• Преподавателю
  • Другое
  • ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ

Ценностное отношение к Родине, родному краю выражают в своих суждениях очень небольшой процент детей. Обучающиеся первого и второго класса  мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Дети не только не могут назвать достопримечательностей родного края, они затрудняются сказать и название нашей республики,  город, который является  его столицей. Огромная роль в нравственном...
Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Т.А.Ростовцева, Н.Б. Антонычева, учителя начальных классов,

ГБОУ РХ «Черногорская специальная (коррекционная) школа-интернат»


ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ

Душа каждого человека - зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.

Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности. Эти ценности мы храним в культурных и семейных традициях, передаём от поколения к поколению.

Еще В.А. Сухомлинский говорил о том, что необходимо заниматься нравственным воспитанием ребенка, учить «умению чувствовать человека». Сухомлинский В.А. считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны пониманию ребенка лишь при условии яркой наглядности, очевидности морального смысла того, что он видит, делает, наблюдает»

В представлениях современных детей о главных человеческих ценностях- духовные ценности вытесняются материальными. Если мы не будем обращать внимание на состояние души, на духовно-нравственное состояние нашей молодежи, то при всех наших самых замечательных инициативах, методиках, программах, учебниках мы можем никакого результата не получить.

Ценностное отношение к Родине, родному краю выражают в своих суждениях очень небольшой процент детей. Обучающиеся первого и второго класса мало знают о малой родине, родном крае, не знакомы в достаточной степени с его прошлым и настоящим. Даже имеющийся небольшой объем материала носит абстрактный характер. Дети не только не могут назвать достопримечательностей родного края, они затрудняются сказать и название нашей республики, город, который является его столицей. Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю, его методическому мастерству. Ребёнок школьного возраста, особенно в начальной школе наиболее восприимчив к духовному развитию и воспитанию. А недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Поэтому, на наш взгляд, сегодня нужно посеять в детских душах семена таких понятий как долг, честь, совесть, покаяние, любовь и преданность Отечеству. Очень важно с малых лет прививать уважение к родному языку, к самобытной культуре, памяти своих предков, к истории родного края.

Любовь к своей малой Родине мы воспитываем на уроках и во внеурочное время. Например, на уроках математики мы предлагаем детям отправиться в путешествие по родной Хакасии. Маршрут наш такой…Детям предлагается маршрутная карта, состоящая из геометрических фигур, напоминающие горы, озёра, степи. (Вспоминаем геометрические фигуры).

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ

коричневый синий жёлтый (горы) ( озёра) (степи)

Мы должны преодолеть горы, переплыть озера, пройти через степи. « Чтобы подняться на гору нам необходимо выполнить задание: решить примеры или задачу. А на какую гору мы будем подниматься? Какие горы есть в Хакасии?» Таким образом, мы преодолеваем горы, «переплываем» озёра, называем: какие есть озёра в Хакасии, какие травы в наших степях. А в конце урока снова вспоминаем: где мы путешествовали: горы Саяны, озеро Шира, хакасские степи.

В духовно-нравственном воспитании школьников велика роль уроков чтения, ведь «книга - это открытие мира» (К.Д.Ушинский). Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость. Изучая тему «Сказки», мы говорим и о сказках хакасского народа, например, «Харызах», «Почему кулик по кривой летает» и др., знакомим детей с произведениями хакасских писателей: Домажаков Н., Котюшев И., Аршанов М. и др. Проводим конкурсы стихов хакасских поэтов (Рис. 1, 2).

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ

Рис. 1 Рис.2

На уроках чтения и развития речи изучаем животный и растительный мир нашей республики. Знакомим обучающихся с Красной книгой Хакасии. Особенно детям запомнился рассказ о жарках (купальница азиатская), которые находятся под защитой государства. Дети под впечатлением услышанного сделали коллективную поделку «Жарки» (рис. 3).

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯРис. 3

Изучение истории родного края продолжаем и на внеклассных мероприятиях. Ходим на экскурсии в городской музей, где знакомимся с историей Хакасии, бытом наших предков. Традиционными стали экскурсии к памятникам: Арке Славы, мемориалу «Вечная Слава», где дети возлагают цветы погибшим героям войны. Запомнились детям встречи с ветераном Великой Отечественной войны: Величко В.А.. Ребята читали ему стихи, дарили подарки, сделанные своими руками.

Интересным для ребят был праздник «Хакасия любимая моя» (рис. 4, 5). Дети познакомились с традициями коренного населения, культурой нашего народа, восхищались красотой родной земли. Учащиеся играли в национальные игры, рассказывали стихи наших земляков.

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯРис. 4 ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ Рис.5

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯРис. 6

Ребята показывали свои рисунки, в которых отразили хакасские просторы ( рис. 6).

Традиционными стали целевые экскурсии по городу. Например, к памятнику основательницы нашего города - В. Баландиной.

Большое значение в воспитании детей младшего школьного возраста оказывает семья. Поэтому работа с родителями важный этап в воспитании духовно-нравственных качеств личности. Для родителей мы проводим собрания, на которых стараемся ориентировать их на духовно-нравственное воспитание своих детей.

Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Поэтому, своей совместной работой мы стремимся воспитывать в детях чуткость, восприимчивость ко всему, что их окружает, чтобы дети научились быть добрыми к людям, понимали других, проявляли сочувствие, честно признавали свои ошибки, удивлялись красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Изучая историю родного края, его культуру, способствуем воспитанию духовно-нравственных качеств, формируем навыки межличностного общения.

ВОСПИТАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЧУВСТВ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ИСТОРИИ РОДНОГО КРАЯ

Литература:

1. Артюхова И. С. Ценности и воспитание/ И.С. Артюхова// Педагогика, 1999

2. Немов Р. С. Психология. Кн. 1.: Общие основы психологии./.Р.С.Немов - М.: Владос, 2000

3. Нравственное развитие младшего школьника в процессе воспитания/ Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой - М.: Педагогика, 1979.

© 2010-2022