Информационная статья Развитие СПО

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

ИННОВАЦИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПО

Алексеева Валерия Валерьевна, преподаватель спецдисциплин

ГБОУ СПО МО СТК, г. Серпухов

В настоящий момент в Российской Федерации осуществляется интенсивное внедрение программно-целевых методов управления государственными программами и проектами. В прошедший период внедрение указанных инструментов осуществлялось в различных форматах:

  • федеральные и ведомственные целевые программы;

  • приоритетные национальные проекты;

  • проекты Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России;

  • государственные программы Российской Федерации;

  • "дорожные карты".

Цели:

Проекты инноваций были инициированы в рамках федерального проекта модернизации региональных систем образования.

Цель проекта - разработка и проверка на практике новых моделей образовательной работы, к которых информационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса.

Разрабатываются учебно - методические программы, апробированные сценарии и новые формы учебной работы, способствующие повышению образовательных результатов и соответствующие ключевым направлениям трансформации образования.

Образова́ние - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение. (словарь Д. Н. Ушакова)

ФЗ от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании РФ» установлены следующие понятия:

  • образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;

  • уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;

  • квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;

  • профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;

Концепция Федеральной целевой программы развития образования 2016-2020:

Концепция устанавливает наиболее приоритетные институциональные элементы образовательной сферы, в которых возможно наиболее эффективное и результативное использование финансовых ресурсов для достижения целей и решения задач социально-экономического развития Российской Федерации. При этом Концепция не только определяет приоритетные "точки роста", но и определяет конкретные механизмы участия субъектов образовательной деятельности в реализации приоритетных направлений развития образования.

Этапы развития:

  • Первый этап решения проблемы будет осуществлен в 2016 - 2017 годы. По итогам реализации этого этапа будут получены результаты внедрения моделей и принятия комплекса мер, начатых в рамках Программы на 2011 - 2015 годы. В ходе этого этапа необходимо обеспечить гибкое и эффективное обновление и корректировку внедряемых моделей и проводимых мероприятий с учетом произошедших изменений законодательства Российской Федерации и складывающейся правоприменительной практики, а также завершение строительства незавершенных объектов, начатого в рамках Программы на 2011 - 2015 годы.

  • В результате выполнения второго этапа (2018 - 2020 годы) будет создана новая модель и структура образовательных организаций в системе высшего образования и среднего профессионального образования, получат широкое распространение новые образовательные программы магистратуры и аспирантуры и технологии их реализации. Будет обеспечено распространение и практическое внедрение нового содержания и технологий общего (включая дошкольное) и дополнительного образования, реализованы эффективные механизмы вовлечения детей и молодежи в социальную практику. Приобретут новое качественное состояние модели и инструменты оценки качества образования и образовательных результатов. Будет обеспечено эффективное управление реализованными в рамках Программы мероприятиями по развитию системы образования. Будут реализованы инвестиционные проекты по строительству объектов социальной, учебно-лабораторной, научной, физкультурно-спортивной, административной, хозяйственной и коммунальной инфраструктуры.

Ожидаемая эффективность модернизации образования:

В рамках задачи формирования востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов будут реализованы следующие мероприятия:

  • развитие национально-региональной системы оценки качества общего образования путем реализации пилотных региональных проектов и создания национальных механизмов оценки качества;

  • развитие системы оценки качества в среднем профессиональном и высшем образовании путем поддержки независимой аккредитации и оценки качества образовательных программ;

  • включение России в международные исследования качества образования;

  • экспертно-аналитическое, информационное, правовое, методическое и научное сопровождение программных мероприятий в области развития образования;

  • поддержка инноваций в области развития и модернизации образования.

Суть трансформации образования:

Трансформацию образования можно подразделить на девять направлений, которые содержат инновацию и результативность реализации

1. Обновление содержания образования

Результат:

Создание условий для достижения результатов, зафиксированных в новых образовательных стандартах, развития способности управления познавательной деятельностью и развития творческих способностей учащихся, овладение ими компетенциями 21 века.

2. Инновации в организации учебного материала

Результат:

Создание условий для формирования индивидуальной последовательности изучения учебного материала, мониторинга и оперативной оценки качества обучения и своевременной коррекции образовательной траектории.

3. Инновации в работе преподавателя

Результат:

Постепенная передача педагогом решения задач управления учебной работой самим обучаемым. Результативная педагогическая поддержка учащегося в процессе его становления и развития.

4. Инновации в работе учащегося

Результат:

Развитие социальных компетенций учащихся, формирование способности ориентироваться в культурном, социальном и политическом многообразии мира, осваивать новые знания по мере необходимости в течении всей жизни.

5. Инновации в работе с родителями

Результат:

Готовность родителей к решению возникающих перед ними воспитательных задач с учетом реализации ситуаций развития и становления их детей.

6. Инновации в оценке результатов обучения

Результат:

Мониторинг образовательной траектории учащегося и ее корректировка, активация познавательной деятельности и повышение мотивации к учебе.

7. Инновации в распространении педагогической практики

Результат:

Расширение возможностей для обмена инновационным опытом между образовательными учреждениями, возможность действенного управления происходящими изменениями в учреждении.

8. Инновации в ресурсном обеспечении учебного процесса

Результат:

Создание условий для обеспечения адаптивным персональным набором

ИКТ - сервисов, инструментов, материалов и других образовательных ресурсов каждого участника образовательного процесса.

9. Инновация в управлении качеством образовательных технологий

Результат:

Достижение гарантированного качества образования, использующего средства ИКТ.

Пути достижения трансформации образования:

В наше время научно-технологических ноу-хау, продвигаемых талантливыми учеными, их разнородными знаниями, требуется все больше. Инновация основывается на обширном и соответствующем образовании, которое способствует формированию компетентностных навыков, активности и способности творчески самореализоваться, освоению работы в коллективах.

Итак, рассмотрим некоторые из них:

1. Работа преподавателя в ИКТ - насыщенной образовательной среде

  • Подготовка к занятиям:

  • планирование учебной работы;

  • разработка планов уроков;

  • разработка цифровых образовательных ресурсов;

    • Проведение занятий:

  • автоматизированный контроль знаний, формирующее оценивание;

  • изложение учебного материала;

  • использование электронных учебников;

  • групповая работа;

  • проведение вебинаров/видеоконференций;

  • выполнение учебных проектов;

  • общение с родителями;

  • профессиональное развитие педагога.

2. Работа учащегося в информационно - образовательной среде

  • Подготовка к занятиям:

  • планирование учебной работы;

  • выполнение домашнего задания;

  • коммуникация;

    • Работа на уроке:

  • демонстрация учебной работы;

  • участие в вебинарах/видеоконференциях;

  • групповая работа.

3. Работа администрации в информационно - образовательной среде

  • Управление образовательным учреждением:

  • Планирование учебно - методической работы;

  • Совместная работа;

  • Проведение рабочих совещаний, педсоветов и других мероприятий;

  • Оперативный контакт с сотрудниками учебной организации;

  • Цифровое хранение электронных документов учреждения;

  • Формирование отчетности;

    • Организация учебного процесса:

  • Переход к технологической модели 1:1;

  • Формирование индивидуализированных образовательных траекторий.

4. Работа ИТ - специалиста/технического администратора в информационно - образовательной среде

  • Серверная инфраструктура. Обслуживание и развитие;

  • Предоставление базовых и расширенных сервисов участникам учебного процесса;

  • Обслуживание имеющийся клиенской инфраструктуры;

  • Поддержание модели 1:1;

Инструменты и решения для построения трансформации образовательного процесса

Например:

  • Microsoft Office 365;

  • Microsoft System Center;

  • Windows Server;

  • Microsoft Azure;

  • Microsoft Office Excel;

  • Microsoft Outlook;

  • OneNote;

  • Skype;

  • Lunc;

  • OneNote Class Notebook Creator и многие другие.

Заключение

Невозможно в нашем изменяющемся мире стоять на месте. Система образования должна развиваться вместе с обществом, социально-политической и экономической ситуацией.

Таким образом, при реализации инновационных реформ в системе образования в России необходим системный подход.

Введение инноваций благоприятствует прогрессивному развитию образовательной действительности только в том случае, если учебное заведение рассматривается как целостный многофакторный объект произвольной природы, когда учитывается объективная многонаправленность деятельности всех участников педагогической и управленческой деятельности. Нарастание, усложнение одних функций и структур, повышение уровня организации целостной системы может сопровождаться упрощением, даже свертыванием других. Отсюда следует вывод: диалектическая взаимосвязь прогресса и регресса в системе образования обуславливает сложные оценки результатов развития учебных заведений, что может быть достигнуто только при изучении влияния нововведений на существенные факторы числовой и нечисловой природы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. СПб.: Альянс «Дельта». - 2003

  2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение. - 2010

  3. Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ. - 2002, 2003

  4. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО. - 2008

  5. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования 2-го поколения. Концепция / Рос.академия образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. - 2-е изд. - М.: Просвещение. - 2009

  6. ФЗ от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании РФ»



© 2010-2022