- Преподавателю
- Другое
- Информационная статья Развитие СПО
Информационная статья Развитие СПО
Раздел | Другое |
Класс | - |
Тип | Другие методич. материалы |
Автор | Зубова В.В. |
Дата | 29.07.2015 |
Формат | docx |
Изображения | Нет |
ИННОВАЦИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СПО
Алексеева Валерия Валерьевна, преподаватель спецдисциплин
ГБОУ СПО МО СТК, г. Серпухов
В настоящий момент в Российской Федерации осуществляется интенсивное внедрение программно-целевых методов управления государственными программами и проектами. В прошедший период внедрение указанных инструментов осуществлялось в различных форматах:
-
федеральные и ведомственные целевые программы;
-
приоритетные национальные проекты;
-
проекты Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России;
-
государственные программы Российской Федерации;
-
"дорожные карты".
Цели:
Проекты инноваций были инициированы в рамках федерального проекта модернизации региональных систем образования.
Цель проекта - разработка и проверка на практике новых моделей образовательной работы, к которых информационные технологии становятся неотъемлемой частью образовательного процесса.
Разрабатываются учебно - методические программы, апробированные сценарии и новые формы учебной работы, способствующие повышению образовательных результатов и соответствующие ключевым направлениям трансформации образования.
Образова́ние - процесс усвоения знаний, обучение, просвещение. (словарь Д. Н. Ушакова)
ФЗ от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании РФ» установлены следующие понятия:
-
образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
-
уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований;
-
квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности;
-
профессиональное образование - вид образования, который направлен на приобретение обучающимися в процессе освоения основных профессиональных образовательных программ знаний, умений, навыков и формирование компетенции определенных уровня и объема, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности;
Концепция Федеральной целевой программы развития образования 2016-2020:
Концепция устанавливает наиболее приоритетные институциональные элементы образовательной сферы, в которых возможно наиболее эффективное и результативное использование финансовых ресурсов для достижения целей и решения задач социально-экономического развития Российской Федерации. При этом Концепция не только определяет приоритетные "точки роста", но и определяет конкретные механизмы участия субъектов образовательной деятельности в реализации приоритетных направлений развития образования.
Этапы развития:
-
Первый этап решения проблемы будет осуществлен в 2016 - 2017 годы. По итогам реализации этого этапа будут получены результаты внедрения моделей и принятия комплекса мер, начатых в рамках Программы на 2011 - 2015 годы. В ходе этого этапа необходимо обеспечить гибкое и эффективное обновление и корректировку внедряемых моделей и проводимых мероприятий с учетом произошедших изменений законодательства Российской Федерации и складывающейся правоприменительной практики, а также завершение строительства незавершенных объектов, начатого в рамках Программы на 2011 - 2015 годы.
-
В результате выполнения второго этапа (2018 - 2020 годы) будет создана новая модель и структура образовательных организаций в системе высшего образования и среднего профессионального образования, получат широкое распространение новые образовательные программы магистратуры и аспирантуры и технологии их реализации. Будет обеспечено распространение и практическое внедрение нового содержания и технологий общего (включая дошкольное) и дополнительного образования, реализованы эффективные механизмы вовлечения детей и молодежи в социальную практику. Приобретут новое качественное состояние модели и инструменты оценки качества образования и образовательных результатов. Будет обеспечено эффективное управление реализованными в рамках Программы мероприятиями по развитию системы образования. Будут реализованы инвестиционные проекты по строительству объектов социальной, учебно-лабораторной, научной, физкультурно-спортивной, административной, хозяйственной и коммунальной инфраструктуры.
Ожидаемая эффективность модернизации образования:
В рамках задачи формирования востребованной системы оценки качества образования и образовательных результатов будут реализованы следующие мероприятия:
-
развитие национально-региональной системы оценки качества общего образования путем реализации пилотных региональных проектов и создания национальных механизмов оценки качества;
-
развитие системы оценки качества в среднем профессиональном и высшем образовании путем поддержки независимой аккредитации и оценки качества образовательных программ;
-
включение России в международные исследования качества образования;
-
экспертно-аналитическое, информационное, правовое, методическое и научное сопровождение программных мероприятий в области развития образования;
-
поддержка инноваций в области развития и модернизации образования.
Суть трансформации образования:
Трансформацию образования можно подразделить на девять направлений, которые содержат инновацию и результативность реализации
1. Обновление содержания образования
Результат:
Создание условий для достижения результатов, зафиксированных в новых образовательных стандартах, развития способности управления познавательной деятельностью и развития творческих способностей учащихся, овладение ими компетенциями 21 века.
2. Инновации в организации учебного материала
Результат:
Создание условий для формирования индивидуальной последовательности изучения учебного материала, мониторинга и оперативной оценки качества обучения и своевременной коррекции образовательной траектории.
3. Инновации в работе преподавателя
Результат:
Постепенная передача педагогом решения задач управления учебной работой самим обучаемым. Результативная педагогическая поддержка учащегося в процессе его становления и развития.
4. Инновации в работе учащегося
Результат:
Развитие социальных компетенций учащихся, формирование способности ориентироваться в культурном, социальном и политическом многообразии мира, осваивать новые знания по мере необходимости в течении всей жизни.
5. Инновации в работе с родителями
Результат:
Готовность родителей к решению возникающих перед ними воспитательных задач с учетом реализации ситуаций развития и становления их детей.
6. Инновации в оценке результатов обучения
Результат:
Мониторинг образовательной траектории учащегося и ее корректировка, активация познавательной деятельности и повышение мотивации к учебе.
7. Инновации в распространении педагогической практики
Результат:
Расширение возможностей для обмена инновационным опытом между образовательными учреждениями, возможность действенного управления происходящими изменениями в учреждении.
8. Инновации в ресурсном обеспечении учебного процесса
Результат:
Создание условий для обеспечения адаптивным персональным набором
ИКТ - сервисов, инструментов, материалов и других образовательных ресурсов каждого участника образовательного процесса.
9. Инновация в управлении качеством образовательных технологий
Результат:
Достижение гарантированного качества образования, использующего средства ИКТ.
Пути достижения трансформации образования:
В наше время научно-технологических ноу-хау, продвигаемых талантливыми учеными, их разнородными знаниями, требуется все больше. Инновация основывается на обширном и соответствующем образовании, которое способствует формированию компетентностных навыков, активности и способности творчески самореализоваться, освоению работы в коллективах.
Итак, рассмотрим некоторые из них:
1. Работа преподавателя в ИКТ - насыщенной образовательной среде
-
Подготовка к занятиям:
-
планирование учебной работы;
-
разработка планов уроков;
-
разработка цифровых образовательных ресурсов;
-
Проведение занятий:
-
-
автоматизированный контроль знаний, формирующее оценивание;
-
изложение учебного материала;
-
использование электронных учебников;
-
групповая работа;
-
проведение вебинаров/видеоконференций;
-
выполнение учебных проектов;
-
общение с родителями;
-
профессиональное развитие педагога.
2. Работа учащегося в информационно - образовательной среде
-
Подготовка к занятиям:
-
планирование учебной работы;
-
выполнение домашнего задания;
-
коммуникация;
-
Работа на уроке:
-
-
демонстрация учебной работы;
-
участие в вебинарах/видеоконференциях;
-
групповая работа.
3. Работа администрации в информационно - образовательной среде
-
Управление образовательным учреждением:
-
Планирование учебно - методической работы;
-
Совместная работа;
-
Проведение рабочих совещаний, педсоветов и других мероприятий;
-
Оперативный контакт с сотрудниками учебной организации;
-
Цифровое хранение электронных документов учреждения;
-
Формирование отчетности;
-
Организация учебного процесса:
-
-
Переход к технологической модели 1:1;
-
Формирование индивидуализированных образовательных траекторий.
4. Работа ИТ - специалиста/технического администратора в информационно - образовательной среде
-
Серверная инфраструктура. Обслуживание и развитие;
-
Предоставление базовых и расширенных сервисов участникам учебного процесса;
-
Обслуживание имеющийся клиенской инфраструктуры;
-
Поддержание модели 1:1;
Инструменты и решения для построения трансформации образовательного процесса
Например:
-
Microsoft Office 365;
-
Microsoft System Center;
-
Windows Server;
-
Microsoft Azure;
-
Microsoft Office Excel;
-
Microsoft Outlook;
-
OneNote;
-
Skype;
-
Lunc;
-
OneNote Class Notebook Creator и многие другие.
Заключение
Невозможно в нашем изменяющемся мире стоять на месте. Система образования должна развиваться вместе с обществом, социально-политической и экономической ситуацией.
Таким образом, при реализации инновационных реформ в системе образования в России необходим системный подход.
Введение инноваций благоприятствует прогрессивному развитию образовательной действительности только в том случае, если учебное заведение рассматривается как целостный многофакторный объект произвольной природы, когда учитывается объективная многонаправленность деятельности всех участников педагогической и управленческой деятельности. Нарастание, усложнение одних функций и структур, повышение уровня организации целостной системы может сопровождаться упрощением, даже свертыванием других. Отсюда следует вывод: диалектическая взаимосвязь прогресса и регресса в системе образования обуславливает сложные оценки результатов развития учебных заведений, что может быть достигнуто только при изучении влияния нововведений на существенные факторы числовой и нечисловой природы.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Технология развития. СПб.: Альянс «Дельта». - 2003
-
Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение. - 2010
-
Колюткин Ю.Н., Муштавинская И.В. Образовательные технологии и педагогическая рефлексия. СПб.: СПб ГУПМ. - 2002, 2003
-
Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. СПб.: КАРО. - 2008
-
Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования 2-го поколения. Концепция / Рос.академия образования; под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. - 2-е изд. - М.: Просвещение. - 2009
-
ФЗ от 29.12.12 №273-ФЗ «Об образовании РФ»