Исследовательская работа учащихся Как завтра стать мастером своей профессии

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат doc
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:
















Исследовательская работа

Как завтра стать мастером своей профессии

(профессия продавец)

Выполнила

Ученица 9а класса

Новоселова Анна

МАОУ «СОШ№8»























Мирный 2015г.

СОДЕРЖАНИЕ


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ………………………………………………………

ПРОФЕССИЯ «ПРОДАВЕЦ , КОНТРОЛЁР - КАССИР»: СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА………………………………………………..

ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ К СПЕЦИАЛИСТАМ ТОРГОВОЙ

ОТРАСЛИ………………………………………………………………………………..

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ С УЧЁТОМ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА

ТРУДА……………………………………………………………………………………

ЛИТЕРАТУРА …………………………………………………………………………

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Актуальность

В современных условиях высокотехнологического производства предприятиям и организациям требуется не пресловутая рабочая сила, а квалифицированные, технически грамотные, профессионально подготовленные молодые специалисты.

Между тем, молодой специалист на этапе вхождения в профессиональную среду сталкивается с целым рядом противоречий: между потребностью функционирующего производства в профессионально самореализующейся личности и доминированием в учреждениях профессионального образования стандартизации процесса профессиональной подготовки; между индивидуальностью молодого специалиста и профессиональной системой, в которой недостаточное внимание уделяется его личности; между стремлением человека к творческой активности и отсутствием у молодого специалиста операциональных возможностей осуществления этого процесса; между комплексом реальных качеств личности (его способностями, одаренностью, мотивацией достижения) и требованиями конкретной профессиональной деятельности.

Среди вопросов образовательной политики, требующих первоочередного решения, оказываются не только реструктуризация подготовки специалистов в зависимости от реальных потребностей рынка труда, но и трудоустройство выпускников.

Канули в прошлое времена, когда трудоустройство выпускника было гарантировано распределением. Сейчас выпускник должен сам заботиться о своё рабочем месте. Поэтому ежегодно в службу занятости обращаются в поиске работы тысячи молодых людей, закончивших учреждения профессионального образования.

Задача снижения безработицы молодёжи не только чрезвычайно актуальна, она является долгосрочной в силу своего комплексного характера: сама эта проблема укоренена в ряде социальных, экономических и культурных факторов макро - и микроуровня.

Проблема

Неудавшаяся в начале жизни профессиональная карьера может отрицательно сказаться на всей дальнейшей судьбе человека. Реальна угроза появления «потерянного поколения» - людей без практических навыков, опыта работы, желания трудиться, что может серьёзно нарушить воспроизводство рабочей силы, замедлить экономический рост в будущем.

Пребывание молодёжи в статусе безработных оказывает весьма негативное влияние на их профессиональную и личную жизнь: утрачиваются полученные в учебном заведении знания и навыки, снижается жизненный тонус, возникает ощущение ненужности, могут появиться иждивенческие тенденции в отношении самообеспечения. Большинство молодых людей, не имеющих работы, испытывают негативные переживания, которые проявляются в виде тревожного состояния, отсутствия уверенности в себе и в заниженной самооценке. Вышеуказанные проблемы говорят о необходимости специальной подготовки молодёжи к поведению на рынке труда.

Участие в решении проблемы занятости на уровне образовательного учреждения позволяет включить в процесс подготовки молодого специалиста информационные, коммуникационные и организационные компоненты, необходимые для формирования социальной компетенции, адаптации к рынку.

Разработка и внедрение программы профессионального сопровождения учащихся НПО - актуальное направление деятельности мастера производственного обучения, реализация которого позволит сделать процесс включения молодых специалистов, во-первых, управляемым и, во-вторых, направленным на реализацию их потенциальных возможностей в рамках социально-полезной деятельности.

Задачи

Перед учреждениями профессионального образования стоит задача подготовки конкурентоспособного специалиста. Конкурентоспособность можно рассматривать в двух аспектах: 1 - наличие у специалиста высокого уровня профессионализма и компетентности, включающий определённый уровень знаний, умений, навыков, позволяющий состояться на профессиональном поприще высококлассным специалистом, интеллектуально и творчески развитым; 2- личностная готовность работать в условиях рынка и конкуренции.

Мы составили программу.Цель программы: формирование и развитие конкурентоспособного специалиста, самодостаточной личности с адекватной самооценкой, способной самостоятельно принимать решения, брать на себя инициативу, ответственность, способной к самопрезентации и эффективному взаимодействию с окружающими в современных рыночных условиях.

Задачи программы: 1.изучить спрос и предложение на рынке труда по профессии «продавец, контролер - кассир» с целью выявления направлений подготовки необходимых предприятиям и организациям специалистов;

уточнить требования работодателей к молодым специалистам торговой отрасли;

на основе полученных данных

2. разработать и поэтапно внедрять в учебный процесс мероприятия, направленные на формирование у учащихся лицея, обучающихся по профессии «продавец, контролер - кассир» ключевых компетенций профессионального самоопределения и успешной самореализации на рынке труда, обучение молодых людей навыкам трудоустройства и активного поиска работы, повышение конкурентоспособности будущих специалистов;

3.совершенствовать содержание образования, организацию образовательного процесса, контроль качества обучения и реализации образовательных программ путем максимального приближения обучения к производственным процессам предприятий.

Новизна программы состоит в том, что разработка и реализация методических материалов определяется с учетом: личностно-ориентированного подхода - развития творческих качеств личности, раскрытия ее способностей, постоянного самосовершенствования, саморазвития, признания человека наивысшей ценностью, активным творцом собственной жизни, источником его самоопределения и самореализации (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, И.Я. Лернер, И.С. Якиманская); системно-деятельностного подхода - профессионального

развития в деятельности, состоящего из структурных компонентов: цели, мотива, проектирования, средств достижения результата (С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев, В.Г. Афанасьев, В.А. Дмитриенко); дедуктивно-индуктивного мышления (Б.Ф. Ломов, В.В. Давыдов, P.C. Немов) - обобщения, систематизации и структуризации информации и представления ее крупными блоками (И.Ю. Соколова, Н.Ф. Тищенко, В.Ф. Шаталов, П.М. Эрдниев).

Технологии обучения: наглядно - практические, ситуационное обучение (методы ситуаций; ролевых, сюжетно- ролевых и деловых игр; поощрения, погружения в материально - пространственную среду; театрализованного разыгрывания ситуаций, практических работ; проведения экскурсий; многократного повторения и практического закрепления; усвоения одного и того же материала различными способами).

Вся работа проводится в ситуации «здесь и сейчас». При организации занятий предпочтение отдаётся активным формам обучения: мозговой штурм, ролевые игры, работа в парах и группах, развитие мнений через обсуждение, совместная подготовка буклетов и плакатов, групповые упражнения. Тренировочные упражнения построены таким образом, чтобы одновременно с познавательными процессами шло развитие навыков аргументированной дискуссии, делового командного взаимодействия.

Успешное практическое осуществление программы зависит от выделения реальных ресурсов на её проведение. Это означает, что закупаются и завозятся необходимые материалы и оборудование, приобретается учебная и методическая литература, оборудуются помещения, создаются условия для работы программы.

Результат: уникальная целостная личность обучающегося, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях; конкурентоспособный специалист, осуществляющий процесс саморазвития и самосовершенствования для профессионального и карьерного роста, адаптированный к современным экономическим условиям.

ПРОФЕССИЯ «ПРОДАВЕЦ, КОНТРОЛЁР - КАССИР»:

СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ ТРУДА.

В Федеральной программе развития образования отмечено, что современная система образования не располагает требованиями к качеству и содержанию профессиональной подготовки, сформированными рынком труда. В первую очередь необходимо сформировать матрицу компетенций, которая объединит экономику и образование, позволит учащимся выбирать образовательную траекторию. Сопоставив перечень компетенций, необходимых специалисту (модель специалиста), с перечнем планируемых компетенций выпускника (модель выпускника), учебное заведение сможет целенаправленно готовить специалистов, удовлетворяющих требованиям рынка труда.

По результатам маркетинговых исследований рынка труда, потребностей работодателей и с опорой на государственные образовательные стандарты необходимо вести целенаправленную работу по разработке эталонной модели выпускника и на её основе рабочая учебно - программная документации.

На первом этапе работы в данном направлении мы, изучив требования стандартов к профессии «продавец» выяснили: профессия продавца не только интересная, но и достаточно сложная. Традиционно понятие «продавец» ассоциируется с лицом, реализующим продукцию, основной задачей которого является получение выгоды от акта купли-продажи. Именно продавец определяет мнение покупателя о продукции и компании-производителе в целом. Поэтому он должен иметь безупречный внешний вид и быть специалистом, хорошо знающим особенности своего товара.

Современный продавец - это квалифицированный специалист в области товароведения, консультант и помощник покупателя. Функция трудовой деятельности продавца заключается в обслуживании покупателей, продаже продовольственных и непродовольственных товаров, подсчёте стоимости покупки. Продавец обязан производить предложение и показ товаров, демонстрацию их в

действии, оказывать помощь в выборе товара, выписывать товарные чеки и оформлять паспорт на товар, имеющий гарантийные сроки использования.

Продавец производит получение товаров с их проверкой, оформлением соответствующих документов. Затем осуществляет подготовку товаров к продаже: проверяет наименование, количество, сортность, цены, распаковывает, собирает, комплектует, проверяет эксплуатационные свойства. Он также проверяет неисправность кассового аппарата, устраняет мелкие неисправности контрольно- кассовой машины.

В обязанности продавца входит оформление наприлавочных и внутримагазинных витрин, контролирование их состояния. Продавец при продаже продовольственных товаров производит нарезку, взвешивание и упаковку товаров, при продаже непродовольственных товаров - демонстрирует и упаковывает товар. При осуществлении покупки производит расчёт с покупателем. В конце своей рабочей смены производит подсчёт денег и сдачу их в установленном порядке; сверку суммы реализации с показаниями кассовых счётчиков; ведение кассовой книги и составление кассового отчёта.

Обслуживание покупателей требует от продавца умения общаться с различными категориями граждан, выдержки, доброжелательности, отзывчивости, приветливости, корректности.

Квалифицированный продавец должен знать: основы делового общения, технологию продаж, устройство и правила эксплуатации торгово-технологического оборудования и контрольно - кассовых аппаратов, правили расчёта с покупателями, порядок получения, хранения и выдачи денежных средств, признаки платежеспособности денежных знаков, ассортимент, классификацию, характеристику и назначение товаров, розничные цены на товары, имеющиеся в продаже, правила расшифровки артикулов и маркировок, приёмы подборки и комплектования изделий, основные виды сырья, идущего на изготовление товаров, признаки сортности, доброкачественности товаров, виды брака и правила бракеража.

Продавец должен уметь: работать на контрольно - кассовых аппаратах, весовом оборудовании, вести книгу кассира - операциониста, проводить комбинированные на микрокалькуляторе, обслуживать покупателей в режиме конструктивного общения, давать рекомендации, консультации, производить обмен товара надлежащего качества, возврат товара ненадлежащего качества, проводить приёмку товара по количеству и качеству, вести учёт и отчётность, составлять инвентаризационную опись и документы на реализацию товара.

Для привлечения клиента, совершения продажи и организации перспективного сотрудничества продавец должен уметь: как маркетолог - аналитик определить нужды покупателя и предложить соответствующий его запросам товар; как психолог вызвать доверие покупателя и расположить его к себе; как менеджер компании представить ее торговую марку и продукцию; как рекламист вызвать интерес к товару, продемонстрировав его особенности и преимущества; как аргументатор убедить клиента в преимуществах товара и необходимости покупки;

как продавец сформировать у клиента положительное представление о фирме и ее продукции и вызвать желание совершить повторную покупку.

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности: грамотная, краткая, выразительная речь, оперативность, хорошая память, развитое воображение, большой объем, концентрация, распределение и переключение внимания, выдержка, артистичность.

Личностные качества, интересы и склонности: общительность, стрессоустойчивость, самоконтроль (умение управлять собой - эмоциями, поступками, поведением), терпение, снисходительность, ровное и спокойное отношение к людям, эмоциональная устойчивость, оперативность, расторопность, внимательность, ответственность, честность, доброжелательность, наблюдательность, умение убеждать.

Продавец должен быть человеком коммуникабельным, способным донести информацию до людей, внимательным, обходительным, честным, а также довольно стрессоустойчивым, вежливым, приветливым, энергичным, умеющим слушать и убеждать. Он должен разбираться в психологии и уметь прорекламировать вверенный ему товар. Продавец должен уметь быстро вести подсчет, уметь работать на кассовом аппарате и в зависимости от того где он работает, уметь пользоваться весами, холодильным оборудованием и т.д. Также он должен обладать знаниями правильной выкладки товара на витрину.

Спрос на профессию «продавец» был всегда. Но сейчас эта профессия востребована ещё больше. Торговля постоянно развивается, ежегодно появляются новые торговые предприятия. Вместе с тем, становятся более жесткими и требования к обслуживанию покупателей. Специальное образование дает будущим соискателям абсолютное преимущество при получении хорошей должности, но стать настоящим профессионалом в данной сфере, несмотря на наличие диплома об образовании может далеко не каждый.

Перспективы профессиональной самореализации продавцов - заведующий секцией, отделом, старший кассир, старший продавец, продавец - консультант, мерчендайзер, торговый агент, товаровед, администратор, менеджер по продажам, индивидуальный предприниматель.

Проанализировав данные службы занятости, выяснили: за 2009 - 2011 год доля граждан, имеющих диплом продавца и желающих трудоустроиться по данной профессии составила 6 - 10 % от общего числа граждан, находящихся в поиске работы.

Помимо трудоустройства непосредственно по профессии продавец (непродовольственных и продовольственных товаров), граждане трудоустраивались на вакантные места по профессиям торговый агент, упаковщик, кладовщик, кондуктор, киоскер, консультант, фасовщица, страховой агент, почтальон, кассир. 5 граждан занялись индивидуальной трудовой деятельностью, 3 из них открыли новые торговые предприятия (торговля продуктами питания - 2 и 1 - торговля техническими носителями информации).

Как отмечают специалисты службы занятости, спрос на продавцов стабилен. Однако данный факт объясняется в большей степени текучестью кадров, что вызвано, в первую очередь, несоответствием ожиданий работодателей к специалисту и реальными возможностями, способностями, уровнем развития профессионально - важных качеств и компетенций самого специалиста, с одной стороны, а также несоответствием ожиданий соискателей относительно уровня оплаты труда и требований работодателя к функциональным обязанностям на занимаемой должности с другой.

Между тем, рынок труда - это всегда две чаши весов. На одной чаше - образование и желание молодых людей работать. Но вторая, по требованию работодателя, должна быть наполнена умениями и навыками специалиста.

После окончания учебного заведения большинство выпускников трудоустраивается в регионе. Отсюда следует, что их профессиональные компетенции должны удовлетворять требованиям регионального рынка труда. В связи с этим на первый план выдвигается задача определения соответствия образовательных продуктов запросам рынка труда, формирование оптимальной структуры профессионального образования, нацеленной на конечный результат - подготовку профессионала востребованного работодателем.

ТРЕБОВАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

К СПЕЦИАЛИСТАМ ТОРГОВОЙ ОТРАСЛИ.

Результаты опроса работодателей свидетельствуют о невысокой заинтересованности в трудоустройстве выпускников, что аргументируется неготовностью выпускников с первых дней самостоятельно приступить к выполнению профессиональных обязанностей, и обусловлено рядом причин: нежелание начать карьеру с низовых ступеней, завышенная оценка личного профессионального потенциала, высокие ожидания по поводу уровня заработной платы, психологическая неготовность к работе, неумение представить себя на собеседовании, недостаточная теоретическая подготовка.

Доминирующими мотивами работодателей при трудоустройстве молодых специалистов являются: готовность начать профессиональную карьеру с низовых ступеней, реализовать свой творческий потенциал, привнося в деятельность организации новые идеи, а также существенная экономия фонда оплаты труда.

Приоритетными компетенциями по оценкам работодателей явилась группа квалификационных компетенций, вторыми по значимости отмечены личностные компетенции, третьими - деловые.

Квалификационные компетенции включают знания и навыки, которыми выпускники овладел за период обучения в учреждении профессионального образования, соответствующие уровню присвоенной квалификации, которые он способен воспроизвести в профессиональной деятельности. Первое, на что обращает внимание работодатель - это наличие опыта работы. Как показывает практика, основной причиной отказа в трудоустройстве является отсутствие опыта и недостаточная практическая подготовка. Второй по степени значимости для работодателей является правовая грамотность выпускника, проявляющаяся в знании трудового законодательства, умелом использовании нормативных документов, регулирующих трудовые отношения.

Работа с информацией - важнейшая компетенция, актуальность которой возрастает в условиях организационных изменений, когда приходится обрабатывать большие объемы информации и добывать новые знания. Необходимость сформированности данной компетенции отметили 70% работодателей.

Аналитические способности необходимы специалисту, поскольку позволяют дробить процессы и явления на составные части, изучать их и формировать новое знание, воссоздавать полную картину событий, выявлять происходящие тенденции.

Одна из важнейших компетенций выпускника - компетенция самопрезентации. Она позволяет работодателю рассмотреть в выпускнике его ценные качества. Для работодателей наиболее важны такие поведенческие индикаторы как четкость и грамотность изложения целей, уверенность в своих силах. Наличие подобных индикаторов должно находить подтверждение в резюме, портфолио и внешнем облике кандидата.

Важной компетенцией выпускника является ориентированность в сложной обстановке: умение разобраться и оценить ситуацию, выбрать обоснованный с сложившихся условиях вектор решения проблемы.

Среди востребованных дополнительных навыков работодатели называли следующие: навыки уверенного пользователя ПК, знание специальных профессиональных программ ПК; знание иностранных языков.

Личностные компетенции непосредственным образом обуславливают развитие квалификационных, способствуют быстрейшему включению выпускника в профессиональную деятельность, качественному выполнению функциональных обязанностей, и в последующем - профессиональному становлению и развитию.

Распределение личностных компетенций по степени значимости для работодателей:

1. Ориентация на профессиональное и личностное развитие - непрерывный процесс обучения и самообучения, что обеспечивает возможность длительного удержания конкурентных преимуществ специалиста.

2. Работа в команде - умение взаимодействовать с членами команды (коллектива), считаться с их мнением, помогать им, ориентируясь на общий результат работы.

3. Исполнительность, старательность.

4. Дисциплинированность - умение подчиняться установленному порядку, выполнение приказов, распоряжений, указаний, принятых на вышестоящем уровне управления.

5. Планирование личного времени. Умение ценить и эффективно использовать своё время, что предполагает подобное отношение и ко времени коллег и подчинённых.

6. Обучаемость - способность усваивать большой объем новой информации, овладевать новыми технологиями, инструментами решения проблем.

7. Ответственность - компетенция, обусловленная выраженным чувством долга, осознанием необходимости отдавать кому- либо отчёт в своих действиях, признание необходимости и умение самостоятельно ответить за результаты своей работы.

Деловые компетенции представляют собой симбиоз квалификационных и личностных компетенций, отражающих законченный образ специалиста. Деловые компетенции обуславливают способность находить адекватный подход к возникающим ситуациям и кратчайший путь к достижению цели, быть самостоятельным в мышлении и уметь обеспечивать выполнение принятых решений с высокой эффективностью. На сегодняшний день работодателями востребованы такие деловые компетенции молодых специалистов как:

- ориентация на результат (способность доводить дело до конца) - умение верно распределять ресурсы и преодолевать препятствия на протяжении всего периода реализации порученного задания;

- адекватность самооценки профессионального потенциала - умение объективно оценивать свою профессиональную подготовку в соответствии с квалификационными требованиями должности, что в свою очередь детерминирует объективные ожидания по поводу уровня заработной платы;

- умение быстро оценить обстановку, сформировать свой подход к решению проблемы, своевременно и самостоятельно принять обоснованное решение, определённая степень самостоятельности, умение оперативно реагировать на происходящие изменения;

- умение выделить главное направление в своей работе, сконцентрировав на нем свои усилия, не распыляя их на менее важные;

- умение, выслушав все имеющиеся точки зрения, не разрушая отношений, выразить свою и доказать её оптимальность;

- умение найти баланс между личными целями и целями компании, принять её корпоративную культуру;

- знание закономерностей межличностного общения, владение навыками риторики, ведения переговоров, публичных выступлений.

Таким образом, для повышения уровня конкурентоспособности выпускников НПО на рынке труда рациональным представляется учитывать требования работодателей к специалистам, использовать формы сотрудничества с социальными партнёрами, способные повысить степень адекватности подготовки специалистов требованиям реального производства, включить самих учащихся в работу по приумножению своих конкурентных преимуществ.

ФОРМИРОВАНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

С УЧЁТОМ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ

РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА.


Учащийся начального профессионального образования - это учащийся сознательно выбравший обучение соответствующего профиля. Соответственно, для успешной профессиональной самореализации он целенаправленно должен стремиться приобрести, предъявляемые профессией и работодателями к специалисту знания, умения и навыки, обеспечивающие выполнение конкретных профессиональных задач (компетенции), а также к моменту выпуска из учебного заведения профессионального образования быть способным осуществлять профессиональную деятельность в рамках освоенных компетенций, принимать ответственные решения и действовать адекватно требованиям данной ситуации (быть компетентным).

Пошаговый процесс формирования профессиональных компетенций по профессии «продавец, контролер - кассир» представлен в таблицах.

Компетенции

Формы и методы контроля

Цели и задачи

Общие компетенции:

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей бедующей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 06.

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7.

Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Экспертное наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях, при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы и учебно-производственных работ.

Экспертное наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях, при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы и учебно-производственных работ.

Экспертное наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях, при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы и учебно-производственных работ.


Экспертное наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях, при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы и учебно-производственных работ.

Экспертное наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях, при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы и учебно-производственных работ

Экспертное наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях, при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы и учебно-производственных работ

Экспертное наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях, при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы и учебно-производственных работ


Экспертное наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения с образовательной программы.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес




Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.



Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.


Использовать информационно-коммуникативные технологии в профессиональной деятельности


Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами, стандартами и Правилами продажи товаров.


Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).


Результаты (освоенные общие компетенции)

Освоенные показатели оценки результатов

Формы и методы контроля и оценки

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей бедующей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

Демонстрация интереса к будущей профессии

Экспертное наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях, при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы и учебно-производственных работ.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

Обоснование выбора и применение методов и способов решения профессиональных задач в области продажи непродовольственных товаров. Демонстрация эффективности и качества выполнения профессиональных задач.

Экспертное наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях, при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы и учебно-производственных работ.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы

Демонстрация способности принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.


Экспертное наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях, при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы и учебно-производственных работ.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

Нахождение и использование информации для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального личностного развития.

Решение нетиповых профессиональных задач с привлечением самостоятельной найденной информации.

Экспертное наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях, при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы и учебно-производственных работ.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Оформление результатов самостоятельной работы с использованием ИКТ.

Демонстрация навыков использования информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности

Экспертное наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях, при выполнении внеаудиторной самостоятельной работы и учебно-производственных работ.

ОК 06. работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

Взаимодействие с обучающимися, преподавателями в ходе обучения.

Экспертное наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях, при выполнении учебно-производственных работ.

ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

Демонстрация соблюдения правил реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

Экспертное наблюдение и оценка на теоретических и практических занятиях, при выполнении учебно-производственных работ.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Демонстраций готовности к исполнению воинской обязанности.

Экспертное наблюдение за деятельностью обучающегося в процессе освоения с образовательной программы.

Профессиональные компетенции:

Формы и методы контроля

Знания и умения:

Продажа непродовольственных товаров.
Проверять качество, комплектность, количественные характеристики непродовольственных товаров.

Осуществлять подготовку, размещение и выкладку на торгово-технологическом оборудовании.
Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию.
Осуществлять контроль за сохранностью товарно-материальных ценностей.





Практические и лабораторные работы,

самостоятельная работа (работа с дополнительной литературой, работа с электронной информацией);

индивидуальные и творческие задания; исследовательская работа; решение профессиональных задач.








Уметь:

- идентифицировать товары различных товарных групп (текстильных, обувных, пушно-меховых, овчинно-шубных, хозяйственных, галантерейных, ювелирных, парфюмерно-косметических, культурно-бытового назначения);

- оценивать качество по органолептическим показателям;

- консультировать о свойствах и правилах эксплуатации товаров;

- расшифровывать маркировку, клеймение и символы по уходу;

- идентифицировать отдельные виды мебели для торговых организаций;

- производить подготовку к работе весоизмерительного оборудования;

- производить взвешивание товаров отдельных товарных групп;

Знать:

- факторы, формирующие и сохраняющие потребительские свойства товаров различных товарных групп;

-классификацию и ассортимент различных товарных групп непродовольственных товаров;

- показатели качества, дефекты, градации качества, упаковку, маркировку и хранение непродовольственных товаров, назначение, классификацию мебели для торговых организаций и требования, предъявляемые к ней;

- -назначение, классификацию торгового инвентаря;

- назначение и классификацию систем защиты товаров, порядок их использования;

- -устройства и правила эксплуатации весоизмерительного оборудования;

- закон о защите прав потребителей; - правила охраны труда;

Работа на контрольно-кассовой технике и расчеты с покупателями.
Соблюдать правила эксплуатации контрольно-кассовой техники (ККТ) и выполнять расчетные операции с покупателями.
Проверять платежеспособность государственных денежных знаков.
Проверять качество и количество продаваемых товаров, качество упаковки, наличие маркировки, правильность цен на товары и услуги.
Оформлять документы по кассовым операциям.
Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.


Практические и лабораторные работы,

самостоятельная работа (работа с дополнительной литературой, работа с электронной информацией);

решение профессиональных задач.

Знать:

Документы, применение ККМ; правила расчетов и обслуживания покупателей; типовые правила обслуживания эксплуатации ККМ и правила регистрации; класс и устройство ККМ; особенности технического обслуживания ККМ; признаки платежеспособности государственных знаков и порядок получения, хранения и выдачи денег; отличительные признаки платежных средств безналичного расчета; правила оформления документов по кассовым операциям.

Уметь:

Осуществлять подготовку ККМ различных видов; работать на ККМ различных видов; устранять мелкие неисправности при работе на ККМ; распознавать платежеспособность Государственных знаков; осуществлять заключительные операции при работе на ККМ; оформлять документы по кассовым операциям; соблюдать правила техники безопасности.

Результаты (освоенные профессиональные компетенции)

Основные показатели результатов подготовки

Формы и методы контроля

ПК 1. Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары.

Проверка сопроводительных документов произведена, верно, в соответствии с требованиями нормативных документов.

Подсчет количества товаров произведен, верно.

Определение качества товаров по органолептическим показателям произведен, верно, в соответствии с требованиями стандартов и технических регламентов.

Приемка товаров произведена последовательно согласно требованиям нормативных документов и правил техники безопасности.

Экспертное наблюдение и оценка выполнения учебно-производственных работ.

Экспертная оценка выполнена учебно-производственных работ.

Тестирование. Экспертная оценка практических и учебно-производственных работ. Экзамен.


Экспертная оценка выполнена учебно-производственных работ.

ПК 2. Осуществлять подготовку, размещение товаров в торговом зале и выкладку на торгово-технологическом оборудовании



Подготовка товаров к продаже произведена, верно, в соответствии с нормативно-технической документацией

Тестирование

Экспертная оценка выполнения учебно-производственных работ.

Размещение товаров произведено, верно, в соответствии с требованиями нормативных документов и правил техники безопасности

Тестирование

Экспертная оценка выполнения учебно-производственных работ. Экзамен.

Выкладка товаров, произведена, верно, в соответствии с планограммой и правилами техники безопасности

Тестирование

Экспертная оценка выполнения учебно-производственных работ. Экзамен.

ПК 3. Обслуживать покупателей и предоставлять достоверную информацию о качестве, потребительских свойств товаров, требованиях безопасности их эксплуатации.

Обслуживание покупателей произведено, верно, в соответствии с требованиями стандартов обслуживания

Экспертная оценка учебно-производственных работ. Экзамен.

ПК 4. Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.

Контроль сохранности товарно-материальных ценностей производится верно, в соответствии с требованиями нормативных документов.

Тестирование

Экспертная оценка учебно-производственных работ.

Продавец - это лицо фирмы, торговая марка ее деятельности, посредник между производителем товаров и покупателем. Для успешной торговли мало иметь качественный товар, продавцу нужно обладать искусством - продавать, которое включает в себя рекламу товара и полное знание самого товара, а также его производителей.

В программе обучения будущих специалистов большое количество специальных дисциплин. Занятия проходят по - разному - в виде лекций, практических занятий, тренингов и семинаров, уроков- конкурсов и деловых игр. Особый упор делается на изучение ассортимента товаров и их отличительных особенностей, решение ситуационных задача и проблемных ситуаций, которые часто возникают при обслуживании и общении с покупателями.

На практических занятиях учащиеся работают с натуральными образцами товаров, нормативными документами, учатся определять качество различными методами, работать на современных кассовых терминалах.

В рамках реализации программы планируются следующие виды деятельности: сотрудничество с преподавателями - предметниками по изучению индивидуальных возможностей каждого учащегося; стимулирование инициативы и активности учащихся через обучение активным формам коллективного взаимодействия (игры, соревнования, моделирование проблемно-поисковых ситуаций), интеллектуальное просвещение учащихся, формирование культуры умственного труда; эмоциональное стимулирование, организация и проведение мероприятий, способствующих формированию и развитию интереса к профессии, позитивно влияющих на стремление учащихся к саморазвитию и самосовершенствованию, разработке стратегий самореализации; проведение деловых встреч, совместных круглых столов, конференций и других мероприятий, направленных на усиление интеграции образовательного процесса с производством, планирование и реализация совместных проектов с потенциальными работодателями будущих выпускников, специалистами службы занятости, поэтапное изучение результативности учебно - производственной деятельности обучающихся, мониторинг и анализ уровня развития профессиональных компетенций.

При планировании работы, основной упор - на развитие качеств, в наибольшей степени способствующих творчеству, успешной самореализации: любознательность, энергичность, готовность рисковать, открытость новому. Основной принцип взаимодействия - не бороться с природой учащегося, не пытаться его переделывать, а принимать таким, каков он есть, развивать то лучшее, что уже есть, выращивая то, чего пока нет.

Важнейшее условие эффективности реализации программы: диагностическая основа организации всех видов деятельности; чёткая организация методической работы; оперативный контроль.

ЛИТЕРАТУРА


1. Батышев Я. Подготовка рабочих в средних профессионально- технических училищах. - М.: Педагогика, 1998.

2. Журнал «Служба занятости», № 9/2008, 03/ 2010,11/2011

3. Климов, Е.А. Развивающийся человек в мире профессии / Е.А. Климов. Обнинск, 2004.

4. Крамаренко, И.С. Прогнозирование уровня учебных достижений учащихся средствами мониторинга / И.С. Крамаренко // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2001. - № 1. - С.38.

5. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод. пособие. М.: Высш. шк.,2008.

6. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. - М.: Высшая школа, 2007.

7. Митина, Л.М. Психология развития конкурентоспособной личности / Л.М.Митина // Библиотека психолога. М.: Московский психолого социальный институт. Воронеж. Издательство НПО «МОДЕК». 2002.

8. Мошкова И.Н., Маслов Л. Психология производственного обучения: Метод, пособие. - М.: Высшая школа, 2009.

9. Мухорина Н.Б. Особенности профессионального развития личности в современных условиях.- Современные требования к новой модели профессионального образования (Материалы педагогических чтений) Под. ред. Н.Б.Мухориной - Коломна: ГОУ ВПО МО «КГПИ», 2009.

10. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие/ Под редакцией Е. С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», 2009.

11. Полдолина М.Л. Как подготовить конкурентоспособного выпускника. - М.: Академия профессионального образования, 2003.

12. Романова Е.С. 99 популярных профессий. Психологический анализ и профессиограммы. 2-е изд. СПб.: Питер, 2007.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М.: Народное образование, 2008

13. Скакун В.А. Методика производственного обучения. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1992.

14. Федотова Л.Д., Рыжкова Е.А. Оценка качества НПО. Методические рекомендации.- М.: Народное образование, 2000.

15. Шматков Е.В., Коваленко О.Е. Методика профессионального обучения.- М.: Педагогика, 2002.

16. Юртаева Т.С. От компетентности педагога к компетентности выпускника / Педагогическое обозрение, №4. - 1999.




© 2010-2022