Рабочая программа Познаю мир для Школы развития ( 4-5, 5 лет)

Цель курса "Познаю мир" ( 4-5,5 лет) : развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему развивающих упражнений.В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:1.Развитие познавательных способностей младших школьников.2.Развитие творческих способностей младших школьников.3.Расширение кругозора учащихся.4.Развитие эмоционально-волевой сферы детей.5.Формирование стремления учащихся к личностному росту.У малышей присутствует неосознанное стремление к познан...
Раздел Другое
Класс -
Тип Рабочие программы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №56

УТВЕРЖДЕНО:

Директор МАОУ СОШ №56

Новокрещенова Т.Н.

Приказ № от 2014 г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Познаю мир» для детей 4-5 лет

на 2014-2015 учебный год

Срок реализации программы: октябрь-апрель



Учитель: Антонова Наталья Владимировна








г. Артемовский

Программа «Познаю мир»

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей (РПС составлена на основе, примерной программы факультативного курса «Развитие познавательных способностей» (РПС).

Курс «Развитие познавательных способностей» (РПС) для дошкольников рассчитан на детей 4-6 лет. Курс направлен на развитие у детей памяти, внимания, логического мышления, воображения, речи, пространственной ориентации, конструкторских способностей, фонематического слуха, мелкой моторики, коммуникативных способностей, а также различных сторон логического мышления.

У малышей присутствует неосознанное стремление к познанию чего-либо нового, необычного. Сделать актуальной сферу обучения детей - значит создать такие условия, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала станет постоянной, доминирующей. Именно этому способствуют занятия данного курса. Занятия построены на сочетании коррекционно-развивающих упражнений и познавательного материала из различных областей знаний. Игровая форма способствует непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств дошкольников, формированию общеинтеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге - формированию прочных знаний, умений и навыков, необходимых будущему первокласснику.
Пособие соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (ФГОС второго поколения).

На изучение курса по внеурочной деятельности «Развитие познавательных способностей» (РПС) 25 занятий - по 1 занятию в неделю (с октября по апрель) продолжительностью не 25 минут .

Цель курса: развитие интеллектуально-творческого потенциала личности ребёнка через систему развивающих упражнений.

В соответствии с целью определяются конкретные задачи курса:

  1. Развитие познавательных способностей младших школьников.

  2. Развитие творческих способностей младших школьников.

  3. Расширение кругозора учащихся.

  4. Развитие эмоционально-волевой сферы детей.

  5. Формирование стремления учащихся к личностному росту.

У малышей присутствует неосознанное стремление к познанию чего- либо нового, необычного. Сделать актуальной сферу обучения детей - значит создать такие условия, используя различные методы обучения, при которых тяга к познанию и восприятию того или иного материала станет постоянной, доминирующей. Именно этому способствует занятия этого курса, которые представляют собой сочетание коррекционно - развивающих упражнений с разнообразным познавательным материалом и являются прекрасным подспорьем для увлекательной работы с детьми.

  1. Содержание курса.

Курс «РПС» представляет собой комплекс специально разработанных занятий, сочетающих в себе коррекционно-развивающие упражнения с разнообразным познавательным материалом. Это совокупность обеспечивает как развитие познавательных потребностей учащихся, так и их психических качеств: всех видов памяти, внимания, наблюдательности, быстроты реакции, воображения, речи, пространственного восприятия и сенсомоторной координации, коммуникабельности, таких способностей мышления, как анализ, синтез, исключение лишнего, обобщение, классификация, установление логических связей, способность к конструированию.

Интегрированные задания из различных областей знаний: русского языка, литературы, математики, окружающего мира. Тематические занятия, поданные в игровой форме, способствуют непринуждённой коррекции и развитию умственных качеств учащихся, формированию обще интеллектуальных умений, расширению кругозора, развитию познавательных способностей и в конечном итоге - достижению хороших результатов в учёбе.

На каждом занятии ребенок сталкивается с трудностями и необходимостью их преодоления. Характер трудностей таков, что он вызывает желание достичь цели: найти ошибки, допущенные художником, выложить изображение предмета из деталей танграма или из спичек, перерисовать предмет по клеткам, сочинить небылицу и так далее.

Методика выполнения рисунков на клетчатой бумаге

Учитывая дошкольный возраст ребенка, представлены всего два варианта работы по выполнению рисунков на клетчатой бумаге.

Вариант 1. Точное копирование образца. Работа проводится ребенком самостоятельно. В случае затруднения следует прибегнуть к помощи взрослого.

Вариант 2. Выполнение графического диктанта. Графический диктант выполняется ребенком путем оперирования понятиями «влево», «вправо», «вниз», «вверх».

Данное задание направлено на развитие внимания, пространственной ориентации, умения координировать движения.

Методика работы с головоломкой «танграм»

Танграм - древняя китайская головоломка. Существует несколько вариантов работы сней. Здесь представлен простейший вариант - составление изображения по образцу, в котором четко прорисованы геометрические фигуры.

Данное упражнение развивает внимание, мышление, конструкторские способности, пространственную ориентацию.


Календарно-тематическое планирование занятий

Дата

№ п/п

Тема

Направления работы

Познавательный аспект

Развивающий аспект

1

2

3

4

5


Чему учат в школе?

Зачем нужно учиться

Развитие внимания, слуховой памяти, логического мышления, воображения, конструк­торских способностей, рефлексии


Семицвет­ная дуга

Семь цветов радуги. Краткое содержание сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»

Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии


Рисуем бусы

Порядок расположе­ния цветов в Россий­ском флаге

Развитие внимания, мышления, зритель­ной памяти, речи, рефлексии


Развиваем фонемати­ческий слух

Что такое фонемати­ческий слух. Рифма

Развитие внимания, фонематического слуха, мышления, воображения, рефлексии


Поговорим о временах года

Отличительные особенности четырёх времен года

Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, воображе­ния, речи, рефлексии


Осень

Отличительные особенности осени как времени года

Развитие внимания, мышления, слуховой и зрительной памяти, воображения, речи, фонематического слуха, рефлексии


Зима

Отличительные особенности зимы как времени года

Развитие внимания, мышления, воображе­ния, чувства рифмы, конструкторских способностей, рефлек­сии


Весна

Отличительные особенности весны как времени года

Развитие внимания, памяти, мышления, ориентации в про­странстве, воображения, фантазии, реф­лексии


Лето

Отличительные особенности лета как времени года

Развитие внимания, мышления, слуховой памяти, ориентации в пространстве, воображения, рефлексии


Слушаем сказку

Что такое русская народная сказка? Популярные герои русских народных сказок. Р.н.с. «Лиса и Волк»

Развитие внимания, мышления, конструк­торских способнос­тей, смысловой памяти, рефлексии


Дни недели

История возникно­вения названий и порядок следования дней недели

Развитие внимания, слуховой и смысло­вой памяти, мышле­ния, чувства рифмы, рефлексии


Развиваем мелкую моторику

Упражнения для укрепления мелкой моторики рук

Развитие внимания, памяти, мышления, ориентации в про­странстве, рефлексии


Размеры предмета

Сравнение предме­тов по разным признакам: длине, ширине, толщине, высоте, глубине

Развитие внимания, зрительной памяти, мышления, ориента­ции в пространстве, рефлексии, расшире­ние словарного запаса


Геометри­ческие фигуры

Точка, линия, прямая, треуголь­ник, прямоуголь­ник, квадрат, круг. Понятия «лево -право», «верх -низ». Виды углов

Развитие внимания, мышления, ориента­ции в пространстве, воображения, реф­лексии


И снова сказка

Авторская сказка. Попуярные герои авторских сказок. Сказка Ш. Перро «Кот в сапогах»

Развитие внимания, мышления, вообра­жения, ориентации в пространстве, конст­рукторских способно­стей, рефлексии


Трудные задания от Василисы Премудрой

Василиса Премудрая - героиня русских народных сказок

Развитие внимания, слуховой и смысло­вой памяти, мышле­ния, чувства рифмы, рефлексии


Развиваем речь

Антонимы - слова «наоборот»

Развитие внимания, мышления, ориентации в пространстве, зрительной памяти, воображения, речи, рефлексии


Домашние животные

Разнообразие домашних животных, их роль в жизни человека

Развитие внимания, быстроты реакции, мышления, смысловой памяти, воображения, речи, конструкторских, а также артистических способностей, рефлексии, фонематического слуха


Домашние животные

Разнообразие домашних животных, их роль в жизни человека

Развитие внимания, быстроты реакции, мышления, смысловой памяти, воображения, речи, конструкторских, а также артистических способностей, рефлексии, фонематического слуха


Дикие животные

Разнообразие диких животных. Экзотические животные. Сведения о жирафе

Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, чувства рифмы, рефлексии


Еще немного о диких животных

Сведения о диких животных Бирманская сказка «Коровы врозь- тигру радость»

Развитие внимания, слуховой памяти, мышления, фонематического слуха, конст­рукторских способно­стей, воображения, рефлексии


Эстафета занимательных заданий

Развитие внимания, быстроты реакции, логического мышления, зрительной памяти, фонематического слуха, конструкторских, а также артистических способностей, воображения, фантазии, рефлексии


Тестируем и тренируем внимание

Тест на определение объема внимания и его концентрации

Развитие внимания, мышления, памяти, рефлексии


Тестируем и тренируем мышление

Тесты на определение умения различать существенные и несущественные признаки предметов и умение исключать лишнее понятие из группы однородных

Развитие внимания, мышления, быстроты реакции, речи, рефлексии


Тестируем и тренируем память

Тесты на определение уровня развития слуховой и зрительной памяти

Развитие внимания, памяти, быстроты реакции, воображения, фантазии, рефлексии

Планируемые результаты::

  • Находить и называть закономерность в расположении предметов, достраивать логический ряд в соответствии с заданным принципом, самостоятельно составлять элементарную закономерность.

  • Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.

  • Находить принцип группировки предметов, давать обобщённое название данным предметам.

  • Находить сходства и различие предметов (по цвету, форме, размеру, базовому понятию, функциональному назначению и т. д.)

  • Уметь определять причинно - следственные связи, распознавать заведомо ложные фразы, исправлять аналогичность, обосновывать своё мнение;

  • Выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор.

  • Называть положительные и отрицательные качества характера.

  • Проявлять быстроту реакции при выборе правильного ответа среди нескольких предложенных.

  • Запоминать не менее 8 пар слов, связанных между собой по смыслу, и не менее 5 пар, явно не связанных между собой по смыслу после однократного прослушивания.

  • Соотносить сюжет и пословицу, выражающую его основную мысль.

  • Пользоваться приёмами театрализации: инсценировать маленькие пьесы, разыгрывать ситуации, «перевоплощаться» в неодушевлённый предмет, используя жесты, мимику и другие актёрские способности.

  • Свободно ориентироваться в пространстве, оперируя понятиями: «вверх наискосок справа налево», «вниз наискосок справа налево» и т. д.

  • Самостоятельно составлять рисунки с использованием данных понятий на клетчатой бумаге.

  • Составлять рассказ на заданную тему, придумывать продолжение ситуации, сочинять сказки на новый лад.

  • Уметь выделять существенные признаки предмета, объяснять свой выбор;

  • Называть несколько вариантов лишнего предмета среди группы однородных, обосновывая свой выбор.

  • Выражать словами чувства, которые испытывает герой произведения.

  • Высказывать своё отношение к происходящему, делиться впечатлениями.

Универсальные учебные действия

Коммуникативные УУД:умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости

Регулятивные УУД: умение классификацировать объекты, ситуации, явления по различным основаниям под руководством учителя; установливать причинно-следственные связи, прогнозировать, выделять противоположные признаки объекта, преодолевать психологическую инерцию мышления.

Познавательные УУД: развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы; планирование своих действий под руководством учителя; приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.

Личностные УУД: доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.



  1. Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение курса «Познаю мир»

Литература для учащихся:

  • 36 занятий для будущих отличников: Рабочая тетрадь для 0 класса в 2-х частях / Л.В. Мищенкова.- М.: Издательство РОСТ, 2013. - (Юным умникам и умницам.Курс «РПС» для массовой школы).

Литература для учителя:

  • 36 занятий для будущих отличников: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет) / Методическое пособие, 0 класс. -М.: Издательство РОСТ, 2012.

Рекомендуемая литература для учителя:

  1. Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.- 192с. (Образовательная система «Школа 2100»).

  2. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).

  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. - 2 изд. - М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)

  4. Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).

  5. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. - 3-изд. - М.: Просвещение, 2011.

Демонстрационные материалы:

  • предметные картинки

Специфическое оборудование:

  • интерактивная доска.

Электронно-программное обеспечение:

  • компьютер;

  • презентационное оборудование;

  • выход в интернет.



© 2010-2022