- Преподавателю
- Другое
- ИКТ в деятельности учителя математики
ИКТ в деятельности учителя математики
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Тагирова О.Н. |
Дата | 06.11.2015 |
Формат | rar |
Изображения | Нет |
ИКТ в деятельности учителя математики.
В силу того, что экзамен по математике является обязательным, нам, учителям, в процессе своей работы приходится постоянно повышать качество школьного математического образования, приводить его в соответствие с требованиями государственного образовательного стандарта. Увеличение умственной нагрузки на уроках математики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес к изучаемому материалу у обучающихся, их активность на протяжении всего урока. А интерес же к предмету вырабатывается, на мой взгляд, тогда, когда ученику понятно то, о чем говорит учитель, когда интересны по содержанию задачи и упражнения, которые побуждают школьника к творчеству, способствуют проявлению самостоятельности при овладении учебным материалом, учат не только делать выводы и обобщения, но и видеть перспективу применения полученных знаний на уроке, развивают их индивидуальные особенности. Возможно, поэтому ведущую роль в современном образовательном процессе занимает информатизация, дающая огромные возможности, поскольку может очень эффективно применяться не только в передаче знаний, но и способствовать саморазвитию ученика.
Использование компьютерных технологий изменяет цели и содержание обучения: появляются новые методы и организационные формы обучения. Можно рассмотреть следующие варианты использования средств ИКТ в образовательном процессе:
-
урок с мультимедийной поддержкой - в классе стоит один компьютер, им пользуется не только учитель в качестве "электронной доски" (демонстрация рисунков, опытов, виртуальные экскурсии), но и ученики для защиты проектов;
-
урок проходит с компьютерной поддержкой - несколько компьютеров (обычно, в компьютерном классе), за ними работают все ученики одновременно или по очереди выполняют лабораторные работы, тесты, тренировочные упражнения;
-
урок, интегрированный с информатикой, проходит в компьютерном классе и преследует следующие задачи: во-первых, отработать учебный материал, используя ПК для создания кроссвордов, графиков, игр, таблиц и схем; во-вторых, изучить возможности различных компьютерных программ;
-
работа с электронным учебником (возможно дистанционное) с помощью специальных обучающих систем, где традиционные уроки по предмету заменяются самостоятельной работой учащихся с электронными информационными ресурсами.
Применение ИКТ на уроках математики способствует: активизации познавательной деятельности учащихся, развитию мышления, математической логики, направленности мыслительной деятельности учащихся на поиск и исследование. По данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения.
Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала; деятельности учителя, управляющего этими средствами, повышении мотивации и активности обучающихся, вызываемой интерактивными свойствами компьютера. Компьютерная графика позволяет детям незаметно усваивать учебный материал, манипулируя различными объектами на экране дисплея, меняя скорость их движения, размер, цвет и т.д.
Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для ученика он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.
Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога ученика с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст, звук, видео, цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и, что немаловажно, выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к ученику.
Программное обеспечение учебных дисциплин очень разнообразно: программы-учебники, программы-тренажёры, словари, справочники, энциклопедии, видеоуроки, библиотеки электронных наглядных пособий.
Возможности компьютера могут использоваться в предметном обучении в следующих вариантах: фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала; использование диагностических и контролирующих материалов; использование презентаций на уроках; выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий; использование компьютера для вычислений, построения графиков, сечений многогранников.
Поскольку наглядно-образные компоненты мышления играют исключительно важную роль в жизни человека, то использование их в обучении оказывается чрезвычайно эффективным, а электронные носители как раз содержат в себе учебную, наглядную информацию, тренажеры, средства диагностики и контроля.
Применение презентаций на уроке позволяет: более качественно реализовать принципы наглядности и доступности при обучении, эффективнее использовать время на уроке, создавать проблемные ситуации на уроке, что активизирует познавательную деятельность учащихся.
Тестирование. Обучающие тесты можно использовать с целью тренировки и отработки знаний и умений учащихся по изучаемой теме. Ученик сразу видит свои ошибки и имеет возможность их исправить с другой попыткой. Контролирующие тесты предназначены для проверки знаний учащихся по теме. Тестирование позволяет организовать самоаттестацию учащихся (проверить свои знания без участия учителя.) Каждый ученик имеет полную и объективную информацию о ходе процесса усвоения знаний по теме. \
Мною возможности компьютера используются в предметном обучении в следующих вариантах:
- использование дополнительного материала;
- использование диагностических и контролирующих материалов;
- выполнение домашних самостоятельных заданий;
- использование компьютера для вычислений.
- формирование информационной компетентности учащихся, т.е. умения получать информацию из различных источников, в том числе электронных.
Безусловно, эффективность урока во многом зависит от применения средств ТСО, но при этом следует помнить, что максимальная частота и длительность применения данных средств в учебном процессе определяется возрастом учащихся, характером учебного предмета и не должна длиться на уроке подряд более 20 минут. Поэтому на занятиях необходимо чередовать напряжённый умственный труд и эмоциональную разрядку, использовать упражнения для снятия напряжения, утомления при работе с компьютером и для улучшения мозгового кровообращения, так как при монотонном использовании одного средства обучения уже к 30-й минуте возникает торможение восприятия материала.
Применение ИКТ-технологий сегодня, на мой взгляд, является перспективным, так как позволяет:
-
комплексно решать образовательные, воспитательные и развивающие задачи;
-
поставить каждому обучающемуся (за счет возможностей, предоставляемых средствами ИКТ) конкретные задачи в зависимости от его способностей, мотивации, уровня подготовки;
-
применить различные типы электронных средств учебного назначения, активизирующие учебную деятельность;
-
частично освободить преподавателя от выполнения информационной, тренировочной и контролирующей функций;
-
формировать у школьников навыки самостоятельного овладения знаниями;
-
развивать навыки поиска, сбора и обработки информации в сети Интернет;
-
стимулировать положительную мотивацию учения за счет интегрирования всех форм наглядности;
Таким образом, можно увидеть, что использование средств ИКТ является одним из способов оптимизации учебного процесса за счет создания условий для организации активной самостоятельной учебной деятельности, для осуществления дифференцированного и индивидуализированного подхода при обучении школьников.
3