• Преподавателю
  • Другое
  • Круглый стол по теме: «Формирование общих компетенций через дополнительное образование». Презентация педагогического опыта на примере мастер-класса по теме парфюмерно-косметические товары: «Ученик парфюмера…»

Круглый стол по теме: «Формирование общих компетенций через дополнительное образование». Презентация педагогического опыта на примере мастер-класса по теме парфюмерно-косметические товары: «Ученик парфюмера…»

Раздел Другое
Класс -
Тип Статьи
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Министерство образования Московской области

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области

«Государственный гуманитарно-технологический университет»

(ГГТУ)

« СОЦИАЛЬНО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»












Круглый стол по теме:

«Формирование общих компетенций через дополнительное образование».



Презентация педагогического опыта
на примере мастер-класса по теме парфюмерно-косметические товары: «Ученик парфюмера…»





Автор: преподаватель Иванова Наталья Михайловна













2016 год.

Г. Орехово - Зуево.

Расскажи, и я забуду.

Покажи, и я запомню.

Дай попробовать, и я пойму.

(Древняя китайская мудрость)

Наша жизнь не стоит на месте - она стремительно развивается, набирает новые обороты, идёт вперёд, внося свои коррективы в различные жизненные процессы, в том числе - в процесс образования.

Вместо простой передачи знаний от учителя к ученику приоритетной целью образования сегодня является формирование у обучающихся умения самостоятельно приобретать знания т.е. умения учиться.

Сегодня каждый преподаватель стремится решать главную задачу современного профессионального образования - формирование компетентного выпускника, т.е. приближение его к заказу социума. Дисциплины профессионального цикла - стартовая площадка для этого в системе профессионального образования, в том числе и для освоения общих компетенций. И каждый преподаватель по своему, находит здесь своё решение.

Можно напомнить известное высказывание П.Ф. Каптерева: «общее образование не есть изучение предметов, а есть развитие личности предметами…», которое актуально и для профессионального образования. Пользуясь программным материалом, преподаватель должен уметь направить обучающегося не только на приобретение знаний и умений по выбранной профессии, но и сформировать и развить его общие компетенции как фундамент для приобретения профессиональных компетенций.

По требованиям ФГОС, выпускник, освоивший ППКРС, должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

ОК 8. Исполнять воинскую обязанность , в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей)

Мои обучающиеся получают профессию « Продавец, контролёр-кассир».Какие же общие компетенции можно сформировать в рамках урока ПМ 01.01 «Продажа непродовольственных товаров»?

Те, которые направлены на организацию деятельности, т.е. ОК 1. - ОК 7.

Как их формировать?

Путём применения современных технологий обучения и дополнительного образования.

Какую технологию предпочесть?

Это решает каждый преподаватель индивидуально в зависимости от состава и подготовленности группы, изучаемого материала, технических возможностей и т.д.

Я предпочитаю использовать в своей работе в качестве дополнительного образования обучающихся проведение мастер-классов по темам дополняющих или расширяющих знания и умения будущих работников торговли как одну из форм обучения при применении интерактивных технологий.

Почему?

Одна из причин - осознанные ответы обучающихся на вопросы в процессе познания:

  • что знал,

  • что узнал,

  • что осталось непонятным,

  • что я буду с этим делать,

т.е. формирование умения анализировать свою деятельность. Это побуждает и обучающихся заниматься самообразованием (без этого не обойтись в высокотехнологичном, конкурентном мире).

Другая, не менее важная причина- это возможность формирования необходимости работы с информацией, в том числе большого объёма (что актуально в современном информационном обществе), расширения кругозора обучающихся.

Кроме того, обучающимся становится интереснее учиться, растёт мотивация к изучению дисциплины. Знания, получаемые при такой форме обучения, становятся актуальными для них. Наблюдается повышение качества знаний и, самое главное, уделяется больше внимание САМОЙ ЛИЧНОСТИ обучающегося.

Что такое мастер-класс? Это известно-

одна из эффективных форм распространения и трансляции собственного опыта и профессионализма.

  • Мастер-класс - это открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины;

  • особый жанр обобщения и распространения опыта;

  • главное средство передачи концептуальной новой идеи своей (авторской) педагогической системы;

  • эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия.

Технология мастер-класса.

  • не сообщить информацию, а передать способы освоения деятельности, будь то прием, метод, методика или технология;

  • показать и передать продуктивные способы работы - одна из важнейших задач преподавателя.

Позитивный результат мастер-класса.

  • овладение участниками новыми творческими способами, решения какой - либо проблемы,

  • в формировании мотивации к самообучению, самосовершенствованию, саморазвитию.

Если использовать мастер-классы для организации и проведения занятий с обучающимися, где преподаватель помимо основных педагогических целей ставит задачу передачи своего опыта и знаний обучающимся, то можно выделить:

1.Примерный алгоритм проведения мастер-класса.

  • выделение проблемы;

  • панель (актуализация проблемы);

  • объединение в группы для решения проблемы;

  • работа с материалом;

  • представление результатов работы;

  • обсуждение и корректировка результатов работы.

2.Обязательно выделить и определить:

Позицию преподавателя.

  • Это, прежде всего позиция консультанта и советника, помогающего организовать учебную работу, осмыслить наличие продвижения в освоении способов деятельности;

  • создание атмосферы открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

  • организация работы вместе со всеми, (преподаватель равен участнику мастер-класса в поиске знаний и способов деятельности).

  • Преподаватель исключает официальное оценивание работы участников мастер-класса, но через социализацию, афиширование работ дает возможность для самооценки , самокоррекции.

3.Разработать и подготовить основные виды деятельности, которыми будут заниматься обучающиеся при проведении такого занятия. Например:

В ходе мастер-класса участники:

• изучают материалы и разработки по теме мастер-класса; проводят необходимые наблюдения, практические работы, опыты, эксперименты;

• участвуют в обсуждении полученных результатов;

• задают вопросы, получают консультации;

• предлагают для обсуждения собственные проблемы, вопросы, разработки;

• высказывают свои предложения по решению обсуждаемых проблем, получают дополнительные сведения и информацию

Следует обратить внимание при подготовке мастер-класса на то, что в технологии их проведения главное - не сообщить и освоить информацию, а передать способы деятельности, будь то прием, метод, методика или технология. Передать продуктивные способы работы - одна из важнейших задач для преподавателя при формировании общих компетенций.

Мы не готовим парфюмеров, но, например, мастер- класс по теме

« Ученик парфюмера…» даёт возможность обучающимся не только узнать дополнительную информацию по теме урока ПМ .01.01, но и попробовать создать своими руками свой авторский парфюмерный продукт-духи.

Принцип мастер-класса: «Я знаю, как это делать. Я научу вас».

Для организации и проведения такого мастер- класса требуется большая подготовительная работа преподавателя и дополнительная внеаудиторная работа обучающихся по поиску информации, литературы, материалов и т.п.

Мастер-класс - это конечно двусторонний процесс, и отношения «преподаватель - обучающийся» являются абсолютно необходимыми. Непрерывный контакт, практически индивидуальный подход к каждому обучающемуся - вот то, что отличает мастер-классы от всех остальных форм и методов обучения.

На подготовительно-организационном этапе мастер-класса, я ставлю перед обучающимися цель и задачи, активизирую деятельность его участников с помощью проблемных вопросов и ситуаций , демонстрации отрывка из фильма, сообщениями по данной теме (которые готовят обучающиеся заранее в рамках внеаудиторной самостоятельной работы), и демонстрирую видео ролики . Обучающиеся встраиваются в диалог, проявляют активную позицию, помогая преподавателю в организации занятия, тем самым формирую общие компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

На основном этапе мастер-класса - обучающиеся выполняют, задания в соответствии с обозначенной задачей урока по индивидуальным заданиям с помощью алгоритма действий создают парфюмерную композицию, а с помощью ресурсов сети Интернет - создают, рекламу парфюмерной композиции, которая у них получилась. На этом этапе, работая самостоятельно и в команде , они учатся работать со справочниками и дополнительной литературой, пользуются консультацией и советами преподавателя .Тем самым формируются такие общие компетенции как умение:

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

На заключительном этапе - афиширование -идёт представление собственных выполненных работ, защита своих проектов и их соответствие санитарным нормам и правилам, возможностью применения или реализации.

На этом этапе можно проследить, как глубоко сформированы такие общие компетенции как умение:

ОК 6. Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Соблюдать правила реализации товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.


Заключительное слово преподавателя на мастер- классе - это подробный

анализ результатов деятельности, который можно провести по критериям:

  • каково овладение обще интеллектуальными способами деятельности;

  • развита или нет способность каждого к рефлексии;

  • сформировались ли элементы коммуникативной культуры.

Особое место в формировании общих компетенций необходимо обратить на рефлексию т.е. умение обучающихся проводить самооценку и самоанализ по поводу своей деятельности на мастер-классе.

На этом важном этапе проведения мастер-класса закладываются к формированию или закреплению следующие общие компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

Результатом «мастер-класса» как правило является тот или иной продукт самостоятельной деятельности обучающихся под незаметным, тонким руководством преподавателя . Такая модель урока (занятия), которую как-бы разработал «ученик» под руководством «учителя-Мастера» с целью применения этой модели в практике собственной деятельности, на мой взгляд является эффективной при формировании общих и профессиональных компетенций.

Дмитрий Менделеев сказал: «Границ научному познанию предвидеть невозможно». В педагогике этих границ, пожалуй, вовсе не существует. Ведь преподаватель находится в постоянном поиске нового. Надеюсь, в опыте моей работы вы найдёте для себя что-то нужное.

Желаю всем творческой неуспокоенности.

© 2010-2022