Статья Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Статья на тему: «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи»

В числе важнейших проблем воспитания молодежи, серьёзную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания. Чему учить и как воспитывать, как научить ребёнка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске ответа, мы выходим на общечеловеческие ценности и идеалы.

Слово «духовность» употребляется в наших выражениях очень широко. Не зная его значения, люди иногда относят его лишь к одной человеческой деятельности - религиозной.

Религиозность - это лишь определенное убеждение. А вот исполнение высокодуховных истин: умение быть добрым, милосердным, уравновешенным, культурным, уметь прощать, сочувствовать - это и есть духовность. Это качество всей человеческой деятельности, все то, что может нас возвысить над нашими вчерашними достижениями.

«Красота души придает прелесть даже невзрачному телу, точно так же, как безобразие души кладет на самое великолепное сложение и на прекраснейшие члены тела какой-то особый отпечаток, который возбуждает в нас необъяснимое отвращение». Лессинг.

Духовность и нравственность - понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры. Формирование культурной личности - важнейшая цель школы, и она в первую очередь ложится на плечи педагогов гуманитарного цикла. Музыка, литература, изобразительное искусство, история, основы православной культуры - вот те «столпы», на которые опирается духовность и нравственность.

Каждый учитель музыки уверен, что занимается самым важным делом - развитием духовности, приобщением детей к искусству, к музыке. Какая тайна скрыта в ее чарующих звуках? Что это за удивительный язык, несущий в душу огромное, как мир, неведомое содержание, с трудом передаваемое словами? Очевидно, в ней скрыта любовь и боль. Это вопросы вечные. С давних времен человечество искало на них ответы… И находило. Каждый трактует это по-своему. Вот разные точки зрения.

«Музыка - это искусство, в котором переживания, чувства и идеи выражаются ритмически и интонационно организованными звуками». (С.И. Ожегов).

Печальна и чиста, Что за звуки! Неподвижен, внемлю

Как жизнь, людьми любима, Сладким звукам я:

Как жизнь, ты не проста, Забываю вечность, небо, землю,

Как жизнь, непостижима, Самого себя.

Музыка!

Кайсын Кулиев М. Лермонтов.

Один слушает и слышит лишь музыкальный хаос, другой - воспаряет вместе со звуками к небесам. От чего это зависит? От среды, воспитания, от того, кто его окружает. Если человек не понимает музыки, значит, с ним рядом не оказалось специалиста, который смог бы ему помочь познать ее, особенно в период его развития и становления как личности.

Думаю, что учитель, обучающий детей понимать и любить прекрасное, сам должен любить музыку как живое искусство, приносящее радость, и никогда не забывать, что нельзя вызвать любовь к тому, чего не любишь сам, увлечь их тем, чем сам не увлечен.

Проблема наблюдения за духовным развитием детей, соприкосновение их с музыкой и окружающим миром, является по своей сути равноценной проблеме обучения детей музыке и воспитания детей музыкой. Важность определяется ещё и тем, что, ориентируя учебно-воспитательный процесс на развитие личности ребенка, мы не можем отказаться от вопросов: каков современный ребенок, что его волнует, что он слышит вокруг себя?

Появившаяся в наше время безвкусица и бездуховность развилась в мощную антикультуру на индустриально-развлекательной основе, захватила все средства массового воздействия на людей. Ребенку, подростку и даже взрослому человеку трудно разобраться в информационном, музыкальном потоке, окружающем его. На своих уроках я провожу диагностику каждого ребёнка и выявляю его проблемы, стараюсь скорректировать их. Мне очень нравится методика изучения музыкальной культуры детей под редакцией Л.В.Школяр. Она выявляет уровень восприятия школьниками музыки: дает возможность судить о направленности музыкально-жизненных ассоциаций, степени их соответствия музыкально-жизненного содержания, эмоциональной отзывчивости на услышанную музыку.

Звучание музыки предваряется разговором с детьми с целью настроить их восприятие. Это разговор о том, что музыка сопровождает всю жизнь человека, она может напомнить события, которые происходили раньше, вызвать чувства, которые мы уже испытывали, помочь человеку в жизненной ситуации - успокоить, поддержать, ободрить.

Научить отличать хорошее от плохого - вот задача для настоящего учителя. На своих уроках я уделяю большое внимание классической и хорошей современной музыке. Мы слушаем классический образец и современное исполнение этого произведения (Л.Бетховен Соната №14 «Лунная» и она же в исполнении В.Зинчука), при этом обращаю внимание детей на то, изменился ли смысл произведения или он остался прежним. Учу не стесняться выражать свои мысли и чувства.

Иногда прошу детей представить, что музыка - живое существо и это существо нужно нарисовать так, как они ее чувствуют, понимают, когда ее слушают или исполняют. Кроме того, прошу каждого изобразить самого себя в своем рисунке. Моя цель состоит в том, чтобы выяснить насколько ребенок идентифицирует себя с музыкой как огромным и важным явлением в мире. По рисунку можно узнать, чувствует ли он себя маленьким пред ней или ее частичкой, отождествляет ли себя с ней; насколько целостно он воспринимает образ Музыки, выражает ее в едином цвете, движении или представляет его излишне детализированным.

В помощь приходят современные средства обучения. Наличие в классе компьютера и интернета решает множество задач. Например, можно посмотреть и сравнить фрагменты из оперы, балета, мюзикла, найти хорошее исполнение того или иного произведения в разных жанрах, манерах.

Я учу детей слушать и понимать музыку, рассуждать и анализировать, уметь оценивать исполнительское мастерство. Ведь одно и то же произведение можно сыграть по-разному. Нельзя сравнивать человека, овладевшего азами музыкального исполнительства, с мастером. Предлагаю учащимся составить программу заключительных уроков четверти, года по собственному выбору и при этом объяснить, почему они отдают предпочтение той или иной музыке. Во внимание принимается и обширность детской информации - сведения о композиторе, авторе поэтического текста, знакомство с историей создания произведения, с его жизненным содержанием, способность напеть или наиграть мелодии произведений.

Люди, привыкшие слышать электронную и компьютерную музыку, оказываются не в состоянии воспринимать собственное естественное пение, теряются перед живой музыкой. Мне небезразлично, как дети относятся к окружающему их миру, одноклассникам, к классической культуре и как воспринимают ее.

Учителю важно не потерять ту ниточку доверия, которая связывает его с учениками, чтобы успеть объяснить и помочь понять музыкальный язык того или иного исполнителя. Ведь музыка обращается, прежде всего, к уму, ко всем духовным силам, которым предстоит войти в связь с сердцем и восстановить гармонию души. Возвышенные звуки дивно утешают, они возникают как ободряющий голос милосердия, любви, света, неземной красоты и внутреннего покоя. Примитивная музыка выпускает наружу все низменные страсти, будоражит психику, вызывает агрессию.

Конечно, классическая музыка преображает человека, делает его лучше, светлее. Я стараюсь научить детей сочувствовать и сопереживать героям, приоткрывать горизонты света и смягчать их сердца, чтобы, слушая музыку, они испытывали мгновения душевной теплоты.

Не без основания Шекспир писал:

Кто музыки не носит сам в себе,

Кто холоден к гармонии прелестной,

Тот может быть изменником, лгуном,

Грабителем, его души движенья

Темны, как ночь, и, как Эреб, черна

Его приязнь…

Это страшно. Поэтому, если я не научу понимать сущность музыкального произведения, не научу вслушиваться в него, то этого не сделает никто! Разбудить все доброе в сердце ученика - вот задача для учителя. Именно в этом мое предназначение.


© 2010-2022