Военная подготовка понимания воспитания патриотических чувств

Раздел Другое
Класс 10 класс
Тип Презентации
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


«Кто верит в Русь, тот знает, что вынесет она все решительно и останется в сути своей такой же прежней святой нашей Русью, как и была»

Ф.М.Достоевский.

Общие положения.

Актуальность. В современных условиях в обществе происходят кардинальные изменения в социально-экономической, политической и духовной сферах нашей жизни. Резкое расслоение общества, девальвация фундаментальных духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. В результате чего произошли смена мироощущений и ценностных ориентаций общественного сознания, которые усилили отчуждение молодежи от института семьи, государства. У значительной части молодежи сформировано индиферентное отношение к понятиям человеческого достоинства, чести, гражданского долга, личной ответственности, что в свою очередь отрицательно сказалось на духовно-нравственном, психическом и физическом здоровье подрастающего поколения. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, из 13,62 миллиона детей, обучающихся в школах, только 21,4 процента абсолютно здоровы, а 21 процент имеют хронические, в том числе инвалидизирующие, заболевания. Среди призывной молодёжи стал наблюдаться рост наркомании, алкоголизма, венерических заболеваний и других болезней, обусловленных социально-экономическими причинами.

Доля граждан, ограниченно годных к военной службе, в 2009 году составила около 30 процентов.

Вместе с тем базовым фактором, определяющим способность гражданина проходить военную службу по защите Отечества, является состояние его физического развития и здоровья.

Любому государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту.

Следует заметить и то, что у молодежи все больше проявляется устойчивая тенденция падения престижа служения Родине, усилилась тенденция уклонения граждан от призыва на военную службу, институт подготовки молодёжи к службе в армии фактически разрушен. Армию стали сравнивать с тюрьмой, сделали её предметом насмешек.

Отмена в 1991 году обязательной допризывной подготовки стало причиной резкого ухудшения качественных характеристик призывного контингента.

Подтверждение тому - новейшая история Российской Федерации, ознаменовавшаяся в конце прошлого века кардинальным ухудшением военно-патриотического воспитания населения страны и в первую очередь подрастающего поколения.

В «Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года» поднимается проблема недостаточной работы государственных институтов с допризывной молодежью и низким качеством ее подготовки. Среди установленных причин низкого качества подготовки допризывной молодежи определены следующие:

-снижение показателей состояния здоровья и физического развития большей части граждан, подлежащих призыву на военную службу;

-недостаточные объемы физической нагрузки на занятиях по физическому воспитанию в образовательных учреждениях;

-отсутствие преемственности программ физического воспитания в учреждениях образования различных типов и видов;

-недостаточное развитие военно-прикладных видов спорта;

-низкая спортивная материально-техническая база в образовательных учреждениях.

Все более очевидна постепенная утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания.

Нельзя не отметить и то, что в плане формирования патриотизма резко снизился воспитательный потенциал российской культуры, искусства и образования.

А в некоторых местах патриотизм стал перерождаться в национализм и за последнее время в нашем обществе значительно усилились националистические настроения.

Очевидно и то, что в нашем многонациональном государстве среди молодежи во многом утрачено истинное значение самого понимания сущности интернационализма. Обществом насаждается приоритет материальных ценностей над духовными, не везде созданы условия для формирования высоконравственной, социально-активной личности с четко выраженной гражданской позицией.

Следствием такой деятельности стало то, что слова «патриот», «патриотизм» в общественном сознании стали приобретать негативный оттенок. Если в 1987 г. патриотами своего Отечества считали себя 93% опрошенных, то уже в 1991 году этот показатель составил менее половины - 42%, а в 2008 году таковыми себя считали не более 23% опрошенных.

Вместе с тем, любая страна нуждается в наличии эффективной системы патриотического воспитания, так как это формирует устойчивую гражданскую позицию личности и выступает в качестве необходимого условия успешного функционирования государственных институтов в интересах укрепления экономического и военного могущества страны. Исторический опыт свидетельствует о том, что основу формирования у людей высокого морального духа всегда составляли чувство патриотизма, любви к Родине, готовность сражаться за нее до полной победы.

«Государство заинтересовано, в первую очередь, в таком непростом деле как работа с молодежью. Очень важно воспитание в новом поколении военно-патриотических настроений», - заявил президент РФ Д.А.Медведев на первом заседании Совета по делам казачества, состоявшемся в марте текущего года.

Государственный заказ на воспитание личности, формирование ее гражданско-патриотического сознания определен в основополагающих документах Российской Федерации и, прежде всего в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской федерации на 2006-2010годы» и «Концепции патриотического воспитания граждан Российской федерации», намечены пути создания и развития государственной системы патриотического воспитания. Эти документы стали жизненно необходимыми актами по подготовке граждан к обеспечению суверенитета и безопасности нашего государства, защиты его национальных интересов.

Анализ научной литературы по военно-патриотическому воспитанию показал, что формирование личности в духе патриотизма и служения своему Отечеству во всех странах начиналось с ранних лет и являлось важнейшей составной частью внутриполитической деятельности государства.

В настоящее время практически во всех развитых государствах в том или ином виде действует система подготовки подрастающего поколения к службе в армии, воспитание его в духе верности национальным интересам.

История нашей страны также свидетельствует о том, что чем больше внимания уделялось военно-патриотическому воспитанию, укреплению Вооружённых Сил, тем крепче была страна. И наоборот, - забвение военно-патриотического воспитания, пренебрежение к нуждам армии и флота неизбежно приводили государство Российское к самым тяжелым последствиям.

Сегодня для России нет более важной идеи, чем защита интересов Отечества, а патриотизм наших людей рассматривается как основное и необходимое условие прогресса российского общества.

Что значит быть патриотом? Какой смысл, вкладывается в понятие патриотизм, патриотическое и военно-патриотическое воспитание?

Проведенный анализ отечественными исследователями В.Микрюковым, А Вырщиковым, М.Кусмарцевым, А.Азаровым показал, что в настоящее время нет четкости и однозначности в определении этих понятий, что несомненно затрудняет работу педагогов в осуществлении эффективной работы по патриотическому воспитанию.

Для уточнения понятий и смыслового понимания обратимся к научным, историческим определениям. Впервые слово патриот стало употребляться в период Великой французской революции 1789-1793гг. Патриотами тогда называли защитников революции и врагов абсолютизма.

В начале 18 века в России « быть русским» означало быть слугой Отечества. В русском этносе идея патриотизма всегда рассматривалась в широчайшем диапазоне, включая историческую проблематику, вопросы русского национального самосознания и менталитета, «русской идеи», исторической миссии России и путей ее развития.

«Толковый словарь» В. Даля объясняет это слово так: «Любитель отечества, ревнитель о благе его». «Толковый словарь русского языка» С. Ожегова дает иное определение: «Человек преданный своему отечеству, своему народу».

Современный «Словарь русского языка» дает другое толкование: «Тот, кто любит своё отечество, предан своему народу, родине». В отличие от определений, данных в словаре С. Ожегова и в Современном словаре русского языка, в словаре В. Даля есть существенное уточнение - «ревнитель о благе его», т.е. человек, старающийся сделать что-то на благо своего Отечества.

Это уточнение играет важнейшую роль в современных условиях, когда необходимо не только быть преданным своему Отечеству, но и, исходя из сложившейся ситуации в стране, делать всё возможное для её возрождения, построения экономически мощной, политически стабильной державы.

С категорией патриот неразрывно связана категория патриотизм. Патриотизм обусловлен образованием государств и их длительной борьбой за свою независимость и самостоятельность. Для государств патриотизм чаще всего является частью идеологии, для общества, - частью образа жизни, для личности - смыслом жизни. Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека.

Патриотизм в России всегда понимался, как готовность поступиться личными интересами во благо Отечества, выражался в безграничной вере в мощь государства и самоотверженности поступков ради общественных интересов. Воспитание у молодежи патриотизма и чувства национального достоинства было характерно для России на протяжении веков. Патриотизм - это исторически сложившаяся и развивающаяся категория общественного и индивидуального сознания, социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и общество.

На протяжении многих веков особая роль в формировании патриотического сознания у населения принадлежала православной церкви, которая всегда играла важную роль в формировании у народа патриотических чувств, способствовала объединению народов различных национальностей и вероисповедания под знаменем патриотизма.

Исторический опыт доказал, что патриотизм является важным ресурсом консолидации общества, т.к. выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству и в свою очередь, как социальное явление является цементирующей основой существования и развития нации и государства.

В этой связи уместно привести слова президента Российской академии образования Н.Д.Никандрова: « Есть одна ценность, которая во многом объемлет все другие ценности, это патриотизм. Каждый, количественно даже самый малый народ в нормальных условиях всегда гордился делами своей страны, что не мешало ни критиковать недостатки, ни учиться у других народов. Человек, лишенный патриотизма, легко продает и силы и ум, и - если сможет - богатство страны тем, кто дороже заплатит, не думая ни о современных ему соотечественниках, ни о потомках».

Исторические факты свидетельствуют и о том, что в разные эпохи наша страна выходила победителем на волне всенародного патриотического подъема. Патриотизм является нравственной категорией, неотделимой от индивидуальных и гражданских качеств личности. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, ценностях и нормах поведения.

В одном из выступлений по российскому телевидению В.В. Путин отметил: «Патриотизм - это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».

Таким образом, значимость изучения системы патриотического воспитания учащихся заключается в том, что именно в школе воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения. В связи с этим необходимо понимать существенную разницу понятий «патриотическое воспитание» и «военно-патриотическое».

Проведенный анализ научных исследований показал, что большинство авторов понимают военно-патриотическое воспитание, как часть патриотического воспитания учащихся, представляющую собой целенаправленный управляемый процесс их личностного развития на основе боевых традиций и любви к Армии, готовых к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества. Другие авторы считают, что военно-патриотическое воспитание - это не только и не столько воспитание любви к Армии. Так как кроме гражданской обязанности служить Отечеству, есть ещё одно обстоятельство: история России большей частью представляет историю войн и вооружённых конфликтов. И в этом случае военно-патриотическое воспитание выступает базовой составляющей патриотического воспитания граждан. При этом основой содержания военно-патриотического воспитания является формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших духовно-нравственных качеств, таких как любовь к Родине, уважение к законности и правопорядку, ответственность за выполнение конституционного долга и обязанности по защите Отечества. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других силовых структур, воинских формирований и органов.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность школы по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Для учащихся быть патриотом - это значит, прежде всего, быть достойным гражданином своей страны. Хорошо учиться, быть готовым к выполнению своего конституционного долга и обязанности в российских Вооружённых Силах.

Поэтому, проблема гражданского, патриотического воспитания и развития личности гражданина и патриота России, готового и способного отстаивать ее интересы, является одной из актуальнейших в системе школьного образования.

Вместе с тем, она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения, становления и развития личности.

В этой связи, педагогами школы обращается серьезное внимание школьников на героические примеры нашего народа, примеры преданности Родине, воинскому долгу как в царской России, так и в годы Советской власти, особенно на героизм соотечественников, проявленный в Великой Отечественной Войне. На уроках и внеурочной деятельности с ребятами постоянно обсуждаются определяющие символы различных эпох, таких как - самоотверженность, мужество, храбрость наших воинов. Вместе с тем, понятно, что в таком ответственном и важном направлении воспитания школьников одними рассказами не обойтись, хотя и недооценивать их нельзя. «Очевидно, что учащимся необходима помощь взрослых в поиске и формировании жизненных смыслов, выработке фундаментальных ценностных ориентаций. Это очень важно, так как весь наш путь - это путь альтернатив, отрицания или принятия того или иного способа поведения»- из выступления Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на заседании президиума Российской Академии Образования.

Самый эффективный путь нравственного развития школьников, как показывает опыт, - это включение всех школьников в различные виды деятельности и отношений путем расширения масштабов этой деятельности и именно коллективной, - как классной, так и общешкольной. Только в ходе реализации специальной целенаправленной организованной педагогической деятельности школьников, они приобретают важнейшие нравственные, морально-психологические и физические качества, такие как: организованность, самостоятельность, дисциплинированность, волевая стойкость, гражданская активность, любовь к Родине, волю к победе специальные профессиональные знания, умения и навыки, необходимые будущему защитнику Отечества. Особенно в результате собственной деятельности происходит не только накопление личного опыта учащихся, но и адаптация к условиям социальной жизни, формируется понимание в необходимости правильного и целесообразного поведения, основу которого составляют такие качества, как толерантность, воля, выдержка, умение прислушиваться к самому себе, эмпатийность, умение анализировать происходящее с собой, т.е. рефлексировать. Вместе с тем, «без сформированного нравственного начала в современном человеке не может существовать никакого образовательного процесса» -из выступления Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на заседании президиума Российской Академии Образования. Кроме того, молодым людям важно не только адаптироваться к окружающим реалиям, но и научиться изменять обстоятельства, ход, течение собственной жизни в позитивном направлении.

Жизненные приоритеты, жизненную позицию молодежь выбирает на основе своих принятых идеалов и ценностей, сформировавшихся принципов и убеждений, а также личностных установок. Нам педагогам необходимо учить школьников относится к жизни с позиции одобряемых жизненных ценностей обществом и государством. Прежде всего, это важно делать в сфере нравственности, на каждом уроке, при любом взаимодействии с учащимися.

Нравственность - это неотъемлемая сторона личности, обеспечивающая добровольное соблюдение ею, существующих норм, правил и принципов поведения. По определению отечественных психологов В.П.Зинченко, Моргунова Е.Б.,- «нравственность находит выражение в отношении к Родине, обществу, коллективу и отдельным людям, к самому себе, труду и результатам труда». Нравственность определяет поступки каждого человека, выступая индикатором уровня общего развития личности.

Человек должен быть способен « без колебаний, всегда, в каждый момент своей жизни найти правильный критерий для личного поступка» считал известный педагог А.С.Макаренко. В своих научных работах в области педагогики он неоднократно подчеркивал, что поступок, в конечном итоге, определяется самой личностью через осмысление конкретной ситуации. Поскольку всегда любое решение принимает сам человек, исходя из своих нравственных принципов и убеждений. При этом, необходимо, чтобы он « поступал правильно не тогда когда на него смотрят, его слышат, могут похвалить… Очень трудно поступить правильно тогда, когда никто не видит,… не услышит никогда, вечно не узнает, а надо поступить правильно для себя, для правды, для своего долга перед самим собой». Таким образом, А.С.Макаренко выводит обобщенный критерий воспитания - единство сознания и поведения в интересах коллектива и личности, где « поступок… по секрету, без свидетелей» определяет самый главный критерий воспитанности личности. В принципе критериями воспитанности в то время выступали конкретные черты личности в соотнесении с целевыми установками, в преломлении к коллективу. Такое явление нравственного порядка, как деловитость определяется «достоинством, которое должно быть у всех граждан», оно выводится А.С.Макаренко как матрица правильного поведения, очень важная для формирования гражданского воспитания. Очевидно, и то, что становление личности не может происходить вне коллектива, т.к. коллектив, группа людей при взаимодействии с личностью выступает «индикатором» в достижении цели и ориентиром правильности выбора решений. Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние.

Сам термин «становление» отражает некоторое условное достижение школьником такого уровня развития, когда он становится способным самостоятельно жить в обществе, распоряжаться своей судьбой и самостоятельно выстраивать свое позитивное поведение, а также обладает способностью осознавать свои отношения с миром и производить относительно устойчивый ценностный выбор.

По убеждению Л.И. Божович процесс изменения личности происходит на протяжении всей жизни, в ходе взаимодействия ее с реальной действительностью и деятельностью, осуществляется под влиянием внешних и внутренних, социальных и природных, управляемых и неуправляемых факторов. Эти изменения идут в процессе социализации - усвоения человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу, и воспроизводства им, полученного социального опыта.

Таким образом, формирование новых качеств личности школьников (гражданина, патриота), его становление осуществляется более эффективно через специально организованные педагогические условия жизнедеятельности школьников в системе военно-патриотической деятельности (когнитивной, эмоционально-волевой, предметно-практической, духовно-практической, коммуникативной, игровой, спортивной) .

Практический интерес к данной теме обоснован необходимостью осознания сущности патриотического воспитания, как эффективного механизма системы образования. В связи с чем, передо мной встала первоочередная задача - разработка комплексной целевой программы военно-патриотического воспитания школьников (Приложение 13).

В основе концепции лежит воспитания у школьников - гордости за свое Отечество и за свой народ. Каждый учащийся должен гордиться своим именем Россиянина, чувствовать, что он живет в великой стране и понимать, что его предназначение - служить великому общему делу во благо процветания своей Родины и её народа.

Военно-патриотическое воспитание - образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами наделяет юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как будущему защитнику Родины, так и вполне мирному человеку.

Задача подготовки защитников Отечества, формирование у них потребности в осознании себя как частицы своего народа, в приобщении к своей истории во имя общественно значимой цели побудили нас заняться изучением вопроса гражданско-патриотического воспитания школьников и реализации его целей и задач на практике в системе школьного образования. Мы понимали, что стоящая перед нами, педагогами школы задача весьма сложная и ответственная. Каждый учитель в школе должен был пересмотреть свою педагогическую деятельность и решить с помощью каких средств, методов и приемов, можно привить современному школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной целостности России; любовь к ней; готовность ее защищать как в мирное, так и в военное время. Именно поэтому в 1998 году в школе был создан координационный совет по развитию военно-патриотического воспитания, разработана комплексно - целевая программа и план работы. (Приложение 13).

Предъявленный педагогический опыт, является неотъемлемой частью воспитательной программы МОУ СОШ №10 г. Калининграда.

Описываемый опыт отражает педагогическую деятельность автора работающего в должности заместителя директора школы по военно-патриотическому воспитанию (5 лет), руководителя кружка «Школа Выживания» -13 лет, педагога - организатора по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (13 лет).

В основу деятельности педагогического коллектива по военно-патриотическому воспитанию заложены концептуальные основы коллективного творческого дела ( КТД) академика И.П.Иванова и технология личностно-ориентированного образования И.С. Якиманской. В которой во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт, образование направлено на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации.

А через коллективное творческое дело (КТД) происходит социализация личности ребенка, его интеграция с обществом.

Цель военно-патриотического воспитания - создание условий для воспитания школьников на основе принципов гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование значимых морально-психологических качеств и установок, готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества и особенно в вооруженной защите Отечества.

Цель предопределяет задачи:

  1. разработать и внедрить эффективные формы и методы работы как условия создания педагогических ситуаций направленных на развитие патриотизма через практическую деятельность;

  2. формировать и развивать в разных педагогических ситуациях гражданское и национальное самосознание школьников.

  3. формировать и развивать в разных педагогических ситуациях патриотическую направленность личности школьников, осуществляемую в разных сферах жизни, видах деятельности и во всем спектре отношений;

  4. формировать патриотическое мировоззрение через овладение системой знаний в процессе обучения, развивать познавательную активность школьников;

  5. формировать и развивать способность и готовность к защите Отечества в разных педагогических ситуациях, реализуемых в военно-спортивных мероприятиях и допризывной подготовки;

Считаю важным при работе с подростками соблюдать следующие принципы:

- принцип патриотической направленности (обусловлен идеалом Родины, способностью и желанием жить во благо Родины);

- принцип гуманизма (означает признание ценности человек как личности, его права, максимальное уважение );

- принцип сотрудничества (означает развитие умений жить в коллективе, решать творческие задачи, работать в команде);

- принцип здорового образа жизни (обусловлен необходимостью воспитания здорового поколения);

- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей;

-принцип преемственности, непрерывности;

- принцип духовности (обусловлен важностью духовного возрождения нации);

-принцип толерантности (обусловлен многонациональным составом народа Росси);

-принцип единства требований;

-принцип воспитания в коллективе и через коллектив.

Реализация этих принципов в процессе военно-патриотического воспитания школьников призвана обеспечить развитие у них нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной службе, готовности к достойному выполнению функции защиты Отечества.

Методологической основой военно-патриотического воспитания учащихся является учение о диалектике, которое раскрывает наиболее общие законы развития общества и мышления, способствует познанию закономерностей построения и применения педагогических влияний на конкретного человека, семью (социальную группу).

Ожидаемый результат. У школьников будут сформированы важнейшие социально значимые качества такие, как гражданская зрелость, любовь к Отечеству, ответственность, чувство долга, верность традициям, стремление к сохранению и преумножению исторических и культурных ценностей, готовность к преодолению трудностей, самопожертвование, а также готовность к служению в Вооруженных силах , Отечеству.

Улучшение качественных характеристик современной молодежи благотворно отразится на обществе в целом. Высокая духовность, нравственность, активная гражданская позиция, патриотическое сознание молодежи будут в огромной степени способствовать успешному решению задач, связанных с укреплением российского общества.

Мой основной принцип в работе с учащимися - «Исключительная самостоятельность, безукоризненная степень исполнительности, высочайший уровень ответственности и беззаветная любовь к Родине!». Так как именно в самостоятельной деятельности школьников, в системе собственных выборов проб и ошибок формируются прочные знания, умения и практические навыки, меняется отношение к окружающей действительности, постигается истина, достигается поставленная цель. В условиях специально разработанных и созданных мной, педагогических ситуаций («минная война», «военные ловушки», военизированные эстафеты, тактические учения и др.) у учащихся в полной мере проявляются и реализуются личностные и индивидуальные качества. Опыт показывает, что именно эти условия заключают в себе механизмы становления и самообразования позитивной личности. При конструировании педагогических ситуаций на протяжении многих лет использую как интерактивные методы, так и педагогические технологии, обеспечивающие целостность учебной деятельности, а именно:

  • технологию задачного подхода;

  • технологию учебного диалога (усвоение содержания в системе диалога, обеспечивающего общение, рефлексию, самореализацию);

  • технологию имитационных игр (имитация социально-ролевых игр; состязаний и др.);

В этих условиях приобретается личностный опыт школьника - индивида, осмысленный и осознанный опыт поведения в жизненной ситуации, который в дальнейшем позволяет принимать адекватные решения.

Методы формирования гражданско-патриотических качеств личности школьников

Методы воспитания в отечественной педагогике достаточно разработаны, в связи с чем, мы за основу взяли классификацию методов разработанных в концепции воспитания академика И.П. Иванова.

Методы

Характеристика методов

Свойства методов

1.

Убеждения

Короткое разъяснение, рассказ-размышление,

убеждение на собственном опыте,

обсуждение собственного опыта и опыта других, спор, дискуссия, полемика.

Постановка подростка в позицию

полноправного участника процесса,

т.е. он не объект для применения

данных методов,

а субъект, сам принимает активное

участие в их использовании.

2.

Побуждения

Увлечение радостной перспективой, делом, творческим поиском; героическим, необычным, красивым, загадочным; поощрение, похвала, награда, требование, напоминание и др.

Формирование высокой значимости порученных и выполненных дел для общества; гордости за принадлежность обществу, народу, государству.

Разработка требований, распоряжений, рекомендаций которые способствуют развитию всех сторон личности, становлению и развитию патриотической направленности личности.

3.

Приучения

Творческое поручение, творческая игра, соревнование, традиции, личный пример.

На основе коллективной творческой деятельности, метода проектов происходит развитие всех сторон личности, формируются отношения к разным сторонам жизни, складывается характер школьника, его патриотическое видение мира. Воспитание личности через коллектив является сущностью социальной организацией детей.





Формы работы как условия создания педагогических ситуаций

в системе военно-патриотического воспитания

Организация и проведение военно-патриотической работы предполагает использование целого комплекса соответствующих форм, которые могут быть дифференцированы на три основные группы.

Первая группа, обусловлена общеразвивающим компонентом содержания военно-патриотического воспитания, включает в себя весьма обширные и многообразные формы патриотического характера. Они используются главным образом в условиях осуществляемого в системе учебно-воспитательного процесса или в виде дополнительных занятий по различным учебным предметам ( особенно гуманитарным), на факультативных и элективных занятиях, кружках, курсах, секциях и др.; беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, «круглые столы», встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими, и др. В системе учебно-воспитательной работы педагоги школы отводят особое место патриотическому воспитанию учащихся, так например , на уроке истории в 4 классе изучаются понятия Росси и Родины на уроках истории и литературы, русского языка: « Россия - наша Родин», « С чего начинается Родина?», « Моя малая Родина», «Мир в котором я живу», для учащихся 5-8 классов - « Штурм Кенигсберга», Форты Кенигсберга», « «Исторические памятники Калининграда - Кенигсберга», « Судьба человека» по М.А.Шолохову, « Военная тематика в творчестве А.Т.Твардовского», «Война в изобразительном искусстве».В системе проводятся «Звездные походы по местам боевой Славы», «Вахты памяти», круглые столы- «Поклонимся Великим тем годам», « Нам дороги эти позабыть нельзя»,» Калининградские писатели - фронтовики», конкурсы патриотической песни, конкурсы фотографий «Дети войны», конкурс школьных сочинений « Дети войны о войне», «Отечество». Традицией школы стало проведение месячников оборонно-спортивной работы «От штурма Кенигсберга до дня Победы», «Память павшим героям храним…» и др. Школьный Центр экологии, краеведения и туризма являясь центром патриотического воспитания возглавляет проведение научно-исследовательской и поисковой работы «О подвигах героев Второго Гвардейского Краснознаменного Ордена Суворова Тацинского танкового корпуса» поддерживаются дружеские связи с ветеранами танкового корпуса.

Вторая группа, обусловлена спецификой содержания военно-патриотического воспитания, характеризуется больше военной и военно-прикладной направленностью.

Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, различных военно-спортивных игр и др., включают, также, ознакомление детей и подростков с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта и т.п.). Наши выпускники, обучающиеся в военных училищах г. Калининграда, Москвы, Ярославля, Рязани и других городов России постоянно встречаются с ребятами, с интересом рассказывают о своих достижениях в учебной деятельности, специфике военной специальности. Большое внимание уделяем посещению действующих воинских частей и подразделений, ребята с большим удовольствием знакомились с жизнью моряков -балтийцев экипажа боевого корабля « Минск» 71 бригады Балтийского Флота РФ, БМВИ им. Ушакова. Геманов В.С. военный журналист, член Союза писателей России, профессор БГА является активным организатором творческих встреч со школьниками в системе патриотического воспитания.

Третья группа, является наиболее перспективной в плане высокоэффективного выполнения задач военно-патриотического воспитания, так как здесь мы применяем комплексные комбинированные интегрированные формы. К ней относятся такие формы, как оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, учебно-полевые сборы, военные марш-броски, военно-патриотическая школа «Выживание», кружки школы юных летчиков, авиамодельного и планерного спорта. Эти формы включают в себя различные многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью, в соответствии с научно обоснованными организационными условиями. Тем самым в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическими и практико-прикладными компонентами военно-патриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачами.

Содержание военно-патриотического воспитания

В содержании военно-патриотического воспитания можно выделить два основных, тесно взаимосвязанных между собой компонента: социально-педагогический и специфический. Социально-педагогический компонент характеризуется широкой социально-педагогической направленностью. Данный компонент основывается на таких элементах, как: позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным проблемам. В ходе реализации данного компонента у школьников формируются важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие).

Социально-педагогический компонент содержания является доминирующим и составляет его ядро.

Специфический компонент военно-патриотического воспитания характеризуется значительно большей конкретной и деятельностной направленностью.

Практическая реализация этого содержания призвана обеспечить: глубокое понимание каждым молодым человеком своей роли и места в служении Отечеству, основанном на высокой личной ответственности и убежденности в необходимости выполнения функции защиты Отечества.

При осуществлении патриотического воспитания нами оптимально используется система средств, которая включает: организационный, образовательный, материально-технический компоненты.

Организационные средства патриотического воспитания - это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности гражданина и патриота.

Образовательные средства - это основные теоретические и научно-практические положения, концепции, рекомендации, разработки по организации и проведению военно-патриотического воспитания

К материально-техническим средствам относятся: классы и кабинеты для занятий; музеи, памятники, захоронения, патриотические и военно-патриотические клубы, военная техника, специальное оборудование, оружие, макеты, учебные поля, спортивные городки, тиры, тренажеры, а также средства массовой информации( школьная газета « Моя школа»), произведения литературы и искусства.

Все эти три группы средств патриотического воспитания тесно взаимосвязаны, дополняют друг друга и только комплексное их использование в процессе взаимодействия в этой деятельности способствует достижению ее главной цели. Системность и целенаправленность работы по военно-патриотическому воспитанию в школе обеспечивается, прежде всего, тщательным планированием. Работу по совершенствованию вено - патриотического воспитания мы начинали и продолжаем строить на основе законодательной базы, регламентирующей деятельность школы по военно-патриотическому воспитанию. С первых дней(1997г.) моей педагогической работы в школе были сформированы военные классы на базе 10-11классов. В школу потянулись подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, имеющие серьезные проблемы в поведении и учебе.

Родители практически не справлялись с такими подростками, некоторые из них, состояли на учете в милиции за противоправные и хулиганские действия. Основными целями и задачами военных классов являлись формирование у школьников профессионального интереса к воинской службе и таких качеств, как дисциплинированность, трудолюбие, ответственность за порученное дело, уважение к законам Российской Федерации, любовь к Отечеству, осуществление военно-специального, правового и физического воспитания.

Следуя, традициям воинских подразделений в жизнь подростков постепенно вводились общевоинские элементы такие как: строгое следование статьям общевоинских Уставов; поддержание строгой дисциплины, выполнение ритуалов, подчинение и соподчинение; несение службы в наряде по роте в качестве дежурных и дневальных; еженедельное подведение итогов успеваемости, состояния дисциплины, внутреннего распорядка. Существовала традиционная система старших и младших командиров, значительную роль выполняли курсанты БМВИ им. Ушакова. Большое значение при проведении различных мероприятий, военно-спортивных игр отводилось реализации принципа самоуправления, которое открывает неограниченные возможности для постоянного совершенствования коллектива.

Учащимися военных классов был разработан основной закон их жизнедеятельности «Кодекс чести», первый закон, который каждый должен был неукоснительно выполнять. В духовно-практической сфере жизни учащихся военных классов относились приобщение и использование воинской символики и ритуалов (строя, знамени, герба, девиза, маршей, песен). Особе место в системе образования школьников занимала и занимает военно-историческая подготовка, которая представляет отдельный образовательный модуль: изучение жизни и подвигов военачальников и полководцев сражавшихся на земле Кёнигсбера; изучение боевых традиций 11 гвардейской армии и дважды краснознаменного Балтийского флота; изучение боевого пути Второго Гвардейского Краснознаменного Ордена Суворова 2 степени Тацинского танкового корпуса, пополнение музея школы военными экспонатами.

Одним из приоритетных направлений в деятельности школы является историко- краеведческая работа. Воспитание патриотизма через историческое краеведение - это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы учащихся, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессии. В системе историко-краеведческой работы проводятся:

-изучение историко-краеведческой литературы, в которой рассматривается история края, география и т.д.;

-изучение архивных документов, памятников истории, культуры, природы, сосредоточенных в фондах и экспозициях музеев;

-проведение школьных археологических экспедиций, экскурсий;

-обработка, систематизация и оформление материалов, устройство выставок; использование краеведческих материалов в учебно-воспитательном процессе.

Под руководством учителя истории кандидата археологических наук Э. Зальцмана проходили археологические исследования в п. Прибрежном по изучению истории памятников ранней истории Юго-Восточной Прибалтики. Наибольшее внимание уделялось изучению поселениям позднего неолита в Прибалтике. Именно с этих ребят началась поисково-исследовательская работа в рамках музейной педагогики по теме: «Их именами названы улицы Центрального района», которая сегодня стала школьной традицией. Регулярно и особенно в преддверии 65-й годовщины победы в Великой Отечественной войне проводятся экскурсии, встречи с ветеранами, «Празднование дней воинской Славы России, « Недели боевой славы», « Вахта памяти» и др.

Выполнение подобных поисковых заданий вызывает у школьников желание узнать больше об истории своего города, формирует чувства гордости за проявленное мужество и подвиги героев Великой Отечественной Войны. Школьники принимали самое активное участие во всех школьных, районных, городских и областных соревнованиях, специальных военно-патриотических акциях, военно-полевых сборах, слетах и мероприятиях, и практически всегда занимали призовые места и были победителями. (Приложения 1-5). Постепенно они становились настоящими хозяевами школы, к любому им порученному делу относились творчески и ответственно. Успеваемость школьников значительно повысилась, средний балл составлял 3,9. Правонарушений в этих классах не было. Большинство выпускников (67,1%) из первого набора поступили в высшие военные училища, и в настоящий период успешно продолжают служить в вооруженных силах России. Педагогический опыт свидетельствует, что военно-патриотическое воспитание школьников выступает как объединяющий и стимулирующий фактор повышения качества образования в целом. При этом, наиболее очевидным это явление становится при анализе отдаленных результатов образовательной деятельности школы, выражающееся в направленности социализации выпускников школы, структуре их жизненно-поведенческих предпочтений и ценностей.

Возрождаются лучшие традиции проведения военно-спортивных игр «Зарница», «Орленок», полевые занятия. Полевые занятия служат хорошей проверкой практических навыков и позволяют учащимся оценить уровень своей подготовки к защите Родины. Большой интерес ребят к освоению военной специальности, военно-прикладным боевым искусствам, марш-броскам способствовало создание «Школы выживания», которая по своей структуре представляет клубное детское объединение. По сей день, здесь проходит активная целенаправленная подготовка школьников по различным направлениям: организация жизнедеятельности школьников в определенной социальной среде; совершенствуются действия в условиях автономного существования в природной среде; совершается погружение в военную среду, как вынужденную среду обитания. «Школа выживания» - это целостный военно-патриотический комплекс мероприятий теоретического и практического плана, направленный на формирование личности, способной к быстрой и качественной адаптации школьников к условиям социальной, природной и военной среды, способной к ее изменению. Практически «Школа выживания» представляет второй модуль в системе военно-патриотического воспитания, активизирующий выполнение школьниками практической части учебной программы ОБЖ, поскольку основной упор делается на подготовку школьников по основам безопасности и жизнедеятельности, на базе которого, закрепляются правила безопасного поведения в повседневной жизни, формируются практические умения и навыки, осуществляется целостная подготовка школьников к действиям в чрезвычайных и экстремальных условиях.

Десятилетний опыт деятельности «Школы выживания» показывает, что школьники занимавшиеся в ней выходили в жизнь уже с достаточно сформированным хорошим уровнем подготовки направленной и осуществлению решительных действий в различных ситуациях: природных, социальных и военных катаклизмов, что само по себе является определенным успехом в деле воспитания активной, сильной, целенаправленной личности, умеющей принимать правильные решения, востребованной и конкурентоспособной в современном мире. Очевидно, что важным условием успешности гражданского воспитания и воспитания патриотизма является включение всех школьников в сферу практической деятельности (Приложения 4,5).

Особое место в образовательной деятельности школы отводится прикладной физической подготовке школьников, это по сути третий модуль в системе военно-патриотического воспитания, который включает: усвоение навыков страховки и самостраховки, контроля и самоконтроля; передвижение по пересеченной местности (кроссовый бег, марш-броски); преодоление препятствий (бег на полосе препятствий); силовая подготовка(различные упражнения на перекладине- подтягивание на количество раз, выход силой, подъем переворотом, комплексное силовое упражнение, поднятие тяжестей); плавание на дальность в любую погоду; основы рукопашного боя и др.

Главной задачей прикладной физической подготовки является повышение психологической устойчивости и функциональных возможностей организма к воздействию неблагоприятных факторов; развитие и совершенствование выносливости, ловкости, силы. (Приложение 11).

Подготовка по основам военной службы отнесена к образовательному модулю, способствующему формированию у школьников правильного представления о роли государства в области обороны, о вооруженных силах и других силовых структурах РФ, о воинской службе, о жизни и быте военнослужащих, их правах и обязанностях. Данный образовательный модуль включает изучение следующих дисциплин: правовые основы военной службы( Законы РФ, Уставы ВС РФ); огневая подготовка; строевая подготовка; тактическая подготовка; топографическая подготовка; ОБЖ и гражданская оборона. С 2002 года по настоящее время являюсь Президентом Федерации по военно-спортивной подготовке Калининградской области. В рамках реализации генеральной цели программы военно-патриотического воспитания общественной организации постоянно провожу активную работу среди молодежи и школьников по вопросам популяризации военно-прикладных видов спорта, реализации региональных и муниципальных программ военно-патриотического воспитания молодежи. Всецело способствую созданию оптимальных условий для повышения спортивного мастерства и профессиональной выучки молодежи и школьников, уровня топографической и кроссовой подготовки, приобщения молодежи региона к активному и здоровому образу жизни. Постоянно и в тесном контакте работаю в системе сотрудничества с представителями региональной и муниципальной власти, с общественными организациями и движениями : с Советом Почетных граждан г.Калининграда, с Правлением региональной организацией Всероссийского Движения «Боевое Братство», Советом ветеранов 11 гвардейской Армии и дважды Краснознаменного Балтийского флота, с воинскими частями и др. За этот период под моим руководством на базе МОУ СОШ№10 были проведены масштабные военно-спортивные мероприятия объединяющие школьников, студенческую молодежь, участников локальных войн, ветеранов ВОВ, таких как:

-открытое личное первенство калининградской региональной общественной организации «Федерации военно-спортивной подготовки Калининградской области» по армейскому рукопашному бою;

-первенство области по топографическому ориентированию под девизом «Спорт против наркотиков»;

-первая Спартакиада ветеранов локальных войн и военных конфликтов, ветеранов военной службы и силовых структур, инвалидов, молодежных патриотических организаций Калининградской области;

-матчевые встречи спортивных школ области по полиатлону, посвященные штурму города Кенигсберга;

-чемпионаты области по марш-броску с элементами военного многоборья «Весна 2007, 2008, 2009», посвященные Дню Победы, на призы главы администрации Калининградской области;

-первенство области по военно-спортивному единоборству среди юношей и девушек; открытое первенство г. Калининграда по пулевой стрельбе среди юношей и девушек, посвященного памяти Героя России Л.И. Маринеско;

-городские соревнования в гонке патрулей «Дневной дозор» посвященный Дню независимости России;

-первенство области по топографическому ориентированию, посвященному памяти советских разведгрупп, действовавших в Восточной Пруссии на призы КРООП « Единая Россия» и др.

Нельзя не отметить то, что организация и проведение военно-спортивных мероприятий с представителями военных профессий зажигают энергией подвига школьников изнутри, ребята стремятся быть похожими на живых героев, стремятся проявить свои качества с лучшей стороны, и безусловно это определяет их предпочтения к выбору военной профессии.

Военно-патриотическая работа в школе представляет многоплановый комплекс мероприятий педагогической деятельности, который находит отражение в учебной и внеурочной работе. Практически все педагоги школы на уроках используют принципы военно-патриотического воспитания и гражданской ответственности. Также нельзя не отметить системную работу школьного музея, который постоянно пополняется экспонатами участников войны, оружием военного времени. На базе музея проходят тематические выставки, экскурсии для учащихся нашей школы и для ребят из других школ. Учащиеся нашей школы постоянно приводят в порядок и ухаживают за памятниками, мемориалами погибших воинов, осуществляют возложение цветов на могилы воинов павших в боях в годы Великой Отечественной войны. Экскурсоводами по каждому мемориалу выступают ученики 6-9 классов нашей школы.

Перспективным направлением в обучении учащихся основам военной службы является применение в учебном процессе новых информационных компьютерных технологий и мультимедиа программ, которые развивают у учащихся такие качества, необходимые будущему воину, как: быстроту реакции, навыки работы на сложной боевой технике, умение использовать полученную информацию в повседневной жизни, моделировать боевые военные действия в виртуальном пространстве. К 65 летию Великой Победы на основе поисково-исследовательских работ учащихся создается информационно-электронный музей «Славные страницы Отечества».

Хорошей традицией в нашей школе стали встречи с воинами - бывшими выпускниками школы. Юноши и девушки школы регулярно весной и осенью принимают участие в «Дне призывника». По инициативе учеников среднего и старшего звена были собраны и отправлены посылки в адрес воинов наших земляков, которые проходят военную службу в других городах. С апреля текущего года действует вернисаж военно-патриотических газет под девизом «Героические события Великой Отечественной войны на страницах школьных газет». Регулярно проводятся классные часы на тему «Их именами названы улицы Калининградской области». Хорошей традицией в нашей школе стали встречи с воинами - бывшими выпускниками школы. Юноши и девушки школы регулярно весной и осенью принимают участие в «Дне призывника». По инициативе учеников среднего и старшего звена были собраны и отправлены посылки в адрес воинов наших земляков, которые проходят военную службу в других городах.

Результаты мониторинга уровня сформированности патриотических и гражданских качеств школьников показывает, что около 92% обучающихся интересуются и гордятся историей и культурой своего Отечества. Кроме того, интерес к военно-патриотической работе подтверждают массовое участие школьников в различных мероприятиях и высокие результаты в военно-спортивных конкурсах, фестивалях, соревнованиях, об этом также свидетельствует значительная численность выпускников школы, поступивших в высшие военные учебные заведения. (Приложение 1-5).

Сложившаяся система военно - патриотического воспитания, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно - патриотической деятельности учеников и всего педагогического коллектива школы.

Цели - задачи - ценности (патриотические)

Практическая направленность

Образовательная деятельность

СМИ, общественные организации

Общеразвивающий компонент

Специальный военно-патриотический компонент

Интегрирующий компонент

УВП

Уроки

Факультативы

Кружки

Спортсекции

Практическая деятельность

Учебно-полевые сборы

Оборонно-спортивный лагерь

Военно-патриотические клубы и объединения

Военно-полевые сборы

Военно-технические кружки

Тактические учения

Военно-строевые занятия

Военно-спортивные игры

Средства ВПВ

Материально-технические

Образовательные

Организаторские

Классы, аудитории

Военная техника

Музеи

Тиры

Места сражений

Тренажеры

Захоронения

Электронные образовательные ресурсы

Теоретические рекомендации

Научно-практические рекомендации

Функции управления

Состав и структура системы управления

Целеполагание

Разработка модели выпускника

Решение организационных задач

Педагогический анализ

Координация

Контроль

Методическое обеспечение

Внедрение нового содержания, форм и методов военно-патриотического воспитания

Организация методической учебы педагогического коллектива

Администрация

Совет детской организации

Совет музея Военной истории

МО классных руководителей

МО учителей-предметников

Властные структуры

Формы ВПВ

Патриот-гражданин

СИСТЕМА ВОЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

30


© 2010-2022