Конспект урока на тему «Свобода и власти в лирике А. С. Пушкина»

Урок представляет собой практическую работу,которая рассчитана на два урока,в зависимости от уровня класса. Любые практические занятия ,во-первых, вызывают интерес у ребят ,во-вторых, не позволяют никому получить неудовлетворительную оценку.Ребята рисуют и проявляют свои творческие способности. Согласитесь,интересно посмотреть как видят суть изложенного дети.Порой получаются такие шедевры,от которых глаз не оторвать.На данном уроке мне понравилось то,что ребята начали спорить ,что же является си...
Раздел Другое
Класс -
Тип
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Тема свободы и власти в лирике А.С. Пушкина (на примере стихотворения «Анчар»)

Цели и задачи:

1. Формировать умение учащихся производить анализ поэтического текста.

2. Углубить представления учащихся о вольнолюбивой лирике А.С.Пушкина.

3. Помочь учащимся выявить отношение поэта к власти, свободе и рабству.

4.Развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся.

5. Воспитывать вдумчивого читателя.

Оборудование : Листы А-4, карандаши,текст стихотворения А.С.Пушкина «Анчар».

Тип урока: урок -практикум.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Психологическая подготовка учащихся.

Рассказ учителя (первичный комментарий к стихотворению.)

Однажды А.С.Пушкин прочитал в одном из журналов статью доктора Фурша о путешествии: «Окрестная земля на 4 или 5 часов езды около сего дерева суха и не производит никаких плодов. Не видно там никакого дерева, никакого кустарника и даже никакой травки. За 6 часов езды вокруг сего ядовитого дерева не только люди жить не могут, но и никакого животного там не видали..."

«…государь этих мест посылает осужденных на смерть преступников за ядом, а они соглашаются на это, поскольку терять им нечего, в случае же удачи им не только даруется жизнь, но и назначается пожизненное содержание».

Данная статья побудила поэта написать стихотворение «Анчар»

3.Знакомство с текстом. Учитель читает текст.

А)Обратите внимание на тему сегодняшнего урока, выделите в ней ключевые слова.

Какие синонимы можно подобрать к словам «свобода» и «власть»? С какими символами ассоциируются два понятия?

Слово Синонимы Символы.

Власть - Несвобода, неволя, рабство ,кабала, зависимость, подчинение, подчиненность, Тюрьма, кандалы, узник, темница, тирания.

Свобода - Воля, независимость Воздух, море, небо, птица…

(В центре формата А-4 нарисуйте овал, разделите его на 2 части. В одной половине запишите синонимы и ассоциации к слову «свобода»,во второй - к слову «власть».)Как вы думаете,какая тема преобладает в стихотворении?

Цель нашего сегодняшнего урока выявить отношение Пушкина к свободе и власти на примере стихотворения «Анчар»

Б) Подумайте,можно ли это произведение разделить на смысловые части? Если да, то как определить границу между ними?(2 части : мир анчара и мир человека). Запишите в верхней части листа мир Анчара, в нижней мир человека. Можно ли объединить эти миры или нет ? какая сила объединяет их?(сила зла)

Как вы думаете какова идея стихотворения? Для чего поэт написал стихотворение?

( Главная идея - соотнесение страшной силы природы (анчар) и самого страшного зла общественной жизни - самовластья).



Анализ первой части стихотворения



Анализ второй части стихотворения

мир анчара, мир природы

мир человека

А) Какие художественные средства использует поэт для создания художественной картины в первой и во второй части стихотворения?

- Гипербола - «один во всей Вселенной».

- Эпитеты: чахлой, скупой, зноем раскаленной, мертвую и т.д.

- Сравнения: как грозный часовой.

- Эпитеты: властный, бледное чело,хладные ручьи,бедный ,непобедимый,послушливые стрелы

анафора -единоначатие: принёс-принёс

антитеза:владыка-раб.

Б) Каким мотивом пронизано стихотворение?(мотивом смерти)Что помогает его раскрыть? Наблюдение -сравнение.

Первоначальный вариант у Пушкина был другой. Давайте сопоставим эти варианты.

Первоначальный вариант

И тигр, в пустыню забежав,

В мученьях быстрых издыхает.

Паря над ней, орел стремглав,

Кружась, безжиненный спадает.

Окончательный вариант

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет...

Почему поэт остановился на втором варианте?Первая часть стихотворения соответствует мотивам смерти. Картина статична,лишена движения.

Задание: покажите это!

Анчар …. стоит

Яд ….. застывает

Птица не летит

Зверь нейдет.

В пустыне все мертво, безжизненно, неподвижно, - «лишь вихорь черный...».

Но если обычно движение - проявление жизни, то здесь перед нами мрачное движение смерти.)

ВЫВОДЫ: Созданные картины глубоко символичны.

Картина пустыни вызывает в нашем сознании не столько представление о каком-то конкретном месте земного шара, сколько представление о безжизненном, враждебном человеку мире.

И анчар не просто дерево смерти. Это символ зла.

Давайте посмотрим, как поэт работал над одной строчкой.

«Послал к анчару властным словом».

«Послал к анчару самовластно».

«Послал к анчару властным взглядом».

Почему, как вы думаете, поэт так тщательно подбирал нужное слово?

(Окончательный вариант особо убедительно свидетельствует о покорности раба.

Достаточно одного взгляда, чтобы тот пошел на верную смерть: «послушно в путь потек» - для раба выполнить любой приказ владыки так же непреложно, как реке течь.)

Если мир анчара статичен, то что мы можем наблюдать в мире человека?

Выпишите глаголы,которые передают динамику.

послал к анчару

послушно в путь потек

возвратился с ядом

принёс смолу

принёс и лёг

умер у ног

ядом напитал

разослал в пределы

в мире людей наблюдается динамика,…но и она приводит в конечном счёте к смерти.

ценой смерти других князь утверждает свою власть

В) Почему, по-вашему, стихотворение открывается картиной одинокого анчара?

В) Почему, начиная рассказ об отношениях князя и раба, поэт называет и того и другого «человеком»? Что он хочет сказать этим?

Человек и человек - равные по своей природе, но они - владыка и раб по своему социальному положению. Это противоестественное противоречие.)






Изобразите миры, показанные в стихотворении «Анчар»

в верхней части листа изобразите мир анчара.

в нижней части листа изобразите символы, помогают раскрыть зло и плоды самовластия в мире человека

(грозный взгляд, стрела, мёртвый раб)

8. Творческая работа.

Почему стихотворение «Анчар» относится к свободолюбивой лирике, хотя в нём нет ни одного слова о свободе? Есть ли в нём «свободные» герои? К чему призывает поэт?

В каких стихотворениях А.С .Пушкина тема свободы раскрыта в полной мере.

9. Защита работ.

10 Домашнее задание. читать поэму «Цыганы»

Индивидуальное задание. Подготовить сообщение по теме «Идеалистический характер Алеко в поэме А.С.Пушкина «Цыганы»

© 2010-2022