Мастер-класс по организации проектной деятельности

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Есть
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Муниципальное бюджетное учреждение «Школа №25»

Мастер-класс

«Выделение проблемы.

Определение темы и целей проекта»










Подготовила и провела

учитель математики

Кофанова Ирина Анатольевна











Вступление.

Сегодня российское образование стоит перед задачей, которую решают образовательные системы всех развитых стран, - задачей формирования ключевых компетентностей граждан средствами образования. Конкретный набор ключевых компетентностей является предметом запроса работодателей к системе образования, он может варьироваться в связи с актуальной социально-экономической ситуацией в том или ином регионе. В постановлении правительства самарской области «О концепции компетентностно-ориентированном образовании в Самарской области» (2004г.) названы следующие ключевые компетентности.

Слайд №2:

  • Готовность к решению проблем, т.е. способность анализировать нестандартные ситуации, ставить цели и соотносить их с устремлениями других людей, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, оценивать результаты своей деятельности.

  • Технологическая компетентность, т.е. готовность к пониманию инструкции, описание технологии, алгоритма деятельности; к четкому соблюдению технологии деятельности.

  • Готовность к самообразованию, т.е. способность выявлять пробелы в своих знаниях и умениях при решении новой задачи, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск и извлекать информацию из различных источников на любых носителях.

  • Готовность к использованию информационных ресурсов, т.е. способность делать аргументированные выводы, использовать информацию для планирования и осуществления своей деятельности.

  • Готовность к социальному взаимодействию, т.е. способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу.

  • Коммуникативная компетентность, т.е. готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям других людей.

«Педагогизация» этого списка позволяет нацелить школу на достижения таких результатов образования, как:

  • Компетентность решения проблемы = Готовность к решению проблем + Технологическая компетентность (из выше указанного списка)

  • Информационная компетентность = Готовность к самообразованию + Готовность к использованию информационных ресурсов (из выше указанного списка)

  • Коммуникативная компетентность = Готовность к социальному взаимодействию + Коммуникативная компетентность (из выше указанного списка)

Использование педагогами метода проектов позволяет наименее ресурсозатратным способом создать «естественную среду», т.е. условия деятельности максимально приближенные к реальным, для формирования компетентностей учащихся.

Слайд №3:

Проект - это специально организованный учителем и самостоятельно выполненный учащимися комплекс действий по разрешению значимой для учащегося проблемы.

Метод проектов - технология организации образовательных ситуаций, в которых учащийся ставит и разрешает собственные проблемы, и технология сопровождения самостоятельной деятельности учащегося по решению проблем.

Проект - это уже существующий в природе способ познания мира. У многих людей он перенесен во внутренний план действий и используется как внутренний ресурс при принятии решений, при разрешении проблем. И если структурировать этот способ познания, то можно его представить в виде спирали:

Слайд №4:

Мастер-класс по организации проектной деятельности

В основу метода проектов положена деятельность учащихся направленная на результат, который достигается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Метод проектов всегда предполагает разрешение учащимися какой-то проблемы. И решение проблемы непременно должно завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Если это теоретическая проблема, то результат оформляется информационно; если проблема практическая, то результатом должен стать конкретный продукт, готовый к использованию.

Слайд №5:

Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения (например, исследование демографической проблемы в разных регионах мира; создание серии репортажей из разных концов земного шара по одной проблеме; проблема влияния кислотных дождей на окружающую среду, пр.).

2. Практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий; охрана леса в разных местностях, план мероприятий, пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов).

5. Использование исследовательских методов. (Слайд №6)

Метод проектов позволяет школьникам овладеть умением построения цепочки: от идеи через цели, задачи, мозговой штурм до реализации и защиты своего проекта. Проектная деятельность основана, прежде всего, на развитии самостоятельности учащихся. В результате полнее обеспечиваются современные требования к развитию личности обучающихся, учитываются их индивидуальные интересы и способности, осваиваются не только конкретные поисковые действия, но и системный подход к решению различных, в том числе и поисковых задач.

В методе проектов привлекает атмосфера делового сотрудничества учителя и учащегося. Ученик становится полноправным субъектом взаимодействия с учителем. Основной задачей педагога становится консультирование, позволяющее школьнику в процессе выполнения проекта реализовать логическую технологическую цепочку:

  1. выбор учеником, на основе своих интересов, темы проекта и формы его выполнения (индивидуальная или групповая);

  2. определение целей и задач проекта;

  3. работа над проектом и написание отчета;

  4. защита проекта и рефлексия полученных результатов.

Конечно, на различных этапах проектирования роль педагога меняется, однако стержнем его работы с учеником является роль консультанта и помощника.

Выделение проблемы исследования

Слайд №7:

Первая часть работы над проектом - выделение проблемы. Здесь важно отделить трудности от проблемы и, если Вы знаете, как решить вопрос - это не проблема, а трудность. Поиск разрешения проблемы - это проектирование.
Уметь проектировать - значит видеть то, чего еще нет. Проблема зарождается индивидуально. Проблемы, требует исследовательского поиска для ее решения. Проблема должна быть интересной, актуальной, недостаточно проработанной.
В проблеме важно определить объект исследования - то, что рассматривается, а предмет - это представление о том, как рассматривается объект. Объект исследования может быть предметом разных исследований.

При организации проектной и исследовательской деятельности школьников одной из основных трудностей является научить ребёнка определению проблемы и формулированию темы и целей проекта.

Итак, для определения темы проекта необходимо выяснить проблемы волнующие детей и вопросы интересные им.

Проблемные ситуации возникают там, где имеется несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями. Примером такого противоречия может служить открытие новых фактов, которые не вписываются в известные теории, еще более типичный случай этого противоречия - расхождение между житейскими представлениями и научными знаниями.

Другим основанием для создания проблемной ситуации может выступать необходимость выбора из совокупности имеющихся возможностей (путей решения, ответа, оценки). Такие ситуации усложняются условием аргументации причин выбора, определением критериев осуществления выбора.

Слайд №8:

Ситуация может приобрести проблемный характер, если:

  • имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить (я хочу

открыть своё дело по продаже мороженого, но не знаю, как сделать его наиболее выгодным),

  • требуется установить сходство и различия (я очень люблю животных, но не могу определиться с выбором - кого мне завести).

  • важно установить причинно-следственные связи (мой дом на берегу реки, а в неё стекают сточные воды),

  • необходимо обосновать выбор (после окончания школы я хотел бы посвятить свою жизнь медицине, я знаю, что к выбору профессии нужно подходить очень серьезно, поэтому хочу проверить на правильном ли я пути)

  • требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта - теоретическими закономерностями (я знаю, что многие лекарственные травы нашего района применяют для укрепления иммунитета, но сам их никогда не употреблял)

  • стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения (у меня проблемная кожа, и я решила тщательно за ней ухаживать, но родители говорят, что это возрастное и со временем проблем с кожей у меня не будет).

Противоречие - это отношения между двумя явлениями, признаками, оценками, сведениями и т.п., когда одно из них полностью исключает другое.

Проблема - противоречие между должной (желаемой) и реальной ситуацией.

Возможными источниками проблемы могут выступать базовые дидактические противоречия:

  • между известным и неизвестным;

  • между знаниями и умениями;

  • между сложностью задачи и наличием способа ее решения;

  • между потребностями и возможностями их реализации.

Для решения этих ситуаций ученику потребуются размышления, коллективные обсуждения, выдвижение гипотез и их проверка, обращение к дополнительной литературе, консультация и помощь педагога.

Но в любом случае, проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося.

Слайд №9:

Алгоритм постановки проблемы:

1. В первую очередь учащийся сам должен обрисовать ту ситуацию, в которой его что-то не устраивает.

2. Затем ответить на вопрос «А как должно быть?», описав (а затем и обосновав) таким образом идеальную ситуацию. После чего границы ситуации, с которой будет работать ученик, становятся более определенными.

3. Теперь его необходимо вновь обратить к реальной ситуации для более детального её описания.

4. Только после этого имеет смысл работать над выявлением противоречий между реальной ситуацией и представлениями учащихся о должном и над формулировкой проблемы.

Роль учителя в этом процессе состоит в том, чтобы способствовать детализации, более четкому видению учеником ситуации, выдвижению им аргументов в пользу идеальной ситуации, более жесткой фиксации противоречий.

Типичные ошибки в постановке проблемы:

  • Подмена проблемы вопросом

Проблема: Нас заставляют есть больше овощей, так ли уж они полезны?- это не проблема, а вопрос. В отличии от проблемы вопрос требует не действия (проекта), а ответа, т.е. познавательной деятельности.

Цель: выяснить, полезны овощи или нет. Это познавательная задача, а не цель. В рамках проекта, действительно, надо много узнать, но это не может быть самоцелью. Узнать надо для того, чтобы как-то что-то изменить в реальной ситуации, чтобы она соответствовала представлению о должном.

  • Подмена проблемы трудностью (большая нагрузка в школе не позволяет заниматься спортом)

  • Подмена формулировки проблемы указанием области существования проблемы (есть проблема с уборкой квартиры)

  • Проблема недостаточно детализирована (цветы в моей комнате растут плохо)

  • «Напрашивающееся решение» (старые вещи хранятся дома и не используются для полезных целей)

При определении тематики проекта можно опираться, например, на потребности человека в различных областях жизнедеятельности: школа, дом, досуг, отдых, общественно полезная деятельность, производство и предпринимательство, общение. При этом основополагающим принципом должна стать самостоятельность выбора ученика - основа для формирования его ответственности за процесс и результат работы.

В практике работы педагогов встречаются несколько вариантов организации работы с учащимися по определению темы проекта.

Первый и самый простой способ: учитель предлагает список примерных тем для проектной работы, при этом темы могут или каким-то образом анонсироваться, или просто вывешиваться на стенде в виде списка.

Среди других способов выбора тематики проектной работы можно назвать просмотр видеофильмов, обсуждение экскурсий.

Можно воспользоваться способом проблемной беседы. Он требует особой продуманности и аккуратности, но и является достаточно продуктивным. В результате анализа проблемной ситуации формируется проблема. Основная проблема часто разбивается на ряд подпроблем, каждая из которых порождает свою проблемную ситуацию. Проблемная беседа, как правило, содержит от 2 до 5 проблем. Последние связаны с поиском решения основной проблемы, способа достижения выдвинутой цели. Реальный процесс выхода из проблемной ситуации имеет, как правило, несколько способов и путей решения каждой подпроблемы. При этом «единственно правильного» ответа на вопрос «как выйти из ситуации?» здесь быть не может - все решения уникальны и имеют право на жизнь.

Постановка целей

Слайд №10:

Важным шагом при разработке проекта является определение целей. Успех вашего проекта будет обусловлен тем, насколько точно вы следуете поставленным целям. Чем более четко вы обозначите эти цели в начале, тем меньше разногласий по поводу того, были ли они достигнуты, будет в конце.

Цель - указание на то, что должно быть вами изменено, чтобы разрешить проблему; результаты, которых необходимо добиться в процессе работы.

При определении цели проекта необходимо ответь на вопрос «Какой результат предполагается получить?», «Каким видится этот результат еще до его получения?»

Задача - указание на промежуточный результат, который должен быть получен для достижения цели.

Слайд №11:

Каждая цель должна быть:

  • конкретной;

  • количественно или качественно измеримой;

  • ориентированной на действие;

  • реалистичной (достижимой);

  • ограниченной во времени.

Как можно формулировать цель ПРОЕКТА?

Вы можете оттолкнуться от выбора области или темы исследований - глобальной проблематики (например: экологическое состояние Поволжья).

Тогда цели проектной работы могут быть такими:

(например, исследовательской: «Определить уровень загрязненности речки N, установить причину загрязнений»

или проектной: например, «Привлечение общественного внимания к проблемам загрязнения окружающей среды»).

Слайд №12

Название

Класс

Проблема

Цель

Продукт

Плетение бисером

6

Хочу научиться новым способам бисероплетения, но мне никто их не показывал

Найти единомышленников

Изделия из бисера

Моя комната

6

Моя комната должна быть уютно, но она загромождена мебелью

Сделать мою комнату уютной

План моей комнаты

Дешёвый гараж

9

После покупки мотоцикла у меня возникла проблема с местом по его хранению. Кирпич дорогой и я решил изготовить собственный шлакоблочный кирпич с использованием пластиковых бутылок

Изготовить кирпич и построить гараж

Гараж

Колорадский жук

9

Человеку необходимо употреблять в пищу экологически чистую продукцию. Картофель, выращиваемый нами, обрабатывается химическими веществами, приносящими вред здоровью

Вырастить экологически чистый картофель

Памятка по выращиванию экологически чистого картофеля

Кодекс чести

8-11

«Правила для учащихся» в нашей школе устарели. На классных часах мы слышим о соблюдении правил поведения, но нет единого документа, регулирующего поведенческие аспекты жизни школы

Создать общешкольный документ правового, этического характера

Создать общешкольный документ-стенд «Кодекс чести школы»

Лекарственные травы N-кого района

9

Я знаю, что многие лекарственные травы нашего района применяют для укрепления иммунитета, но сам ничего о них не знаю и никогда их не употреблял

Подготовить альбом по лекарственным травам нашего района и их применению по укреплению иммунитета

Альбом «Лекарственные травы N-кого района»

Экологическая проблема села N

10

Мой дом на бегу реки. В нее стекают сточные воды

Собрать материал о загрязнении окружающей среды

Заметка в районную газету «Степная правда»

Семейный альбом

8

У меня очень много фотографий. Они часто теряются или портятся, хочется сохранить их на долго

Создать семейный мультимедийный альбом

Мультимедиаальбом фотографий

Я - предприниматель

7

Хочу открыть своё дело по продаже мороженого, но не знаю, как сделать его наиболее выгодным

Разработать бизнес-план своего предприятия

Бизнес-планПриложение

Примеры формулировки проблем и целей проектов

© 2010-2022