения, сочетающиеся с гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею с пониманием. Вы критичны к себе, не считаете своё мнение "истиной в последней инстанции". Вы способны отказаться от своих ошибочных взглядов.
Задание
1) Сравните понятия: 1) терпимость - способность понимать, уважать чужое мнение, 2) терпение - способность соглашаться, вопреки своей воли, 3) доброта - отзывчивость, при которой появляется желание помочь другим, 4) уважение - признание чьих-нибудь достоинств.
Что в них общее и что различное? Какие определения более близки к понятию толерантность?
2) Приведите примеры толерантного поведения в вашей жизни.
3) Нужна ли толерантность в нашей жизни.
(Ответ аргументировать).
В заключения смотрим филь о культурах мира и многообразии нашей планеты.
Говоря о концепциях модернизации российского образования, следует сказать, что толерантность укореняется в школе, формирует отношения к ней как к важнейшей ценности общества, т.к. развивает у учащихся черты толерантной личности с целью воспитания чутких и ответственных граждан, открытых восприятию других культур, способных ценить свободу, уважать человеческие достоинства и индивидуальность.
11