Конспект урока ОРКС по этикена тему Род и семья 4 класс

Раздел Другое
Класс 4 класс
Тип Конспекты
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

«Род и семья - исток нравственных отношений»

Цель: формирование представлений о семье, как важнейшей нравственной ценности.

Задачи:

1.Познакомить с понятиями: «род», «семья», «родословная»; познакомить с терминами ближайшего родства; представить образ семьи, как великую духовную ценность.

2.Обучать ведению учебного диалога на основе личного опыта учащихся в области рассматриваемых категорий, развитие речевых и социально- коммуникативных навыков.

3.Обучать приемам рефлексии собственных впечатлений и чувств.

Планируемые результаты:

дать начальные представления об этических нормах взаимоотношений в семье;

сформировать ценностное отношение к своей семье, старшему поколению;

научить различать степени родства.

Ход урока.

  1. Актуализация знаний.

- Какие понятия, усвоенные в рамках курса «Основы светской этики», вы можете назвать?

II.Знакомство с темой урока

Тему нашего урока я не обозначила. Предлагаю вам самим определить ее. А поможет вам в этом ребус и эпиграфы к уроку. (слайд 1 )

А также стихотворение, которое нам подготовил ученик.

Что может быть семьи дороже?

Теплом встречает отчий дом,

Здесь ждут тебя всегда с любовью

И провожают в путь с добром!

Любите! И цените счастье!

Оно рождается в семье,

Что может быть ее дороже

На это милой всем земле.

-Ребята, вы прослушали стихотворение. Подберите к нему заголовок.

Попробуйте сформулировать тему урока (слайд 2 )

Предположения детей.

Прочтите эпиграф. Как вы понимаете слова Л. Н. Толстого?

Предположения детей.

- А как вы понимаете значение слово «семья»?

На уроке нам нужно будет решить проблему.

Зачем человеку семья? (слайд 3)

Высказывания детей.

Попробуем найти ответ на данный вопрос.

Некоторым ученикам, нужно было поработать с толковым словарем самостоятельно и вот, что они обнаружили. (Слайд 4).

Уч.Из всех человеческих отношений семья - самое древнее и самое великое. Основные законы его - верность, любовь, воспитание детей - служат самыми прочными основами всякого человеческого блага. Слово "семья", как и слова "хлеб", "вода", не требуют расшифровки, оно впитывается нами с первых мгновений жизни. Семья по С. Ожегову - это группа живущих вместе родственников. (Слайд 5).

Уч.Каждая семья - отец, мать и дети, жили в своей избе отдельно от других семей. Когда вырастали сыновья, они женились, у них появлялись дети, и все дети и внуки - жили одной дружной семьей с родителями. Ведь так легче было прожить, ведя общее хозяйство. Самым главным считался старший член семьи - его почитали и советовались с ним. Детей воспитывали в строгости. Помнили: «Засиженное яйцо всегда - болтун, заласканный сын - шалун».

Уч. Дети почитали своих родителей на протяжении всей своей жизни. Дети не могли противоречить родителям. Даже взрослый сын, уже имевший
свою семью, но не отделившийся от родителей, должен был во всех хозяйственных и личных делах подчиняться отцу.
Обычно делами сыновей занимался отец, а делами дочерей - мать. Власть родителей на дочерей распространялась до тех пор, пока она не выходила замуж.
Народная мудрость поучала: « Живы родители - почитай, умерли - поминай!»

Семья - самое главное в жизни каждого человека. Это близкие люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком - либо заботимся, кому желаем добра и счастья.
Семья - это муж и жена, это дом, родители и дети, бабушки и дедушки. Это заботы и радость, несчастья и печали, это привычки и традиции, это любовь.

Учитель: Родной дом, родные люди, родная семья. Что может быть дороже семьи? Дороже мамы и папы? Это самые любимые, самые близкие нам люди. Самое бесценное, что мы имеем - это тепло родного очага. Здесь мы делаем первые свои шаги. Отсюда уходим во взрослую жизнь. И как важно поддерживать тепло, уют, так чтобы всем в нем было хорошо, чтобы домашний очаг сохранился в памяти, в сердце каждого на всю жизнь.
А что же такое « род»? (Слайд 6).

Уч. В русском языке РОД - корень самых главных понятий в жизни человека: родители, рождать, родные, родина, природа, родник, урожай, плодородие.

Уч. В словаре В.И. Даля читаем: «РОД - это связь членов семьи, произошедших от одного родоначальника. Принадлежность к роду частенько определяет судьбу («на роду написано»

- А что такое родословная? Над этим вопросом работали------------

(Слайд 7).

Выступления учащихся.

Уч. Толковый словарь русского языка Д.Н. Ушакова дает понятию родословие такое определение: «преемство поколений или систематический перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства, генеалогия». Оба понятия: «родословие» и «генеалогия», близкие по сути.

Уч. Человек растет и задумывается над вопросом: «Кто? Откуда? Каковы мои корни?». Издавна одной из традиций русского народа было знание своих предков, своей родословной. Сегодня старинная традиция возвращается. (Слайд 8).

Генеалогия - историческая наука о родстве, занимающаяся изучением и составлением родословных.

В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ - родительский дом!
В семейном кругу все корни твои!

И в жизнь ты выходишь из семьи

- Все живое на земле имеет свои истоки, свое начало. Начало дерева - его корни, начало реки- ручек. А истоки человека- это семья, где он родился, его род.

III. Работа в группах.

1.Подобрать однокоренные слова со словом род.

Род Родственники,Родословная,Рожденный,Рождение,Рождаемость,Зарождение,Народиться,Родить,Роды,Родители,Родной,Родовое, Родство, Родина, Родненький, Родители .Родословная

2.Работа по карточкам «Родовое дерево».

Соедините друг с другом соответствующие понятия в столбиках.

Прабабушка Папин брат

Прадедушка Сын твоей тети

Бабушка Мама твоего дедушки

Дедушка Дочь твоего дяди

Дядя Дедушка твоего отца

Тетя Мама твоей мамы

Двоюродный брат Мамин папа

Двоюродная сестра Мамина сестра

Проверка (слайд 9)

IV. Работа с учебником

-Рассмотрите в учебнике иллюстрацию на стр. 39 «Родословная Пушкина»

- Сколько поколений можно насчитать в родословной? (слайды 10)

- Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно, своими привычками, укладом, обычаями, традициями.

Создать семью нелегко, а сохранить еще труднее.

-Можем мы дать ответ на вопрос, отчего зависит мир и согласие в семье?

Предположения детей.

«Если хочешь знать истину, слушай, что говорит « легенда»

В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест. И он разыскал эту семью и спросил у главы семьи: «Как вам удается жить, никогда

не ссорясь, не обижая друг друга?»

Глава семьи был уже не молод. Голову его украсила седина. Он взял бумагу и написал на ней что-то.

Правитель посмотрел: на листке было написано всего одно слово … «Понимание».

Правитель удивился и спросил: « Всего одно слово?»

- Как вы думаете, поможет это одно слово сохранить в вашей семье мир, покой и согласие?

У вас на столах лежат лепестки, напишите на них слова которые, по вашему мнению, можно добавить к слову понимание. (слайды 11)

V. Работа с семейными заповедями.

Сегодня я подарю вам памятку «Заповеди семьи». Запомните эти правила

*свято храни честь своей семьи;

*люби свою семью и делай ее лучше;

*будь внимательным и чутким, всегда готовым прийти на помощь членам своей семьи;

*подари родителям радость;

*жизнь-это дорога, полная испытаний, будь готов с честью пройти их.

-Как вы считаете, современным людям следует соблюдать эти заповеди?

VI. Работа в группах.

Собери пословицу

Семейное согласие

не страшны и тучи.

Семья в куче

всего дороже

Где мир да лад

и сам будешь там.

Корми деда на печи

без родни не живет.

Правильный ответ:

  • Семейное согласие всего дороже.

  • Семья в куче - не страшны и тучи.

  • Где мир да лад, там и божья благодать.

  • Корми деда на печи: и сам будешь там.

Настоящая семья - это не та семья, где не делают ошибок, а та где любят друг друга и терпеливо преодолевают возникающие противоречия.

Какой вывод из урока мы можем сделать?

Решили проблему: Зачем человеку семья?

В заключении урока ребята подготовили стихи о семье

Семья - это счастье, любовь и удача.

Семья - это летом поездки на дачу.

Семья - это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волненье и трепет.

Семья - это труд, друг о друге забота,

Семья - это много домашней работы,

Семья - это важно!

Семья - это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про нас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!

VII. Домашнее задание

1) Составить генеалогическое древо своей семьи

2) Ответить на вопросы учебника.

VIII. Рефлексия

У вас на столах кружочки, вам нужно их оживить, чтобы они весело засмеялись оттого, что обрели свою семью. (слайды 12)
Если вам было на уроке
- очень интересно, возьмите красный кружок
- хорошо, не скучно - зеленый
- не понравилось - желтый.


© 2010-2022