• Преподавателю
  • Другое
  • Формирование ИКТ-компетентности участников образовательного процесса. Из опыта работы

Формирование ИКТ-компетентности участников образовательного процесса. Из опыта работы

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:


И.С. Парменова,

учитель информатики МБОУ "Коношская СШ"

п. Коноша Архангельская область


Формирование ИКТ-компетентности участников образовательного процесса. Из опыта работы.


Приоритетными направлениями работы ОУ являются: формирование единого информационного пространства ОУ; автоматизация управленческого процесса; ИКТ-компетентность учителя; ИКТ-компетентность ученика; ИКТ-компетентность родителя.

Администрация школы ведет систематическую и целенаправленную работу по формированию ИКТ-компетентности участников образовательного процесса. Все кабинеты школы оснащены современным оборудованием для успешного проведения образовательного процесса: компьютерами, интерактивными планшетами, интерактивными досками, проекторами, документ-камерами, системой интерактивного голосования и опроса. Имеется мобильный компьютерный класс (25 ПК). Все рабочие места педагогов оснащены компьютерами и мультимедийным оборудованием, объединены в локальную сеть и имеют выход в Интернет.

В наше время иметь дома компьютер стало обычным делом. Родители считают, если ребенок пошел в школу, то у него обязательно должен быть компьютер. Для чего, скажем мы. Дети очень быстро привыкают к очень умной и дорогой игрушке, с детства.

В последние годы компьютер стал доступным для большинства детей. В 1996 год средний возраст начала знакомства с новыми информационными технологиями приходился на 16-17 лет, то уже в 2001 году более половины респондентов - 5-7-классники и даже дети младшего школьного возраста. За последние 5 лет число детей, умеющих пользоваться компьютером увеличилось примерно в 10 раз. Как отмечает большинство исследователей, эти тенденции будут ускоряться независимо от школьного образования.

Однако дети, постоянно пользующиеся компьютером, работают в основном с игровыми компьютерными программами, используют компьютерную технику для развлечений (прослушивание музыки, просмотр видео фильмов и т.п.). При этом познавательные, в частности образовательные, мотивы работы с компьютером стоят примерно на двадцатом месте.

В нашей школе изучение информатики начинается с 8 класса, в специальных (коррекционных) классах 7 вида с 5 класса.

Современная школа должна готовить выпускников к жизни в информационном обществе, в котором главными продуктами производства являются информация и знания. Главные приоритеты новых стандартов образования должны строиться на развитии ИКТ грамотности обучающихся и формировании ИКТ-компетентности на всех ступенях обучения.

Информационную компетентность можно рассматривать, как комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой деятельности с использованием средств ИКТ.

Следует отметить повышение интереса обучающихся к изучению информатики через получение практических навыков использования компьютерных технологий не только в учебе, но и в жизни.

Формирование ИКТ-компетентности участников образовательного процесса строится из ИКТ-грамотности, ИКТ-компетентности и информационной культуре личности.

ИКТ-грамотность - это использование цифровых технологий, инструментов коммуникации и сетей для получения доступа к информации, управления ею, её интеграции, оценки и создания для функционирования в современном обществе.

ИКТ-компетентность - это не только использование различных информационных инструментов (ИКТ-грамотность), но и эффективное применение их в педагогической деятельности.

Работа по формированию ИКТ-компетентности ведется мною по трем направлениям:

1.Работа с обучающимися 5-9 специальных (коррекционных) классов 7 вида.

В таких классах учатся дети с задержкой психического развития (ЗПР).

ЗПР представляет собой обратимые нарушения интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы, сопровождающиеся специфическими трудностями в обучении. Обучение данной категории детей нередко осложнено такими явлениями, как неспособность сосредоточенно работать, повышенная утомляемость, замедленный темп мышления и деятельности. У детей наблюдается низкая познавательная активность, которая обнаруживается обычно во всех сферах его психической деятельности. Такой ребенок менее любознателен, но как бы «не слышит» или «не видит» многого в окружающем его мире, не стремится понять, осмыслить происходящие вокруг него явления и события.

Вся система коррекционно-педагогической работы призвана реабилитировать и социально адаптировать школьника с ЗПР к реалиям окружающего мира, сделать его полноправным и активным тружеником, который наравне со всеми людьми может включиться в трудовую и общественную жизнь и приносить пользу обществу.

Работа учителя опирается на нестандартные подходы, новые инновационные технологии. Проведение уроков с использованием информационных технологий - это мощный стимул в обучении.

Посредством таких уроков активизируются познавательный интерес, психические процессы учащихся: восприятие, внимание, память, мышление. «Тебе скажут - ты забудешь, тебе покажут - ты запомнишь, ты сделаешь - ты поймёшь» - это утверждение лишний раз убеждает в необходимости использования информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе для детей с задержкой психического развития.

В преподавании учебных предметов использование ИКТ качественно изменяет восприятие учащимися информации. Для детей с ЗПР более эффективны такие уроки, т.к. они более восприимчивы к ярким иллюстрациям, для них интересны виртуальные экскурсии, погружающие в атмосферу прошлого или будущего.

Задачи ИКТ в коррекционном обучении:

- развитие психических функций учащегося: мышления (и том числе алгоритмического), внимания, памяти, воображения, воли и т.д.;

- знакомство с информационными процессами в современном обществе;

- формирование основных навыков использования компьютера;

- формирование коммуникативных способностей;

- развитие творческих способностей;

- индивидуализация обучения;

- использование компьютера как средства познания.

В рамках учебных занятий использую мультимедийные презентации, графический редактор Paint.

«Презентация» - переводится с английского как «представление». Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. На уроке презентация должна выполнять две основные функции: информационную и обучающую.

Презентация, является самой распространенной формой. Она может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа учителя и учащихся, при обобщении и закреплении материала. Лучше, если презентация будет сочетаться с другими видами деятельности учеников (это работа с учебником, выполнение заданий в тетрадях).

Графический редактор выделен для занятий как самый простой и доступный в обращении. На уроках формируется информационно-образовательная среда, в которой обучающийся может и выражать и одновременно учить себя. Дети при выполнении работ имеют возможность проявить свой творческий потенциал. Главным условием каждого занятия является положительный эмоциональный настрой, расположенность к размышлениям и желание творить.

В 2015 - 2016 учебном году для родителей и обучающихся 8Г класса было проведено общее родительское собрание «Компьютер в моей жизни». Учащиеся 8 специального (коррекционного) класса участвовали в мероприятии «Безопасный интернет", которое прошло в библиотеке имени И. Бродского. Цель этого мероприятия - сделать интернет безопасным для детей. Ведь сейчас даже у дошкольников есть гаджеты. И поэтому, чем раньше они будут знать: какие опасности таит в себе «всемирная паутина», тем лучше для ребенка. На школьном сайте мною была создана специальная страница о проведении урока "Безопасный интернет".

2. Формирование ИКТ-компетентности у обучающимися 8 - 11 классов в рамках учебных занятий.

ИКТ-компетентность подразумевает уверенное владение учащимися всеми составляющими навыками ИКТ-грамотности для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности. В учебной образовательной программе по информатике в 8 - 11 классах особое внимание я уделяю практическим работам в прикладных программах, потому что компетентность можно сформировать только на практике.

Использование инновационных методов в деятельности педагога способствует успешному повышению ИКТ-компетентности. С 2012 года для разработки интерактивных заданий к уроку информатики я использую интернет-сервис LearningApps.org (learningapps.org/), Дневник.ру, программу MyTest.

Организация внеурочных занятий, связанных с использованием ИКТ - проведение конкурсов, олимпиад, участие в конференциях - позволяет в значительной степени повысить уровень ИКТ-компетентности школьников. Конкурсов в интернете стало необычайно много, но, к сожалению, они почти все платные. Самые массовые конкурсы по информатике - это Всероссийские игры-конкурсы "КИТ" и "Инфознайка". Два года являюсь организатором конкурса «КИТ» в школе. Обучающиеся нашей школы принимают участие и занимают призовые места в районных конкурсах, а также в районных и областных дистанционных олимпиадах по предмету. Два года подряд школа активно участвует в акции «Час кода», которая формирует интерес молодежи к изучению информатики и программирования, а также повышение престижности ИТ-специальностей. Каждый год в учебном заведении проводится неделя математики, физики и информатики, которая направлена на создание условий для развития интереса обучающихся к этим предметам. Ребята охотно участвуют в играх, турнирах, дискуссиях, круглых столах и т.п.

3.Подготовка учащихся 9 и 11 классов к ЕГЭ и ОГЭ.

Современный учебный процесс уже не мыслим без широкого применения информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), а выпускники школы всё чаще задумываются о получении престижных специальностей, связанных с программированием и бизнес - информатикой.

ЕГЭ по информатике и ИКТ - экзамен по выбору. Его результаты учитываются при приеме в многочисленные инженерно-технические ВУЗы; на факультеты, специализирующиеся в области информатики и компьютерных технологий.

Для учителя информатики подготовка учащихся к ЕГЭ и ОГЭ по информатике и ИКТ носит довольно широкий, разноплановый характер. Это обусловлено и различным уровнем подготовки учащихся, и различными условиями изучения непосредственно самого предмета в образовательном учреждении. Учитель выступает организатором процесса, обеспечивая его системность, содержательную часть, консультационную и контролирующую. Следует равномерно распределить силы учащегося и, скорее всего, создать возможность для дополнительных занятий, то есть разработать план подготовки к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по информатике и ИКТ с учетом индивидуальных особенностей учащегося или группы учащихся. Для подготовки обучающихся использую сайт Константина Полякова и другие.

В 2016 в нашей школе возобновил работу кабинет «БОС здоровье» (учитель Парменова И.С.). БОС (биологически-обратная связь) - позволяет человеку видеть и слышать как работает его организм, превращает сигналы его организма в увлекательную игру на компьютере. Компьютерная игра и будет сигналом обратной связи. Играть возможно только при условии, что мышцы, дыхание, сердце, зрение, мозг работают правильно.

На протяжении нескольких лет в МБОУ «Коношская СШ» я являюсь администратором школьного сайта.

Сайт постоянно совершенствуется, но достичь желаемого результата мне пока не удалось. Проблемой считаю ограничение школьного сайта в шаблонном оформлении. В сети размещены методические и информационные материалы для общего доступа участников образовательного процесса:

- Банк электронных методических материалов «Методическая копилка» (опыт работы педагогов МБОУ "Коношская СШ" и других школ района);

- Сетевые папки методических объединений школы на сайте Дневник.ру;

- Фотоальбом школы, содержащий фоторепортажи с мероприятий школы.

Персональный сайт учителя-предметника является мощным инструментом в повышении ИКТ-компетентности. Благодаря использованию дистанционных образовательных технологий, удается значительно повысить интерес к предмету учеников разного уровня подготовленности. Замена урочной формы на самостоятельные виды деятельности создаст условия для продуктивного творчества учащихся.

Инновационные технологии играют в настоящее время важную роль в построении процесса обучения. Они позволяют повысить мотивацию, а, следовательно, улучшить усвоение предмета, снижают нагрузку учащихся, экономят время на уроке, в то же время осуществляется личностный и дифференцированный подходы, совершенствуются традиционные методы обучения.

Список информационных источников

  1. Иванов, Д.А. Компетентностный подход в образовании (проблемы, понятия, инструментарий) : учеб. пособие / Д.А. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколова. - М. : АПК и ПРО, 2003.

  2. Красильникова В.А. Использование информационных и коммуникационных технологий в образовании: учебное пособие; Оренбургский гос. ун-т. 2-е изд. перераб. и дополн. Оренбург: ОГУ, 2012. 291 с.


© 2010-2022