Самоанализ работы за 2014-2015 учебный год

Раздел Другое
Класс -
Тип Другие методич. материалы
Автор
Дата
Формат docx
Изображения Нет
For-Teacher.ru - все для учителя
Поделитесь с коллегами:

Самоанализ учителя математики

Морозовой Татьяны Владимировны

за 2014-2015 уч.года

«Если человек в школе не научится творить,
то и в жизни он будет только подражать и копировать».

Л.Н.Толстой.

В любой системе общего образования математика занимает одно из центральных мест что, несомненно, говорит об уникальности этой области знаний.

Что представляет собой современная математика? Зачем она нужна? Подобные вопросы часто задают учителям дети. И каждый раз ответ будет разным в зависимости от уровня развития ребёнка, его образовательных потребностей и требований современного мира.

Моё педагогическое кредо - создание благоприятных условий для воспитания компетентного выпускника, который справится со многими возникшими проблемами путём раскрытия его индивидуальных возможностей.

Целью педагогической деятельности учителя математики является эффективное построение учебного процесса на любой ступени обучения, учитывающее разноуровневую подготовку учащихся, привлечение их к исследовательской работе, подготовку к поступлению и учебе в вузах и других учебных заведениях. При этом необходимо не только дать ученику определенную сумму знаний, но и научить его учиться, развивать интерес к учению с учетом тенденций развития мирового сообщества XXI века.

Следует отметить, что большую роль в активизации мыслительной деятельности играет интерес учащегося к тому, что он делает. А одним из инструментов для развития мышления, ведущего к формированию творческой активности учащегося, является исследовательская работа. При этом следует учитывать, что цивилизация неуклонно движется к построению информационного общества, где решающую роль играют информация и научные знания, а работа, осуществляемая с использованием средств информационных ресурсов, является движущей силой обучения.

Выбранная мной тема самообразования:

«Повышение интереса учащихся к изучению математики через исследовательскую деятельность».

Исходя из вышеизложенного, я ставлю перед собой следующую цель:

формирование у обучающихся умений и навыков самостоятельно приобретать и пополнять знания посредством развития познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей с использованием различных источников информации, в том числе информационно- коммуникационных технологий.

Задачи: Развивать познавательные интересы на основе опыта самостоятельного приобретения новых знаний; Научить приобретать опыт поиска и использования информации по заданной теме;

Развивать математические способности; Формировать положительную мотивацию к изучению математики; Формировать всесторонне развитую социально зрелую личность; Расширить понятие о роли математики в процессе познания человечеством окружающего мира; Расширить кругозор обучающихся;

Исследовательский метод в обучении заключается в самостоятельном решении учащимся проблем, задач познавательного и практического характера. При исследовательской деятельности дети отыскивают не только способы решения поставленных проблем, но и побуждаются к самостоятельной их постановке, к выдвижению целей своей деятельности.

Для решения поставленных задач я стараюсь прививать ученикам интерес к исследованию, вооружая их методами научно-исследовательской деятельности. Организовываю работу детей так, чтобы они усваивали процедуру исследования, последовательно проходя все его основные этапы:

-Анализ ситуации, принимая во внимание все решения или предположения;

-Выявление и формулировка проблемы, которую надо решить;

-Использование предположения как гипотезы, определяющие наблюдения и сбор фактов с использованием различных источников;

-Аргументация и систематизация обнаруженных фактов;

-Практическая или воображаемая проверка правильности выдвинутых гипотез.

Урок, на котором применяется исследовательский метод, включает следующие учебные элементы:

-Ситуация успеха: предлагаю ученикам задачи, которые каждый решает без особых затруднений;

-Ситуация затруднения (ощущения проблемы): предлагаю задачу, похожую на предыдущие, но решить до конца они ее не могут, так как они не имеют еще необходимых знаний;

-Постановка учебной проблемы: учащиеся, осознав проблему, проговаривают ее, говорят, каких знаний им не хватает, для того чтобы решить задачу, выдвигают гипотезы о возможных путях решения задачи;

-Решение учебной проблемы: если предложено несколько путей решения проблемы, то возможно деление класса на группы;

-Презентация проекта исследовательской деятельности членами каждой группы по следующему плану:- Проблема, решаемая группой;- Гипотеза, выдвигаемые группой для решения проблемы;

- Цели и задачи, поставленные группой для решения проблемы;- Пути решения проблемы;

- Выводы, которые подтверждают или опровергают выдвинутые гипотезы.

При работе с группами, я использую дифференцированный подход, консультирую каждую группу в отдельности.

В первой группе работа осуществляется под моим постоянным контролем, с использованием в основном метода комментирования. Задания составляю с учетом обязательных результатов обучения, добавляю руководство к действию. Работа с источниками происходит в основном в виде ответов на вопросы.

Во второй группе осуществляю постепенный переход к самостоятельному выполнению заданий в измененной ситуации. Использую творческие задания, которые предполагают ответы на проблемные вопросы, с использованием дополнительных источников.

В третьей группе основной акцент делаю на самостоятельность учащихся, консультирую в основном по форме презентации, а не по содержанию.

Так же для успешного достижения цели в своей работе я часто использую различные формы самостоятельной работы учащихся. На занятиях ориентируюсь на всех учащихся класса, имея в виду общие знания в целом и на каждого учащегося в отдельности. Провожу индивидуальные и групповые самостоятельные работы с использованием дополнительных источников. Для большей эффективности работы учащихся в процессе обучения я применяю тесты с выбором ответа и карточки-задания. В таких работах я стараюсь включать вопросы, которые устанавливают связь между новым материалом и ранее изученным.

При этом преследую следующие цели:

-Формирование и дальнейшее развитие мыслительных операций: анализа, сравнения, обобщения синтеза и т.д.;

-Развитие мышления;

-Развитие качеств творческой личности, таких, как познавательная активность, упорство в достижения цели, самостоятельность; -Регулярный контроль успеваемости учащихся по предмету.

Большое внимание я уделяю формированию культуры речи, пониманию математических обозначений, терминов, понятий, стараюсь развивать все качества коммуникативной математической речи . На уроках использую теоретические математические диктанты, предлагаю для решения задачи с обязательным письменным объяснением, использую алгоритмы к заданиям. Таким образом, позволяя ученикам самостоятельно, правильно, четко давать определения и пользоваться обозначениями.

В своей работе я руководствуюсь принципами научной деятельности: наблюдаемость, простота системность, соответствие

Систему домашних заданий я стою по принципу "минимум - максимум". Задания - минимум обязательны для всех. Задания - максимум необязательны, рассчитаны на учеников, интересующихся предметом, имеющих к нему склонность.
Использую следующие виды инструктажа при задании уроков на дом:

-предлагаю выполнить таким же способом, каким выполнялись аналогичные работы в классе;

-объясняю способ выполнения задания на двух-трех примерах;

-разбираю наиболее трудных элементов домашнего задания.

Систематически задаю творческие домашние задания сроком до одной недели с элементами практических исследований, наблюдений, требующие для выполнения использование справочников, интернет - ресурсов, моих консультаций. Это формирует информационную культуру у обучающихся и способствует развитию навыков качественного выполнения творческих работ

Большое внимание я уделяю внеклассной работе, как с целью ликвидации пробелов в знаниях и формированию устойчивой мотивации к изучению предмета у обучающихся различных категорий, так и с целью развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся. Критерием эффективности такой формы организации обучения являются позитивные изменения в знаниях, умениях учеников. Такая работа строится на условиях добровольного участия, активности и самодеятельности детей.

Мой учебный кабинет оснащен разнообразными наглядными пособиями, подобран разнообразный материал для проведения внеклассной работы по математике; дидактический и методический материал для проведения школьных олимпиад и подготовке к выпускной аттестации (ЕГЭ и ГИА). Оформлен стенд для выпускников, содержащий информацию по правилам оформления бланков ЕГЭ, условиям проведения, представлен список сайтов. Также мной создан банк творческих работ обучающихся, которые служат наглядным пособием, образцом для других обучающихся.

Являюсь руководителем школьного методического объединениях учителей математики, физики, информатики.

Как положительный результат своей деятельности хочу отметить:

- Стабильную качественную успеваемость по предмету

- Формирование устойчивой мотивации к изучению предмета у обучающихся различных категорий;

- Формирование информационной культуры у разных возрастных категорий;

- Увеличение числа обучающихся, принимающих участие в социально - значимой деятельности

Однако исследовательская деятельность наряду с несомненными достоинствами требует больших затрат времени. Хотя это дополнительное время окупается эффективностью развития творческого мышления учащихся, но когда его нет, приходится ограничиваться применением исследовательского метода к отдельным темам, наиболее подходящим для этой цели. Фактор времени часто вынуждает применять в обучении методы, являющиеся лишь частично исследовательскими.

Считаю необходимым продолжить работу над данной темой, однако, для повышения качества в работе хотелось бы более современного оснащения кабинета, возможность систематического выхода в интернет на уроках, обширную медиатеку.

В 2014-2015 учебном году работала в 5 «а»классе ,8 «б», «в», «к» классах, в 7 «а» классе

Используемая рабочая программа по математике разработана на основе программы М.:Мнемозина, 2012г., рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования РФ. Именно эта программа предусматривает формирование у школьников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Выполнение программы обеспечивается комплектом учебников:

Наименование предметов в соответствии с учебным планом

Класс

Программа (название, авторы, кем рекомендованы, издательство, год издания)

Учебник (название, автор, издательство, год издания)

Математика

5

. А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский и др.

А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский и др.

Алгебра

7

И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. Программа. Алгебра. 7-9 классы. М., Мнемозина, 2011 г.

"Алгебра: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений", А.Г. Мордкович , М., Мнемозина, 2012 г.

Геометрия

7

В.Ф. Бутузов. Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна и других. 7-9 классы. М., Просвещение, 2013 г.

"Геометрия 7-9", Л.С. Атанасян, М., Просвещение, 2011 г.

Алгебра

8

И.И. Зубарева, А.Г. Мордкович. Программа. Алгебра. 7-9 классы. М., Мнемозина, 2011 г.

"Алгебра: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений", А.Г. Мордкович , М., Мнемозина, 2012 г.

Геометрия

8

В.Ф. Бутузов. Геометрия. Рабочая программа к учебнику Л.С. Атанасяна и других. 7-9 классы. М., Просвещение, 2013 г.

"Геометрия 7-9", Л.С. Атанасян, М., Просвещение, 2011 г.

1.Мониторинг успеваемости в сравнении по годам.

предмет

класс

2013-2014

2014-2015

усп

Кач.

усп

кач

математика

5

/////////////////

//////////////////

100

93

6

100

90

////////////////////

//////////////////

алгебра

7

100

57

100

88

8

////////////////

//////////////////

100

57

геометрия

7

100

67

100

80

8

///////////////

//////////////////

100

50

2. Мониторинг успеваемости по четвертям за 2014-2015 учебный год

общее

предмет

класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

усп

Кач.

усп

кач

усп

кач

усп

кач

усп

кач

Математика

100

89

100

96

100

96

100

93

100

93

Алгебра

100

57

100

63

100

62

100

66

100

65

Геометрия

100

59

100

64

100

60

100

56

100

58

По классам

предмет

класс

1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

усп

Кач.

усп

кач

усп

кач

усп

кач

усп

кач

Математика

100

89

100

96

100

96

100

93

100

93

Алгебра

100

80

100

80

100

84

100

92

100

88

100

58

100

69

100

73

100

69

100

73

100

40

100

58

100

45

100

50

100

50

100

42

100

37

100

47

100

53

100

47

Геометрия

100

80

100

84

100

80

100

72

100

80

100

58

100

81

100

69

100

69

100

73

100

40

100

42

100

40

100

40

100

35

100

47

100

42

100

42

100

42

100

50

3. Результаты контрольных срезов, диагностических работ в сравнении

предмет

класс

входная

1 полугодие

год

усп

кач.

усп

кач

усп

кач

математике

100

77%

100

58%

100

89%

предмет

класс

входная

1 полугодие

Пробный регион. экз по текстам УО

Регион. экзамен по текстам УО

усп

кач.

усп

кач

усп

кач

усп

кач

математике

100%

69%

100%

71%

100%

79%

100%

84%

100%

46%

100%

50%

100%

75%

100%

88%

100%

38%

100%

33%

100%

36%

100%

65%

100%

21%

100%

29%

100%

73%

100%

73%

Результативность работы (урочная, внеурочная)

класс

% успеваемости

% качества

% обученности

100

94

69,6

100

78,6

64,6

100

68

58

100

44

49

100

42,8

45

ИТОГО 65,48 57,24

4.Достижения учеников на школьных, муниципальных олимпиадах, соревнованиях (олимпиады, интеллектуальные марафоны, научные конференции, публикации в журналах уч-ся, конкурсы, проекты)

Название олимпиады

Место

Муниципальный конкурс по математике «Математическая карусель»

Почётная грамота команде 5кл.

Всероссийская олимпиада школьников по математике муниципального этапа(школьный этап)

18 победителей

Всероссийская олимпиада школьников по математике муниципального этапа (городской этап)

2чел

Всероссийская олимпиада «Ребус»

6чел-диплом 1степени

5чел-диплома 2 степени

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике проекта «Инфоурок»

7чел-диплом 1степени

11чел-диплома 2 степени

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике, проекта «Новый урок»

3чел-диплом 1степени

8чел-диплома 2 степени

Всероссийская дистанционная олимпиада по математике, проекта «Видеоурок »

3чел-диплом 1степени

3чел-диплома 2 степени

Всероссийская олимпиада «Я энциклопедия»

5чел-диплом 1степени

Всероссийская олимпиада «Эврика»

5чел-диплом 1степени

5чел-диплома 2 степени

Всероссийская олимпиада «Лисёнок»

8чел- дипломов 1 степени, 3чел-диплома 2 степени

Городской турнир юных математиков

2 почетные грамоты

Международный конкурс по математике «Кенгуру»

32 частника, 3диплома 1 степени по школе

5. Открытые уроки, открытые внеклассные мероприятия ( на ШМО, ГМО, область)

Класс

Тема

Дата

5 «А»

8 «б»

5 «а»

7 «А»

Школа:( в рамках недели математики)

тема:«Решение уравнений»;

тема: «Решение квадратных уравнений»

Школа:( в рамках семинара)

тема: «Умножение и деление десятичных дробей»

Город:(в рамках проверки УО),

тема :«Признаки параллельности прямых»


6.Обобщение опыта работы внутри МО (доклады, мастер-классы, семинары и т.д.)

Тема

Дата

1. Анализ результатов итоговой аттестации в выпускных классах в 2013-2014 году и организация деятельности учителя математики в новом учебном году по подготовке учащихся 11-ых классов к сдаче ЕГЭ и итоговой аттестации в новой форме в 9-ых классах. Демоверсии КИМов для итоговой аттестации в 9-ых и 11-ых классах в новом учебном году.

2. О работе с УМК по учебнику Мерзляк в 5-6 классах.

3. Современные педагогические технологии на уроках математики и во внеклассной деятельности как средство оптимизации учебно-воспитательного процесса: «О первичном внедрении приёмов и методов технологии модерации и активные методы обучения на уроках математики».

4 Современные образовательные технологии. Кейс - технология

28.09.2014


10.10.2014

09.11.2014

19.02.2015

7. Обобщение опыта работы на район / область (доклады, мастер-классы, семинары и т.д.).

Тема

Дата

1.Международная научно-практическая конференция. Мастер-класс «Реализация персонифициованной модели повышения квалификации учителей математики по теме: «Формирование универсальных учебных действий средствами УМК «Математика 5 класс» автор А.Г.Мерзляк, В.Б.Полонский и др.»

2. Семинар для учителей математики ИПК «Реализация требований ФГОС ООО к результатам обучения средствами линии учебно-методических комплектов УМК «Алгоритм успеха»

3. Участие в международной видеоконференции на базе Гимназии №4. Тема: «Обобщение опыта работы по учебникам Башмакова»

4. Участие в семинаре-практикуме «Решение тригонометрических задач» на базе Президентского кадетского училища»



26.03.2015


8. Повышение квалификации (курсы)

Дата

Тема

Место

№ удостов./свидетельства



9. Тема по самообразованию

Тема

«Повышение интереса учащихся к изучению математики через исследовательскую деятельность

Сроки


10. Публикации в СМИ (Интернет, журналы, газеты )

Название материала

Где опубликован (адрес url)

Кол-во стр.

II Международная научно-практическая конференция «Педагогические технологии в современном образовании» с научно- методической разработкой «Инфоматизация образования»,(2014г);

Книга «Педагогические технологии в современном образовании» часть 2.

4стр.

Личный сайт

morozova2014.my1.ru


11. Участие в профессиональных конкурсах.

Название конкурса, его уровень (школьный, районный, областной, всероссийский)

Сроки

Сертификат участника вебинара по теме «Инструктаж «Как стать участником всероссийской апробации электронных учебников издательства «Просвещение» Артем Симонович Соловейчик,

вице-президент по новым технологиям издательства «Просвещение»

Москва ,14 апреля 2015 года

сертификат; Всероссийский конкурс «Учитель года -2014» по версии сайта mldv.ru-2014

Работа с родителями основана на гуманистическом стиле общения. Уважительном и требовательном отношении семьи и школы к учащемуся, умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов. В своих выступлениях на родительских собраниях стараюсь приобщить родителей к воспитанию в детях ответственного отношения к учению, развитию осознанной потребности в изучении математики, к заинтересованности в дополнительных занятиях по подготовке к ГИА и ЕГЭ. Довожу до сведения родителей требования по изучению предмета математики. Родители всегда в курсе успеваемости школьников. Стараюсь убедить родителей в важности изучения предмета. Оценки выставляю в дневник ученика и считаю его действенной связью учителя с родителями. Стараюсь не использовать дневник для отрицательных замечаний.

Как классный руководитель 8б класса для обследования родителей с целью удовлетворенности учебным процессом использую анкетирование. Анализ результатов показал, что обучение проходит на достойном уровне, создается хороший классный коллектив. Родители считают, что мной учитываются индивидуальные способности детей, ежедневно проводятся дополнительные занятия с сильными и отстающими учениками.

Мониторинг успеваемости 8Б класса в 2014-2015

1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

год

на«5»

0

0

1

0

0

«4»

11

14

14

15

16

«3»

15

12

11

11

10

%успеваемости

100%

100%

100%

100%

100%

% качество

42%

54%

58%

58%

62%

% обученности

48%

51%

54%

52%

53%


© 2010-2022