• Преподавателю
  • Другое
  • КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФФЕССИОНАЛЬНОЙ КОПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РАБОЧЕГО И СПЕЦИАЛИСТА

КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФФЕССИОНАЛЬНОЙ КОПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РАБОЧЕГО И СПЕЦИАЛИСТА

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Немченко Ольга Аркадьевна

ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум энергетики

и электронной техники имени А. И. Полежаева»

преподаватель спецдисциплин

г.Саранск




КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД В ФОРМИРОВАНИИ ПРОФФЕССИОНАЛЬНОЙ КОПЕТЕНТНОСТИ СОВРЕМЕННОГО РАБОЧЕГО И СПЕЦИАЛИСТА


Критериями эффективности профессионального образования в первую очередь выступают приобретенные во время обучения общечеловеческие ценности, профессиональные навыки и компетенции, а так же степень успешности на рынке труда.

Информатизация производства и внедрение инновационных разработок в массовое производство, стремительное развитие наукоемких производств привело к необходимости социально-экономических изменений российского общества, к более тесному интеграционному взаимодействию образования и производства.

Если говорить об изменениях в образовании, то можно выделить два основных процесса:

  • образование приобретает трансграничный характер, что подразумевает размывание существующих границ между миром труда и миром образования, учебным заведением и будущим местом работы выпускника и, конечно, географических границ;

  • «непрерывное образование», которое подразумевает следующие изменения требования рынка труда в современных специалистах, выраженные в квалификационных требованиях к профессиональной деятельности.

В основу эффективного использования человеческого капитала как продукта национального образования следует заложить потребность в образовании в течении жизни, именно оно образует ядро профессиональной карьеры.

Реализация целей и задач образования связана с идеей обучения человека в течение всей жизни, предполагает взаимодействие образования с другими сферами жизни общества. Трехстороннее взаимодействие образования, науки и производства отражает ключевое направление развития экономики современного общества, основанной на знаниях, позволяет удовлетворить потребность работодателя в высококвалифицированных кадрах.

Интересы национального капитала в лице работодателей заключается в получении квалифицированных специалистов и работников широкого профиля, готовых адаптироваться к новым условиям труда и умеющих при необходимости быстро обучаться. Необходимо перечень формируемых компетентностей согласовывать с теми требованиями, которые предъявляют к выпускникам учебного заведения работодатели.

Такие квалификационные требования необходимы:

  • государству: формировать политику в области занятости населения;

  • работодателю: качество профессиональной деятельности; аттестация на должность; дифференциация оплаты труда;

  • самому работнику: повышение квалификации; карьера; профессиональная мобильность;

  • системе образования: связи образовательных стандартов и профессиональных стандартов; связи с работодателями; подготовка новых специалистов.

Квалификационные требования или иначе профессиональный стандарт представляет собой:

  • продукт коллективной деятельности работодателей (объединенных по видам экономической деятельности), отражающий минимально необходимые совокупные требования к профессиям.

  • нормативный документ, отражающий минимально необходимые требования к профессии по квалификационным уровням и компетенциям с учетом обеспечения качества, продуктивности и безопасности выполняемых работ.

Профессиональный стандарт включает квалификационные требования к профессиональной деятельности, перечень конкретных должностных обязанностей, рассматриваемых с точки зрения знаний, умений и навыков, необходимых работнику для реализации трудовых функций в границах его компетентности.

Основные компетенции, становление которых предполагается при освоении образовательной программы того или иного уровня:

  • собственно профессиональные компетенции - в основе которой лежат знания, и технологическая компетенция, проявляемая в умениях;

  • личностно-профессиональные компетенции - социальная, коммуникативная и информационная.

Осуществление интеграционными формами целевой функции образования (формирование личности) невозможно только при ориентации образования на требования науки и производства. Науке и производству также необходимо ориентироваться на требования образования, что возможно за счет социального научения и самообразования.

Увеличение доли самостоятельности в процессе выполнения научно-производственных функций приводит к радикальным изменениям в учебном процессе, поскольку у преподавателей и студентов появляется общий объект деятельности - информация, выступающая в качестве основного источника существования информационного общества и обеспечивающая эффективность взаимосвязи науки, техники, производства и самоопределения личности. Таким образом, интеграционные взаимодействия образования, науки и производства являются не только условием, но и доминирующим фактором прогресса современного российского общества.

Укрепление связей в системе «образование - наука - производство» зависит от типа социальной системы и ценностей, преобладающих в обществе. Так, на начальном этапе интеграции образования, науки и производства сохранился традиционный подход к образованию: передача знаний от учителя к ученику. Техника становится материально-технической основой для информационных технологий. Для обеспечения развития техники необходимо все большее приложение науки. Так техника выступает в качестве интегрирующего момента процесса формирования научного знания и его трансляции в систему образования. Возможности использования информационных технологий отражаются на активности в их освоении и применении в различных социальных сферах. Информационное общество диктует необходимость изменения подготовки специалиста. Если в индустриальном обществе технологические изменения происходили через десятилетия, то в современных условиях период обновления знаний, воплощенных в технике, сократился до одного-двух лет. Научное знание, воплощенное в технических устройствах, все больше включается в производственную деятельность. Таким образом, функции науки и производства сливаются благодаря человеческой деятельности.
Знания, полученные индивидом, эффективно настраиваются на науку, образование и производство только при наличии тесной взаимосвязи между этими сферами человеческой деятельности.

Список литературы

  1. Ищенко В. В., Сазонова З. С. Разработка требований к профессиональной подготовке инженеров в условиях образования с наукой и производством // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроин-женерный университет имени В. П. Горячкина». 2009. № 6. С. 12-16.

  2. Мухаметзянова Г. В., А.Р. Шайдуллина А. Р. Интеграционные процессы в региональной системе профессионального образования. Казань: Идель-Пресс, 2011. 232 с.

  3. Наука, образование, бизнес: векторы взаимодействия в современном обществе : моногр. / под ред. И. Д. Демидовой, В. Н. Мининой, М. В. Рубцовой. - СПб. : Скифия-принт, 2008. - 288 с.

  4. Петров Ю. Н., Землянский В. В. Дуальная система непрерывного профессионального образования в колледже // Вестник ФГОУ ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина». 2010. № 3 (42). С. 34-37.






© 2010-2022