• Преподавателю
  • Другое
  • АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС

М.П.Чашникова, преподаватель Семилукского государственного технико-экономического колледжа


Наше учебное заведение организует учебный процесс в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» и Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по всем специальностям.

Сегодня все наши силы и средства направлены на создание профессионала и воспитание гармоничной личности с учетом, что современное общество устанавливает социальный заказ на подготовку специалиста, владеющего исследовательскими умениями и навыками, способностью ориентироваться в потоке научно-информационных технологий, альтернативных проектов, адаптировать инновационные идеи, эффективный опыт. Такой специалист должен быть целеустремленным, инициативным, ответственным, коммуникабельным и современным.

В решении указанных задач главную роль играет формирование навыков и умений самостоятельного и практического применения знаний. Поэтому задача преподавателя состоит в активном вовлечении студента в процесс самостоятельного поиска, применение активных форм и методов обучения. Но сначала мы должны научить студента правильно организовывать свой труд, как на уроках, так и дома.

Признаем, что студенты по-разному относятся к учебе. Одни проявляют вкус к творческой работе, учатся увлеченно, радуются своим успехам, другие удовлетворяются обыденной работой и ее скромными результатами. Какие качества перевесят у студента, каких студентов будет больше в группе, колледже, в немалой степени зависит от форм и методов работы и личных качеств самого преподавателя.

Преподаватель не должен навязывать готовых выводов. Необходимо направлять студентов на путь раздумий, предоставить им возможность выразить свое мнение, дать оценку явлению или процессу. Едва ли можно взять под сомнение, что при таком подходе, происходит переход знаний в убеждения. А убеждения - это единство знаний и чувств студента, которые проявляются в его поведении и помогают выработке активного, действенного отношения к дисциплине и избранной профессии. В связи с этим В.А.Сухомлинский писал, что «убеждения не передаются механически вместе со знаниями, не заучиваются и не запоминаются, а только вырабатываются на основе знаний».

Я убеждена, что любой преподаватель должен научиться выбирать в своей дисциплине материал, который связан с будущей профессией студента, другими дисциплинами, изучаемыми в колледже. На первом уроке новой дисциплины я всегда поясняю студентам, какое значение она имеет для дальнейшей практической деятельности после окончания колледжа. Да и любой урок начинается с постановки целей и задачи изучения данного материала, которое увязываю с будущей профессией и реализуемыми компетенциями в соответствии с ФГОС. Известно, что студенты более охотно воспринимают тот материал, когда ясно осознают его практическое значение.

На занятиях мы должны бороться всеми силами с пассивным сидением «без мысли в голове, без дела в руках» (К.Д.Ушинский). Усвоение материала самыми легкими путями воспитывает у студентов потребительское отношение к знаниям. И наоборот: активное отношение к знаниям способствует не только их упрочнению, но и воспитывает у студента чувство собственного достоинства.

Для повышения активности студентов, развития их познавательного интереса я использую различные формы и методы.

Например, по ходу лекции могут быть использованы плакаты «с белыми пятнами», т.е. в наглядной информации присутствуют пропуски. Они связаны с моментами в изучаемом материале, где я хочу обсудить со студентами ту или иную проблему. Завязывается дискуссия: студенты формулируют предложения, спорят, делают обобщения и выводы. В результате, направляемые мною, они приходят к правильному решению. Сразу заполняется пробел.

Заставить студентов вдумчиво изучать новый материал позволяют «лекции с ошибками». Студентам я делаю устное сообщение, а затем раздаю текст лекции, в котором намеренно делаю ошибки. Если студент заинтересованно слушал преподавателя, он обязательно обратит на них внимание. Каждый студент работает с текстом индивидуально, а затем происходит обсуждение и исправление ошибок. Данный метод позволяет привлечь к работе всех студентов, а сделанные в тексте ошибки являются опорными точками, которые позволяют легко запомнить предложенный материал.

Предложенные формы работы со студентами являются проблемно-поисковыми. Они требуют активной мыслительной деятельности студентов, творческого поиска, анализа собственного опыта и накопленных знаний, умения обобщать частные выводы и решения. Несомненно, познавательная деятельность студентов протекает не самостоятельно, а под руководством преподавателя, который цепочкой вопросов и заданий приводит студентов к выводам. Использование проблемно-поисковых методов требует от преподавателя хорошего знания учебного материала, широкой эрудиции, умения устанавливать и поддерживать в учебной работе контакт со студентами, создавать атмосферу сотрудничества, совместного поиска ответов на поставленные вопросы.

Как преподаватель я отдаю предпочтение проблемной лекции. Начинается она с постановки проблемы, которую в ходе изложения лектор последовательно и логично решает или раскрывает пути ее решения. Постановка проблемы побуждает слушателей к работе мысли, к попытке самостоятельно ответить на поставленный вопрос, вызывает интерес к поставленному материалу, привлекает внимание слушателей.

Стимулирует познавательную активность студентов эвристические беседы, которые представляют собой ряд вопросов преподавателя, направляющих мысли и ответы студентов. Беседа может начинаться с сообщения фактов, описания явлений, показа схемы, рисунка. В ходе эвристической беседы преподаватель путем умело поставленных вопросов заставляет студентов на основе имеющихся знаний, наблюдений, жизненного опыта, логических рассуждений формулировать новые понятия, выводы, правила. Студенты сами «делают открытия», получают новые знания, что доставляет им творческую радость.

Среди методов проблемного обучения, я использую еще и учебную дискуссию. Суть ее состоит в том, что преподаватель излагает две различные точки зрения, касающиеся одной и той же проблемы, и предлагает студентам выбрать и обосновать свою позицию. Преподаватель поддерживает дискуссию, раскрывая, уточняя аргументы спора, вводя дополнительные вопросы, поскольку задача участника дискуссии состоит не только в том, чтобы отстоять свою точку зрения, но и опровергнуть противоположную. Выявление позиции студентов, их правильных и ошибочных суждений дает возможность более основательно и убедительно утвердить в их сознании основные теоретические положения и выводы.

В преподавании специальных дисциплин, считаю, необходимо использовать исследовательский метод. Он заключается в том, что студенты самостоятельно осуществляют учебное исследование, а затем на занятиях докладывают о результатах, обосновывают и подтверждают теоретические положения курса. Например, под моим руководством по дисциплине «Материаловедение» студентом была разработана исследовательская тема «Теоретические исследования процессов термической обработки». Она включила в себя подробное изучение теории термической обработки и технологических процессов на базовом предприятии ОАО «Семилукский огнеупорный завод». В результате студент разработал технологический процесс термической обработки конкретной детали. Этот процесс нашел применение в производстве. Материалы исследовательской работы были использованы как на учебных занятиях, так и на общеколледжной студенческой научно-практической конференции.

Исследовательский метод активно применяется в ходе различных студенческих практик, откуда студенты приносят интересные материалы для изучения специальных дисциплин, а также курсового и дипломного проектирования.

Осуществить практическую направленность обучения позволяют экскурсии на производство. Студенты имеют возможность реально увидеть те процессы, оборудование, которое изучалось на теоретических занятиях. После экскурсии студенты пишут отчет, и проводится обобщающая беседа.

Считаю необходимым сформировать у студентов понимание тех качеств, которыми должен обладать специалист. У меня есть традиция: ежегодно я предлагаю ребятам осмыслить ряд вопросов, связанных со специальностью и написать мини-сочинение «Моя будущая профессия». Среди вопросов предлагаю: «Каким должен быть механик? », или «Какими качествами он должен обладать?» Студенты предлагают разные ответы, но я всегда радуюсь, когда студент пишет: «Главное - это любить свою профессию». Хорошо, когда студент это понимает изначально. А остальных нужно заинтересовать и влюбить в профессию, этому я уделяю большое внимание в своей работе - провожу различные мероприятия. Например, «Путешествие в профессию», здесь звучит занимательная информация о механике, проводятся конкурсы, приглашаются выпускники, представители базовых предприятий.

В своей практике применяю и другие активные формы: провожу КВН, конференции, различные викторины, конкурсы газет, использую рассказ как метод обучения. Он представляет собой монологическое сообщение преподавателя, о каких - то событиях, фактах. Я использую рассказ обычно для конкретизации теоретических положений, созданию интереса к изучаемому материалу. Рассказ имеет живой эмоциональный характер, нередко связан с личным отношением рассказчика к передаваемым событиям. Основные требования к рассказу - эмоциональная подача материала, образность, художественность изложения.

Такие мероприятия имеют несомненный успех, так как на фоне эмоционального настроя решают задачи профессионального обучения.

В обучении не должно быть скуки. Знания адресуются не только рассудку, но и чувствам ребят. Значит, на занятиях не нужно бояться эмоций. Несомненно, они способствуют активизации студентов.

В процессе обучения очень важна самостоятельная работа студентов. Традиционным видом самостоятельной работы на уроках специальных дисциплин является работа с технической литературой. При этом мы должны научить студентов самостоятельно находить нужную информацию, анализировать и выбирать в тексте главное.

Формой самостоятельной поисковой работы являются выполнение рефератов, докладов, сообщений, а сдача работ в строго определенные сроки должна приучить студентов к ответственности и дисциплинированности.

В период самостоятельной работы очень важно обратить внимание на проверку качества знаний, умений и навыков. Здесь необходимо оценить, поощрить самостоятельность мысли, инициативность студента.

Познавательная активность студента хорошо развивается на семинарских занятиях. Они дают возможность коллективно обсудить проблему, каждому студенту высказать свое мнение и обосновать его.

Активизировать студентов на уроках, а также проверить, как усвоен материал, позволяет опрос по ходу изучения темы. Студентам предлагается осмыслить материал, и воспроизвести какой - то фрагмент. Это позволяет выяснить, какие пробелы допущены при объяснении материала.

Развитию познавательных способностей студентов способствует использование технических средств обучения. Это позволяет включить студентов аналитико - синтетическую деятельность, пробуждает интерес к знаниям у слабоуспевающих студентов.

Важнейшим условием эффективности использования наглядности является умение преподавателя формулировать задачи их применения, включать студентов в процесс анализа, подвести их к правильным выводам. Такое использование наглядности способствует реализации идеи развивающего обучения.

В заключение хочу отметить, что для достижения успеха в обучении, активизации познавательной деятельности студентов необходимо объединение учебного и познавательного процессов. Это возможно, если учитель хорошо знает свой предмет и является убежденным и порядочным человеком. Ребята больше всего ценят в своем наставнике знание предмета и умение увлеченно преподавать его, принципиальное и гуманное отношение к ним. Обычно любовь к преподавателю студенты не отделяют от любви к предмету, который он ведет. В.А.Сухомлинский писал, что воспитывают и обучают не программы и учебники, а личность учителя.

Литература

1.Поташник М.М. Требования к современному уроку. Методическое пособие. - М.: Центр педагогического образования, 2008.-272с.

2.Хатунцева Л .И. Профессионально ориентирование технологии обучения: Учебно-методическое пособие. - Воронеж: ВОИПКиПРО , 2007.-100с.


© 2010-2022