Проект исследовательской работы Из истории центра детского творчества

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования и науки РБ

Муниципальное образование «Курумканское РУО»

МБОУ ДОД «Центр детского творчества»

Республиканская научно-практическая конференция

«Моей Бурятии-90 лет», посвященная 90- летию Республики Бурятия



Секция: «Это нашей истории строки…»

Тема:

«От дома пионеров до центра детского творчества»



Выполнила: Мягкова Настя, ученица 9 «а» кл.,

воспитанница объединения

«Литературное краеведение»

Руководитель: Галсанова Оюна Дугаровна,

педагог дополнительного образования

МБОУ ДОД «ЦДТ»

Курумкан

2013

Содержание




Введение

I.Прошлое… Но не забытое стр: 1-3

II.Из воспоминаний Щербаковой (Мосеевой)

Елены Сергеевны… стр: 4

III.Настоящее… стр: 5-9

Заключение

Литература




















Введение


Современные требования системы образования таковы, что детям необходимо научиться готовности к переменам, самостоятельному поиску решения, творческому отношению к ситуации. Дополнительное образование ориентировано на свободный выбор ребёнком видов и форм деятельности, повышение мотивации и развитие способностей, а также самореализацию и профессиональное самоопределение.

В своей исследовательской работе я отразила историю развития МБОУ ДОД «Центр детского творчества» села Курумкан. МБОУ ДОД «Центр детского творчества» с. Курумкан является многопрофильным учреждением дополнительного образования детей Курумканского района Республики Бурятия. Основным видом его деятельности является реализация программ дополнительного образования детей различной направленности, ориентированных на развитие личности ребенка и его социализацию, организация и проведение досуговых мероприятий.

Актуальность:

Эту тему я выбрала, потому что она не изучена в полной мере. Я считаю, что миссия Центра детского творчества - это стремление педагогов максимально помочь ребенку адаптироваться в социальной среде, содействовать подготовке творчески мыслящих людей с широким кругозором и высокой социальной активностью.

Цель: изучение истории становления и развития МБОУ ДОД «Центра детского творчества» села Курумкан с начала основания и до сегодняшнего времени.

Для выполнения намеченной цели нами были поставлены следующие задачи:

1.Изучение особенностей становления и развития Центра детского творчества

2.Охарактеризовать деятельность МБОУ ДОД «Центр детского творчества» и его влияние на развитие подрастающего поколения

3.Определить и изучить с чьими именами связано развитие МБОУ ДОД «Центр детского творчества»

Методы исследования:

1.Сбор материала

2.Анализ собранной информации

3.Практическая работа:интервью

4.Обработка информации

I.Прошлое… Но не забытое

Курумканский Дом пионеров был открыт в 1971 году практически на пустом месте, поскольку от старого Дома пионеров, который перестал существовать еще в 1960 году после объединения двух районов - Баргузинского и Курумканского в один, ничего не осталось. Сначала Дом пионеров размещался в здании Курумканской средней школы, а через полтора года переехал в здание бывшего детского сада. Открытие такого детского учреждения в районе имело огромное значение в деле воспитания «всесторонне развитого гармоничного человека».

Основателем и первым директором Дома пионеров была Цыденова Дарижаб Нимаевна, незаурядная личность и талантливый человек, проявивший свои организаторские способности еще в далекие школьные годы. В августе 1971 года ею был организован районный Дом пионеров в бывшем здании детского сада-ясли «Чебурашка» по улице Школьной. На первых порах работали всего два кружка: хореографический, руководимый Владимиром Выдрином и духовой оркестр во главе с Василием Татарниковым. Оба руководителя - выпускники культурно-просветительского училища. Их кружки пользовались большой популярностью, посещали более 100 учащихся.

В 1972 году к 50-летию Всесоюзной пионерской организации им. Владимира Ильича Ленина открылись ещё ряд кружков. Это кружки технического моделирования «умелые руки», кинодемонстраторов, фотографии, радиотехнический и художественный. Утвердились первые традиции: 19 мая - день рождения пионерии, летние детские дворовые площадки, праздник провода русской зимы, новогодние утренники, творческий отчет, день открытия кружков. В период летних каникул были организованы летние профильные лагеря экологической направленности.

С 1971по 1981 годы в Доме пионеров работали следующие педагоги: Ринчинов Базар Сартаевич, Цыренова Светлана Ламажаповна, Цыбикова Валентина Дугаровна, Бадмаева Софья Гомбожаповна, Егорова Анна Георгиевна, Гармаев Анатолий Дондупович, Малыгин Николай Иннокентьевич, Сабхандаева Анна Ешиевна, Цыренова Евдокия Цыдыповна, Леликов Геннадий Павлович, Бадмаевна Наталья Гармаевна, Мунхоева Мария Бадмаевна, Ербанова Дулма Чимитцыреновна, Раднаев Баир Нимажапович, Ринчино Александр Ухинович и многие др.

Курумканскому Дому пионеров - отличник народного просвещения РСФСР Дарижаб Нимаевна Цыденова отдала 10 лет. Своей высшей и самой ценной наградой за эту работу считает знаки ЦК ВЛКСМ «За активную работу с пионерами», которыми была награждена дважды. Проработав 10 лет директором Дома пионеров, Дарижаб Нимаевна

1

долгое время ещё работала по своей специальности учителем бурятского языка в Курумканской средней школе №2.

Её дело продолжила Ринчинова Галина Сандаковна. Она назначена директором Дома пионеров в 1981 году. По воспоминаниям ветеранов Дома пионеров Галина Сандаковна была энергичным, творчески работающим человеком. Тогда функционировало 10 кружков. В них обучалось около 150 детей. Проводились ежегодно турслеты, районные слеты правофланговых отрядов, выставки поделок по декоративно- прикладному творчеству. В те годы был рассвет Дома пионеров, кружковцы стали участвовать в республиканских турнирах и занимать призовые места.Также хорошо работала районная школа вожатых. Была введена единая форма для пионервожатых. Школа вожатых тесно работала с Курумканским РК ВЛКСМ (секретарь Борбонова Н.С.). Галина Сандаковна проработала в Доме пионеров до 1986 года. Награждена грамотами райкома партии, МО РБ, отличник просвещения РСФСР.

В 1986 году Дому пионеров передали административное здание, где раньше располагались ЦК комсомола нашего района, сельсовет и другие организации. В этот же год директором Дома пионеров стала Баранникова Галина Далаевна, которая раньше работала методистом районо. Именно при ней Дом пионеров переехал на новое место.

Многие годы в Доме пионеров работал Бадмаев Ринчин Эрдыниевич, который возглавил коллектив с 1992 года. Именно при нем Дом пионеров переименован в Центр детского творчества.

В 1996 году директором назначена Бородина Валентина Очировна, методистом - Сахаровская Сталина Доржиевна. В 1998году Дом детского творчества переименован в Центр детского творчества и спорта. Большой энтузиаст своего дела, активная и деятельная Валентина Очировна внесла большие коррективы в развитии центра. Основным направлением являлось воспитание всесторонне развитой личности. Начиная с 1997г. центр проводит традиционные экологические конференции школьников совместно с сотрудниками заповедника «Джергинский». Начали проводить «Марш - парков», первая акция была проведена в Майской средней школе, следующие во всех ОУ района. В центре работал клуб «Ключи к экологии» - руководитель Зарубина Альбина Павловна. Клубом были проведены такие акции:«Чистому Байкалу- чистые дороги», уборка русла реки Баргузин и малых рек в рамках «Зеленого похода». В период летних каникул 1997-2000г.г. были организованы летние профильные лагеря экологической направленности на берегу Байкала, где состоялись встречи с американцами, которые изучали флору и фауну Байкала. Программы лагерей были разработаны совместно с Республиканским эколого-

2

биологическим центром, ВСГАКИ, БГУ, Республиканским центром туризма и краеведения. Большую популярность получили среди детей совместные проекты летних лагерей «Кучигер», «Юктэ», «Гэсэр». Также проводились районные слеты юных журналистов и юных музееведов. В 2008 году при центре Детского творчества был проведен Республиканский семинар руководителей школьных музеев. Впервые был открыт клуб «Хозяюшка»(руководитель: Васильева Т.Е.), в котором дети с удовольствием занимались кулинарией и изучали азы ведения домашнего хозяйства. В связи с нехваткой мест в детских садах была открыта «Школа раннего развития для детей 4-6 лет» (педагог Алексеева Л.А.).Большим спросом пользовался у детей кружок «Технического моделирования» (руководители: Бадмаев Р.Э. и Аранзаев Б.Ш.). Проводились слеты детских лидеров. К 65-летию Победы в Великой Отечественной войне была проведена поисково- краеведческая работа по выпуску районной книги памяти. Книга была выпущена при поддержке районной администрации к 9 мая 2010 года. Закладывались такие традиции: день открытых дверей, посвящение в кружковцы, день классного руководителя.

В июне 2006 года получено Свидетельство о государственной аккредитации и присвоен статус учреждения дополнительного образования с правом реализации программ дополнительного образования детей.

Валентина Очировна за успехи была награждена грамотой Народного Хурала в 1998году. Ей присуждено звание «Заслуженный работник образования РБ» в 2001 году.




3

II.Из воспоминаний Щербаковой (Мосеевой) Елены Сергеевны…

«Как молоды мы были,

Как искренне любили,

Как верили в себя…»

В 1972 год я окончила Улан-Удэнское педагогическое училище №1, получив специальности «учитель начальных классов и старшая пионервожатая», вместе со своей однокурсницей и подругой Ульяновой Людмилой Иннокентьевной приехала работать в Курумканскую среднюю школу, где в то время директором был Цыденов Ендон Тапхаевич, а организатором внеклассной и внешкольной работы Шагнуева Сэсэг Гармаевна. Встретили нас с радостью, окружили заботой. Школа была большая, учащихся много поэтому занятия проводили в две смены, а мы с Людмилой Иннокентьевной, как старшие пионервожатые тоже включились в работу, часто уходя домой, как впрочем и весь педагогический коллектив в девять, десять часов вечера. Работать с ребятами (а это были члены школьной пионерской организации с 4-го по 7-ой класс и октябрятские группы с 1-го по 3-ий класс) было легко и интересно…

Большую помощь, советы мы получали не только от руководства школы, которые нас во всём поддерживал и поощрял, но и от Дома пионеров, который в тот период переживал период становления. Директором его была Цыденова Дарижаб Нимаевна, методистом Зотова (Егорова) А.У.

Мы часто встречались, обращались в Дом пионеров за советом и поддержкой, методической помощью. Совместно проводили различные мероприятия. Я считаю, что это было прекрасное время, которое в моей душе и останется.



4

III.Настоящее…

С 2008 года муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» возглавляет Берельтуев Сергей Очирович. В данное время количество детей, посещающих МБОУ ДОД ЦДТ: 444 учащихся от 6 до 18 лет школ района. Педагогический коллектив: 15 педагогов, из них звания имеют «Отличник народного просвещения РСФСР», «Заслуженный работник образования РБ» - Чимитцыренов Ц.Ш. «Почетный работник общего образования РФ»-Булгутов В.Д.

Имеют квалификационную категорию:

• высшая - 4 педагога;

• I (первая) - 8 педагогов;

• II (вторая) - 1 педагог;

• без категории - 3 педагога.

Возрастной состав педагогического коллектива:

Средний возраст педагогов - 37,6 лет

• до 35 лет - 8 человек;

• до 45 лет - 4 человека;

• до 55 лет - 3 человека;

• старше 55 лет - 2 человека.

Количество воспитанников: 444 учащихся, из них:

• 1-4 классы - 87 учащихся;

• 5-9 классы - 304 учащихся;

• 10-11 классы - 53 учащихся.

Количество объединений: 14 объединений, из них

• на базе Центра - 8 объединений;

• на базе ОУ района - 6 объединений

Цель работы Центра - это создание возможностей для реализации творческой активности детей в возрасте от 6 до 18 лет.

Приоритетные направления работы центра:

-Обновление содержания образования и воспитания;

-Усиление личностной направленности образования;

-Совершенствование системы работы Центра, направленной на развитие творческих способностей воспитанников.

5

Задачи:

-Создание оптимальных условий для всестороннего развития каждого воспитанника на основе его индивидуальных способностей и потребностей;

-Развитие творческого мышления необходимого для практической деятельности, познания, ориентации в окружающем мире, расширение зоны творческих возможностей;

-Оказание помощи семье в решении проблем воспитания детей.

МБОУ ДОД «Центр детского творчества» реализует основные задачи дополнительного образования детей через специально организованный образовательно-воспитательный процесс, доминантой которого является развитие мотивации ребенка к творчеству, познанию, саморазвитию. Образовательный процесс в ЦДТ реализуется посредством 14 образовательных программ дополнительного образования:

-по сроку реализации 3 года и выше;

-по типу: типовая, адаптированная, модифицированная и авторская;

-по уровню реализации: дошкольное, начальное, основное и среднее.

Педагоги дополнительного образования работают по образовательным программам, составленным на первый год обучения -144 ч, на второй год обучения -216ч, на третий год обучения -216ч, рассмотренным на методсовете и утвержденным директором Центра.

Система Центра имеет разветвленную структуру и включает следующие направления:

I.Художественно-эстетическое творчество:

цель: создание творческого пространства для самореализации обучающихся, воспитание у них нравственных и эстетических ценностей через внедрение системы целевых программ и приобщение к традиционному народному и современному декоративно-прикладному и изобразительному искусству.

1.Объединение «Умелые руки» - 34 воспитанников, руководитель Малаханова Т.Г.

2.Объединение «Юный художник» - 37 воспитанник, руководитель Баяндуева И.Ж.

3.Объединение «Ая омни» - 24 воспитанников руководитель Бадлуева Е.Б.

4.Объединение «Гармония» - 11 воспитанников руководитель Буянова Р.С.



6

II.Социально-педагогическое:

цель: формирование личностных и ценностно-ориентированных качеств учащихся, самопознание и развитие мотивов межличностных отношений, формирование активной жизненной позиции, способствующей социальной и профессиональной ориентации. На занятиях этого направления царит особый психологический климат доверия, свободного и ровного общения ребенка со взрослыми и истинное творчество.

1.Объединение «Юнкор» - 18 воспитанников, руководитель Сахманов А.У.

2.Объединение «Красный, желтый, зеленый» - 28 воспитанников, руководитель Рабжинов Ж.С.

3.Объединение «Юный журналист» - 27 воспитанников руководитель Дондобон С.Д.

III.Эколого-биологическое:

цель: экологическое образование признано приоритетным, так как его современная концепция учит не пассивному созерцанию, а сочетанию компонентов содержания образования: научному, ценностному, нормативному и деятельностному. Экологическому образованию уделяется большое внимание. Важно научить детей видеть красоту окружающей природы и понимать целесообразность приспособления каждого организма (в том числе и человеческого) к условиям его существования. Это достигается на учебных занятиях, экскурсиях, различных мероприятиях, творческих объединений дополнительного образования.

1.Объединение любителей и исследователей природы «Багульник» - 20 воспитанников, руководитель Сахманов А.У.

2.Объединение «Лесная школа» - 15 воспитанников, руководитель Шалданова О.Б.

3.Объединение «Экология родного края» - 15 воспитанников руководитель Аюшеев М.А.

IV.Краеведческое:

цель: краеведение находится на стыке таких областей, как природа, культура, физическое состояние, которые в сочетании друг с другом в едином образовательном процессе могут дать человеку огромный духовный потенциал. Поэтому образовательные программы краеведческой направленности не только традиционно популярны во внешкольных учреждениях, но и вводятся в базисный учебный план общеобразовательных школ. Через их реализацию могут быть построены преемственные связи в образовании и воспитании различных возрастных категорий детей.

1.Объединение «Живой родник» - 38 воспитанников, руководитель Булгутов В.Д.

2.Объединение «Юный музеевед» - 14 воспитанников, руководитель Будаева С.Н.

7

3.Объединение «Литературное краеведение» - 27 воспитанников, руководитель Галсанова О.Д.

4.Объединение «Юный экскурсовод» - 12 воспитанников, руководитель Чимитцыренов Ц.Ш.

Анализ образовательной деятельности творческих объединений показывает, что образовательный процесс в ЦДТ строится с учетом индивидуального развития личности ребенка; в ходе образовательного процесса реализуются принципы педагогики сотрудничество и сотворчество; образовательный процесс позволяет достаточно рано выявить природные наклонности и способность каждого ребенка, что создает условие для развития личности.

Все объединения Центра работают на бесплатной основе. Центр активно сотрудничает со многими организациями: ОУ района, отдел природопользования, отдел по делам молодежи и КМНС, районная МЦБ, МБУЗ «Курумканская ЦРБ»,ФГБУ «ГПЗ «Джергинский»,ОСЗН,ГУДО«РЭБЦУ»,АОУ ДОД «РЦЭВД», АОУ ДОД «РЦЮДИК», комитет по делам молодежи и ФКМО и НРБ, научные руководители БГУ, БНЦ и БГСХА. Особое внимание уделяется детям из малообеспеченных семей. Организуются сборы одежды, канцелярских товаров. С детьми из социально-неблагополучных семей, группы «риска» проводятся индивидуальные беседы, посещение их семей, осуществляется взаимодействие с классными руководителями. С целью повышения результативности образовательного процесса постоянно совершенствуется система подготовки и проведения массовых мероприятий с обучающимися. В соответствии с годовым планом

работы педагоги МБОУ ДОД «Центр детского творчества» организовывают и проводят районные мероприятия.

Качественно изменился уровень подготовки и оформления нормативно-правового пакета документов, применение цифровых технологий позволило повысить уровень проведения массовых итоговых мероприятий, увеличилась конкуренция среди призёров в связи с повышением качества подготовки участников фестивалей, конкурсов, смотров, конференций.

В I полугодии 2012-2013 учебного года воспитанниками МБОУ ДОД ЦДТ были достигнуты следующие результаты:

  • районные конкурсы - 38 призовых места;

  • республиканские конкурсы - 6 призовых мест;

  • межрегиональные конкурсы - 2 призовых места;

8

  • всероссийские конкурсы - 2 призовых места и 1 участие в выставке ДПИ в г. Москва.

На данный момент проводится активная работа по внедрению проектных технологий для участия в грантовых конкурсах. Также активно педагоги ДО принимают участие в различных конкурсах методических разработок как районного, так и республиканского уровня. С целью оздоровления и организации летнего досуга детей и подростков организуются профильные лагеря на базе МБОУ ДОД ЦДТ.









9

Заключение

Я считаю, что на сегодняшнее время деятельность МБОУ ДОД «Центр детского творчества способствует воспитанию социально активной, творчески мыслящей, конкуретноспособной личности. Педагог дополнительного образования - это работа, требующая ежеминутного напряжения ума и души. Результаты достижений воспитанников свидетельствуют о том, что в учреждении трудятся достойные люди, профессионалы своего дела. Я сама занимаюсь в объединении «Литературное краеведение» второй год, участвую в различных районных краеведческих конференциях и литературных конкурсах.

Будущее центра я представляю очень радужным, особенно мне бы хотелось видеть Центр в новом прекрасном здании, потому что при проведении различных районных мероприятий в Центре не хватает кабинетов, на помощь к нам приходят межпоселенческая центральная районная библиотека, КСОШ№2,КСОШ№1.









Литература

Информаторы:

1.Бородина Валентина Очировна - 1947г.р., с. Курумкан, ветеран педагогического труда.

2. Бадмаева Софья Гомбожаповна -1952 г.р., с. Курумкан, ветеран педагогического труда.

3. Берельтуев Сергей Очирович - 1963 г.р., с. Курумкан, директор МБОУ ДОД ЦДТ.

4.Щербакова Елена Сергеевна- 1955 г.р., с. Курумкан, ветеран педагогического труда.

5.Газета «Огни Курумкана»- 2011г.,№ 23.,стр-3.

6.Материалы архива Курумканского района: кадровые документы.








© 2010-2022